Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения РФ. Правовое регулирование осуществления иммунопрофилактики инфекционных болезней в РФ.




В соответствии с Федеральным законом «О безопасности» понятие безопасность представляет собой открытый перечень направлений деятельности уполномоченных органов государственной власти по обеспечению государственной, общественной, экологической безопасности, безопасности личности и иных, закрепленных нормами российского законодательства, видов безопасности. В обобщенном понимании все виды безопасности охватываются понятием «национальная безопасность», которое сформулировано и закреплено в «Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». В Стратегии указывается, что в современном мире получают распространение эпидемии, многие из которых вызваны новыми, неизвестными ранее вирусами. В этой связи здравоохранение |и здоровье населения рассматривается в качестве одного из важнейших направлений обеспечения национальной безопасности, а факты возникновения эпидемий и пандемий, соответственно, квалифицируется как угроза национальной безопасности.

Право граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду обеспечивается путем реализации мер санитарно-эпидемиологического благополучия. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ5 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения РФ» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования, главной задачей которого является установление санитарно-эпидемиологических требований, соответствующих условиям безопасности для здоровья человека среды его обитания. За нарушение законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения установлена административная ответственность (ст. 6.3 КоАП РФ6).

Практическая деятельность по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия предусматривает проведение профилактических (санитарно-противоэпидемических) и ограничительных (карантин) мероприятий.

Первые - включают меры по устранению или минимизации вредного воздействия на человека внешних факторов, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.

Вторые - направлены на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и в этих целях допускается введение особого режима хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств.

Полномочия органов государственной власти в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия подразделяются по уровням государственного управления на:

а) федеральные полномочия;

б) федеральные полномочия, делегированные органам государственной власти субъектов Федерации;

в) собственные полномочия органов государственной власти субъектов Федерации.

В систему санитарно-противоэпидемических мероприятий включаются следующие:

- санитарная охрана территории Российской Федерации;

- ограничительные мероприятия (карантин);

- производственный контроль;

- меры в отношении больных инфекционными заболеваниями;

- обязательные медицинские осмотры;

- гигиеническое воспитание и обучение;

- профилактические прививки.

Важное место в этой системе занимает иммунопрофилактика. Федеральный закон «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» провозглашает принцип доступности для граждан прививок, что обеспечивается за счёт бесплатного проведения профилактических прививок в государственных и муниципальных медицинских организациях в 2 случаях:

- если они включены в Национальный календарь профилактических прививок (Национальный календарь профилактических прививок включает в себя профилактические прививки против гепатита В, дифтерии, коклюша, кори, краснухи, полиомиелита, столбняка, туберкулеза, эпидемического паротита, гемофильной инфекции, пневмококковой инфекции и гриппа). Национальный календарь профилактических прививок, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

- профилактические прививки по эпидемическим показаниям.

Профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Решения о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям принимают главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации.

Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Права граждан при осуществлении иммунопрофилактики:

· получение от медицинских работников полной и объективной информации о необходимости профилактических прививок, последствиях отказа от них, возможных поствакцинальных осложнениях;

· выбор медицинской организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющего медицинскую деятельность;

· бесплатные профилактические прививки, включенные в национальный календарь профилактических прививок и календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, в медицинских организациях независимо от организационно-правовой формы, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством об обязательном медицинском страховании;

· медицинский осмотр и при необходимости медицинское обследование перед профилактическими прививками, получение медицинской помощи в медицинских организациях при возникновении поствакцинальных осложнений в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;

· социальную поддержку при возникновении поствакцинальных осложнений;

· отказ от профилактических прививок.

При осуществлении иммунопрофилактики граждане обязаны:

· выполнять предписания медицинских работников;

· в письменной форме подтверждать отказ от профилактических прививок.

Правовые последствия в случае отказа от прививки.

Отсутствие профилактических прививок влечет:

· запрет для граждан на выезд в страны, пребывание в которых в соответствии с международными медико-санитарными "правилами" либо международными договорами Российской Федерации требует конкретных профилактических прививок;

· временный отказ в приеме граждан в образовательные организации и оздоровительные учреждения в случае возникновения массовых инфекционных заболеваний или при угрозе возникновения эпидемий;

· отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями.

Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При возникновении поствакцинальных осложнений граждане имеют право на получение государственных единовременных пособий, ежемесячных денежных компенсаций, пособий по временной нетрудоспособности.

Информация о предоставлении социальной поддержки гражданам при возникновении поствакцинальных осложнений размещается в Единой государственной информационной системе социального обеспечения. Размещение и получение указанной информации в Единой государственной информационной системе социального обеспечения осуществляются в соответствии с Федеральным законом N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

Финансовое обеспечение выплаты государственных единовременных пособий и ежемесячных денежных компенсаций является расходным обязательством Российской Федерации.

Меры социальной поддержки граждан при возникновении поствакцинальных осложнений:

- при возникновении поствакцинального осложнения гражданин имеет право на получение государственного единовременного пособия в размере 10 000 рублей. Перечень поствакцинальных осложнений, дающих право гражданам на получение государственных единовременных пособий, утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

- в случае смерти гражданина, наступившей вследствие поствакцинального осложнения, право на получение государственного единовременного пособия в размере 30 000 рублей имеют члены его семьи;

- гражданин, признанный инвалидом вследствие поствакцинального осложнения, имеет право на получение ежемесячной денежной компенсации в размере 1 000 рублей. Размер ежемесячной денежной компенсации подлежит индексации один раз в год с 1 января финансового года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период прогнозируемого уровня инфляции;

- один из родителей (иной законный представитель) или иной член семьи имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 18 лет при его болезни, связанной с поствакцинальным осложнением, за весь период лечения в амбулаторных условиях или совместного пребывания с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в размере, установленном федеральным законом.

Организационно-правовые основы в области защиты населения и территории России, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций определены Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Нормы закона регулируют отношения, возникающие в процессе деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Закон определяет чрезвычайную ситуацию как обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате:

а) аварии, опасного природного явления или катастрофы;

б ) распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих;

в) стихийного или иного бедствия.

Чрезвычайная ситуация характеризуется такими материальными признаками как:

· наличие человеческих жертв;

· ущерб здоровью людей или окружающей среде;

· значительные материальные потери;

· нарушения условий жизнедеятельности людей.

11 марта 2020 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) официально заявила о том, что ситуация, связанная с распространением нового вида инфекции - коронавирусной инфекции может характеризоваться как пандемия. Территория России также стала местом распространения коронавирусной инфекции, в связи с чем актуализировались вопросы, связанные с административно-правовым обеспечением санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В Российской Федерации на федеральном уровне в целях борьбы с пандемией были приняты ряд организационно-правовых шагов. В частности, Правительством РФ был утвержден «План первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции», Указом Президента РФ от 11 мая 2020 г. № 316 был определен порядок действия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия в субъектах Российской Федерации в связи с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19).

Российская Федерация, как и многие другие страны мирового сообщества, столкнулись в 20-х годах текущего тысячелетия с новыми серьезными вызовами и угрозами человечеству планетарного масштаба. Пандемия, связанная с распространением коронавирусной инфекции (COVID-19) продолжает лихорадить общественную жизнь многих государств, унося жизни людей, ставя новые проблемы в области экономики и права. 22 октября 2021 г. Президент РФ, выступая на пленарном заседании дискуссионного клуба «Валдай», заявил, что коронавирус COVID-19 не отступил и до сих пор представляет серьезную угрозу. По его словам, это заставляет думать о предстоящих кардинальных переменах в жизни, в т.ч. в правовой сфере.

Контрольные вопросы:

1. Назовите мероприятия, которые входят в систему санитарно-противоэпидемических мероприятий?

2. Что означает принцип доступности для граждан прививок?

3. В каких случаях осуществляется бесплатное проведение профилактических прививок?

4. Перечислите права граждан при осуществлении иммунопрофилактики

5. Назовите правовые последствия отказа от профилактических прививок

6. Какие меры социальной поддержки граждан при возникновении поствакцинальных осложнений установлены законодательством РФ?

7. Какие профилактические прививки включены в Национальный календарь профилактических прививок?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: