Тема: А. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»





Цели:развитие умения составлять характеристику ге­роев; закрепление умения выборочного чтения; развитие уме­ния характеризовать авторское отношение к героям; фор­мирование вдумчивого, осмысленного отношения к художе­ственному слову; воспитание трудолюбия, смекалки.

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Определение черт характера Балды

Учитель системати­зирует материал, подготовленный детьми, путём беседы, выборочного чтения и записывает на доске определяющие слова для характеристики героя.

У.: Какого работника искал поп?

Д.: Повара, конюха, плотника (запись на доске).

У.: Балда сам говорит в начале сказки, что он будет попу служить как?

Д.: «Славно, усердно и очень исправно» — эти слова из текста свидетельствуют о том, что Балда был работником усердным, исправным, славным (запись на доске).

У.: На каких условиях поп берёт Балду на работу к себе?

Д.: «Ладно / Не будет нам обоим накладно, / Поживи-ка на моем подворье, / Окажи своё усердье и проворье».

У.: Какое слово из этого текста можно ещё добавить для характеристики Балды?

Д.: «Проворье» — проворный, всё быстро делает, всюду успевает (запись на доске).

У.: Как работает Балда в поповском доме? Прочитайте.

Выборочное чтение: «Живет Балда в поповском доме...».

У.: Какое выражение к «усердному работнику» можно до­бавить?

Д.: Работает за семерых (запись на доске).

У.: Как относятся в поповском доме к Балде? Найдите в тексте.

Д.: «Попадья Балдой не нахвалится...»

У.: Как может охарактеризовать Балду строчка «Спит себе на соломе»?

Это не простой вопрос, и, скорее всего, учителю придёт­ся помочь детям, добавить к характеристике Балды слово «непритязательный» — ничего не требующий, всем доволь­ный, неунывающий.

У.: Каким оказался Балда в разговоре с бесёнком?

Д.: Хитрым, умным (запись на доске).

У.: Что ответил Балда на предложение бесёнка? Прочитайте.

Д.: «Засмеялся Балда лукаво...»

У.: Как характеризуют Балду строки: «Где тебе тягаться со мною, / Со мною, с самим Балдою»?

Д.: Как человека, уверенного в себе (запись на доске).

У.: Прочитайте, какое своё условие поставил Балда бе­сёнку.

Выборочное чтение: «Нет, — говорит Балда, — теперь моя череда».

У.: Этот пример ещё раз подчёркивает какую черту Балды?

Д.: Ум, находчивость.

У.: Как Балда проучил жадного попа? Прочитайте.

У.: Справедливо ли поступил Балда?

Утвердительный ответ детей даёт учителю право запи­сать к характеристике Балды и слово справедливый.

Работа с текстом «Сказки о попе и его работнике Балде»

Составле­ние характеристики попа и бесёнка

Поп показан в сказке как герой жадный — ищет себе дешёвого работника, который был бы одновременно «поваром, конюхом и плотником», проворным да ещё и работал бы бесплатно; глупый («толоконный лоб», спрашивает у жены ответа, как ему поступить). Кроме того, последний эпизод показывает, что поп ещё и трусли­вый («и за попадью прячется,/ со страху корячится»). На доске можно сделать запись: жадный, глупый, трусливый.

Бесёнок в сказке также глупый и трусливый. Ученики под­тверждают это выборочным чтением эпизодов из текста.

Подведение итогов урока

5. Домашнее задание:перечитать сказку и поработать над лексическим значением слов: выписать в литератур­ную тетрадь устаревшие слова, которые в нашей речи не употребляются, и устно подобрать к ним слова — синонимы из современного языка; принести книгу или сборник сказок А. Пушкина, в котором есть «Сказка о попе и о работнике его Балде».


ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

Тема: А. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Цели:расширение словарного запаса; развитие умения выразительного чтения (ролевого чтения); соединение раз­личных видов искусства (литературы, музыка, изобразитель­ные искусства) для углубленного осмысления художествен­ного произведения; развитие творческих способностей уча­щихся; формирование эстетического вкуса.

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Работа по определению значений устаревших слов, а также синонимов к ним

Учащиеся должны выписать в тетрадь по литера­турному чтению следующие устаревшие слова и вы­ражения: служитель, исправно, полба, рознь, авось, про­ворье, тятя, с дитятей, повадлив, бедство, оброк, недоим­ка, взяла унылость, экого, супостат, молодёнок, слабёнок, думу думать, море смутилось, полно, хлопочешь, вражёнок, полверсты, понапружился.

Ролевое чтение сказки

Вместе с учителем учащиеся выделяют в тексте слова автора, Балды, попа, попадьи, старого беса, бесёнка, определяют, какие чув­ства и настроения они должны передать, читают сказку по ролям.





Читайте также:
Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с...
Восстановление элементов благоустройства после завершения земляных работ: Края асфальтового покрытия перед его восстановлением должны...
Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно...
Основные направления модернизма: главной целью модернизма является создание...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.011 с.