Содержание
1. Описание товара.......................................................................................... 3
2. Характеристика спроса............................................................................... 3
3. Характеристика рынка................................................................................ 4
4. Сегментация потребителей......................................................................... 5
5. Анализ заполнения рыночных сегментов предложением......................... 6
6. Расчет годовой емкости рынка................................................................... 7
7. Выводы........................................................................................................ 7
8. Литература 9
1. Описание товара
Пиво - слабоалкогольный напиток, получаемый спиртовым брожением солодового сусла с помощью пивных дрожжей, обычно с добавлением хмеля. Для отдельных сортов пива ячменный солод частично заменяется рисовой, кукурузной или ячменной мукой и сахаром. Пиво освежает, хорошо утоляет жажду. Основные отличия пива от вино-водочных изделий заключаются в низком содержании алкоголя в составе, особом вкусе, незаменимости в некоторых случаях, например, неизменная традиция пить пиво после бани.
В зависимости от сорта в состав пива входят 4—10% легкоусвояемых питательных веществ, главным образом углеводов, небольшое количество аминокислот, других продуктов расщепления белка и минеральные вещества, кроме того в состав пива входят 1,8—6% алкоголя, 0,3—0,4% углекислого газа, горькие и дубильные вещества хмеля и органические кислоты.
Основными товарами-субститутами пива являются вино, водка, джин-тоники и различные слабоалкогольные напитки.
Преимущества пива перед товарами субститутами:
1) относительно низкая стоимость;
2) разнообразие ассортимента и доступность по цене;
3) более низкий показатель содержания алкоголя.
|
Характеристика спроса
Спрос на пиво Санкт-Петербурга и России в целом является нерегулярным и колеблется исходя из сезонности, погодных условий, дня недели, времени, а также исходя из событий в жизни потребителя. Так основным сезоном в потреблении пива является лето, чем оно теплее, тем выше спрос на этот напиток: в мае-июле в России пива потребляется в 3-5 раз больше, чем зимой. Согласно статистике, в 2009 г. импортную продукцию в крупных городах покупал каждый 20-25% потребителей, и спрос на нее отличается постоянностью по сезонам, чем на отечественные сорта. Этот фактор позволяет импортерам пивной продукции равномерно распределять поставки, не допуская ни недозаполнения, ни перенасыщения в своем секторе рынка. В настоящее время наиболее успешное положение у импортеров высших сортов, тогда как на недорогие сорта спрос снизился.
Характеристика рынка
Основную долю в структуре рынка пива Санкт-Петербурга занимает нормальное пиво - 59,4% тарированного рынка. На долю безалкогольного пива приходится лишь 1,5% рынка.
Значительную долю в общем объеме продаж пива на российском рынке занимает пиво в стеклянных бутылках, наименьшая доля принадлежит пиву в кегах (0,1%).
Наиболее емким сегментом рынка пива Петербурга является среднеценовое. Достаточно большую долю в стоимостном выражении занимает премиум и лицензионное пиво.
Одними из наиболее значимых факторов, влияющих на стоимость пива, является стоимость сырья и размер акциза. Также в 2009 году, большой рост цен на пиво вызвало резкое - на 32% - повышение акциза на пиво. Предполагается, что в 2010 году акциз повышен на 9% (ниже темпов инфляции).
|
Сибирский федеральный округ находится на третьем месте по объему рынка в России.
Темпы роста рынка пива снизились в 2009 году (в стоимостном выражении) до 2% по сравнению с 10,3% в 2008 году.
Крупнейшим производителем на отечественном рынке пива, является Пивоваренная компания «Балтика», занимающая 38,3% рынка. В тройку лидеров также входят компании «САН ИнБев» и группа компаний Heineken, занимающие 18% и 12,8% рынка соответственно. Доли других производителей не превышают 10%.
Рынок пива Санкт-Петербурга насыщен более 200 марками пива отечественного и иностранного производства.
Сегментация потребителей
Сегментация потребителей пива в Санкт-Петербурге наглядно представлена в табл.1.
Таблица 1
Сегментация потребителей пива
Рыночный сегмент | Характеристика | Уровень дохода | Пиво, которому отдается предпочтение |
Молодежь от 15 до 22 лет | Студенты | Низкий | Отечественного производства |
Молодежь от 22 до 30 лет | Работающее население | Средний | Отечественного и иностранного производства |
Население, преимущественно, мужчины в возрасте от 30 до 65 лет | Экономически активное население | Средний, выше среднего | Импортные бренды |
Потребителями пива в Санкт-Петербурге является население от 15 до 65 лет. В основном, мужская часть населения. Также активными потребителями пива является молодежь (юноши и девушки) от 15 до 30 лет.
Потребители пива в Санкт-Петербурге – это население с низким и средним уровнем дохода, от которого зависит объем потребления пива импортного или отечественного производства.
Население с низким уровнем дохода предпочитает пива отечественного производства (Балтика, Жигулевское, и т.д.), а население со средним уровнем дохода предпочитает известные на российском рынке импортные бренды (Kozel и др.).
Пиво является товаром массового спроса, т.е. для вывода данного вида товара не требуется особая дифференциация рыночных сегментов, так как потребителем пива является каждый третий россиянин.
При сегментации рынка и позиционировании товара в данном случае необходимо ориентироваться на среднего российского потребителя. На мой взгляд, преимуществом производителя будет предложение линейки товара по разным ценовым диапазонам.