Тема: Белорусская легенда «Неман и Лоша»





Цели:формировать представления об историчес­кой легенде; развивать интерес к истории родной стра­ны; развивать речь, память, творческие способности; развивать умение чтения «про себя»; воспитывать чув­ство патриотизма.

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Пересказ учащимися истори­ческой легенды «Бездонное богатство»

Вступительное слово учителя

Учи­тель напоминает ребятам произведение Владимира Короткевича «Мая Беларусь», которое изучалось в 3 классе в курсе «Літаратурнага чытання». Автор там приводит варианты легенд относительно происхожде­ния названия Беларуси. Первый связан с тем, что люди в этой местности носили белые одежды, у них были белые волосы и светлый цвет лица. Вторая легенда связана с тем, что, когда на наши древнеславянские земли пришли татаро-монголы и стали их захватывать, покорять, то место, которому удалось остановить на­шествие врагов, стало называться «белым», «чистым» от татарского ига. Так и появилось название Белая Русь, которое затем стало называться Беларусью.

¾ А какая она теперь, наша земля?

¾ Расскажите, чем мы, белорусы, можем гордиться?

4. Чтение исторического сказа­ния «Неман и Лоша».

Чтение легенды учащимися «про себя», а затем вслух

Беседа о первичном восприя­тии:

¾ Что необычное в легенде?

¾ Что взволновало ваше воображение?

5. Анализ текста и вы­борочное чтение

¾ Прочитайте, откуда брали начало наши две бело­русские реки — Неман и Лоша.

¾ Обратите внимание, с чем сравнивается вода в родничке (со льдом и девичьей слезой).

¾ Прочитайте, каким описан Неман, а какой Лоша.

¾ Как каждая из рек пробивалась к морю? Найдите в тексте.

¾ Найдите слова, которые харак­теризуют Неман (сильный, работящий, честный, могу­чий, широкий) и Лошу (тихая, ленивая, хитроватая).

¾ Какой художественный приём ис­пользован в тексте, чтобы герои представились нам как живые? (приём «одушевления природы»)

¾ Устно нарисуйте картины каж­дой из рек, используя описание в тексте.

Важно, чтобы ребята увидели ту любовь и сердечность, с которой неизвестный автор (народ) рассказывает об одном из уголков нашей Родины.

¾ Почему в тексте легенды исполь­зованы слова с уменьшительно-ласкательным значе­нием (какие это слова)?» (Родничок, ручеёк.) Эти сло­ва и подчёркивают нежные и трепетные чувства наше­го народа к своей земле.

Работа с картой РБ

¾ Покажите, как река Неман «изо всех сил пробивалась к морю», прошла через территорию соседней республи­ки — Литвы и вышла к Балтийскому морю.

¾ Ка­кие ещё исторические легенды вы знаете?

¾ Знаете ли вы легенду о происхождении своего родного города?

Подведение итогов урока

7. Домашнее задание: с. 7-8, выразительное чтение


 

ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: Латышская легенда «Откуда взялась Даугава»

Цели:формировать представления о жанре ле­генды; развивать логическое, критическое мышления, творческие способности, речь учащихся; развивать умение пересказывать текст; воспитывать уважение к другим народам.

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Заслушивается выразительное чтение легенды «Неман и Лоша».

Сообщение темы и целей урока

Учитель предлагает прослушать ещё одну ис­торическую легенду также о возникновении реки, толь­ко в другой стране — Латвии — соседке Беларуси. А называется эта легенда «Откуда взялась Даугава».

Чтение и анализ латышской легенды «Откуда взялась Даугава»

Выразительное чтение легенды учителем.

Перечитывание легенды детьми.

Ответы на воп­росы учебника (с. 10-11, №1-6)

Анализ легенды

¾ Почему же зверям и птицам удалась такая сложная рабо­та? (Их соединило трудолюбие, единство в работе.)

Работа над смыслом крылатых слов: «И работали не за страх, а за совесть».

¾ Чем данная легенда похожа на сказку? (Сказочное начало — зачин, сказочные герои, разговор зверей и птиц переданы через человеческую речь.)

Подготовка к подробному пересказу легенды.

Учащиеся молча пе­речитывают легенду, а учитель записывает на доске героев, чтобы четвероклассники не упустили последо­вательность в изложении: Иволга, Заяц, Лиса, Крот, Барсук, Медведь, Волк, Гусь и Утка, другие птицы, Иволга.

Подведение итогов урока

7. Домашнее задание: с. 8-10, ответы на вопросы


ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: Норвежская легенда «Вороны Ут-Рёста»

Цели:формировать первичные представления о легендарном сказании; отрабтывать навык выборочно­го чтения; формировать навык словесного рисования, развивать образное мышление, речь; развивать умение составлять характеристики героя; воспитывать смелость, выносливость.

Организационный момент





Читайте также:
Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием ...
Технические характеристики АП«ОМЕГА»: Дыхательным аппаратом со сжатым воздухом называется изоли­рующий резервуарный аппарат, в котором...
Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение...
Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях: Приступать к работам разрешается только после того, когда...

Рекомендуемые страницы:


Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Обратная связь
0.083 с.