Урок 31 РАССКАЗЫ О ДЕТЯХ. 2 глава




III. Объявление темы. Постановка целей.

- Прочитайте тему урока. Какой знак стоит в конце заголов­ка? (Многоточие.)

- Что обозначает многоточие? (Заголовок сказки дан в со­кращении.)

Слайд 6. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и мо­гучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Ле­беди».

IV. Работа по теме урока.

1.Чтение отрывка из сказки учителем.

Повторное самостоятельное чтение учащимися, беседа по содержанию.

1) Выполнение заданий 1-3 в учебнике.

2) Подготовка к выразительному чтению.

2. Составление схематического плана.

- На сколько частей можно разделить данный отрывок? О чём рассказывается в каждой части? (В первой - о корабель­щиках и кораблике, во второй - остров Буян, в третьей - князь Гвидон и корабельщики.)


 

3. Работа по тетрад и. Выполнение заданий. Учащиеся самостоятельно читают задания и выполняют их.

4.Составление памятки «Как правильно выполнять задание».

• Прочитайте задание. Подумайте, всё ли понятно. Если нет, перечитайте задание или спросите у учителя.

• Подумайте, как найти ответ. Перечитайте произведение или отрывок.

• Найдите нужный ответ, прочитайте или запишите.

• Перечитайте задание и ответ.

• Оцените свою работу.

V. Итог урока.

Слайд 7. Памятник А. С. Пушкину в Москве.

- Время не властно над памятью о поэте. В Москве на Пуш­кинской площади стоит памятник А. С. Пушкину. Вы ещё не раз вернётесь к творчеству поэта.

Рассматривание книги А. С. Пушкина «Сказка о царе Сал- тане, о сыне его славном и могучем князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».

Услышим скоро мы звонок, Пора заканчивать урок.

- Как вы чувствовали себя на уроке? Что было трудным?

- Что сегодня вы хотели бы рассказать родителям?

- Поблагодарите друг друга за хорошую работу.

Для самостоятельной работы: выучить отрывок из сказки наизусть (по желанию).

Урок 2

РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «ПУЗЫРЬ, СОЛОМИНКА И ЛАПОТЬ»

Цель деятельности педагога: создать условия для ознаком­ления с русской народной сказкой, осознанного и произвольного построения речевого высказывания в устной форме.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: различают основные нравственно-этические понятия; соотносят поступок с моральной нормой; оценивают свои и чужие поступки;

метапредметные: регулятивные - принимают и сохра­няют учебную задачу, планируют свои действия, анализируют собственную работу: соотносят план и совершенные операции;

познавательные - структурируют знания, применяют таб­лицы, схемы в практической работе, владеют техникой чтения, используют приемы понимания прочитанного и прослушанного произведения, строят рассуждения; коммуникативные - описывают объект: передают его внешние характеристики, ис­пользуя выразительные средства языка, выбирают вид пересказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с поставленной целью;

предметные: научатся осознанно воспринимать сказку, мо­делировать обложку книги; получат возможность научиться высказывать суждения о произведении и поступках героев, при­думывать истории с героями изученных произведений.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

- Сегодня на уроке...

Кот учёный будет нас сопровождать По лесам дремучим, по рекам кипучим, По сказкам интересным, по дорогам заповедным.

- Знакомьтесь, ребята, вот он. (Показ иллюстрации.)

- Что вы знаете о нём? (Свободные высказывания детей.)

- Кот учёный - мастер рассказывать сказки.

II. Проверка домашнего задания.

1. Работа с отрывком А. С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...»

1) Выразительное чтение отрывка по учебнику и наизусть.

2) Рассматривание книги сказок А. С. Пушкина.

2. Чтение справочной статьи по учебнику.

- Какие события произошли с героями сказки А. Пушкина?

В сказке может всё случиться,

Наша сказка впереди...

Сказка в двери к нам стучится.

Скажем сказке: «Заходи!»


III. Актуализация опорных знаний. Составление схемы «Сказки бывают...»

- Какие бывают сказки? (Народные и авторские.)

- Что вы знаете о сказках? Какие народные сказки можете назвать? Откуда вы их знаете? Сами читали или слышали?

IV. Постановка целей урока. Объявление темы.

- Сегодня кот учёный подарит вам сказку. Вы прочитаете её самостоятельно. Ваша задача - определить, какая это сказка (народная или авторская) и какого она вида (волшебная, о жи­вотных или бытовая).

V. Работа с русской народной сказкой «Пузырь, Соло­минка и Лапоть».

1. Самостоятельная работа (проверказнаний).

- Прочитайте сказку. Определите заглавие и авторскую при­надлежность. Смоделируйте обложку.

- С каким произведением работали? Прочитайте заголовок. Кто автор произведения? Что это? (Сказка.) Какая это сказка: о животных, волшебная или бытовая?

2. Упражнение в чтении сказки.

1) Выразительное чтение сказки.

2) Обучение чтению про себя.

- Сейчас вы будете читать только глазами, а на губы поло­жите указательный палец правой руки. Если при чтении ваши губки толкают палец, то вы читает вслух, только очень тихо. Ес­ли же губы не толкают палец, значит, вы читаете глазами, как взрослые.

3. Работа по рабочей тетради.

Выполнение заданий к тексту: иллюстрирование, определе­ние начала и окончания сказки.

4. Творческая работа.

- Рассказывание сказки отличается от пересказа введением своих слов, описанием героев, использованием присказок или интересных зачинов.


Образец: «Давным-давно жили-были огромный Пузырь, тоненькая Соломинка и старый Лапоть. Вот как-то пошли они в лес дрова рубить, а перейти через речку не могут...»

- Продолжите рассказывать сказку.

VI. Итог урока.

- Чему учит эта сказка?

- На следующий урок принесите книги с русскими народ­ными сказками.

Урок 3

ЛИТЕРАТУРНАЯ (АВТОРСКАЯ) СКАЗКА.

В. БИАНКИ «ЛИС И МЫШОНОК»

Цель деятельности педагога: создать условия для ознаком­ления с литературной сказкой, развития умений читать целыми словами доступные тексты художественных произведений.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотноше­ния с их учетом, воспринимают речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;

метапредметные: регулятивные - анализируют эмо­циональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека; познавательные - воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверяют и нахо­дят дополнительную информацию, используя справочную лите­ратуру; коммуникативные - воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения, составляют небольшие устные монологические высказывания;

предметные: научатся определять и называть жанры и те­мы изучаемых произведений, правильно называть произведение; получат возможность научиться сравнивать тексты сказок, уз­навать изученные произведения по отрывкам из них.

Сценарий урока

I. Организационный момент. Введение в тему.

В мире много сказок грустных и смешных, И прожить на свете нам нельзя без них.

- Сегодня я буду сказочницей. Люблю я сказки сказывать обо всём - про царевичей, про людей простых, про животных, про такие чудеса, что «ни в сказке сказать, ни пером описать». Вот смотрите, какой у меня для вас подарок. Экран превратился сегодня в волшебное зеркало, в котором отразятся герои ваших любимых сказок.

Работа с моделями. Сказки В. Сутеева «Ёлка», «Дядя Миша», «Кораблик», «Палочка-выручалочка».

- Расскажите о приключениях героев сказок В. Сутеева.

II. Работа по теме урока.

1. Слушание сказки В. Бианки «Лис и Мышонок» (учитель читает, а дети следят по тексту).

- Виталий Валентинович Бианки родился в семье учёного- орнитолога. Орнитолог - это человек, который изучает птиц и их повадки. Родители передали сыну свою любовь к природе, которая стала главным героем его произведений. Свои рассказы писатель называл «сказки-несказки». Герои В. Бианки живут обычной, «природной» жизнью, но при этом говорят человече­ским языком. Такое сочетание сказки с реальностью помогает читателю лучше понять жизнь природы.

Лис и Мышонок
- Что такое отнорочек? Покажите на рисунке.

2. Работа со сказкой: беседа; составление модели об­ложки.

Бианки

 

3. Работа в тетради (под руководством учителя).

- Прочитайте задание 1 (задание 2), сделайте выбор. (Само­стоятельная работа.)

- Сказка - это всегда чудеса и приключения. Вы хорошо зна­ете героев сказок?

Сядем рядышком на лавке, Вместе с вами посидим. Загадаю вам загадки. Кто смышлёный - поглядим.

- Прочитайте загадку в учебнике. Отгадайте. (Лиса.) Как до­гадались? Какие ещё загадки про лису вы знаете?

В рыжей шубке хороша, Острый нюх и быстрый шаг, И хитра, и смотрит зорко, И крадётся по пригоркам, Заметает снег хвостом. Угадайте, кто? (Лиса.) Заранее подготовленные дети в масках зверей читают сти­хотворения наизусть.

Я проведать вас решила - Наряжалась целый час! Так бежала, так спешила, Наконец-то я у вас! И, наверно, мне, лисе, Вы, ребята, рады все. Среди всех лесных зверей Есть ли кто меня хитрей? Обыщи хоть целый свет - Не найти хитрее, нет! Он всю зиму в шубе спал, Лапу бурую сосал, А проснувшись, стал реветь, Этот зверь - лесной... (медведь).

Маленький рост, Длинный хвост, Серая шубка, Острые зубки. (Мышка.)

Что за зверь лесной Встал, как столбик, под сосной И стоит среди травы - Уши больше головы? (Заяц.)

На овчарку он похож.

Что ни зуб - то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк.)

- Вам нравится отгадывать загадки? Почему? (Загадка - это особая игра, в которой надо проявить смекалку, сообразитель­ность, чтобы разгадать.)

- Подчеркните в тетради слова, которые помогли найти от­гадку, выделите их голосом при чтении.

- Кто написал сказку «Лис и Мышонок»?

Бианки
Лис и Мышонок

4. Обобщение по теме. Сравнение моделей (сказки В. Су­теева «Палочка-выручалочка» и В. Бианки «Лис и Мышонок»).

Сутеев

 

Палочка-выручалочка

- Сравните сказки: перечислите черты сходства и различия. Вывод: это литературные, или авторские, сказки. В. Биан­ки и В. Сутеев писали сказки о животных.

III. Обобщение. Контроль и оценка знаний.

1. Литературная игра «Вспомнитеи назовите».

- Отправляемся в Зазеркалье, в удивительный мир сказок.

1) «...По дороге домой Заяц встретил своего старого прияте­ля Ежа.

- Куда идешь, Колючая Голова? - спросил Заяц.

- Да вот, за грибами собрался, а грибов нигде не видно. Хо­жу с корзиной.

- Ты лучше у меня яблок возьми. Бери, не стесняйся, у меня их много, - сказал Заяц и насыпал Ежу полную корзину яб­лок...».

(В. Сутеев «Мешок яблок».)

2) «...А лисичка улучила время и стала выбрасывать поле­гоньку из воза все по рыбке да по рыбке, все по рыбке да по рыбке. Повыбросила всю рыбу и сама ушла...» (Русская народ­ная сказка «Лисичка-сестричка и волк».)

3)...Ветер на море гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На раздутых парусах...

(А. Пушкин «Сказка о царе Салтане...».)

2. Работа по рубрике «Проверь себя» (кроссворд и творческая работа).

- Рассмотрите задания-иллюстрации. Найдите в учебнике и учебной хрестоматии произведения о данном герое, назовите произведение и героя, прочитайте или расскажите отрывок о ге­рое. (Лиса: «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев», «Кот, петух и лиса», «Волк и лиса», «Девочка и лиса», «Лисичка со скалочкой».)

3. Работа в группах. Рубрика «Книжная полка»: «Сказ­ки народные и литературные».

- Каждая группа должна представить книгу или сказку из нее. Рассмотрите обложки книг, назовите их, прочитайте фа­милии авторов. Можете разыграть или прочитать отрывок из вашего произведения.

- Почему на некоторых книгах не указан автор? (Это книги русских народных сказок.)

Для самостоятельной работы: перечитать люби­мую сказку; придумать историю о своем любимом сказочном герое; найти книги В. Сутеева или В. Бианки, рассмотреть; про­читать одну из сказок В. Сутеева или В. Бианки.

Учимся уму-разуму

Урок 4 РАССКАЗЫДЛЯ ДЕТЕЙ.

К. УШИНСКИЙ «ИГРАЮЩИЕ СОБАКИ».

В. ОСЕЕВА «КТО НАКАЗАЛ ЕГО?».

И. СЕВЕРЯНИН «ЕЁ ПИТОМЦЫ». ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ. Л. ТОЛСТОЙ «КОСТОЧКА»

Цель деятельности педагога: создать условия для форми­рования умения выражать свое отношение к героям произведе­ния, для развития умений выделять фамилию автора и заголо­вок, называть произведение, выделять главную мысль.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмо­циональную отзывчивость на прочитанное;

метапредметные: регулятивные - принимают и сохра­няют учебную задачу; познавательные - осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных зада­ний; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме, выделяют существенную информацию из тек­стов, составляют несложные монологические высказывания о ге­роях, владеют техникой чтения, приёмами понимания прочи­танного и прослушанного произведения; коммуникатив­ные - описывают объект: передают внешние характеристики, используя выразительные средства языка; выбирают вид пере­сказа (полный, краткий, выборочный) в соответствии с постав­ленной целью;

предметные: научатся правильно называть произведение, определять и называть жанр и тему, работать с несложными таблицами; получат возможность научиться определять при­мерную тему книги по обложке и иллюстрациям, дополнять не­достающими данными готовую таблицу.

Сценарий урока

I. Повторение произведений раздела «Учимся уму-разуму».

- Рассмотрите разделы «Учимся уму-разуму» в учебной хре­стоматии.

1. Литературная игра «Вспомните и назовите».

1) «...Что делать, не знаю. Уйти вроде неудобно.

Подошел к доске, придумываю, как расшевелить эту «ста­тую», а сам потихоньку рисую на доске мелом. Нарисовал пер­воклашку, который пришел из школы и обедает. Потом его отца, мать и двух бабушек. Он жует, уплетает за обе щеки, а они ему смотрят в рот. Получилась забавная картинка...» (В. Железников «История с азбукой».)

2) «...Фу! Ну в самом деле, ну что ты с ней поделаешь? Как же, скажите на милость, ей объяснить, что я - это не я, ты - не ты, она - не она и что вообще «я» - это только буква?..» (Л. Пан­телеев «Буква„ ты "».)

3)...Я часто думаю о нем. - Привет, чив-чив, я тут, я жив,

И он, поди, грустит. Давно тебя ищу! -

В большую перемену, днем, И я в ответ ему: «Чив-чив» -

Я знаю, прилетит. Тихонько просвищу...

Я. Аким. «Мой верный чиж»

2. Работа с рассказом К. Ушинского «Играющие со­баки». Первичное целостное восприятие (читает учитель, дети следят по тексту).

- Константин Ушинский по образованию был юристом. Но всю свою жизнь он посвятил воспитанию детей. Он считал, что дети должны хорошо освоить родной язык, чувствовать и пони­мать народную мудрость, переданную через пословицы, загад­ки, сказки.

Беседа.

- Прочитайте название рассказа. (К. Ушинский «Играющие собаки».)

- О ком рассказ? О чем? Кто его написал? Как озаглавил?

- С каким произведением будем работать? (Мы будем рабо­тать с рассказом К. Ушинского «Играющие собаки». Этот рас­сказ — о детях и для детей.)

Выполнение заданий 1-4 в учебнике и в тетради.

Подробный пересказ по плану - словесному (а) или модельному (б).

а)

Наблюдения   Собаки   Отец
Володи     и Володя

 

 


 

II. Введение в тему урока.

- Когда люди краснеют или бледнеют? Бывало ли с вами та­кое?

- Сегодня вы послушаете рассказ о мальчике, который сна­чала покраснел, а потом побледнел. Познакомитесь с другими произведениями других авторов.

Знакомство с биографией писателя.

- Лев Николаевич Толстой жил очень давно, в то время, ко­гда жили ваши прапрабабушки и прапрадедушки, больше 100 лет назад. Всю жизнь Толстой, который прожил 82 года, посвя­тил литературе. Он любил учиться и самостоятельно изучал ис­торию и медицину, занимался музыкой и рисованием.

Толстой открыл школу для крестьянских детей в Ясной По­ляне и сам учил их.

Произведения Л. Толстого любят взрослые и дети. Книги ве­ликого русского писателя переведены на различные языки, их читают люди всего мира.

III. Работа по теме урока.

1. Работа с рассказом Л. Толстого «Косточка». Обсу­ждение прочитанного.

- Прочитайте значения устаревших слов. (Горница, сочла.)

- Сколько действующих лиц в рассказе? Кто главный герой?

- Долго ли Ваня готовился съесть сливу? Почему? Ване по­нравилась слива?

- Вы смеетесь над Ваней или вам его жалко? (Ответы детей.)

- Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман? Почему вы так думаете?

- Л. Толстой писал лишь о том, что происходило на самом деле. Он ничего не придумал и в этом случае с Ваней.

- Подумайте, к какому жанру отнес Л. Н. Толстой свой рас­сказ «Косточка». (Быль.)

Сейчас былью мы называем произведение о том, что про­изошло в далеком прошлом. Меняется наша жизнь, новые пред­меты появляются (компьютер), а другие уходят из нашей жизни. А вместе с ними уходят и слова, которыми их называли.

Самостоятельная работа.

- Перечитайте один из рассказов, изученных на уроке; вы­полните задание к рассказу Л. Толстого «Косточка».

- Что вы можете сказать о Ване? Отчего Ваня заплакал? Вы­берите правильный ответ:

а) Ему стало страшно, что он умрет.

б) Ему хотелось еще слив.

в) Ему стало стыдно, что он сказал неправду.

г) Он съел косточку.

д) Ему не понравились сливы.

- Докажите словами из текста.

- Что плохого сделал Ваня? Почему Л. Толстой назвал рас­сказ «Косточка», а не «Слива»?

Учитель.

Слово это серьёзное, главное, важное.

То, что значит оно, очень нужно для каждого.

В нём забота и ласка, тепло и любовь.

В нём стремленье на помощь прийти вновь и вновь.

Это качество в сердце у многих живёт

И о боли других позабыть не даёт.

И оно поважнее, чем лица красота.

Догадались, что это? Сердец доброта*.

По материалам урока В. Чухарёвой «Твори добро!» (Начальная школа. 2008. № 10. С. 8-10).

- Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Чтение одновременно с ведущим текстов на слай­дах.

Слайд 1. Доброта - отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; всё положительное, хорошее, полезное.

(Л. Толстой.)

Слайд 2. Доброта - вещь удивительная. Она сближает как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид. (В. Розов.)

- Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу, настроение у вас хорошее, деловое. Итак, за работу.

Работа с таблицей (под руководством учителя).

Фамилия автора Заглавие Герои рассказа О чём рассказ?
Ушинский «Играющие собаки» Володя, отец, Мопс и Полкан О детях. О бережном отно­шении к младшим, малень­ким
Толстой «Косточка» Ваня, отец О детях. О том, что нужно говорить правду, быть чест­ным

 

Выразительное чтение по ролям подготовленного рассказа (по желанию детей).

2.Подробный пересказ рассказа К. Ушинского «Иг­рающие собаки».

3. Работа с рассказом В. Осеевой «Кто наказал его?». Слайд 3. Валентина Александровна Осеева «Кто наказал

его?»

Слайд 4. Портрет писательницы.

- В. А. Осеева родилась в Киеве, её раннее детство прошло в Самаре, где работали родители: отец - инженер-строитель на же­лезной дороге, мать - корректор местной газеты. Вскоре семья вернулась в Киев, и Валентина поступила в гимназию.

Осеева мечтала стать артисткой. В 1920 году она поступила на актёрский факультет института им. Лысенко в Киеве. Но за­кончить его ей не удалось. В 1923 г. семья переезжает в Москву. Осеева работает в трудовой коммуне для беспризорных детей.

Долгими зимними вечерами она рассказывает своим маленьким питомцам истории с продолжением. Её рассказы были коротки­ми, но очень выразительными. Дети настояли, чтобы Осеева записала и отправила свои рассказы в редакцию. Так начался творческий путь писательницы.

Слайд 5. Выставка книг В. Осеевой.

- Какие рассказы В. Осеевой вы читали? Кто герой её рас­сказов?

- Как вы думаете, о чём будет рассказ «Кто наказал его?» Проверим предположения.

Чтение рассказа.

- Оправдались ваши предположения? Как бы вы ответили на вопрос соседки? Какого качества не хватает герою рассказа?

- Доброта... Какое старое слово! Не века уже, а тысячелетия люди спорят о том, нужна она или нет, полезна она или вредна. Споры идут, а люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает.

Выполнение заданий к тексту, упражнение в вы­разительном чтении, пересказ по иллюстративному плану в учебнике.

- Перечитайте рассказ самостоятельно и попробуйте объяс­нить понятие «доброта». (Доброта - это отзывчивость, стрем­ление делать добро.)

Выразительное чтение рассказа.

- Удалось вам передать настроение мальчика?

- Как вы думаете, можно ли заставить человека быть доб­рым? Можно ли стать добрым на время?

- Расскажите эту историю по иллюстрациям в учебнике.

Самостоятельная работа в тетради (проверка под

руководством учителя).

- Кто написал рассказ «Кто наказал его?» (Валентина Алек­сандровна Осеева.)

- Что говорит о себе герой рассказа? (Я обидел товарища, толкнул прохожего, ударил собаку, нагрубил сестре.)

- Никому не нравятся люди, совершающие плохие поступки. Хорошие поступки говорят о том, что человек хороший. Надо стремиться всегда и во всём быть полезным людям.

Не стой в стороне равнодушно, Когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно В любую минуту, всегда. Упражнение в чтении пословиц, выполнение заданий.

- Какие пословицы о доброте, добре знаете вы?

• Про доброе дело говори смело.

• Учись доброму, дурное на ум не пойдёт.

• Добрые слова дороже богатства.

- Как вы думаете, можно ли научиться доброте?

- Научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доб­роте долгий, нелёгкий. У каждого человека свой путь к доброте.

Заранее подготовленные дети читают наизусть стихи или поют песню «Доброта» (сл. Н. Тулуповой, муз. И. Лученко).

Добрым быть совсем, совсем не просто. Не зависит доброта от роста, Не зависит доброта от цвета, Доброта - не пряник, не конфета.

Припев: Только надо, надо добрым быть И в беде друг друга не забыть. И завертится земля быстрей, Если будем мы с тобой добрей.

Добрым быть совсем не просто. Не зависит доброта от роста, Доброта приносит людям радость И взамен не требует награды.

Припев.

4. Работа со стихотворением И. Северянина «Её пи­томцы». Чтение вслух учащимися.

- Тему доброты продолжит стихотворение И. Северянина «Её питомцы».

Информация для учителя.

Игорь Северянин (1887-1941) - литературное имя (псевдоним) русского поэта-футуриста Игоря Васильевича Лотарева. Поэт родился в Санкт-Петербурге в семье военного инженера. Стихи начал писать очень рано. Первая публикация в 1904 году.

- Говорят: «Жизнь, достойная человека, - это жизнь, по­строенная на доброте». Каждый день нам даётся шанс быть доб­рым человеком. Кто из героев произведения, мальчик или де­вочка, знают об этом?

- С кем из ребят вам хочется познакомиться и подружиться?

Выполнение заданий в учебнике и тетради.

Слайд 6. Обращение А. Чехова к молодому поколению:

«Пока молоды, сильны и бодры, не уставайте делать добро!»

Добрые сердца - сады.

Добрые слова - это корни.

Добрые мысли - цветы.

Добрые дела - плоды.

- Заботьтесь о своём саде, не позволяйте ему зарастать сор­няками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и делами! Спешите делать добро!

Заучивание стихотворения наизусть. Пробное выра­зительное чтение наизусть.

Самостоятельная работа. Подготовить выразитель­ное чтение рассказа В. Осеевой «Кто наказал его?» или стихо­творения И. Северянина «Её питомцы»; задание «Проба пера» в учебнике.

IV. Итог урока.

Слайд 7. Пословицы на тему: «Спеши делать добро».

• Добрые дела красят человека.

• Худо тому, кто добра не делает никому.

• Не ищи красоты, а ищи доброты.

• Красоту уносят годы, доброту не унесут.

- Какая пословица может быть выводом к нашему уроку?

- Вспомните основную мысль рассказа К. Ушинского. (Большому и сильному стыдно обижать маленьких и слабых.)

- Чему хотел научить нас автор рассказа? (Быть терпели­выми, иметь силу воли, быть честными.)

Урок 5 РАССКАЗЫО ДЕТЯХ.

В. ОСЕЕВА «ПОТЕРЯННЫЙ ДЕНЬ»,

«ТРИ ТОВАРИЩА»*. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ.

В. ОСЕЕВА «ПЕЧЕНЬЕ»

Цель деятельности педагога: создать условия для форми­рования нравственных понятий «зло - добро», «правда - крив­да», «честь - бесчестье», для развития учебных и читательских умений.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: применяют правила делового сотрудничества, проявляют терпение и доброжелательность, доверие к собесед­нику;

метапредметные: регулятивные - планируют решение учебной задачи, оценивают результаты деятельности, анализи­руют собственную работу; познавательные - воспроизво­дят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, проверяют, находят дополнительную информацию, ис­пользуя справочную литературу; коммуникативные - вос­принимают текст с учетом поставленной учебной задачи, нахо­дят в тексте информацию, необходимую для ее решения, со­ставляют небольшие устные монологические высказывания;

предметные: научатся называть фамилию автора и заголо­вок, сравнивать рассказы, стихотворения, выделять главную

" В уроке использованы материалы статьи Н. Григорьевой «О дружбе и друзьях» (На­чальная школа. 2008. № 13. С. 15-18).

мысль произведения; получат возможность научиться соотно­сить пословицы с содержанием произведения.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

- Прочитайте девиз урока: «Мало уметь читать, надо уметь думать».

II. Объявление темы урока. Постановка целей.

- Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством Вален­тины Осеевой. Посмотрите на портрет писательницы и скажите, что вы думаете об этом человеке.

В. Осеева так писала о себе: «Когда я была маленькой де­вочкой, я любила читать короткие рассказы. Я любила их за то, что я могла их прочитать сама, без помощи взрослых. Я читала их просто так, не задумываясь над смыслом. Но мама мне сказа­ла, что мало уметь читать, надо уметь думать».

- Эти слова мамы В. Осеевой будут девизом нашей работы сегодня на уроке.

III. Повторение пройденного. Упражнение в чтении. Рас­сказ В. Осеевой «Потерянный день».

Чтение наизусть пословиц и загадок (из учебника и тетради).

Выразительное чтение пословиц (тексты даны на доске).

• Дисциплина - мать порядка.

• Делу - время, потехе - час.

• Скучен день до вечера, коли делать нечего.

• Труд - радость жизни.

• Себялюб никому не люб.

• Доброе дело само себя хвалит.

IV. Работа по теме урока.

1. Работа с рассказом В. Осеевой «Тритоварища».

Самостоятельное чтение.

- Выделите и прочитайте фамилию автора и заглавие.

- Прочитайте текст, рассмотрите иллюстрацию, обложку.

- Кто написал произведение? Как зовут автора? Почему ав­тор выбрал такой заголовок?

- Я хочу пригласить вас сейчас в страну Дружбы. Как вы себе представляете эту удивительную страну? Расскажите. По­пасть туда помогут пословицы. Какие пословицы о дружбе вы знаете? Чтобы открыть ворота, надо правильно смоделировать обложку.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: