III. Работа по теме урока.




1. Работа со стихотворением Е. Трутневой «Когда это бывает?»: слушание, беседа после слушания, моделирование.

- Что вам понравилось? Что не понравилось? (Дети выска­зывают свои мнения о произведении.)

- Я вам прочитала стихотворение Е. Трутневой «Когда это бывает?». Давайте сделаем обложку (первую страницу) книги.

Кто написал это стихотворение? Это фамилия автора, мы заменим ее красной рамочкой. Нарисуйте «заместитель».

- О чём было стихотворение? (О природе.) Как оно называ­ется? Замените заголовок синей рамочкой.

- Это рассказ, сказка или стихотворение? (Это стихотворе­ние.) Нарисуем треугольник вместо слова «стихотворение».

- О чём это стихотворение? (О природе.) Каким цветом за­красите треугольник? (Зелёным цветом, так как это книга о природе.)

- От чего зависит смена времён года? Отгадайте загадки.

Что весь мир обогревает и усталости не знает?

Улыбается в оконце, и зовут его все... (солнце).

- За год солнце делает широкий круг по небу. Какую работу выполняет солнце зимой?

Зимой у солнца дел немало -

Укрыть всю землю одеялом,

Убрать под лёд озёра, реки...

- Какие заботы у солнца летом? («Солнце печёт, липа цве­тёт, рожь поспевает...»)

- Чем отличается работа солнца весной и осенью? (Весной: тает снежок, раскрылись почки, деревья одеваются в зелёные листочки. Осенью: листья сыплются дождём, деревья раздева­ются, птицы улетают, дождик моросит.)

- Какие изменения в природе отметила Е. Трутнева в своём стихотворении?

2. Повторное слушание. Упражнение в чтении.

3. Работа по группам (изготовление книжки-само­делки).

- Выберите строки, которые хотите выучить наизусть и про­иллюстрировать.

Защита творческих работ.

IV. Обобщение.

- Какое новое произведение вошло в круг вашего чтения? Кто его автор?

- Покажите модель обложки и расскажите по ней о новом произведении.

V. Итог урока.

1. Выставка лучших работ. Выразительное чтение стихо­творения.

- Как вы считаете, какое время года главное?

2. Инсценировка.

Ведущий. Поспорили ребята, какое время года главное?

Саня. Лето! Летом созревает вишня, малина, клубника. Значит, лето и главное.

Коля. Осень - главное время года! Осенью всё с огорода убирают.

Марина. Осенью на зиму всё заготавливают! И ёлка зи­мой. И Новый год зимой. Зима - главное время года.

Ведущий. Спорили, спорили, решили к дяде Васе пойти: он комбайнер, он всё знает.

Все (хором). Дядя Вася, какое самое главное время года?

Ведущий. Подумал комбайнер и говорит...

Дядя Вася. Летом и осенью земля работает, трудится - урожай даёт людям. Зимой земля отдыхает, спит. А весной зёрна всходы дают. Яблони, вишни цветут. Весна - жизни начало.

Ведущий. Выслушали ребята и в один голос решили...

Все (хором). Весна и есть самое главное время года.

(По Ю. Щербакову.)

- Вы согласны, ребята? Определить самое главное время го­да трудно, а вот назвать любимое - легко.

- Какое время года вы считаете любимым?

Для самостоятельной работы: найти книги со сти­хами о своём любимом времени года; выучить отрывок и нари­совать к нему иллюстрацию.

Урок 30

ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДНОЙ ПРИРОДЕ. И. МАЗНИН «ДАВАЙТЕ ДРУЖИТЬ» (учебник), Н. НЕКРАСОВ «ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ» (хрестоматия). ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ.

Ю. КОВАЛЬ «БАБОЧКА»

Цель деятельности педагога: создать условия для развития умения выражать свою читательскую точку зрения, воспитания бережного и чуткого отношения к природе, каждому живому существу.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: различают основные нравственно-этические понятия, оценивают свое и чужое отношение к природе, анали­зируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих;

метапредметные: регулятивные - принимают и удер­живают цель деятельности до получения ее результата, плани­руют решение учебной задачи: выстраивают последователь­ность необходимых операций; познавательные - воспро­изводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, высказывают предположения; коммуника­тивные - воспринимают тексты с учетом поставленной учеб­ной задачи, оформляют диалогическое высказывание в соответ­ствии с требованиями речевого этикета;


предметные: научатся правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему; получат воз­можность научиться понимать нравственное содержание про­читанного произведения.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

- Доброе утро! Выглянуло солнышко. Оно посылает вам свои тёплые лучи. Потянулись к солнышку! (Развести руки че­рез стороны вверх, подняться на носочки.) Вы растёте, станови­тесь умнее, добрее. А теперь мысленно пошлите солнечные лу­чики маме, папе. Пожелайте всем добра, любви.

II. Работа с новым разделом.

- Сегодня мы начинаем работу над новым разделом. Прочи­тайте его название. (О наших друзьях — животных.) Откройте содержание и прочитайте, какие произведения изучаются в этом разделе. Какие авторы вам уже знакомы? С каким произведени­ем познакомимся сегодня?

III. Объявление темы урока.

- На уроке вас ждёт встреча с героями произведений И. Мазнина, Ю. Коваля и Н. Некрасова. Вы можете определить, кто герои их произведений? (Животные.) Почему вы так реши­ли? (Изучаются в разделе «О наших друзьях - животных».)

IV. Работа по теме урока.

1. Работа с произведением И. Мазнина «Давайте дружить».

Учитель выразительно читает стихотворение И. Мазнина «Давайте дружить», учащиеся следят по тексту.

- Понравилось ли вам стихотворение? О чём оно?

Чтение по строфам.

- Дружбы не может быть без очень важного элемента.

Работало группам.

- Соберите из разрозненных слов фразу. (Чтобы радость миру дарить, нужно добрым и вежливым быть!)

- К чему призывает автор этого стихотворения? С кем дру­жит солнце? Почему автор говорит, что «солнце дружит со все­ми»? Почему автор призывает всех своих читателей к тому, что-

бы нас «любили и зверь, и птица»? Почему автор называет лю­дей верными друзьями зверей и птиц? К чему призывает автор в последней строфе своего стихотворения? Какое чувство испы­тывает автор к своей планете? Какие строки доказывают это?

Рассмотрите иллюстрацию, которую нарисовал художник к стихотворению И. Мазнина. Какими строками произведения можно «подписать» данную иллюстрацию? А какую иллюстра­цию можно было бы нарисовать к последней строфе стихотворе­ния?

Чтение стихотворения учащимися: про себя; парами вслух; по строчкам; коллективное чтение вместе с учителем.

Выполнение задания 2вучебнике.

Самостоятельное выполнение заданий в рабочей тет­ради (коллективная проверка).

- Отгадайте загадку:

Вот загадка непростая, Разгадай секрет! Тело нитью обмотает, И появится на свет Чудо разноцветное, Волшебство заветное. (Бабочка.)

- Как вам удалось отгадать такую непростую загадку?

- Посмотрите, какие бывают бабочки. (Учитель демонстри­рует слайды, картинки, видеоролик, фотографии.) Понрави­лись вам бабочки? Какая именно? Кому захотелось поймать ба­бочку для своей коллекции?

- Очень часто мы видим что-то красивое и говорим: вот бы мне такое! Как хочется иметь такую красоту! Но давайте себе признаемся, что поймать бабочку - это значит убить её!.. Что же делать? Как сохранить красоту? (Рисовать, фотографировать.)

2. Работа над п р о и з в е д е н и е м Ю. Коваля «Бабочка».

Самостоятельное чтение рассказа Ю. Коваля «Бабочка».

- Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ, что вы почувствовали? Ответьте на вопросы 1, 2 в учебнике.

Хорошо читающие дети готовят информацию о редких ба­бочках.

Махаон - у этой бабочки остроконечные жёлтые крылья с чёрными полосками и голубыми и оранжевыми пятнышками. А на концах задних крыльев - «шпоры».

Аполлон - большая, белая, полупрозрачная бабочка, вся пронизанная светом солнца. На её крыльях - чёрные и красные кружки и точки. Аполлон летает только в солнечную погоду; летает очень медленно, не спеша, как будто специально хочет показать всем свою красоту.

Адмирал - на чёрных крыльях - красные полоски-«лам- пасы», как на брюках адмирала. Весной эти бабочки, как птицы, летят с юга на север.

Самостоятельная работа по рабочей тетради.

Вот ещё одна загадка: Словно яркие цветы Необычной красоты, На лугу она порхает И цветочки опыляет. (Бабочка.)

- С чем сравнивается бабочка в загадке? Вы с этим соглас­ны? С чем вы могли бы её сравнить?

- Прочитайте загадку в учебнике на с. 48. Выполните зада­ния к ней.


 

Спал цветок и вдруг проснулся. (Туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел. (Туловище вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, влево, вправо.) Солнце утром лишь проснётся, Бабочка кружит и вьётся. (Покружиться.)

3. Работа со стихотворением Н. Некрасова «Де­душка Мазай и зайцы»: слушание, беседа, повторное слушание второй части, словарная работа.

- Ребята, познакомьтесь, это Маша и Витя. Они очень раз­ные. Маша верит в сказки, а Витя не верит в них. Каждый из них по-своему прав, да только на словах, а на деле...

Раздаётся сигнал SOS из радиоприёмника.

- Маша удивилась, а Витя ей объяснил, что SOS - это между­народный радиосигнал. Его подают с тонущего корабля. Всякий услышавший его, на каком бы языке ни говорил сам, в какой бы стране ни жил, знает: где-то стряслась беда и кто-то молит о спасении.

Сигнал бедствия поступил из деревни Малые Вежи, в кото­рой живёт одинокий, добрый человек. Он любит природу и боль­шую часть своей жизни проводит в лесу, на охоте. Деревня эта особенная. Она расположена в низине и каждую весну её затоп­ляет. Жители не ходят по улице, а плавают на лодках. Домики стоят на высоких столбах.

Маша и Витя, мальчики и девочки, слушайте внимательно. Я начинаю читать.

Учитель читает первую часть отрывка из стихотворения Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы».

- Какой сигнал бедствия поступил из леса? Кто на него от­кликнулся? Прочитайте название произведения. Кто его автор?

Рассказ о писателе.

- Детство и юность Н. А. Некрасова прошли на Волге: он родился в селе Грешнево Ярославской губернии, свои первые стихи написал, когда ему исполнилось семь лет. Мальчиком бу­дущий поэт дружил с деревенскими ребятами, катался с горок, играл в снежки, любил бродить по лесу:

Мне лепетал любимый лес: Верь, нет милей родных небес! Нигде не дышится вольней Родных лугов, родных полей.

Эту любовь к крестьянской жизни Н. А. Некрасов сохранил на всю жизнь и отразил ее в своей поэзии. В ней живет все богатство русского языка, его напевность и выразительность. Многие стихи Н. А. Некрасова стали народными песнями, на­пример «Коробейники», «Меж высоких хлебов...». Немало сти­хов поэта посвящено детям - это, например, «Крестьянские де­ти», «Дедушка Мазай и зайцы». Обычно в хрестоматии входит и всеми любимое «Однажды в студеную зимнюю пору...». По­эзию Н. А. Некрасова называют гражданской, в ней выражена боль за страдания народа, преклонение перед его талантами, уверенность в счастливом будущем. Он писал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан».

Учитель читает стихотворение до конца.

- Понравилось вам стихотворение? Что больше всего трону­ло? Рассмотрите иллюстрации к данному стихотворению. Рас­скажите, что на них изображено. Что такое половодье? Как вы понимаете это слово? (Предположения детей.)

- Витя знает определение. Послушайте.

Половодье - это весенний разлив реки.

- Некрасову очень нравилось бывать у дедушки Мазая в де­ревне, отдохнуть, поохотиться.

5. Выполнение заданий в учебнике и тетради.

- За что дед Мазай осуждал односельчан? (Они дичь ловят сетями, давят силками, а весной ловят и топят зайцев.) Почему дед Мазай спасал зайцев? (Не ради забавы, ему было жалко их.)

- Из каких слов ясно, что деду Мазаю по-настоящему жаль зайцев?

Запись слов и выражений на доске: «их жалко до слёз...», «бедные зверьки», «команда косая», «зайчики», «зайчишко», «горемыка», «зверишки».

6. Моделирование обложки, итоговая беседа.

- Маша и Витя хотят научиться моделировать обложку кни­ги. Что я вам читала? Правильно, это стихотворение. Нарисуйте на листочке треугольник.

Дети работают на листочках: рисуют «заместитель».

- Как вы думаете, это стихотворение о Мазае, о природе или о зайцах? О ком это стихотворение?

Вывод: стихотворение о зайцах. Закрасим «заместитель» коричневым цветом.

- Назовите автора этого стихотворения о животных. «Напе­чатайте» вверху листа. Прочитайте заголовок стихотворения Николая Некрасова.


Фамилия автора
Заголовок
Стихи о животных (жанр и тема)

 

 


7. Работа с готовой моделью.

- Покажите фамилию автора. Прочитайте. Что вы прочита­ли? (Фамилию автора.) Прочитайте заголовок. (Дети указыва­ют на заголовок и «читают»: «Дедушка Мазай и зайцы».)

- Что вы узнали о жизни животных весной? (Во время поло­водья многие животные гибнут, поэтому нуждаются в помо­щи человека.) Какое отношение к животным пробуждает автор? (Доброе, заботливое отношение, как у деда Мазая. Животных надо не только любить, но и помогать им в беде, как это делал дед Мазай.)

- Как вы думаете, это реальный случай из жизни или ска­зочное описание? Почему вы так решили?

Учитель зачитывает начало стихотворения.

- Как относится поэт к главному герою?

Для самостоятельной р а б о т ы: нарисовать иллюст­рацию, выучить наизусть последнюю строфу стихотворения И. Мазнина.

V. Итог урока.


- С творчеством каких писателей и поэтов вы сегодня по­знакомились? Какое произведение произвело на вас наибольшее
впечатление? Как вы оцениваете свою работу? Какое задание было для вас самым интересным?

Слайд:... Берегите эти земли, эти воды, Даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя.

Е. Евтушенко

- Прочитайте самостоятельно. Как вы понимаете эти стро­ки? О каких зверях внутри себя говорит поэт? (Жадность, злость, предательство, лень, зависть и т. д.) К чему призывает автор этого стихотворения? (Беречь и любить природу.) Прочи­тайте стихотворение выразительно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: