С. БАРУЗДИН «ЧЕЛОВЕКИ» (хрестоматия), В. ОСЕЕВА «КТО ХОЗЯИН?», «НА КАТКЕ» (учебник)
Цель деятельности педагога: создать условия для формирования представления о жанре «рассказ», для развития умения слушать и слышать литературные произведения (рассказы) о сверстниках, высказывать свое отношение к поступкам героев.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: соотносят поступок с моральной нормой, оценивают свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и т. п.); воспринимают речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;
метапредметные: регулятивные - анализируют собственную работу, оценивают результаты деятельности; познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, применяют модели для получения информации; коммуникативные - воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения, составляют план
текста: делят на смысловые части, озаглавливают каждую; пересказывают по плану;
предметные: научатся читать вслух (или про себя) рассказы и отвечать на вопросы по содержанию, использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения), работать с несложными таблицами; получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного произведения, находить в тексте информацию о героях произведений.
Сценарий урока
I. Психологический настрой.
Дети встают в круг. Учитель читает стихотворение и делает упражнения, дети повторяют за ним. Из глубокого колодца (Руки поставить в форме буквы «О».) Солнце медленно встаёт. (Руки поднимают над головой.) Свет его на нас прольётся, (Руки вытянуты перед собой ладошками вверх.) Луч его нам улыбнётся, (Руки параллельно опущены вниз.) Новый день оно начнёт, (Руки широко развести.)
- С наступлением нового дня! Пусть он будет радостным, солнечным, как ваши улыбки. Улыбнитесь друг другу.
II. Работа по теме урока.
- Тема урока - произведения о детях. Искусство жить «предмет» один из самых сложных. Готовых рецептов на все случаи жизни никто не найдёт. Сегодня вы прочитаете рассказы уже хорошо вам знакомой писательницы, а также познакомитесь с Саней-Ваней, героями рассказа «Человеки» С. Баруздина. Вместе подумаем, с кого стоит брать пример, а какие поступки ребят считаются неправильными, посоветуемся и найдём верное решение. Давайте учиться жить!
1. Слушание рассказа С. Баруздина «Человеки». Беседа после чтения.
- Поделитесь впечатлениями. Что вам особенно понравилось? Назовите действующих лиц. Какими были мальчики?
2. Моделирование обложки.
- Что я вам читала? Правильно, это рассказ. Как обозначите на модели? Нарисуйте. О ком этот рассказ? (О детях.) Каким цветом раскрасите прямоугольник? (Жёлтым.)
3.Знакомство с биографией.
- Написал этот рассказ известный писатель Сергей Алексеевич Баруздин (1926-1991).
Сергей Алексеевич Баруздин с десятилетнего возраста начал писать стихи, которые печатались в детских газетах и журналах. Первые две книжки для детей вышли в свет в 1950-1951 гг., когда автору было 24-25 лет: сборник стихотворений «Кто построил этот дом» и сборник рассказов «Про Светлану». С тех пор автором было написано около ста книг для детей и взрослых.
Участник Великой Отечественной войны, С. Баруздин писал о воинском подвиге в годы войны. Этой теме посвящено много повестей и романов, с которыми вы познакомитесь в старших классах.
Когда началась война, Сергею Баруздину было всего четырнадцать лет - на фронт его не взяли. Но бороться за победу можно не только на фронте. Он оставил школу, пошел подсобным рабочим в одну из московских типографий. А после работы, как многие его ровесники, дежурил на крыше, обезвреживая вражеские зажигалки (бомбы, которые вызывали пожары), копал траншеи.
В семнадцать его все-таки взяли на фронт - рядовым артиллерийской разведки. К медали «За оборону Москвы» прибавились новые боевые награды. Он брал Берлин, освобождал Прагу. В восемнадцать лет вернулся домой бывалым воином. А вот экзамены за курс средней школы пришлось ему сдавать не в семнадцать, как это обычно бывает, а в двадцать семь лет, и виной тому - война.
- Что вы узнали о жизни С. Баруздина? Что вас удивило? Кто запомнил, сколько книг написал С. Баруздин? (Около ста.)
- Как называется произведение, которое вы слушаете сегодня? Запишите на модели обложки.
4. Работа с готовой моделью.
- Кто автор? Что вы слушали? Прочитайте заголовок. Объясните название рассказа. Почему человеков все называли Сани- Вани? Какими вы их представляете? Как автор к ним относится?
- В хрестоматии есть другие рассказы про Саню-Ваню. Прочитайте их дома самостоятельно.
5. Повторное слушание.
Учитель читает произведение, а дети помогают ему, проговаривая запомнившиеся слова, предложения.
- Как начинается и как заканчивается рассказ? Расскажите.
6. Работа в рабочей тетради.
Упражнение в чтении, выполнение заданий.
Чтение отрывков, эпизодов из прослушанного произведения вслух индивидуально, группой, всем классом.
- Рассмотрите иллюстрацию. Почему художник изобразил братьев в обнимку? (Братья живут дружно, вместе играют, вместе помогают родителям.) Сани-Вани своим примером учат вас жить дружно, ведь дружба помогает справиться с любым делом.
Учитель читает стихотворение.
Кто в дружбу верит горячо, Кто рядом чувствует плечо, Тот никогда не упадёт, В любой беде не пропадёт, А если и споткнётся вдруг, То встать ему поможет друг!
- Чему научил вас рассказ С. Баруздина «Человеки»?
tt] Физкультминутка
7. Работа с рассказом В. Осеевой «Кто хозяин?».
- Посмотрите на портрет. Кто эта писательница? (В. Осеева.) Что вы о ней знаете? Какие рассказы В. Осеевой вы читали? Кто главные герои её рассказов? (Дети.) Чем вам нравятся рассказы В. Осеевой?
Чтение учащимися рассказа по частям.
- Поделитесь впечатлениями от прочитанного.
Выполнение заданий в учебнике, самостоятельная работа в тетради (выполнение заданий 1, 2).
Коллективная проверка выполнения заданий.
Упражнение в чтении пословиц в рабочей тетради, объяснение их смысла.
- Дружить можно не только друг с другом, но и с животными.
Дружба - главное чудо всегда, Сто открытий - для всех настоящие. И любая беда не беда, Если рядом друзья настоящие. Друг не будет смотреть свысока, Наизусть он характер твой выучит. Нужно верить, что друга рука В трудный час обязательно выручит.
- Самая главная дружба начинается в семье. Семья - это начало нашей жизни, мы здесь родились, растём и взрослеем. Именно родители объясняют первые уроки жизни: что такое хорошо, а что плохо, что такое добро и зло, чем опасно равнодушие.
8. Инсценирование рассказал. Яхнина «Силачи».
Ведущий. Идут два приятеля и хвастаются.
Силач 1. Я такой сильный, что одной рукой грузовик подниму!
Силач 2. Подумаешь, грузовик! Я дом могу поднять!
Силач 1. Я могу электровоз поднять! Правда, двумя руками.
Силач 2. Ну если двумя, так я целый поезд в сто вагонов подниму.
Силач 1. А я слона подниму да еще десять раз подкину!
Силач 2. Что слон! Я гору подниму! Одной левой.
Ведущий. Вот какие силачи! Да только проверить трудно. Правда, шла рядом с ребятами старушка с тяжелой сумкой. Но разве это тяжесть для наших силачей? Они и смотреть-то на нее не стали.
- Что вы скажете об этих «силачах»?
Достаётся недёшево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего?
Чем ты людям помог?
9. Самостоятельная работа с рассказом В. Осеевой «На катке».
Чтение, выполнение заданий в тетради (дифференцированная работа).
- Какое настроение вы испытывали, читая произведение?
- Назовите героев рассказа. Каким вы представили себе мальчика? Правильно ли он поступил? Почему он не помог девочке? Какие слова помогают понять, что мальчик ни секунды не раздумывал?
- Расскажите о девочке. Почему она улыбнулась? Почему девочка больше ничего не сказала? О чём она думала? Какие чувства родились в её душе?
- Как надо читать слова автора? Выразительно или нейтрально?
Чтение по ролям.
- Как бы вы поступили в подобном случае? О каких человеческих качествах заставляет задуматься рассказ?
- Определите главную мысль рассказа (Хорошие дела можно делать каждую минуту, не важно, кому делать добро и когда.) Попробуйте объяснить, почему рассказ называется «На катке».
Коллективная проверка выполнения заданий в тетради.
Чтение пословицы и объяснение ее смысла.
III. Итог урока.
- На уроке мы говорили о человеческих качествах, о дружбе, хорошем отношении между людьми и между людьми и животными. Какие произведения помогли нам разобраться в трудных вопросах, которые были заданы в начале урока?
Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. И если кому-то поможет Твоя доброта, улыбка твоя, Ты счастлив, что день Не напрасно был прожит, Что годы живёшь ты не зря! - Спасибо писателям, которые своими произведениями учат нас уму-разуму.
Викторина «Послушай и назови».
Учитель читает отрывок из знакомых произведений о детях, а учащиеся называют произведение (фамилия автора, заголовок).
...Был на квартиру налёт? Нет. К нам заходил бегемот? Нет...
(Э. Успенский «Всё в порядке».)
...Пять деревьев, пять ребят - Я напрасно вышел в сад...
(А. Барто «Я - лишний».)
..Несёт, несёт маменька Жареной говядинки, А бабушка - кренделёк, А тётушка - киселёк И леденчиков кулёк: - На досуге, птенчик, Пососи леденчик!..
(Е. Благинина «Тюлюлюй».)
Повторение произведений о детях и для детей. Работа с таблицей.
Фамилия автора | Заголовок | Жанр | О детях или для детей |
Пляцковский | «Добрая лошадь» | Сказка | Для детей |
Баруздин | «Человеки» | ||
Осеева | |||
Пермяк |
Для самостоятельной работы: найти в библиотеке книги о детях, рассмотреть, прочитать понравившуюся книгу и принести в класс.
Урок 32
СКАЗКИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ.
Х.-К. АНДЕРСЕН «СТОЙКИЙ ОЛОВЯННЫЙ СОЛДАТИК» (хрестоматия).
СТРАНИЦА «ПРОВЕРЬ СЕБЯ» (учебник)
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления со сказкой Х.-К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», для развития навыков чтения.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: проявляют понимание и уважение к ценностям культур других народов, выражают положительное отношение к процессу познания: умеют проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
метапредметные: регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои действия; познавательные - слушают литературное произведение, формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения; коммуникативные - составляют небольшие устные монологические высказывания, оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета, «удерживают» логику повествования;
предметные: научатся определять и называть жанры и темы изучаемых произведений, использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения); получат возможность научиться иллюстрировать отдельные эпизоды произведения.
Сценарий урока
I. Организационный момент. Сообщение темы урока.
- Вам дарили на праздник книгу? Расскажите об этом.
Работа с книгами (2-3 книги с народными и авторскими сказками).
- Послушайте, какой случай произошёл однажды.
«...Все ждали весёлого праздника. Вот и наступил Новый год. В доме зажгли ёлку. Около ёлки лежал подарок от мамы. Это были сказки Андерсена.
Я сел под ёлку и открыл книгу. В книге было много цветных картинок. Я осторожно перелистывал страницу за страницей, рассматривал их.
На картинках сверкали, переливались стены снежных дворцов. Дикие лебеди летели над синим морем. Оловянные солдатики стояли на часах. В руках у них были длинные ружья.
Я начал читать книгу и почти забыл о нарядной ёлке...»
(По К. Паустовскому.)
- Какая книга так увлекла маленького писателя? Какие сказки этого сказочника вы знаете? («Гадкий утёнок», «Дикие лебеди», «Девочка со спичками», «Дюймовочка», «Новое платье короля», «Снежная королева», «Принцесса на горошине».)
- Какие вы прочитали сами? Чем они вам нравятся?
- В сказках Андерсена волшебное соседствует с реальным. Сегодня я буду читать сказку Х.-К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».
II. Работа по теме урока.
1. Работа со сказкой Х.-К. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».
Слушание. Моделирование обложки.
- Что я вам читала? Правильно, это сказка. Нарисуем на листочке «заместитель». (Круг.)
- О чём это сказка? (О приключениях оловянного солдатика.) Это фантазия? (Да.) Каким цветом раскрасим круг? (Синим.)
- Кто автор этой сказки? Впишите фамилию в верхней части листа. Как называется сказка? Где на модели размещается заголовок? Нарисуем на листочке в нижней части рамочку.
- Расскажите по модели о произведении, которое вы слушали.
На слайде: «Сказки смешили и радовали. Сказки учили
мудрости, возвышали души, согревали сердца, будили ненависть к злу и утверждали светлое...» (Х.-К Андерсен.)
- Постарайтесь понять настроение автора.
2. Повторное слушание, беседа.
- В каком настроении вы остались после чтения? Почему вам стало грустно? Кто передал вам эту грусть? (Автор.) Что случилось с оловянным солдатиком? Какое путешествие он совершил? Кто мешал солдатику? Согласны ли вы, что солдатик был действительно стойкий? Как заканчивается сказка?
Просмотр фрагмента мультфильма «Стойкий оловянный солдатик» (по тексту - последняя глава). «...На другой день горничная выгребла из печки золу и нашла маленькое оловянное сердечко...»
![]() |
3. Выполнение заданий в учебнике и тетради.
4. Инсценирование отрывка сказки. Хорошо читающие дети готовят радиоспектакль. Солдатик. Прекрасная балерина! Вы так замечательно
танцуете!
Балерина. Спасибо. А вы кто? Солдат?
* По материалам книги: Агапова И. А., Давыдова M. А. Весёлая литература в начальной школе: методическое пособие. М.: Творческий центр «Сфера», 2004. С. 169-170.
Солдатик. Да, только не настоящий.
Балерина. А какой?
Солдатик. Игрушечный. У меня много братьев. Все мы - сыновья одной оловянной ложки, из которой нас и отлили. А меня отливали последним, поэтому олова немного не хватило.
Балерина. А вы любезны...
Солдатик. Я хочу вас предупредить. Вас преследует злой тролль. Он и сейчас подслушивает наш разговор.
Балерина. Что вы говорите?!
Солдатик. Посмотрите - вот он вылез из табакерки.
Балерина. Ой!
Тролль. Что, испугалась? Я наряжу тебя в золото и жемчуга, и ты будешь танцевать только для меня. Не водись с этим солдатишкой!
Балерина. Мерзкий тролль, уходи!
Тролль. Ну, подождите! Я отомщу вам обоим.
- Понравилось? Смогли ребята передать характеры персонажей?
5. Рассказ учителя.
- Посмотрите на карту. Маленькая северная страна, с трёх сторон окружена морем. Это Дания. В ней жил и писал величайший сказочник мира - Ханс Кристиан Андерсен.
Ханс Кристиан Андерсен (1805-1875) написал сказок больше, чем любой другой сказочник мира. Биографы Х.-К. Андерсена рассказывают такой случай: находясь в поездке по Шотландии, он как-то раз забыл в гостинице свою трость. Хозяин гостиницы привязал к трости записку: «Датскому писателю Хансу Кристиану Андерсену» - и отнес трость на почту. И почта доставила без адреса забытую вещь ее владельцу, потому что уже тогда весь мир знал фамилию этого удивительного человека.
Родился он в бедной сем;? сапожника. Единственной гордостью семьи была необыкновенная чистота в их доме, а также ящик с землёй, в котором густо разрастался лук. Андерсен ещё в детстве стал придумывать сказки и стихи. Он всегда стремился учиться, но из-за бедности начал обучаться в гимназии, лишь когда ему было уже 18 лет.
Каждая сказка Х.-К. Андерсена - это своеобразная сокровищница, полная глубоких мыслей о том, каким должен быть человек и какую жизнь он должен прожить.
Для самостоятельной р а б о т ы: найти книгу со сказками Х.-К. Андерсена; прочитать любую сказку (по желанию).
6. Работа по странице «Проверь себя» в хрестоматии.
- Рассмотрите представленные обложки. Какие вопросы они задают вам?
Работа в группах.
1) Ответы на вопросы.
2) Определение названия произведения и его героев.
3) Подготовка выразительного чтения отрывка произведения.
- Какое произведение понравилось большинству из вас?
- Как вы думаете, почему?
7. Викторина «Герои сказок».
• Возлюбленная оловянного солдатика. (Балерина.) Как называется сказка? Назовите других героев.
• Герой русской сказки, который ловил рыбу на хвост. (Волк.) Как называется сказка? Назовите других героев.
• Герой сказки В. Сутеева, в лапах которого любая палка становилась выручалочкой. (Ёжик.) Как называется сказка? Назовите других героев.
- Какие герои вам особенно понравились, расскажите о них.
III. Итог урока.
- Герой какой сказки был не таким, как все его братья? Кто автор сказки «Стойкий оловянный солдатик»? Чему учит эта сказка? (Сказки Андерсена учат доброте, любви, человечности. Для каждого человека знакомство со сказками Андерсена - праздник.)
Урок 33 ПРОИЗВЕДЕНИЕ О МИРЕ.
Ю. КОРИНЕЦ «ВОЛШЕБНОЕ ПИСЬМО» (учебник).
ОФОРМЛЕНИЕ ДНЕВНИКА ЧИТАТЕЛЯ «ЛЕТНЕЕ ЧТЕНИЕ»
Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления со стихотворением Ю. Коринца «Волшебное письмо», для закрепления знаний по теме, совершенствования навыков чтения, воспитания любознательности, интереса к чтению.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное произведение; высказывают собственную точку зрения;
метапредметные: регулятивные - удерживают цель деятельности до получения ее результата; планируют решение учебной задачи, осуществляют итоговый контроль деятельности; познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверяют информацию, находят дополнительную информацию, используя справочную литературу; применяют таблицы; коммуникативные - воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; сравнивают разные виды текста по цели высказывания, главной мысли;
предметные: научатся определять и называть жанры и темы изучаемых произведений; использовать в речи литературоведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения); получат возможность научиться находить информацию о произведении и книге (фамилия автора, жанр, тема); моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Речевая разминка.
МЫРИСУЕМ МИР Рисуй, художник маленький, Бумаги не жалей, Рисуй в лесу проталинки, Котенка на завалинке И в небе журавлей. Братишку-первоклассника И бабушкин портрет, Салют большого праздника, Похожий на букет.
Ю. Кушак
II. Постановка целей урока.
- Сегодня последний урок литературного слушания. Отгадайте загадку:
Синий домик у ворот.
Угадай, кто в нём живёт.
Дверца узкая под крышей -
Не для белки, не для мыши,
Не для вешнего жильца,
Говорливого скворца.
В эту дверь влетают вести,
Полчаса проводят вместе.
Вести долго не гостят -
Во все стороны летят. (Почтовый ящик.)
С. Маршак
- Для чего нужен почтовый ящик? Кто из вас получал письма? От кого?
III. Работа по теме урока.
1. Слушание стихотворения Ю. Коринца «Волшебное письмо».
- Поэт Ю. Коринец прислал нам «Волшебное письмо». Слушайте, я начинаю читать.
Беседа по выявлению первичного восприятия.
- Понравилось стихотворение? О чём «Волшебное письмо»? Какое настроение у этого стихотворения?
Работа со стихотворением.
- Прочитайте стихотворение самостоятельно и выполните задания в учебнике и рабочей тетради.
![]() |
Коллективная проверка и чтение стихотворения по частям. Самостоятельное моделирование обложки.
Коринец
![]() |
Работа с готовой моделью.
- Назовите тему и жанр произведения. Как называется произведение и кто его автор?
Физкультминутка
2. Комплексная контрольная р а б о т а (в тетради). Работа выполняется под руководством учителя.
3. Обобщение по раздел у. Рубрика «Проверь себя».
- Как назывался последний раздел, над которым мы работали? (Ответы детей.)
1) Работа в группах (задание 1).
2) Аукцион загадок (задание 2).
3) Индивидуальная работа (задания 3, 4, 5, 6).
Коллективная проверка. IV. Обобщение изученного.
Заранее подготовленные дети читают стихи.
Мы сегодня вместе повзрослели, На ступеньку выше поднялись. Мы вернёмся в класс теперь не скоро,
Ждут нас игры, песни у костра, Ждут походы. До свиданья, школа!
Здравствуй, лето, - звонкая пора! * * *
Я за весною к вам в гости спешу. Немало забот я вам принесу. Горячие долгие принесу деньки,
Чтоб зрели скорей на полях колоски. * * *
Я соткано из зноя, Несу с собой тепло я. Я руки согреваю. Купайтесь - приглашаю! И любите за это Вы все меня. Я -... (лето!) - Ребята, что такое лето? (Свободные высказывания детей.) Учитель читает стихотворение.
ЧТО ТАКОЕ ЛЕТО Что такое лето? Это - голубое море света! Если солнце - зной и сушь. Если дождик - звонкий душ. Скрип сверчков и щебет птичий Носит ветер смоляной. В поле плещется пшеница, Рожь колышется волной. В травах - пчёлы хороводом: Луг цветет и пахнет медом. А деревня вечерком Пахнет тёплым молоком. Лето - это даль дороги, Тень опушки, шум реки. Вдоль дорог - босые ноги И большие рюкзаки.
Всюду чёлки и косички И панамы, как грибы. Это дружба леса, речки, Барабана и трубы.
В. Фетисов
- Ребята, летом вы будете купаться, загорать, бегать, играть, но я прошу вас, не забывайте читать. Помните, что «день, прожитый без книги, - потерянный день».
Новых книг живые строки Открывают путь широкий. Жить без книг мы не могли бы, Дорог нам их вечный свет. Книгам добрым, интересным Всем мы классом шлем привет.
- Какие интересные книги вы прочитали сами в этом году? Какие бывают сказки? (Народные и авторские.) Приведите примеры народных, а затем авторских сказок.
- Каких животных называют в сказках ласковыми прозвищами? Не ошибитесь.
Волк | ни головы, ни ножек |
Петушок | трусишка |
Лиса | косолапый |
Мышка | зубами щёлк |
Комар | квакушка |
Медведь | дереза |
Заяц | золотой гребешок |
Ёж | кумушка |
Колобок | пискун |
Коза | румяный бок |
Лягушка | норушка |
эти герои живут | в сказках о животных. Подумайте, |
есть ли волшебство в сказках про животных? - Какие писатели учили вас уму-разуму? |
- Как вы объясните, что такое «доброта»?
Доброта - это стремление человека сделать счастливыми других людей.
- Какие произведения вы можете назвать, в которых авторы дают читателю урок доброты?
- На последнем уроке литературного чтения вы получите список литературы на лето. Заведите читательские дневники для записей о знакомстве с новыми книгами, героями.
Учитель рассказывает о содержании читательского дневника, рекомендует его форму: название книги, автор, рисунок. Кроме того, ученики могут записывать понравившиеся стихи, цитаты.
В заключение урока звучит фонограмма песни.
ПЕСЕНКА ПРО КАНИКУЛЫ
Сл. И. Мазнина
Каникулы, каникулы - Желанная пора, Поэтому так весело Мы все кричим - ура!
Припев. Ура,ура,-
Каникулам - ура!
Ура - веселым салочкам Весь день среди двора, И мячику, и тапочкам, И прыгалкам - ура!
Припев.
Ура - прогулкам по лесу, С корзинкою в руке! Ура - траве до пояса И лодкам на реке!
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Читаем сказки, загадки, скороговорки Урок 1
А. ПУШКИН «СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ...» (отрывок)
Цель деятельности педагога: создать условия для осуществления поиска необходимой информации по выполнению учебных заданий, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме, структурирования знаний, развития навыков чтения.
Планируемые результаты (УУД):
личностные: проявляют интерес к культуре и истории своего народа, выражают положительное отношение к процессу познания: умеют проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;
метапредметные: регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия по решению учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций, оценивают результаты деятельности; познавательные - знакомятся с новой учебной книгой, умеют составлять несложные монологические высказывания о героях; коммуникативные - взаимодействуют с окружающими, оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требовании- ями речевого этикета;
предметные: научатся читать вслух и отвечать на вопросы по содержанию произведения, сравнивать и выделять особенности фольклорных и авторских сказок, читать по ролям отрывок из произведения в диалогической форме; получат возможность научиться сравнивать тексты сказок.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
- Поздравляю вас с праздником. Это действительно праздник, потому что книга открывает путь в страну знаний. Недаром говорят: книга - источник знаний. Книги бывают разными: художественные, справочные, научные. У нас сегодня праздник Мудрой книги.
II. Знакомство с учебником и тетрадью.
- Что вы чувствуете, когда держите в руках новую книгу, слышите шорох страниц, вдыхаете запах типографской краски? (Свободные высказывания детей.)
- Смотрите, книга приветствует вас. Рассмотрите обложку, титульный лист, иллюстрации, содержание. Рисунки в книгах не живут сами по себе. Это иллюстрации к текстам учебника. Художник с помощью красок рассказывает историю, которую поэт или писатель рассказал при помощи слов.
На доске учитель записывает слово «иллюстрация».
Знакомство с условными обозначениями.
- Какие виды работ, предлагаемые автором учебника, вам знакомы? Какие из них вам особенно нравятся?
Литературная игра «Вспомните и назовите».
На слайдах даны тексты для упражнения в чтении.
- Самостоятельно прочитайте и ответьте на вопросы: что это? как называется? как надо читать?
Слайд 1. Потешка.
- Мальчик-пальчик, где ты был?
- С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!
Слайд 2. Скороговорка: «Дали Клаше каши с простоквашей; ела Клаша кашу с простоквашей».
Слайд 3. Загадка: «Нет ног, а идёт, глаз нет, а плачет».
Слайд 4. Авторские сказки в стихах.
* * *
... Вдруг откуда-то летит... Белка песенки поёт
Маленький комарик, Да орешки всё грызёт;
И в руке его горит А орешки не простые,
Маленький фонарик. Скорлупы-то золотые,
«Где убийца? Где злодей? Ядра - чистый изумруд; Не боюсь его когтей!.. Белку холят, берегут...
Слайд 5. Портрет А. С. Пушкина.
- А. С. Пушкин рано научился читать. Великий русский поэт и писатель в числе прочего сочинил и пять сказок. В них поэт противопоставляет любовь и верность предательству и зависти, высмеивает жадность и властолюбие. Так же, как и в русских народных сказках, здесь добро торжествует над злом. Сказки А. С. Пушкина интересны, там происходят чудеса. Его сказки хочется читать до конца.