Урок 31 РАССКАЗЫ О ДЕТЯХ. 7 глава




Таким интересным человеком была С. Прокофьева.

- Что вы узнали об авторе сказки?

Упражнение в поисковом (выборочном) чтении по во­просам учебника.

- Выберите и запишите имена героев сказки. (Дети рабо­тают на обратной стороне листа с моделью.)

Чтение отрывков текста к иллюстрации.

- Чему учит эта сказка?

- Прочитайте записанные на доске пословицы.

• Как аукнется, так и откликнется.

• Какой подарок, такой и отдарок.

• Худо тому, кто добра не делает никому.

- Какая пословица подходит к сказке С. Прокофьевой?

Работа в тетради, выполнение заданий 1,2 (самостоя­тельно).

Подготовка к пересказу.

- На сколько частей можно разделить сказку? О чём гово­рится в каждой части? Расскажите про Ойку по таблице в рабо­чей тетради. Что вы подарили бы Ойке, если бы вас пригласили на её день рождения? Нарисуйте.

- Перескажите подробно последнюю часть сказки.

Вывод:

Другу ты отдать умей все тепло души своей.

Все отдал - богаче стал, что сберег - то потерял.

Н. Доризо

- Одинаковые ли подарки любят получать мальчики и де­вочки? Интересная сказка никого не оставит равнодушным и будет интересна и мальчикам, и девочкам.

- Прочитайте самостоятельно фамилию автора и название сказки. Что вы узнали о новом произведении?

2. Знакомство с биографией и творчеством писате­ля Д. Биссета.

Дональд Биссет родился в 1910 году. Большой популярно­стью и в Англии, и в нашей стране пользуются забавные исто­рии Д. Биссета. Читая эти остроумные, причудливые сказки, можно подумать, что судьба всегда улыбалась их автору. Но так было не всегда. В десять лет, после смерти отца, Дональд вместе со старшей сестрой оказался в сиротском доме. Позже он вспо­минал об этом времени: «В детстве я не знал сердечности и теп­ла, но именно люди смягчили мое сердце, и я подобрел душой».

Биссет рассказывал с телеэкрана сказки. Он играл в театре и кино. Вот какие стихи он написал:

И начинается рассказ, Где ждут вас превращения.

Не обойдется без прикрас Рассказ мой, без сомнения. Страна чудес встречает нас, Страна воображения. Живут там чудо-существа...

С одним таким чудо-существом вы познакомитесь.

Слушание сказки Д. Биссета «Дракон Комодо» (читает учитель). Беседа по выявлению первичного восприятия.

- Как зовут чудо-существо? Что вам понравилось? Какие чувства вызывает это произведение? О чём эта сказка? Назовите героев сказки. Расскажите о каждом из них.

Моделирование обложки и самопроверка готовой модели.

- Назовите фамилию автора. Что вы о нём узнали? Назовите жанр этого произведения. Прочитайте заголовок сказки. Что значит «читать правильно»?

- Давайте прочитаем и проанализируем памятку.

ПАМЯТКА Учитесь читать правильно

1) Следите за словами на строчке, не переставляйте их.

2) Старайтесь понять то, о чем читаете.

3) При чтении будьте внимательны к каждому слову.

4) Старайтесь не возвращаться к чтению прочитанного сло­ва, если поняли его.

5) Старайтесь при чтении про себя не шептать текст, не ше­велить губами.

- Потренируйтесь читать правильно сказку Д. Биссета.

Лексическая работа.

- Прочитайте слова: извергать, окрестные, мудрено, про­хожие, не знали толком, накануне, удачная мысль. Объясните значение слов, найдите их в тексте и прочитайте предложение или абзац, в которых встречаются эти слова.

Работа с текстом сказки Д. Биссета «Дракон Комо- ю». В ып о л не н ие заданий 1-7 в учебнике.

- Рассмотрите иллюстрации и прочитайте отрывки, к кото­рым они относятся. Вам нравится, как нарисован дракон Комодо?

Выразительное чтение описания дракона (часть 1).

- Как бы вы нарисовали дракона? Послушайте песню и ска­жите, можно её подарить дракону Комодо?

ВСЕ СУМЕЮ СДЕЛАТЬ Сл. С. Михалкова Муз. А. Лепима

Встану рано поутру, поутру, Все я в доме приберу, приберу. Я полы подмету, вымою посуду, И воды принести я не позабуду. В тесто сахара подбавлю, Пироги я в печь поставлю, Все успею, все сумею, все сумею сделать. На пятерки я учусь, я учусь И мальчишек не боюсь, не боюсь. Я умею нырять с берега крутого, Если я побегу, обгоню любого. Хоть коня я не имею, без коня везде поспею, Все успею, все сумею, все сумею сделать. Творческая работа. Выполнение заданий в учебнике (№ 8) и в тетради.

Помните: «Прочёл хорошую книгу - встретился с другом».

- Какую книгу вы считаете хорошей? Сказка Д. Биссета «Дра­кон Комодо» - интересная? Перескажите её.

Обобщение.

Учитель читает стихотворение «Книга» Н. Катасоновой. Я открываю книгу - какой счастливый миг! Как много интересного я узнаю из книг: Ответы на вопросы «как?», «что?» и «почему?», И если на уроке я что-то не пойму; О том, как жили люди и как живут сейчас, О чём мечтают дети в стране у нас. Хороших много книжек пишут для ребят, И авторов любимых стоит на полке ряд.

3. Работа с рубрикой «Проверь себя». - Отправимся в путешествие в Читай-город. Там любят гос­тей активных, любознательных, читающих. Девизом нашего пу­тешествия будут слова песни С. Соснина «Учиться надо весело».

В дорогу, девчонки! В дорогу, мальчишки! По лесенке знаний Шагайте смелей! Чудесные встречи И добрые книжки Ступеньками будут на ней.

И песенка, и песенка В пути нам пригодится. Учиться надо весело, Учиться надо весело! Учиться будем весело, Чтоб хорошо учиться!

- А теперь в путь! Вот мы подошли к воротам города. Они откроются, если вы назовёте фамилии писателей, которые писа­ли о детях. На слайдах - портреты писателей, на доске - выстав­ка книг. Они помогут вам. (В. Осеева, Е. Пермяк; В. Голявкин; Л. Толстой.) Произведения этих писателей приглашают нас на главную улицу города. Это улица Юных читателей. Найдите произведения В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Голявкина, J1. Толсто­го в учебнике и прочитайте короткие отрывки из них.

Самостоятельная работа (задание 2).

- Назовите авторов и произведения, с которыми сегодня по­знакомились.


- Главная улица привела нас на площадь. На площади рас­полагается главная достопримечательность Читай-города. Как вы думаете, что это может быть? (Предположения детей.)

Это лучший книжкин дом, - Жильцов мы часто навещаем, Иногда с собой берём, А прочтём и возвращаем. А как зовётся этот дом? Попробуйте угадать! (Библиотека.)

- Хотите войти? Прочитайте выразительно считалку М. Яс- нова «В лесной библиотеке».

- Это, конечно, выдумка, но если пофантазировать: зачем мышке понадобились книжки? Какие книжки вы взяли бы в библиотеке на месте мышки? Какие книги и каких авторов вы любите читать? (Ответы детей.) Вы назвали много книг. Но ещё больше на свете книг, которых вы не читали. Они откроют перед вами новые миры, многому вас научат.

Учитель заранее раздаёт стихи самым активным читателям: Хорошая книга - мой спутник, мой друг, С тобой интересным бывает досуг. Мы время отлично проводим вдвоём, И наш разговор потихоньку ведём.

Ты мне говоришь про дела смельчаков, Про злобных врагов и смешных чудаков. Про тайны земли и движенье планет - С тобой ничего непонятного нет.

Ты учишь правдивым и доблестным быть, Природу, людей понимать и любить. Тобой дорожу я, тебя берегу, Без книги хорошей я жить не могу.

Н. Найденова

Работа с книгами В. Сутеева: рассматривание, назы­вание сказок и героев.

- Авторы учебника считают, что мышка выбрала книги В. Сутеева. Какие сказки она в них сможет прочитать? Что дела­ет его сказки такими интересными? Расскажите одну из них.

4. Повторение изученных сказок для детей (инди­видуальная работа).

Вставьте пропущенные слова:

1) Михаил Спартакович___________ написал сказки «Урок

________ », «_______ лошадь».

2) Сказку «Как малышу нашли маму» написал__________.

3) Дональд ___________ написал сказку «_____________

____________ ».

4) «Сказку о том, что надо дарить» написала ____________

Прокофьева.

Ответы: 1) Пляцковский; дружбы; добрая. 2) В. Орлов. 3) Биссет; «Дракон Комодо». 4) Софья.

ТЕСТ

1) Как звали героев сказки М. Пляцковского «Урок дружбы»? а) Чик и Чирик; б) Чик и Брик; в) Чирик и Чикчик.

2) Как выглядел малыш, которому нашли маму?

а) маленький, с длинными ушами;

б) на тонких ножках и весь в жёлтых пятнышках;

в) зелёный.

3) Сколько больших кошек съела грамотная мышка? а) 2; б) 3; в) 5.

4) Кто приходил в гости к Ойке?

а) Мышонок, Медвежонок, Зайчонок, Бельчонок, Маша;

б) Мышонок, Лягушонок, Бельчонок, Зайчонок, Маша;

в) Мышонок, Медвежонок, Бельчонок, Зайчонок, Наташа.

5) Куда каждый год уезжал фонарщик Чарли?

а) в командировку; б) в отпуск; в) к бабушке. О т в е т ы: а); б); в); а); б).

IV. Итог урока.

- Какие задания были вам особенно интересны? Что было самым трудным? О чём расскажете дома?

На доске - выставка книг. Учитель делает краткий обзор произведений.

- Хорошая книга - твой друг на всю жизнь.

О НАШИХ ДРУЗЬЯХ - животных

Урок 17 ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ЖИВОТНЫХ (СТИХОТВОРЕНИЯ, РАССКАЗЫ).

А. БАРТО «ЖУК», Н. СЛАДКОВ «НА ОДНОМ БРЕВНЕ»

Цель деятельности педагога: создать условия для ознаком­ления с произведениями А. Барто «Жук», Н. Сладкова «На од­ном бревне», для формирования положительного отношения к уче­нию, развития умения рассказывать по плану близко к тексту, развития познавательной активности, читательского интереса, внимания, наблюдательности, ответственности; содействовать воспитанию бережного отношения к природе.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: различают основные нравственно-этические понятия, воспринимают речь учителя (одноклассников), непо­средственно не обращенную к учащемуся;

метапредметные: регулятивные - анализируют эмо­циональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивают их влияние на настроение человека, оценивают уровень владения тем или иным учебным действием (отвечают на вопрос «Чего я не знаю и не умею?»); познава­тельные - высказывают предположения, обсуждают про­блемные вопросы, устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами; коммуникативные - воспринимают текст с учетом поставленной учебной задачи, на­ходят в тексте информацию, необходимую для ее решения, опи­сывают героев произведения: передают внешние характеристи­ки, используя выразительные средства языка;

предметные: научатся определять и называть жанры и те­мы изучаемых произведений, различать стихотворение, сказку; получат возможность научиться находить в тексте информа­цию о героях произведений.

Сценарий урока

I. Организационный момент. Сообщение темы урока.

- Ребята, по-вашему, что такое чудо? (Что-то необыкновен­ное, сверхъестественное.)

- Девиз нашего урока: «Способность видеть в обыкновенном чудесное - признак мудрости!».

Сегодня вы начинаете знакомиться с произведениями нового раздела, и если кто-то из вас увидит в них чудесное, мы в конце урока сможем назвать себя мудрыми.

II. Знакомство с новым разделом. Изучение нового мате­риала.

1. Работа по теме урока.

- Прочитайте название нового раздела.

- Откройте содержание книги и прочитайте названия и авто­ров произведений такого же раздела, которые вы уже читали. Какие из них вам понравились и запомнились? Какие стихи вы можете прочитать наизусть?

Изучение нового раздела мы начинаем с чтения стихотворе­ния А. Барто и сказки Н. Сладкова. Что вы знаете о Барто, о её творчестве? (Барто писала стихи для детей.)

Слово об авторе.

Агния Львовна Барто родилась в Москве в 1906 году. Она мечтала стать балериной и училась в балетном училище. Но ув­леклась поэзией и решила сменить профессию. Цикл стихотво­рений «Игрушки» появился в 1936 году. В годы Великой Отече­ственной войны Агния Барто ездила на фронт - выступала перед бойцами, писала для газет. А в эвакуации, в городе Свердловске, работала на заводе в токарном цехе. Конец войны связан в семье Барто с горем - в мае 1945 года погиб ее сын.

Но Агния Барто не перестала писать стихи для детей и о де­тях. Она очень много сделала для детей, стала вести на радио передачу «Найти человека», где потерянные во время войны де­ти рассказывали о себе, о том, что они помнят. Сейчас на теле­видении есть передача «Жди меня». Она похожа на передачу «Найти человека», только та шла по радио. Шла она в течение 9 лет и соединила за это время 927 семей! Агния Барто верила в людей, в их доброту, душевную чуткость.

- Что интересного вы узнали о жизни А. Барто?

Артикуляционная разминка.

Эта буква широка и похожа на жука И при этом, точно жук, издаёт жужжащий звук: Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж!

Речевая зарядка.

ЖУК (считалочка) «Жу» да «жу» - слетелись в круг Майский жук, июньский жук, Жук-носорог, жук-плавунец, Жук-сынок и жук-отец, Жужелица, жук-жучок Нее попались в мой сачок!

2.Работа со стихотворением А. Барто «Жук».

Учитель выразительно читает стихотворение.

- Какое это стихотворение? Понравилось ли оно вам? Почему?

- Сравните модели обложек книг А. Барто.

На доске образцы обложек книг А. Барто, которые от­личаются цветом треугольника: один жёлтый, другой зелёный.

- К какой модели относится стихотворение «Жук»? (Дети определяют, что это стихотворение о животных, доказывают свой выбор.)

Самостоятельное чтение стихотворения с соблюде­нием знаков препинания.

-Каким голосом вы будете читать начало стихотворения и его конец? Поработаем над логическими ударениями и пауза­ми в стихотворении.

Учитель читает стихотворение вместе с детьми, расстав­ляя логические ударения и паузы по строчкам. Я нашла себе жука На большой ромашке. // Не могу держать в руках, / Пусть сидит в кармашке. //


Лапок шесть, / а глаза два, / Трещинка на спинке. // - Вот хорошая трава,/ На, / поешь травинку! // Ах, упал, упал из рук! // Нос измазал пылью! // Улетел зелёный жук, / Улетел на крыльях! // Далее выразительное хоровое чтение учеников вслед за учи­телем.

- Кто герой этого стихотворения - мальчик или девочка? Выполнение заданий учебника.

- Как, по-вашему, девочка относится к жуку? Какова глав­ная мысль в этом стихотворении?

- Какие другие стихи Агнии Барто вы знаете? («Веревочка», «Резиновая Зина», «Уехали», «Катя», «Мы с Тамарой», «Свер­чок», «Всё на всех».)

Выполнение заданий в тетради (под руководством учителя).

- Каких насекомых вы знаете?

Тонко-тонко запищит И куснёт до боли. Восвояси улетит, Как напьётся крови.

(Комар.) Всё стрекочет он в траве, Усики на голове, А заметен-то едва - Весь зелёный, как трава.

(Кузнечик.) Кто летит, как вертолёт? Чей стремительный полёт? Чьи огромные глаза? Это чудо -... (стрекоза).

Он живёт в семье большой, Тащит всех к себе домой: 310

И личинку, и жука, Муху или паука. Нет его в труде шустрей - Это рыжий... (муравей).

Нам сыграет вечерком, Сидя под своим листком, Лишь возьмётся за смычок, Этот музыкант -... (сверчок).

Для защиты - жало Поострей кинжала. Полосатая краса, С тонкой талией... (оса).

Беседа об опасных насекомых.

- А могут ли насекомые быть опасными, они ведь такие ма­ленькие?

Многие насекомые переносят инфекции, укус некоторых из них может быть ядовит или вызовет очень сильную аллергию.

- Как защитить себя от укусов насекомого? Прочитайте па­мятку (на слайде):

• Не приближайтесь, особенно в жаркие дни, к пчелиным ульям. Вблизи них не делайте резких движений.

• Не разоряйте осиные гнёзда.

• Если насекомое залетело в комнату, не гоняйтесь за ним. Откройте пошире окно и подождите, когда насекомое улетит.

• Помните: насекомые просто так не нападают на человека. Они кусаются или жалят для самозащиты.

Учитель читает стихотворение.

Если очень шуметь около берлоги, То придётся потом уносить вам ноги. И пчела просто так тоже не пристанет. Ведь ни жалить, ни рычать зря никто не станет. Ни к чему обижать бабочку на ветке, Веселее в лесу от её расцветки.

На лужайке на ромашке Жук летал в цветной рубашке. - Жу-жу-жу, жу-жу-жу, (Дети показывают полёт жука.) Я с ромашками дружу, Тихо по ветру качаюсь, (Дети машут руками.) Низко-низко наклоняюсь. (Нагибаются.)

3. Работа с произведением Н. Сладкова «На одном бревне».

- Что можно узнать о произведении до чтения? Прочитайте фамилию автора. Прочитайте заголовок. Можно ли по данному названию определить, что это будет - сказка или рассказ? Про­верим ваши предположения.

Чтение сказки Н. Сладкова «На одном бревне» по аб­зацам.

Лексическая работа.

Прибывает - приближается.

Сиганула - прыгнула.

Хорошо устроилась - удобно устроилась.

Оскалила зубы - обнажила зубы.

Зловредная - очень вредная, пагубная.

- Объясните значения слов, найдите их в тексте и прочитай­те предложения с этими словами.

- Докажите, что это сказка.

Слово об авторе.

Не пугайте жуков с длинными усами, И поверьте, что жуки вас не тронут сами! М. Пляцковский

ЖУК

Творчество Н. Сладкова интересно тем, что он законы при­роды показывает в сказочной форме. Его сказки-несказки полны
загадок, юмора, там много «звериных» диалогов. Часто писатель осуждает охоту - любовь к природе «с ружьём в руках».

«Природа волновала и влекла меня всю жизнь, - говорит он, - её красота, тайна, обаяние, удивительная стройность и сла­женность, неисчерпаемость познания поражали воображение и влекли сердце. Поэтому все книги мои о ней».

Выставка книг. (Учитель делает краткий обзор книг Н. Сладкова.)

Выполнение заданий 1, 2, 3 в учебнике.

Составление плана и обучение подробному пересказу.

- На сколько частей можно разделить сказку? Что главное в каждой части? Перескажите подробно одну из частей сказки.

Выполнение задания 1 в тетради (под руководством учителя).

- Кто в сказке положительный герой, а кто отрицательный? Дайте характеристику героям сказки. Какие поступки они со­вершали?

- Какое событие главное в сказке? Прочитайте.

- Какое настроение вызвало у вас прочитанное?

Работа над пословицами.

Выполнение задания 2 в тетради (под руководством учителя).

Упражнение в правильном и выразительном чтении по­словиц и выполнение заданий в учебнике.

- Какой совет даёт вам Н. Сладкое, сочинив сказку «На од­ном бревне»?

Творческая работа (задание 3 в тетради).

III. Итог урока.

- Чему полезному вы научились сегодня на уроке? Что вам понравилось на уроке? Что вы запомнили?

Для самостоятельной р а б о т ы: познакомиться с кни­гами Н. Сладкова и А. Барто.

Урок 18

ПРОИЗВЕДЕНИЯ О БОЛЬШИХ И МАЛЕНЬКИХ.

Е. ЧАРУШИН «ТОМКА И КОРОВА».

В. БЕРЕСТОВ «ВЫВОДОК». «ПРОВЕРЬ СЕБЯ».

БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК. КНИГИ О ЖИВОТНЫХ.

«КНИЖНАЯ ПОЛКА. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ.

Е. ЧАРУШИН «БОЛЬШИЕ И МАЛЕНЬКИЕ»

Цель деятельности педагога: создать условия для ознаком­ления с произведениями о больших и маленьких, совершенство­вания навыка выразительного чтения вслух, для развития умения находить описание предметов, явлений природы, воспитания любви к родной природе.

Планируемые результаты (УУД):

личностные: осознают значимость чтения для развития и обу­чения; испытывают потребность в систематическом чтении; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное, вы­сказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника;

метапредметные: регулятивные - принимают и сохра­няют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют свои действия; оценивают правиль­ность выполнения действий на уровне адекватной ретроспек­тивной оценки; познавательные - выполняют краткий пе­ресказ (выразительное чтение) прочитанных произведений, осуществляют процессы анализа, синтеза, обобщения; строят рассуждения; овладевают основами смыслового чтения текстов, умениями выделять существенную информацию из текста; коммуникативные - используют коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружаю­щими;

предметные: научатся определять и называть жанры и те­мы изучаемых произведений, использовать в речи литературо­ведческие понятия (произведение, заголовок, фамилия автора, название произведения); получат возможность научиться определять примерную тему книги по обложке и иллюстрациям, оформлять информацию о произведениях в виде схемы.

Сценарий урока

I. Организационный момент.

- Прочитайте запись на доске. («Такой незнакомый знако­мый мир».) Как вы думаете, в чём смысл этого выражения? (Мир, который нас окружает, кажется нам понятным, но это обман зрения: на самом деле мир - сложный и далеко не всегда понятный. Он таит в себе массу загадок. До конца понять его невозможно. Природа - великая тайна.)

II. Объявление темы и постановка целей урока.

Игра «Прятки».

- Слова, обозначающие животных, спрятались внутри дру­гих слов. Найдите их.

Голосование Мужчина Досада Обыкновение

Заслонка Укротитель

Коньки Элеватор

- Вы нашли всех «спрятавшихся» животных. Какие они раз­ные: большие и маленькие! Это тема нашего урока.

Учитель читает стихотворение.

Когда ты идёшь по тропинке лесной, Вопросы тебя обгоняют гурьбой. Одно «почему» меж деревьями мчится, Летит по пятам за неведомой птицей. Другое - пчелой забралось на цветок, А третье - лягушкою скок в ручеёк...... Вопрос за вопросом, и так - целый день. Пойдём-ка, дружок, по тропинке вдвоём Ответы искать под зелёным шатром.

По А. Дитрих

Разминка.

1) Кто слышит ногами? (Кузнечик.)

2) Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст.)

3) Чем ёж на медведя похож? (Спит зимой.)

4) Любимое лакомство аиста. (Лягушки.)

5) Детёныши каких животных питаются молоком чужой ма­тери? (Зайчата.)

6) Лесной великан. (Лось.)

7) Огромная кошка мелькнёт за стволами - Глаза золотые и уши с кистями. Но это не кошка - смотри, берегись! Идёт на охоту коварная... (рысь).

8) Ёжик вырос в десять раз, получился... (дикобраз).

- Вы молодцы!

Чтение текста учителем.

«...Хочешь, я превращу тебя в великана? Мы пойдем с тобой на опушку леса, и нагнемся, и раздвинем руками траву. Смотри, смотри... Вот этот стебелек с двумя листочками - это береза. Настоящая береза, только отроду ей - один год. А неподалеку топорщатся крохотные иголочки, почти паутинки. Это сосна. Тоже самая настоящая.

Вот рядом с этими деревьями ты и превратился в великана. Ты можешь сломать сосну одним пальцем. Ты сможешь насту­пить на березу, и от нее ничего не останется...

Но ты встаешь и осторожно перешагиваешь через деревья. Ты - добрый великан. Быстро пролетят годы, ты вырастешь. Научишься управлять могучими машинами. Сможешь горы пере­двигать, реки вспять поворачивать.

Но никогда не забывай, что ты - добрый великан...»

- Эти слова принадлежат Э. Шиму. Итак, добрые великаны, вперёд к разгадкам новых тайн природы.

Сегодня день больших секретов, На сто вопросов - сто ответов. И все готовятся к нему - Отвечать на «почему».

Разнообразен животный мир. Одним животным природа да­ла лапы, и они передвигаются по земле. Другим - крылья, и они умеют летать. У многих животных есть плавники и ласты, чтобы плавать. А есть и такие, которые не имеют ни лап, ни крыльев, ни плавников. Эти животные ползают по земле, по деревьям, по дну водоёмов. Вот о разнообразии животных мы и поговорим сегодня.

III. Работа по теме урока.

1.Отработка навыков чтения.

а) Артикуляционная гимнастика.

Самолеты взлетают: у-у-у.

Машины идут: ш-ш-ш.

Лошадки поскакали: цок-цок-цок.

Рядом ползет змея: ш-ш-ш.

Муха бьется в стекло: з-з-з.

б) Работа над интонацией.

- Прочитайте предложения, передавая голосом различную интонацию (равнодушно, с восторгом, с вопросительной инто­нацией, растерянно):

• Мы научились читать.

• Мы научились читать!

• Мы научились читать?

• Мы научились читать...

в) Работа над скороговоркой.

- Прочитайте скороговорку быстро и четко:

Мышка сушек насушила, Мышка мышек пригласила. Мышки сушки кушать стали, Сразу зубки поломали.

(Для хорошо читающих детей скороговорки записаны на кар­точках: 1) За гиппопотамом по пятам топает гиппопотам. 2) Сто­ит воз овса, возле воза - овца. 3) Волки рыщут, пищу ищут.)

- Какие звуки повторяются в каждой скороговорке?

- Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством писате­ля Е. Чарушина. Что вы о нём знаете? Какие книги Е. Чарушина вы уже читали? О ком пишет автор в своих рассказах?

Игра «Я знаю» (повторение произведений Е. Чарушина).

Задание: пользуясь учебником и хрестоматией, запишите заголовки рассказов Е. Чарушина.

- Чарушину необычайно удавались портреты маленьких, милых, наивных, озорных зверят. У С. Михалкова есть стихо­творение:

МОЙ ЩЕНОК Вдруг какой-то страшный зверь Открывает лапой дверь, Прыгает через порог... Кто же это? (Мой щенок.)

- В рассказах Е. Чарушина тоже есть щенок. Назовите его. (Томка.) Кто такой Томка? Что вы о нём знаете?

«Все мои рассказы, - говорил Чарушин, - так или иначе свя­заны с моим детством и юношескими годами. И пишу я о живых существах и об охоте. Больше всего я люблю изображать моло­дых животных, трогательных в своей беспомощности и инте­ресных потому, что в них угадывается зверь».

- Что вы знаете о собаках?

Рассказ учителя.

Какие они разные! Есть совсем маленькие - они умещаются на ладони и весят не более 500 граммов. А есть великаны, вес которых достигает 80 килограммов. Есть длинноногие, есть ко­ротконогие. Есть лохматые, а есть совсем гладкие. Одни быст­рые, подвижные, другие неуклюжие. И все они - самые верные наши друзья.

Работа со схемой (для работы каждый ученик получа­ет карточку со схемой).


Самые верные - потому что ни одно другое животное не предано так человеку, как собака, не служит ему так беззаветно, как это удивительное существо.

На земном шаре нет такого места, где рядом с человеком нет собаки. Она помогает людям в самых разнообразных областях жизни. Есть собаки охотничьи, есть служебные, а есть декора­тивные.

Охотничьи помогают людям на охоте. И здесь у каждой своя специальность. С одними собаками охотятся в лесу на пушных зверей, лосей, кабанов. С другими - на водоплавающую дичь. С третьими - на зайцев, волков, лис.

Сейчас вы узнаете, на кого охотится наш знакомый Томка.

2. Работа с р а с с к а з о м Е. Чарушина «Томка и корова».

Чтение по абзацам. Беседа по содержанию.

- Какими словами автор даёт характеристику Томке? Про­читайте.

- Как чувствовал себя Томка, когда столкнулся с коровой?

- Прочитайте последнее предложение. Объясните его смысл.

- Прочитайте рассказ так, чтобы было слышно, где Томка - герой, а где он удирает.

Упражнение в выразительном чтении.

Выполнение заданий в рабочей тетради самостоя­тельно. Коллективная проверка.

- На кого охотился Томка?

3. Работа с загадкой.

- Прочитайте в учебнике загадку про корову. Кто видел ко­рову? Расскажите, какая она.

- Какие слова помогают найти отгадку? (Мычит, жуёт.)

- Почему не подходят слова «молоко даёт»? (Коза тоже да­ёт молоко.)

Аукцион загадок.

Учитель читает загадки, дети выбирают правильный ответ.

Маленький шарик под лавкой шарит.

1) мышка; 2) кошка; 3) собака.

Не земледелец, не кузнец, не плотник, а первый на селе ра­ботник.

1)бык; 2) корова; 3) лошадь.

Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живёт, в деревне кур крадёт.

1) белка; 2) лиса; 3) куница.

С бородой на свет явился и ни разу не побрился.

1) козёл; 2) баран; 3) петух.

Вот загадка непростая, Разгадай секрет! Тело нитью обмотает, И появится на свет Чудо разноцветное, Волшебство заветное.

1)паук; 2) бабочка; 3) гусеница.

Самопроверка.

На доске записаны слова: ноги, зубы, носят, хвост, бе­режёт, кормят, волка, зайца, лису.

- Соберите пословицу и объясните её смысл. (Зайца ноги но­сят, волка зубы кормят, лису хвост бережёт.) Легко ли живёт­ся лесным зверям? Кто им помогает вырасти и всему научиться?

Учитель готовит презентацию «Взрослые и дети», на ко­торой представлена информация:

Быстрее всех растёт детёныш голубого кита; лошадь растёт 5 лет, а живёт 25 лет; верблюд растёт 8 лет, умирает в 40. Доль­ше всех вынашивают детёнышей индийские слоны - 22 месяца, а меньше всех, около 12 дней, - вирджинский опоссум.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: