Тема: А. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»
Цели:развитие умения составлять характеристику героев; закрепление умения выборочного чтения; развитие умения характеризовать авторское отношение к героям; формирование вдумчивого, осмысленного отношения к художественному слову; воспитание трудолюбия, смекалки. Организационный момент Проверка домашнего задания Определение черт характера Балды Учитель систематизирует материал, подготовленный детьми, путём беседы, выборочного чтения и записывает на доске определяющие слова для характеристики героя. У.: Какого работника искал поп? Д.: Повара, конюха, плотника (запись на доске). У.: Балда сам говорит в начале сказки, что он будет попу служить как? Д.: «Славно, усердно и очень исправно» — эти слова из текста свидетельствуют о том, что Балда был работником усердным, исправным, славным (запись на доске). У.: На каких условиях поп берёт Балду на работу к себе? Д.: «Ладно / Не будет нам обоим накладно, / Поживи-ка на моем подворье, / Окажи своё усердье и проворье». У.: Какое слово из этого текста можно ещё добавить для характеристики Балды? Д.: «Проворье» — проворный, всё быстро делает, всюду успевает (запись на доске). У.: Как работает Балда в поповском доме? Прочитайте. Выборочное чтение: «Живет Балда в поповском доме...». У.: Какое выражение к «усердному работнику» можно добавить? Д.: Работает за семерых (запись на доске). У.: Как относятся в поповском доме к Балде? Найдите в тексте. Д.: «Попадья Балдой не нахвалится...» У.: Как может охарактеризовать Балду строчка «Спит себе на соломе»? Это не простой вопрос, и, скорее всего, учителю придётся помочь детям, добавить к характеристике Балды слово «непритязательный» — ничего не требующий, всем довольный, неунывающий. У.: Каким оказался Балда в разговоре с бесёнком? Д.: Хитрым, умным (запись на доске). У.: Что ответил Балда на предложение бесёнка? Прочитайте. Д.: «Засмеялся Балда лукаво...» У.: Как характеризуют Балду строки: «Где тебе тягаться со мною, / Со мною, с самим Балдою»? Д.: Как человека, уверенного в себе (запись на доске). У.: Прочитайте, какое своё условие поставил Балда бесёнку. Выборочное чтение: «Нет, — говорит Балда, — теперь моя череда». У.: Этот пример ещё раз подчёркивает какую черту Балды? Д.: Ум, находчивость. У.: Как Балда проучил жадного попа? Прочитайте. У.: Справедливо ли поступил Балда? Утвердительный ответ детей даёт учителю право записать к характеристике Балды и слово справедливый. Работа с текстом «Сказки о попе и его работнике Балде» Составление характеристики попа и бесёнка Поп показан в сказке как герой жадный — ищет себе дешёвого работника, который был бы одновременно «поваром, конюхом и плотником», проворным да ещё и работал бы бесплатно; глупый («толоконный лоб», спрашивает у жены ответа, как ему поступить). Кроме того, последний эпизод показывает, что поп ещё и трусливый («и за попадью прячется,/ со страху корячится»). На доске можно сделать запись: жадный, глупый, трусливый. Бесёнок в сказке также глупый и трусливый. Ученики подтверждают это выборочным чтением эпизодов из текста. Подведение итогов урока 5. Домашнее задание:перечитать сказку и поработать над лексическим значением слов: выписать в литературную тетрадь устаревшие слова, которые в нашей речи не употребляются, и устно подобрать к ним слова — синонимы из современного языка; принести книгу или сборник сказок А. Пушкина, в котором есть «Сказка о попе и о работнике его Балде». ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ Тема: А. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде» Цели:расширение словарного запаса; развитие умения выразительного чтения (ролевого чтения); соединение различных видов искусства (литературы, музыка, изобразительные искусства) для углубленного осмысления художественного произведения; развитие творческих способностей учащихся; формирование эстетического вкуса. Организационный момент Проверка домашнего задания Работа по определению значений устаревших слов, а также синонимов к ним Учащиеся должны выписать в тетрадь по литературному чтению следующие устаревшие слова и выражения: служитель, исправно, полба, рознь, авось, проворье, тятя, с дитятей, повадлив, бедство, оброк, недоимка, взяла унылость, экого, супостат, молодёнок, слабёнок, думу думать, море смутилось, полно, хлопочешь, вражёнок, полверсты, понапружился. Ролевое чтение сказки Вместе с учителем учащиеся выделяют в тексте слова автора, Балды, попа, попадьи, старого беса, бесёнка, определяют, какие чувства и настроения они должны передать, читают сказку по ролям. Читайте также: Русский классицизм в XIX веке: Художественная культура XIX в. развивалась под воздействием ...
ТЕМА: Оборудование профилактического кабинета: При создании кабинетов профилактики в организованных...
Роль химии в жизни человека: Химия как компонент культуры наполняет содержанием ряд фундаментальных представлений о...
Задачи и функции аптечной организации: Аптеки классифицируют на обслуживающие население; они могут быть...
Рекомендуемые страницы: Поиск по сайту©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование. Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных |
Поиск по сайту: Читайте также: Деталирование сборочного чертежа Когда производственнику особенно важно наличие гибких производственных мощностей? Собственные движения и пространственные скорости звезд |