Сведения о жизни и творчестве Братьев Гримм




Братья Гримм - Якоб (1785-1863) и Вильгельм (1786-1859) в Германии. Оба были профессорами Берлинского университета. Они создали грамматику и словарь немецкого языка. Из-под их пера вышло много научных трудов по немецкой литературе и языку, без которых не обходятся ученые и в наше время.

А все же славу принесли им прежде всего три небольших сборника немецких народных сказок, которые начали публиковать в 1812 г. Эти [ известны как «Сказки братьев Гримм». Но сами они их не СО-1, а только обрабатывали те, что записывали, обходя деревни и небольшие города, со слов людей, которые помнили и любили сказ­ки. «Настало время, — говорили братья Гримм, — спасать древние предания и сказки, чтобы они не исчезли навсегда в беспокойных днях наших, как искра в колодце или роса под горячим солнцем».

Больше двухсот сказок собрали братья Гримм в своих сборниках, которые они назвали «Детские и семейные сказки». И они действи­тельно стали детскими и семейными, потому что редко можно най­ти семью, где бы детям не читали сказки «Храбрый портняжка», «Зо­лотой гусь», «Снегурочка», «Золушка», «Волк и семеро козлят», «Волк и лиса», «Бременские музыканты» и многие другие. Все их не перечислить.

Герои этих сказок: ремесленники, солдаты, крестьяне — смело всту­пают в борьбу с драконами, свирепыми великанами, ведьмами, злы­ми царями и всегда оказываются более умными, ловкими и отважны­ми, чем их противники. И судьба всегда вознаграждает простую де­вушку, нелюбимую падчерицу или пастуха за то, что они добры, честны и трудолюбивы.

Героями сказок братьев Гримм бывают также и звери, и птицы, и насекомые. Но всегда в них высмеиваются человеческие пороки: лень, жадность, зависть, скупость, трусость, чванство, бахвальство... Сказ­ки братьев Гримм полны народного юмора, что делает их особенно привлекательными.

Десять лет собирали и печатали свои сказки немецкие ученые. А потом началась новая жизнь этих произведений: они отправи­лись в путь по всем странам и континентам. Сказки перевели на мно­гие языки, в разных странах их переводили на свой лад, разыгрывали в театрах. Примеру братьев Гримм последовали многие ученые и писатели. Сборники детских народных сказок стали появляться в и Африке, в Индии и Вьетнаме...

В России сказки братьев Гримм узнали в середине XIX века. В нашей стране их издавали сотни раз большими тиражами. По братьев Гримм созданы мультфильмы. Миллионы детей с интересом следят на экране за приключениями бременских музыкантов, храброго портняжки и вспоминают мудрых, добрых ученых, которые подарили им радость.

4. Беседа по содержанию сказок

— Какие сказки братьев Гримм вам запомнились? Чем?

— Кого из героев любят сказочники? Кому сочувствуют? Чем вос­хищаются?

— Когда и чему радуются? Отчего и о чем грустят?

(Дети рассказывают понравившиеся отрывки из сказок.

Викторина

— Все ли названные сказки принадлежат братьям Гримм?

1. «Синяя свеча», «Три брата», «Репа», «Беляночка и Розочка», «Соловей» (сказка Г.Х. Андерсена).

2. «Золотой гусь», «Заяц и еж», «Чудо — птица», «Ослиная шкура» (сказка Ш. Перро), «Снегурочка».

3. «Золушка», «Бабушка Вьюга», «Шесть лебедей», «Хрустальная гора», «Стоптанные туфельки» (все сказки братьев Гримм).

4. «Мальчик-с-пальчик», «Горшок каши», «Храбрый портной», «Глупый Ганс», «Умная Эльза» (все сказки братьев Гримм).

5. «Бременские музыканты», «Король Дроздобород», «Девушка -Дикарка», «Царевна — лягушка» (русская народная сказка), «Одноглаз-и Трехглазка».

Конкурс «Угадай сказку»

1. Мельник, Бремен, охотник, собака, петух, осел, разбойники, кот. («Бременские музыканты»)

2. Варенье, мухи, Ганс, великан, король, разбойники, единорог. («Храбрый портной»)

3. Сапоги, кот, рубашечки, чулки, полночь, покупатель, человеч­ки. («Маленькие человечки»)

4. Мизинец, борозда, великан, Деревце, силач, богач, мельник. («Молодой великан»)

5. Король, птицы, петух, норка, сова, ночь, пленница, крапива- («Королек»)

6. Мачеха, веретено, яблоня, старушка, золото, дождь, ленивица. («Метелица»)

7. Избушка, медведь, роза, карлик, орел, борода, сокровища. («Бе­лоснежка и Краснозорька»)

8. Нищий, королевна, корзины, прутья, горшки, жена, кухня, король. («Король Дроздобород»)

Конкурс «Кто и кому так говорит»

1. «Эти маленькие человечки сделали нас богатыми, и мы долж­ны отблагодарить их. У них нет никакой одежды, и они, наверно, зяб­нут. Знаешь что? Я хочу сшить им рубашечки, кафтанчики, штаниш­ки и связать каждому из них по паре чулок. Сделай и ты им по паре башмачков». (Жена сапожника — мужу. Сказка «Маленькие человечки»)

2. «Дело сделано, оба убиты. Ну и злые же эти разбойники! И кам­ни они в меня швыряли, и кулаками на меня замахивались, да что им со мной поделать? Ведь я, когда злой бываю, семерых убиваю!» (Пор­тной — всадникам. Сказка «Храбрый портной»)

3. «Мы побежим с зайцем вот по этому длинному полю. Заяц по­бежит по одной борозде, а я по другой. А ты, жена, стань в конце поля, у моей борозды. Как только подбежит к тебе заяц, ты крикни: «Я уже здесь! Поняла?» (Еж — жене. Сказка «Заяц и Еж»)

4. «Ты испытания не выдержал, и оставаться здесь тебе нельзя. Ступай странствовать по свету, и ты узнаешь тогда, как в бедности живется. Но, так как сердце у тебя не злое, и я желаю тебе добра, то я позволю тебе вот что: когда попадешь ты в беду, то кликнешь меня...» (Железный Ганс — мальчику).

Конкурс «Что нужно сделать?»

1. Что нужно сделать, чтобы из фонтана, который иссяк, вновь потекло вино? (Прогнать жабу под камнем. Сказка «Черт с тремя зо­лотыми волосами»)

2. Что нужно написать на поясе, чтобы стать счастливым? («Ког­да я злой бываю, семерых убиваю» или «Победил семерых одним махом». Сказка «Храбрый портной»)

3. Что нужно сделать, чтобы засохшая яблоня снова стала давать золотые яблоки? (Прогнать мышь, которая подтачивает корни. Сказ­ка «Черт с тремя золотыми волосами»)

4. Что нужно сделать, чтобы горшочек варил вкусную сладкую Кашу? (Ему надо сказать «Раз, два, три!Горшочек, вари!» Сказка «Гор­шок каши»)

5. Что нужно королю взять с собой, чтобы найти дорогу к потаен­ному замку в лесной чаще, где жили его сыновья? (Клубок волшебных ниток: стоит его бросить перед собой, и он сам укажет путь к замку. Сказка «Шесть лебедей»).

5. Знакомство с биографией Ш. Перро

Давным-давно (триста лет тому назад) в одной стране (она назы­вается Францией) жили-были пятеро братьев. Они были так похожи друг на друга, что даже писали почти одинаково. Старшего брата зва­ли Жан Перро, и он стал адвокатом. Пьер Перро стал главным сбор­щиком налогов. Клод выучился на врача, но все свои досуги посвя­щал архитектуре. Никола Перро стал ученым богословом и матема­тиком, а младший — Шарль Перро — посвятил себя делам государственным. Генеральный секретарь в интендантстве королев­ских построек, член французской Академии, физик, анатом, языко­вед... Но государственные заслуги Шарля Перро скоро забылись (мо­жет быть, и не заслуженно), потому что запомнилось совершенно другое — сказки господина генерального секретаря. Зато они запом­нились так крепко, что и три века спустя французы считают «Сказки Матушки гусыни, или Истории и сказки былых времен» одним из са­мых славных созданий национального духа. Вы их, конечно, тоже знаете, но опять прочтёте с большим удовольствием.

Не правда ль, есть особая приятность

В бесспорность превращать невероятность?

С такими строчками стихотворного посвящения вышло в 1697 году первое издание сказок Перро. Правда, не обошлось без загадок: кни­га была подписана именем одиннадцатилетнего сына Шарля Перро Пьеро м Д'Арманкуром. Господин генеральный секретарь прятался, ведь считалось, что заниматься столь несерьезным делом, как сочи­нение сказок, не достойно не только государственного человека, но и просто человека взрослого. Однако истина восторжествовала. К третьему изданию авторство книги было возвращено досточтимому Шарлю Перро, из-под пера Пьера д'Арманкура не вышло никогда ни одной строчки, кроме армейских приказов. Сами же сказки — и это уже навсегда — стали гордостью французской литературы, своеобраз­ной энциклопедией жизни былых времен и памятником националь­ной культуры.

Но что в этих сказках такого удивительного? Во-первых, Перро сумел отобрать из множества сказок главные, что ли, сказки. А впос­ледствии оказалось, что сюжеты, похожие на «Мальчика с пальчик», «Красную шапочку», «Спящую красавицу», встречаются по всей Ев­ропе. И литературные, то есть написанные писателем, сказки стали восприниматься как народные. Это уникальный случай в истории литературы.

Во-вторых, рассказывая свои сказки, Перро задался целью убе­дить читателя, и убедил, что не только в Древней Греции и Риме слу­чалось что-то достойное внимания, но и в собственной стране тоже. В «Спящей красавице» и в «Золушке» появляются описания нравов, быта, одежды французов XVII века. С людьми тоже происходили весь­ма для того времени странные вещи, ибо (превратности жизни рас­пространяются на королей так же верно, как и на подданы). Это ут­верждение верно до сих пор, и до сих пор короли о нем забывают. Но зато в сказках Перро, и надеемся, в жизни, побеждает ум, как в сказ­ке о Коте в сапогах, любовь (как в «Ослиной шкуре»), доброта (как в «Золушке»), и находчивость (как в.«Мальчике с пальчик»).

А волшебство? Ну разве что злосчастный ключ из «Синей Боро­ды», феи, колдуньи и волшебные палочки... Но если забыть эту ма­ленькую уступку колдовским делам, то все оказывается взаправду. И жизнь, и любовь, и слезы, и труд. А волшебство черпается в твоей душе.

О. Кустова

IV. Физкультминутка

Нам радостно, нам весело!

Смеемся мы с утра!

Скажите же нам честно:

Серьезнеть нам пора.

Глазки закрыли,

Головки опустили,

Ручки сложили.

Язычком пошевелили.

И затихли на минутку,

Чтоб не слышать даже шутку,

Чтоб не видеть никого,

Только себя одного.

После медленного проговаривания стихотворения выдерживает­ся пауза, после которой дети приступают к работе.

6. Беседа о прочитанных сказках

— Какие сказки вы прочитали? Какие особенно запомнились? (Выступления учащихся. Это могут быть: выборочное чтение; вы­борочные пересказы по рисункам; пересказ сказок по «цепочке».)

Игра «Бюро находок»

— В бюро собраны вещи, которые потеряли герои. Помогите ска­зочным героям найти свои вещи.

(Учитель показывает предметы. Дети называют сказку и героя, которому эта вещь «принадлежит».) Сапоги — «Кот в сапогах».

Туфелька — «Золушка, или Хрустальная туфелька».

Синяя борода — «Синяя борода».

Белые камешки — «Мальчик-с-пальчик».

Веретено — «Спящая красавица».

Вслед за текстом

— А сейчас проверим хорошая ли у вас память и достаточно ли вы внимательны во время чтения.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: