Урок 31 РАССКАЗЫ О ДЕТЯХ. 4 глава




Сценарий урока

I. Организационный момент.

Растопило солнце снег, радость на сердце у всех, Птицы весело запели, слышен звонкий стук капели, И ручьи бурлят, и птички в гнезда сели на яички. Небо чисто-голубое. Что с природою такое?

(Весна.)

Весна - замечательное время года, когда вся природа просы­пается и оживает после зимнего сна. Недаром весну поэтично называют «утром года».

II. Объявление темы и постановка целей урока.

- Сегодня вы познакомитесь с произведениями о весне, нау­читесь их выразительно читать. А также поговорим об особен­ностях этого времени года. Назовите весенние месяцы. (Отве­ты детей.)

- Отгадайте, о каком весеннем месяце сегодня будем читать.

Яростно река ревет и разламывает лед. В домик свой скворец вернулся, И в лесу медведь проснулся. В небе жаворонка трель, Кто же к нам пришел?.. (Апрель.)

С. Маршак

- По каким приметам вы догадались, что это апрель? (От­веты детей.)

Слайд 1. Пословицы о весне.

• В апреле земля преет.

• Весна красна, да голодна.

• Весна - зажги снега, заиграй овражки.

- Прочитайте пословицы. О каких весенних приметах в них говорится?

- Послушайте аудиозапись пьесы «Весна. Времена года» А. Вивальди. Какие картины весенней природы вы представили? (Журчание ручьёв, пение птиц, половодье.)

III. Работа по теме урока.

1. Работа с произведением С. Маршака «Апрель».

Слушание детьми стихотворения (читаетучитель).

- На доске зашифрована фамилия писателя. С помощью зна­ния порядкового номера каждой буквы алфавита отгадайте её: 14, 1, 18,26, 1, 12. (Маршак.)

Слайд 2. Портрет С. Я. Маршака.

- Что вы знаете о С. Маршаке? (Самуил Яковлевич Маршак прожил 76 лет. Больше пятидесяти из них он посвятил лите­ратуре.)

Выявление первичного восприятия (беседа).

- Что вы слушали? Понравилось ли вам это стихотворение? Что понравилось? Какое настроение оно у вас вызывает? (Радо­стное.)

- Найдите и прочитайте фамилию автора и заглавие, назови­те произведение.

Выполнение заданий к тексту произведения (дети читают вопросы, находят ответы в тексте стихотворения).

Упражнение в чтении слов, предложений, строф под руководством учителя.

- Как надо читать стихотворение? (Бодро, весело, но не очень быстро.) Подготовьтесь к выразительному чтению стихо­творения.

Заранее подготовленные дети разыгрывают диалог.

РАЗГОВОР ЗИМЫИ ВЕСНЫ

Ведущий. Весна с Зимушкой повстречалася, О здоровьице все справлялася.

Весна. Ой, здорова будь, Зима снежная!

Зима. Бью челом тебе, Весна теплая!

Расскажи ты мне без утаюшки: Почему тебя привечают все, Меня, Зимушку, проклинают все?

Весна. Потому, что ты - больно лютая, И холодная, и голодная!

Я же - теплая и приветливая! Все луга и леса орошаю я, Все луга и леса оживляю я. Побыла та, Зима, в гостях у людей, Не пора ли тебе уходить из гостей? Зима. Я пушиста и бела, Ребятишкам я мила, Позволяю им кататься И на горке, и на льду. Я отсюда не уйду!

2.Работа в тетради (ответы на вопросы в тетради дети ищут по учебнику).

- Какие картины весенней природы рисует С. Маршак?

- В апреле выходят из берлоги медведи, вылезают из нор барсуки. На заре весело распевают скворцы, но особенно хоро­ши песни жаворонка.

Звучит запись голоса жаворонка, затем романс М. Глинки «Жаворонок».

Заворчал апрель... Снег повсюду тает, Торопливая капель бусы с крыш роняет.

3. Работа по группам.

- Какие стихи о весне вы знаете? (Ответы детей.)

- Прочитайте и проиллюстрируйте данное на карточке сти­хотворение.

Карточка.

ВЕСНА Отшумела злая вьюга, Стала ночь короче дня. Теплый ветер дует с юга, Капли падают, звеня. Солнце, землю нагревая, Гонит с нашей горки лед. Тает баба снеговая И ручьями слезы льет.

Г. Ладонщиков

Анализ выполненной работы, выставка рисунков.

Учитель.

Идет матушка-весна, отворяйте ворота. Первым март пришел, всех гостей привел, А за ним и апрель отворил окно и дверь, А уж как пришел май - сколько хочешь гуляй! Птицы поют, солнышко пригревает, ручьи журчат.

- Как вы узнаете весну? (Дети говорят о приметах: пригре­вает солнце, день прибавляется, становится теплее, тает снег, бегут ручьи, появляются проталины и молодая травка, распускаются листья, расцветают цветы.)

- А только ли видно весну? (Ее еще слышно: журчат ручьи, звенит капель, щебечут птицы, жужжат насекомые.)

- Давайте послушаем голоса весеннего леса. (Прослушива­ние записи.)

4. Дополнительное чтение. М. Пришвин «Лесная капель»

- Михаил Михайлович Пришвин - мастер слова, талантли­вый и неповторимый. Он был влюблён в свою родину, в её красо­ту, в леса и поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Его творчество проникнуто любовью к природе. Его записи о природе часто по­хожи на стихотворения в прозе - так они образны и ритмичны.

У природы живые краски, Миллионы лучистых соцветий, Для чего чудеса из сказки, Если в жизни их можно встретить?

Самостоятельное чтение и моделирование обложки.

Самопроверка моделей обложек по образцу.

Пришвин Зел.

Лесная капель

Выполнение заданий в тетради. Самостоятельная работа со схемой (работа на лис­тах А4).

«Произведения о природе писали:...» (Дети записывают фамилии писателей и их произведения.)

Во время самостоятельной работы можно предложить де­тям (на выбор) выучить стихотворение С. Маршака «Апрель», выразительное чтение одной части рассказа М. Пришвина «Лес­ная капель», выполнить рисунок к одному из произведений.

5.Работа по группам.

Задание. Прочитайте стихотворение, вставьте пропущен­ные слова, проиллюстрируйте стихотворение; подготовьте вы­разительное чтение. Карточка 1.

К нам весна... Быстрыми шагами, И сугробы... Под её ногами. Чёрные проталины На полях... Верно, очень тёплые Ноги у....

И. Токмакова Ответ: шагает, тают, видны, весны. Карточка 2.

Ласточка... Из-за бела моря, Села и...:

«Как ты,..., ни хмурься, Будь хоть снег, хоть дождик - Всё... пахнет.

А. Майков

Ответ: примчались, запела, март, весною.

Карточка 3.

Верба, верба, верба, Верба.... Это значит верно, Что весна.... Это значит верно, Что... конец.

Самый, самый первый... скворец. А. Барто

Ответ: зацвела, пришла, зиме, прилетел. Карточка 4.

Хорошо в лесу в апреле! Хорошо в лесу весной! Птицы первые..., Пахнет палою листвой. На полянке, у тропинки, Пробиваются.... С бугорка... бежит, А под ёлкой снег лежит.

Б. Заходер Ответ: запели, травинки, ручей.

Коллективная проверка выполнения работы по группам: вы­разительное чтение стихов о весне. IV. Итог урока.

- У кого из вас весна - любимое время года? За что вы лю­бите весну?

- Для человека весна - это обновление жизни, это вечная молодость, обновление природы. Что каждый из вас открыл для себя нового сегодня на уроке?

Четвертый месяц как шагнет — Так с треском лопается лед! (Апрель.)

- Какое явление природы, характерное для апреля, упомяну­то в загадке? Какие еще явления можно наблюдать в апреле?

о наших друзьях - животных

Урок 10 [2] ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ЖИВОТНЫХ.

С. МИХАЛКОВ «АИСТЫИ ЛЯГУШКИ». Е. ЧАРУШИН «ТОМКИНЫСНЫ».

И. ЖУКОВ «НАПАДЕНИЕ НА ЗООПАРК»

Цель деятельности педагога: создать условия для ознаком­ления с произведениями о животных, развития умений выра­жать свое отношение к героям произведения и произведению в целом, читать целыми словами небольшие произведения, на­зывать 3-5 фамилий писателей, пишущих о животных.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмо­циональную отзывчивость на прочитанное; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника;

метапредметные: регулятивные - принимают и сохра­няют учебную задачу, планируют свои действия, оценивают правильность их выполнения; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; познавательные - осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности, овладевают основами смыслового чтения текстов, умеют выде­лять существенную информацию из текста, осуществлять про­цессы анализа, синтеза, сравнения; коммуникативные - составляют небольшие устные монологические высказывания, различают виды текста, выбирают текст, соответствующий по­ставленной учебной задаче;

предметные: научатся правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр и тему (о животных), читать по ролям небольшие произведения в диалогической фор­ме; получат возможность научиться пересказывать эпизоды произведения.

Сценарий урока

I. Организационный момент. Объявление темы урока.

- Почему людям нравится читать произведения о животных? Для чего нам нужно знать о жизни животных?

Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать.

II. Повторение изученных произведений о животных.

Работа со схемой.

- Какие произведения о животных вы можете назвать? К ка­кому жанру относится каждое названное вами произведение?


 

И И И

Чтение по учебнику или наизусть изученных произведе­ний о животных. (Дети читают по желанию наизусть стихи «птичьим базаром»; на слайдах представлены отрывки из про­заических произведений.)

Слайд 1.

«...Был тёплый осенний день. Я глядел на лес, в котором ле­тали между сосен чужие бабочки, а моя глядела в небо своими огромными глазами, нарисованными на крыльях...» (Ю. Коваль «Бабочка».)

Слайд 2.

«Пошли гулять Лягушонок, Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок. Пришли на речку.

- Давайте купаться! - сказал Лягушонок и прыгнул в во­ду...» (В. Сутеев «Кораблик».)

Слайд 3.

«...Вдруг впереди, в куче прошлогодних листьев, что-то за­возилось. Я остановился. Кто это - зверёк? Какой? Из-под тём­ных листьев показалась знакомая мордочка и чёрные глазки глянули прямо на меня...» (Г. Скребицкий «Пушок».) Слайд 4.

«...А утром лежит Медведь в лесу под деревом, стонет, оха­ет... Мимо Мышонок пробегал, увидел Медведя, остановился.

- Что с вами, дядя Миша?..» (В. Сутеев «Дядя Миша».)

Игра-викторина «Наши друзья - животные». Учитель задаёт вопросы, на слайдах - ответы-картинки.

- Какая птица в мире самая большая? (Страус.)

- Какая птица может летать хвостом вперёд? (Колибри.)

- У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)

- Какие загадки о животных вы знаете? Загадайте. Знаете ли вы загадки о природе? Загадайте.

Чтение загадки о лягушке и выполнение зада­ний.

- Какие ещё загадки о лягушке вы знаете?

Зелёные мы, как трава,

Наша песенка: «Ква-ква». (Лягушка.)

Летом в болоте вы ее найдете. Зеленая квакушка. Кто это? (Лягушка.)

Выпучив глаза, сидит, не по-русски говорит, Родилась в воде, а живет на земле. (Лягушка.) Учитель загадывает загадку.

Это старый наш знакомый. Он живёт на крыше дома - Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту. (Аист.)

- Какие слова помогли найти отгадку?


- Что вы узнали о птице из загадки? (Ответы детей.)

- Сейчас вы познакомитесь с произведением С. Михалкова «Аисты и лягушки». Эта короткая сказка таит в себе очень важ­ный урок.

III. Работа по теме урока.

1.Работа со с к а з к о й С. Михалкова «Аисты и лягушки».

Первичное чтение детьми вслух (с проговариванием) самостоятельно.

Выполнение заданий 1-4вучебнике.

- Характеры героев проступают в их речи. Кто начал спор? (Лягушка.) В тексте ничего не сказано о причине спора. А може­те вы её определить по иллюстрации? (Лягушка позавидовала большому, сильному, спокойному на вид аисту.) Проблема спо­ра: «Кто красивее?».

- Какие знаки стоят в конце предложений-реплик? (Воскли­цательные.)

- Выясняя, кто лучше, герои волнуются, громко разговари­вают, кричат. Аист вначале говорит спокойно, уверенно, с дос­тоинством. Как ведёт себя лягушка? (Дразнит аиста, сравнива­ет себя и птицу и указывает, чего у аиста нет: «Я квакать умею».)

- Как лягушка высказывает неуважение к собеседнику?

(«Подумаешь, клюв, на что он нужен!». Докричачась, додразни- лась лягушка, дохвасталась до того, что рассердила аиста и он проглотил её.)

Упражнение в выразительном чтении по ролям.

- Кто из героев сказки прав, как вы думаете? (Каждый в споре по-своему прав: v каждого есть достоинства, но есть и недостатки. Лягушке не хватило скромности, а аисту - тер­пения.)

Самостоятельная работа: выполнение заданий в тет­ради.

Коллективная проверка выполнения заданий.

Работа над заголовком сказки.

- Почему сказка называется «Аисты и лягушки», ведь героев всего двое? (Эта сказка - обращение ко всем, кто любит спорить.)

Работа над идеей произведения.

- Какой спор затеяли животные? («Кто лучше?»)

- Лягушка права в том, что ног у неё больше, что она квакает и ныряет. Но и аист прав, когда говорит, что ему нужны его две высокие ноги - ходить по болоту помогают, что он летает, что у него длинный клюв. Но вот здесь стоит оговориться: скажи пораньше аист, зачем ему клюв, может, конец сказки был бы другим. Как вы думаете?

- Прочитайте последнее предложение. Найдите важное, ключевое слово в этом предложении, которое объясняет поведе­ние аиста. («Понапрасну».) Как вы понимаете это слово? (Зря, бесполезно.) Спор стал ссорой, так как он неразрешим. Помните об этом.

Слайд 5.

• Не спорь понапрасну с большим и сильным.

• Прав тот, кто сильнее и умнее.

• Знай своё место и не считай себя лучше других.

• Есть закон природы: аисты питаются лягушками.

Вывод: это сказка-притча, то есть произведение, призван­ное дать моральный урок.

- В каком из данных вариантов, по вашему мнению, заклю­чён идейный смысл сказки? Свой ответ обоснуйте.

- Какой совет вы бы дали лягушке? (Не спорить, а спря­таться получше, нырнуть поглубже, раз умеешь, да посидеть тихонько. Не спорь с тем, кто может тебя съесть. Надо знать законы природы.) Кто автор этой замечательной сказки- притчи? (Сергей Михалков.)

- С. В. Михалков так писал о своём творчестве:

Пером - оружием своим, Что я в руках держу, - Всем честным людям трудовым Я, как солдат, служу.

- Способность к поэзии обнаружилась у Сергея Владимиро­вича уже в 9 лет. Его отец послал несколько стихотворений сво­его сына известному писателю Александру Безыменскому, ко­торому стихи очень понравились. И уже в 15 лет у Михалкова вышли первые публикации.


Для самостоятельной работы: найти книги С. Ми­халкова; сочинить сказку на тему «Кто лучше?» (спор вещей в пенале, игрушек в коробке, цветов на клумбе и др.)


 

2. Работа с произведением Е. Чарушина «Томкины сны».

- Какие произведения о животных вы знаете? Назовите.

- Отгадайте загадки и вы узнаете, о ком будет следующее произведение.

Не говорит, не поет, Гладишь - ласкается,

А кто к хозяину идет, Дразнишь - кусается.

Она знать дает. (Собака.) (Собака.)

- Вспомните рассказ, который вы читали в букваре: «Как Никита играл в доктора». Кто его автор? (Евгений Чарушин.)

- Всё детство писателя было связано с животными. Его ро­дители любили природу, подбирали и лечили больных собак, кошек, держали дома различные породы домашней птицы. Ев­гений во всём помогал родителям, наблюдал за жизнью живот­ных и много читал. Он сам ловил птиц, зверюшек, воспитывал их, лечил, наблюдал за их повадками.

Учитель читает стихотворение.

Принесли к нам в дом щенка, Не собака он пока, А какой-то колобок, Хвостик, точно завиток, И мохнатенькие ушки; С круглым, розовым он брюшком. Он не лает, не рычит, А пищит или молчит. Стали думать и гадать, Как же нам щенка назвать: Шарик, Рекс или Полкан, И решили...

(По Н. Крушевицкой.) 250

- Как звали щенка, с которым играл Никита и про которого Е. Чарушин написал несколько рассказов? (Томка.) Прочитайте заголовок текста. Вспомните, кто такой Томка?

Самостоятельная работа с рассказом Е. Чарушина «Томкины сны». (Первичное чтение произведения вслух (прого­варивая). Моделирование обложки (дети работают на лист­ках).)

- Определите жанр и тему произведения. Запишите фами­лию автора и заголовок произведения.

Выполнение заданий 1, 2 в учебнике.

- Рассмотрите иллюстрацию и подберите эпизод из рассказа, к которому она относится.

- Как ребята «разгадали» сны, которые видит щенок?

Выразительное чтение диалога автора с ребятами

(передать удивление, радость, фантазию детей).

Выполнение заданий в тетради (самостоятельно).

- Понравился вам рассказ Е. Чарушина «Томкины сны»?

- Прочитайте запись на доске: «Собака - друг человека». Вы согласны?

- Собака живёт рядом с человеком шесть тысячелетий. Из­давна она помогала ему в жизни, в труде, на войне. У Александра Македонского имелось воинское подразделение собак. В сраже­ние собаки вступали закованными в доспехи. В Индии собаки шли в бой с горящими факелами, укреплёнными на их спинах. В послеблокадном Ленинграде состоялась удивительная вы­ставка собак. Среди 16 слабых от голода собак была собака- миноискатель с ушами, разрезанными осколками мин буквально на ленточки.

- Каким вы представляете нашего Томку? Расскажите. Хо­тите, чтобы Томка жил у вас дома?

3. Изготовление собаки-сувенира в технике оригами.


 

 


 

- Теперь у каждого из вас есть Томка. Вы с ним можете иг­рать, придумывать про него свои интересные истории.

4. Знакомство с к о м и к с о м. Работа по группам.

- Что такое комикс? (Рассказ в картинках, где мало текста, но много картинок.) Где располагается текст в комиксах? (Текст под картинками или в самих картинках - это слова героев комикса.)

- «Комикс» в переводе с английского означает «смешной». Комиксы впервые появились в газетах и журналах США. Посте­пенно они утратили свой комический смысл. Теперь комикс - это истории в картинках с кратким текстом.

- Составьте комикс «Томкины сны». Сочините собственные истории про Томку в комиксах.

Защита творческих работ.

- Евгений Чарушин - настоящий мастер детской книги. Он знает и любит природу. Герои его книг - это звери и птицы. Он не только писатель, но ещё и художник.

Показ слайдов с иллюстрациями из книги Е. Чарушина «В лесу».

5. Работа с произведением И. Жукова «Нападение на зоопарк».

- Разгадайте кроссворд.

1) Летом серый - зимой белый. (Заяц.)

2) Он в поросятах знает толк,

Он злой и жадный, это... (Волк.)

             
             
           
               
         
               
                 

 

3) Идёт по улице гора, быть может, это сон.

Нет, нет, смеётся детвора, ведь это просто... (слон).

4) Какая птица может разговаривать? (Попугай.)

5) Большая птица спряталась тут.

Назовите, как её зовут? (Аист.)

6) Ну а здесь кто? Важный граф!

Вышиною с телеграф. (Жираф.)

7) Он зелёный, он зубастый,

Прибыл он к нам с реки Нил -

Подходить к нему опасно,

Он зовётся... (крокодил).

(Ребята называют ключевое слово: «Зоопарк».)

- Зоопарк - это место, где живёт много животных. Здесь можно встретить редких птиц, насекомых, зверей, рыб. За животными ухаживают люди. Вы были в зоопарке? Каких животных вы там видели?

Знакомство с произведением до чтения (чтение фамилии автора, заглавия, подзаголовка).

- Выполните упражнения в технике чтения скороговорки.

1) Читать так, как ползёт черепаха. (Дети читают очень медленно.)

2) Читать так, как плывёт прогулочный катер. (Дети чита­ют в размеренном темпе.)

3) Читать так, как идет скорый поезд. (Дети читают очень быстро.)

Выполнение заданий 2, 3 в учебнике.

Работа с выставкой книг.

- Вы можете посмотреть на обитателей зоопарка. Здесь жи­вут и ждут встречи с вами разные животные. Об их жизни и по­вадках вы можете прочитать в книгах. (Обзор выставки книг о животных.)

IV. Итог урока.

- Назовите произведения, с которыми вы сегодня познако­мились. Какое настроение вызвали у вас прочитанные произве­дения? Чему они вас научили?

Урок 11 ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ЖИВОТНЫХ.

М. ПРИШВИН «ЁЖИК», Ю. МОГУТИН «УБЕЖАЛ», Б. ЗАХОДЕР «ЁЖИК». ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ.

М. ПРИШВИН «НОРКА И ЖУЛЬКА». В. ЧАПЛИНА

«МУШКА»

Цель деятельности педагога: создать условия для форми­рования понятия «рассказ», совершенствования навыков выра­зительного чтения, развития чувства юмора, умения выделять особенности рассказа, воссоздавать образы героев (описывать внешний вид, поведение).

Планируемые результаты (УУД):

личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмо­циональную отзывчивость на прочитанное, анализируют и ха­рактеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом; воспринимают речь учителя (одноклассников), непосредственно не обращенную к учащемуся;

метапредметные: регулятивные - планируют решение учебной задачи: выстраивают последовательность необходимых операций, анализируют собственную работу, оценивают уро­вень владения тем или иным учебным действием (отвечают на вопрос «Чего я не знаю и не умею?»); познавательные - высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы, преобразуют модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью, составляют план тек­ста: могут делить его на смысловые части, озаглавливать каж­дую; пересказывают по плану; коммуникативные - вос­принимают текст с учетом поставленной учебной задачи, нахо­дят в тексте информацию, необходимую для ее решения;

предметные: научатся определять и называть жанры и те­мы изучаемых произведений, получать информацию о героях, пересказывать эпизоды произведения, работать с несложными таблицами; получат возможность научиться сравнивать тексты сказок и стихотворений, дополнять недостающими данными го­товую таблицу.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

Доброе утро солнцу и птицам! ;

Доброе утро улыбчивым лицам!

- Пожелайте друг другу успехов на уроке.

Что есть прекрасного в обычном?

Мир этот полон красоты!

И то, что кажется привычным,

Иначе вдруг увидишь ты...

II. Введение в тему.

- Приходилось ли вам, ребята, гулять по лесу спокойно, без беготни, не кричать? Тогда вы бы увидели совсем другой лес: зайца, белочку-хлопотунью, и то, как работают дятлы или как мыши тащат в свои норки травку, и как паучки плетут паутину, как пчёлы собирают сладкий нектар и многое, многое другое.

Давайте совершим виртуальное путешествие в лес. Итак, приго­товились.

Кто, как ёлка, весь в иголках, Ловит смело страшных змей, И хотя он очень колкий, Обижать его не смей! Он в лесу живёт, но вхож И в сады отважный... (ёж).

Упражнение для развития сознательного (осознанного) чтения.

- Составьте предложения по теме урока. Вам помогут во­просы: кто это? Чем покрыто его тело? Где живёт ёжик? Какую пользу он приносит?

Длина обыкновенного ежа - 27 см. Глаза у него как бусинки, умные, весёлые. Ёжик любит полакомиться улитками, дожде­выми червями, личинками жуков. На зиму он устилает своё гнездо сухими листиками и спит в нём всю зиму.

В траве сновали паучки, Тихонько тренькали сверчки, С родной природой в мире Ёж был в своей квартире.

III. Объявление темы урока.

- Сегодня вы познакомитесь с произведениями о животных разных авторов и жанров.

Речевая разминка.

Ёжик, ёжик колкий, дай свои иголки! Надо Бельчонку сшить распашонку, Драчуну зайчишке починить штанишки. Ёжик, ёжик колкий, одолжи иголки. Фыркнул ёжик: «Отойдите! И не ждите, не просите! Если дам иголки, Съедят меня волки! Вот».

В. Шумилина

- Познакомитесь с произведением, в котором писатель рас­сказывает о том, как ёж защищает себя во время опасности. Ко­гда будете слушать, постарайтесь себе представить, что всё, о чём говорится, случилось с вами.

IV. Работа по теме урока.

1. Слушание рассказа М. Пришвина «Ёжик» (по дет­ской книге или по отрывку в учебнике).

- Чем понравился отрывок? Какую картинку нарисовало ва­ше воображение? Что удивило? Что вы узнали о ежах из этого рассказа? Каким представляется автор в этом фрагменте?

Пришвин окончил университет в Германии. По специально­сти он был агрономом. В течение нескольких лет работал сель­ским учителем, библиотекарем. Затем решил стать писателем, писать о природе.

- Прочитайте название (фамилия автора, заголовок).

Чтение текста по абзацам ибеседа по содержанию.

- Где произошла встреча, о которой говорится в рассказе? Что произошло дальше? Что случилось потом?

- Кто сумеет нарисовать словами картинку про то, как ежик плывет? Какие слова помогают автору «нарисовать» действия ежа? (Заметил, свернулся, затукал, фыркнул, поддал, развернул­ся, поплыл, лежал, огляделся, попробовал идти, выбрал, затих, выбежал, подумал и т. д.)

- Подчеркните в тексте слова, которые помогают «нарисо­вать» действия человека. (Шел, заметил, прикоснулся, спихнул, взял, скатил, понес, слышал, решил, положил, сел писать и т. п.)

На д о с к е записаны вопросы:

- Кого автор встретил в лесу?

- Как произошла встреча?

- В чём автор принёс ежа домой? Зачем?

- Найдите в тексте ответы на них и прочитайте.

2. Составление плана и обучение подробному пере­сказу.

- Разделите рассказ на части. Где заканчивается первая часть? вторая?

- Подготовьтесь пересказать близко к тексту, не забудьте о словах, которые мы подчеркнули.

Учащиеся пересказывают текст.

3. Самостоятельная работа в тетради (задание 1). Проверка выполнения задания в тетради под руководством

учителя.

- Приходилось ли вам приносить домой животных из леса? Чем это закончилось? Следовало ли это делать? Почему?

4. Работа со стихотворением Ю. Могутина «Убежал». Самостоятельное чтение (по алгоритму-памятке).

- Прочитайте название (фамилию автора и заглавие).

- Прочитайте и определите тему.

- Сделайте модель обложки (на листке).

Проверка моделей (что читали? кто написал? как оза­главлено? о ком произведение?).

- Как автор относится к ёжику? Вызывает ли это стихотво­рение грусть? В каких словах слышится сожаление?

Выразительное чтение стихотворения учащимися. Учитель читает текст «Неожиданная встреча» *. «...По дорожке тихо шлёпал ножками ёжик. Навстречу шли дети. «Стоп, ёжик!» - крикнул Петя и достал шапочку.

Из-за пенька выглянул старичок-лесовичок и тихо пропищал: «Не обижайте колючего колобка, дети!». Малыши притихли.

На дорожке фырчал клубок иголок, среди ветвей мелькала сорока, из дупла выглянула белочка. «Кто это?» - спросил Вася. Испугались мальчишки и пустились наутёк. А ёжик спокойно отправился домой».

- Кто помог ёжику остаться целым и невредимым?

- Старичок-лесовичок прогулялся по весеннему лесу и подслу­шал разговоры. Он познакомит вас с тем ёжиком, которого спас.

5. Работа со стихотворением Б. Заходера «Ёжик». Самостоятельное чтение стихотворения (по алго­ритму-памятке).

По материалам статьи Т. В. Игнатьевой «Контрольные и проверочные работы за III четверть» (Начальная школа». 2008. № 4. URL: https://nsc. I september.ru/ articlef.php?ID= 200800403).

Выполнение заданий к тексту. Упражнение в вырази­тельном чтении.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: