В статье рассматривается взаимосвязь технических регламентов и документов стандартизации как основных средств технического регулирования, их сущность, необходимость гармонизации с целью исключения противоречий и пробелов в законодательстве.
Ключевые слова: техническое регулирование, технический регламент, стандарт, безопасность, систематизация
Повышение качества продукции на сегодняшний день – это один из наиболее важных вопросов любого государства, независимо от его экономического, политического и социального устройства. Не прибегая к усовершенствованию производственного уровня и качества продукции, не предстоит возможным решение основных экономических и политических задач, стоящих перед государством. Только с помощью такого критерия, как качество продукции мы имеем достоверную картину об оценке деятельности того или иного предприятия. Производство некачественной продукции наносит материальный ущерб не только предприятию-производителю, но и государству в целом, что в дальнейшем влечет колоссальные финансовые потери [1, с.4–5].
Федеральный закон «О техническом регулировании» является одним из основополагающих инструментов образования и функционирования государственной политики, призванной обеспечить новые условия производства, обусловленные переходом к рыночной экономике и развитием экономических институтов. Он определяет основные перспективы реформирования системы технического регулирования, регламентирующей обязательные требования к производству и продукции, контроль за соблюдением этих требований, как со стороны государства, так и со стороны общества [3, с. 165–166]. Центральное место в этой системе занимает технический регламент – документ, выступающий в качестве стабильного показателя безопасности объектов технического регулирования, с одной стороны, обязывая производителя выпускать продукцию, соответствующую требованиям безопасности, а с другой
|
– указывая потребителю, какой эта продукция должна быть [5, с. 515–516].
В Советском Союзе существовала устойчиво сформированная система государственного регулирования вопросов качества и безопасности продукции на всех стадиях ее жизненного цикла, главным элементом которой являлись
государственные стандарты. Данная система регламентировала требования к товарам, изделиям, материалам и продукции, обеспечивала производство продукции по заданным параметрам, и при плановой экономике функционировала достаточно эффективно [2, с. 10].
На сегодняшний день основным нормативным правовым актом, регламентирующим стандартизацию в нашей стране, является ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации», принятый в июне 2015 г. В соответствии с ним документом по стандартизации признается «документ, в котором для добровольного и многократного применения устанавливаются общие характеристики объекта стандартизации, а также правила и общие принципы в отношении объекта стандартизации, за исключением случаев, если обязательность применения документов по стандартизации устанавливается настоящим Федеральным законом». Также следует отметить, что в статье 4 Закона о стандартизации регламентируются принципы стандартизации, первым из которых является добровольность применения документов по стандартизации.
|
На практике возникают проблемы в национальной системе стандартизации, что обуславливается тем, что Закон о техническом регулировании рассматривает стандартизацию как инструмент обеспечения выполнения требований технических регламентов, однако, с другой стороны стандартизация должна рассматриваться как инструмент повышения качества жизни граждан и конкурентоспособности продукции [4, с. 72].
Во множестве технических регламентов, которые действуют в нашей стране, имеются отсылки к национальным документам по стандартизации. Отсюда напрашивается вопрос: становятся ли обязательными для соблюдения требования документов по стандартизации?
Рассмотрим данную ситуацию применительно к наружной рекламе.
Так, в части 4 статьи 19 ФЗ «О рекламе» сказано, что рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента. За несоблюдение этого требования предусмотрена административная ответственность по статье 14.37 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1000-1500 рублей для граждан, 3000-5000 рублей для должностных лиц 500000-1000000 рублей для юридических лиц.
Однако на сегодняшний день не существует технического регламента, регламентирующего безопасность рекламной конструкции и ее территориальное размещение (он существует лишь в виде законопроекта № 497703-4 «О безопасности рекламных конструкций и их территориального размещения»).
Какой выход из данной ситуации? Постановлением Правительства РФ
№1521 от 26.12.2014 утвержден перечень национальных стандартов, применяющихся на обязательной основе в целях соблюдения «Технического регламента о безопасности зданий и сооружений», в котором закреплен следующий национальный стандарт – ГОСТ Р 52044-2003 «Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения».
|
Исходя из вышесказанного, можно проследить логику законодателя. Поскольку рекламная конструкция представляет собой, прежде всего сооружение, то во исполнение «несуществующего» технического регламента о безопасности рекламной конструкции и ее территориального размещения был утвержден в качестве обязательного национальный стандарт, соблюдение требований которого в последующем обеспечивает соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Таким образом, в настоящее время принцип «добровольности» стандартизации является относительным. Это обусловлено тем, что не приняты все необходимые технические регламенты, поэтому отдельные стандарты, обеспечивающие жизнь и здоровье граждан, безопасность их имущества и окружающей среды, применяются в обязательном порядке.
Можно констатировать, что в настоящее время реформа технического регулирования не осуществлена в полном объеме и, как следствие, субъекты предпринимательской деятельности находятся в состоянии правовой неопределенности, что нельзя признать удовлетворительным. Таким образом, можно лишь надеяться, что в ближайшем времени реформа технического регулирования будет завершена и все необходимые технические регламенты будут приняты.