Глава 2. Эксперимент по уровню развития памяти младших школьников
Организация и условия проведения эксперимента
Базой исследования стала МБОУ «школа № 3» города Троицка. В исследовании приняли участие 10 младших школьников из 3-го класса (первая группа) и 12 младших школьников из 4-го класса (вторая группа).
Для исследования памяти использовалась методика «Память на образы», автором которой является В.П.Зинченко [9]. Методика предназначена для изучения образной памяти. Сущность методики заключается в том, что испытуемому экспонируется таблица с 16 образами в течение 20 секунд. Образы необходимо запомнить и в течение 1 минуты воспроизвести на бланке. Ребенку необходимо нарисовать или записать (выразить словесно) те образы, которые запомнили. Оценка результатов тестирования производится по количеству правильного воспроизведения образов. Методика используется в группе и индивидуально. Норма – 6 правильных ответов и больше.
«Вам будет предъявлена таблица с образами. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 сек запомнить как можно больше образов. Через 20 секунд таблицу уберут, и Вы должны будете записать все те образы, которые запомнили».
Обучающимся были предложены следующие образы:
2.2. Анализ и оценка результатов экспериментальной работы
Результаты исследования памяти у младших школьников представлены в таблице 2.2.1.
Таблица 2.2.1 Результаты оценки уровня развития образной памяти у младших школьников
№ | Обучающийся | Балл | Балл (%) | Уровень | Пол |
Антон | 62,50 | Средний | Мужской | ||
Сергей | 56,25 | Средний | Мужской | ||
Елизавета | 50,00 | Средний | Женский | ||
Анастасия | 75,00 | Высокий | Женский | ||
Диана | 87,50 | Высокий | Женский | ||
Людмила | 81,25 | Высокий | Женский | ||
Павел | 56,25 | Средний | Мужской | ||
Валентина | 37,50 | Средний | Женский | ||
Мария | 50,00 | Средний | Женский | ||
Валерия | 37,50 | Средний | Женский | ||
Дмитрий | 25,00 | Низкий | Мужской | ||
Виталий | 56,25 | Средний | Мужской | ||
Татьяна | 75,00 | Высокий | Женский | ||
Виктор | 87,50 | Высокий | Мужской | ||
Наталья | Высокий | Женский | |||
Матвей | Высокий | Мужской | |||
Ольга | 50,00 | Средний | Женский | ||
Андрей | 56,25 | Средний | Мужской | ||
Александр | 43,75 | Средний | Мужской | ||
Екатерина | 43,75 | Средний | Женский | ||
Константин | 50,00 | Средний | Мужской | ||
Виктория | 56,25 | Средний | Женский |
|
Таблица 2.2.2− Среднее значение в баллах в группах
№ | Класс | Среднее значение (балл) | Среднее значение(%) |
9,50 | 59,38 | ||
9,92 | 61,88 |
Для дальнейшей оценки уровня развития памяти у учащихся младших классов, проверим полученные данные по критерию Стьюдента.
Где:
t– коэффициент Стьюдента;
Х1 –каждый член из первой выборки;
Х2 –каждый член из второй выборки;
М1 – среднее арифметическое первой выборки;
М2– среднее арифметическое второй выборки;
n1 – количество членов первой выборки;
n2 – количество членов второй выборки;
n+n–2 – число степеней свободы.
Делаем вычисления по формулам для нахождения коэффициента Стьюдента. S2= 1,12.Табличное значение находится исходя из степени свободы (n1+n2–2) и уровня значимости (0,05).
|
Проведенные расчеты по методу Стьюдента показали, что расчетное значение составило 0,15 при k= 10+12-2=20, табличное значение составило 2,086 при вероятности допустимой ошибки 0,05, то есть табличное значение больше, разница в группах незначимая (дети, обучающиеся в 3 классе и дети, обучающиеся в 4 классе не отличаются по исследуемым признакам).
Таблица 2.2.3 – Результаты вычисления по методике Стьюдента
№ | Х | Х - М | (Х - М)2 | № | Х | Х - М | (Х - М)2 | |
0,5 | 0,25 | -5,92 | 35,01 | |||||
-0,5 | 0,25 | -0,92 | 0,84 | |||||
-1,5 | 2,25 | 2,08 | 4,34 | |||||
2,5 | 6,25 | 4,08 | 16,67 | |||||
4,5 | 20,25 | 6,08 | 37,01 | |||||
3,5 | 12,25 | 6,08 | 37,01 | |||||
-0,5 | 0,25 | -1,92 | 3,67 | |||||
-3,5 | 12,25 | -0,92 | 0,84 | |||||
-1,5 | 2,25 | -2,92 | 8,51 | |||||
-3,5 | 12,25 | -2,92 | 8,51 | |||||
M1 | 9,5 | 68,5 | -1,92 | 3,67 | ||||
-0,92 | 0,84 | |||||||
M2 | 9,92 | 156,92 |
Результаты проведенного тестирования по уровням представлены в таблице 2.2.4
Таблица 2.2.4. – Диагностика уровня развития памяти у младших школьников
№ | Группы | Количество человек в группе | Уровень развития памяти младших школьников (количество человек %) | ||
высокий | средний | низкий | |||
3 класс | |||||
4 класс |
Графическое отображение полученных данных в ходе экспериментальной
работы представлено на рисунке 2.2.1
Рисунок 2.2.1. – Диагностика уровня развития памяти
Исходя из анализа уровня памяти у младших школьников, можно сделать следующий вывод: 25,00 % 4 класс и 30,00 % 3 класс имеют высокий уровень развития памяти, средний уровень наблюдается у 75,00 % 4 класс и 60,00 % 3 класс, низкий уровень присутствует у 0,00 % 4 класс и 10,00 % 3 класс.
|