1. Слушание стихотворения М. Гали «Земные краски», беседа после чтения.
- Удивительное стихотворение! А вам оно понравилось? Чем? Какие чувства, эмоции вас охватили при слушании? Какие картины природы вам представились? О каком времени года это стихотворение? Как вы думаете, как оно называется? Кто автор стихотворения?
Слово об авторе (информация для учителя)*.
Муса Гали (Галиев Габдрахман Галеевич) - башкирский писатель и поэт - родился 15 октября 1923 г. в деревне Старо-Мусино Чишмин- ского района. После школы в 1939 г. поступил в Давлекановское башкирское педагогическое училище. Воевал, был тяжело ранен. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалью «За отвагу» и другими боевыми наградами. После войны работал в школе. В 1952 году окончил Башкирский государственный педагогический институт, затем высшие литературные курсы в Москве.
За активную литературную деятельность награжден орденом Трудового Красного Знамени.
Муса Гали как поэт сформировался в послевоенные годы. В 1953 г. издал первый сборник стихов «Светлый день». С тех пор увидели свет более тридцати книг. Многие из них были изданы на русском языке в Москве.
Ассоциативное мышление и образность являются самыми характерными сторонами поэзии Мусы Гали. Поэт активно работал и в детской поэзии.
2.Моделирование обложки.
- Кто написал это стихотворение? (Муса Гали.) В какой части листа вы «запишете» фамилию автора? (Вверху.) Нарисуйте красную рамочку. Как называется стихотворение? («Земные краски».) В какой части листа «запишете» заголовок произведения? (Внизу.) Замените заголовок синей рамочкой. Определите жанр произведения. (Это стихотворение.) Какой фигурой-«за- местителем» обозначим стихотворение? (Треугольником.) В какой части листа расположите треугольник? (В центре листа.) О чём это стихотворение? (О природе.) Каким цветом обозначается тема природы? (Зелёным цветом.) «Прочитайте» по модели фамилию автора, заголовок произведения.
3.Повторное слушание стихотворения.
- С кем разговаривает поэт? (С березой, сосной и цветами.) Кого благодарят растения? Почему?
Если в классе есть хорошо читающие дети, можно прочитать стихотворение по ролям.
' Ресурсный материал: http:/7www.bashedu.ru/konkurs/baimov/bpr/bpr047.html
148
4. Работало учебнику с иллюстрацией.
- Удалось ли художнику передать то, что сказал поэт своим стихотворением?
Упражнение в чтении.
![]() |
Пальцы обеих рук сцеплены - выпрямление и сцепление пальцев. Сделать крышу домика из пальцев. Помахать кистями рук. Соединить большой и указательный пальцы обеих рук, образуя квадрат. Прижать ребра ладоней друг к другу, открывать и закрывать «дверки». К большому пальцу поочередно прижимать остальные. Имитируем брызги пальцами. |
- Прочитайте слова и предложения в учебнике.
Физкультминутка
Пальчиковая гимнастика.
Надо пальчики размять, Чтоб красиво рисовать.
Красный цвет хорош для крыши, Так Дружку сказали мыши. Домик наш других не хуже, Будет желтым он снаружи. Голубым покрасим рамы, Будут, как глаза у мамы.
Не жалей зеленой краски Будут ставни цвета ряски.
Мы нисколько не устали Красим мелкие детали. Дом наш будет словно сказка, Вот оранжевая краска. Нам на дверь не хватит краски Это ясно без подсказки. Что ж, придется нам теперь Разноцветной сделать дверь.
5. Выполнение заданий в тетради.
- Сравните свою работу с моделями-образцами на доске.
- Соедините слова с рисунками. Что изображено на первом (втором, третьем) рисунке? С какими словами соединим этот рисунок?
Разучивание стихотворения.
III. Итог урока.
- С каким произведением вы познакомились? Назовите фамилию автора. Что пытался донести до нас автор? Так почему же Муса Гали называет природу Художницей?
У природы живые краски, Миллионы лучистых соцветий. Для чего чудеса из сказки, Если в жизни их можно встретить?
Оформление книжки-самоделки.
- Сделаем книжку-самоделку. Кто хотел бы нарисовать иллюстрацию к стихотворению? (Задание можно выполнить в классе, если позволяет время, или задать на дом.)
- Сдайте свои модели обложек, модели обложек с рисунками и рисунки. (Учитель собирает листы, вкладывает их в обложку и вместе с детьми оформляет ее.)
Модель обложки Обложка Титульный лист
Муса Гали
Фамилия автора рисунок заголовок |
рисунок Земные краски
Муса Гали Книжка-самоделка
Земные краски
Волгоград
СОШ №___
Для самостоятельной работы (по желанию): сделать иллюстрацию к стихотворению Мусы Гали «Земные краски»; найти книгу со стихотворениями о природе; выполнить задания в тетради.