Тема: Белорусская легенда «Неман и Лоша»
Цели:формировать представления об исторической легенде; развивать интерес к истории родной страны; развивать речь, память, творческие способности; развивать умение чтения «про себя»; воспитывать чувство патриотизма. Организационный момент Проверка домашнего задания Пересказ учащимися исторической легенды «Бездонное богатство» Вступительное слово учителя Учитель напоминает ребятам произведение Владимира Короткевича «Мая Беларусь», которое изучалось в 3 классе в курсе «Літаратурнага чытання». Автор там приводит варианты легенд относительно происхождения названия Беларуси. Первый связан с тем, что люди в этой местности носили белые одежды, у них были белые волосы и светлый цвет лица. Вторая легенда связана с тем, что, когда на наши древнеславянские земли пришли татаро-монголы и стали их захватывать, покорять, то место, которому удалось остановить нашествие врагов, стало называться «белым», «чистым» от татарского ига. Так и появилось название Белая Русь, которое затем стало называться Беларусью. ¾ А какая она теперь, наша земля? ¾ Расскажите, чем мы, белорусы, можем гордиться? 4. Чтение исторического сказания «Неман и Лоша». Чтение легенды учащимися «про себя», а затем вслух Беседа о первичном восприятии: ¾ Что необычное в легенде? ¾ Что взволновало ваше воображение? 5. Анализ текста и выборочное чтение ¾ Прочитайте, откуда брали начало наши две белорусские реки — Неман и Лоша. ¾ Обратите внимание, с чем сравнивается вода в родничке (со льдом и девичьей слезой). ¾ Прочитайте, каким описан Неман, а какой Лоша. ¾ Как каждая из рек пробивалась к морю? Найдите в тексте. ¾ Найдите слова, которые характеризуют Неман (сильный, работящий, честный, могучий, широкий) и Лошу (тихая, ленивая, хитроватая). ¾ Какой художественный приём использован в тексте, чтобы герои представились нам как живые? (приём «одушевления природы») ¾ Устно нарисуйте картины каждой из рек, используя описание в тексте. Важно, чтобы ребята увидели ту любовь и сердечность, с которой неизвестный автор (народ) рассказывает об одном из уголков нашей Родины. ¾ Почему в тексте легенды использованы слова с уменьшительно-ласкательным значением (какие это слова)?» (Родничок, ручеёк.) Эти слова и подчёркивают нежные и трепетные чувства нашего народа к своей земле. Работа с картой РБ ¾ Покажите, как река Неман «изо всех сил пробивалась к морю», прошла через территорию соседней республики — Литвы и вышла к Балтийскому морю. ¾ Какие ещё исторические легенды вы знаете? ¾ Знаете ли вы легенду о происхождении своего родного города? Подведение итогов урока 7. Домашнее задание: с. 7-8, выразительное чтение
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Тема: Латышская легенда «Откуда взялась Даугава» Цели:формировать представления о жанре легенды; развивать логическое, критическое мышления, творческие способности, речь учащихся; развивать умение пересказывать текст; воспитывать уважение к другим народам. Организационный момент Проверка домашнего задания Заслушивается выразительное чтение легенды «Неман и Лоша». Сообщение темы и целей урока Учитель предлагает прослушать ещё одну историческую легенду также о возникновении реки, только в другой стране — Латвии — соседке Беларуси. А называется эта легенда «Откуда взялась Даугава». Чтение и анализ латышской легенды «Откуда взялась Даугава» Выразительное чтение легенды учителем. Перечитывание легенды детьми. Ответы на вопросы учебника (с. 10-11, №1-6) Анализ легенды ¾ Почему же зверям и птицам удалась такая сложная работа? (Их соединило трудолюбие, единство в работе.) Работа над смыслом крылатых слов: «И работали не за страх, а за совесть». ¾ Чем данная легенда похожа на сказку? (Сказочное начало — зачин, сказочные герои, разговор зверей и птиц переданы через человеческую речь.) Подготовка к подробному пересказу легенды. Учащиеся молча перечитывают легенду, а учитель записывает на доске героев, чтобы четвероклассники не упустили последовательность в изложении: Иволга, Заяц, Лиса, Крот, Барсук, Медведь, Волк, Гусь и Утка, другие птицы, Иволга. Подведение итогов урока 7. Домашнее задание: с. 8-10, ответы на вопросы ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Тема: Норвежская легенда «Вороны Ут-Рёста» Цели:формировать первичные представления о легендарном сказании; отрабтывать навык выборочного чтения; формировать навык словесного рисования, развивать образное мышление, речь; развивать умение составлять характеристики героя; воспитывать смелость, выносливость. Организационный момент Читайте также: Социальное обеспечение и социальная защита в РФ: Понятие социального обеспечения тесно увязывается с понятием ...
Технические характеристики АП«ОМЕГА»: Дыхательным аппаратом со сжатым воздухом называется изолирующий резервуарный аппарат, в котором...
Эталон единицы силы электрического тока: Эталон – это средство измерения, обеспечивающее воспроизведение и хранение...
Ограждение места работ сигналами на перегонах и станциях: Приступать к работам разрешается только после того, когда...
Рекомендуемые страницы: Поиск по сайту©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |