Братья Гримм - Якоб (1785-1863) и Вильгельм (1786-1859) в Германии. Оба были профессорами Берлинского университета. Они создали грамматику и словарь немецкого языка. Из-под их пера вышло много научных трудов по немецкой литературе и языку, без которых не обходятся ученые и в наше время.
А все же славу принесли им прежде всего три небольших сборника немецких народных сказок, которые начали публиковать в 1812 г. Эти [ известны как «Сказки братьев Гримм». Но сами они их не СО-1, а только обрабатывали те, что записывали, обходя деревни и небольшие города, со слов людей, которые помнили и любили сказки. «Настало время, — говорили братья Гримм, — спасать древние предания и сказки, чтобы они не исчезли навсегда в беспокойных днях наших, как искра в колодце или роса под горячим солнцем».
Больше двухсот сказок собрали братья Гримм в своих сборниках, которые они назвали «Детские и семейные сказки». И они действительно стали детскими и семейными, потому что редко можно найти семью, где бы детям не читали сказки «Храбрый портняжка», «Золотой гусь», «Снегурочка», «Золушка», «Волк и семеро козлят», «Волк и лиса», «Бременские музыканты» и многие другие. Все их не перечислить.
Герои этих сказок: ремесленники, солдаты, крестьяне — смело вступают в борьбу с драконами, свирепыми великанами, ведьмами, злыми царями и всегда оказываются более умными, ловкими и отважными, чем их противники. И судьба всегда вознаграждает простую девушку, нелюбимую падчерицу или пастуха за то, что они добры, честны и трудолюбивы.
Героями сказок братьев Гримм бывают также и звери, и птицы, и насекомые. Но всегда в них высмеиваются человеческие пороки: лень, жадность, зависть, скупость, трусость, чванство, бахвальство... Сказки братьев Гримм полны народного юмора, что делает их особенно привлекательными.
|
Десять лет собирали и печатали свои сказки немецкие ученые. А потом началась новая жизнь этих произведений: они отправились в путь по всем странам и континентам. Сказки перевели на многие языки, в разных странах их переводили на свой лад, разыгрывали в театрах. Примеру братьев Гримм последовали многие ученые и писатели. Сборники детских народных сказок стали появляться в и Африке, в Индии и Вьетнаме...
В России сказки братьев Гримм узнали в середине XIX века. В нашей стране их издавали сотни раз большими тиражами. По братьев Гримм созданы мультфильмы. Миллионы детей с интересом следят на экране за приключениями бременских музыкантов, храброго портняжки и вспоминают мудрых, добрых ученых, которые подарили им радость.
4. Беседа по содержанию сказок
— Какие сказки братьев Гримм вам запомнились? Чем?
— Кого из героев любят сказочники? Кому сочувствуют? Чем восхищаются?
— Когда и чему радуются? Отчего и о чем грустят?
(Дети рассказывают понравившиеся отрывки из сказок.
Викторина
— Все ли названные сказки принадлежат братьям Гримм?
1. «Синяя свеча», «Три брата», «Репа», «Беляночка и Розочка», «Соловей» (сказка Г.Х. Андерсена).
2. «Золотой гусь», «Заяц и еж», «Чудо — птица», «Ослиная шкура» (сказка Ш. Перро), «Снегурочка».
3. «Золушка», «Бабушка Вьюга», «Шесть лебедей», «Хрустальная гора», «Стоптанные туфельки» (все сказки братьев Гримм).
4. «Мальчик-с-пальчик», «Горшок каши», «Храбрый портной», «Глупый Ганс», «Умная Эльза» (все сказки братьев Гримм).
|
5. «Бременские музыканты», «Король Дроздобород», «Девушка -Дикарка», «Царевна — лягушка» (русская народная сказка), «Одноглаз-и Трехглазка».
Конкурс «Угадай сказку»
1. Мельник, Бремен, охотник, собака, петух, осел, разбойники, кот. («Бременские музыканты»)
2. Варенье, мухи, Ганс, великан, король, разбойники, единорог. («Храбрый портной»)
3. Сапоги, кот, рубашечки, чулки, полночь, покупатель, человечки. («Маленькие человечки»)
4. Мизинец, борозда, великан, Деревце, силач, богач, мельник. («Молодой великан»)
5. Король, птицы, петух, норка, сова, ночь, пленница, крапива- («Королек»)
6. Мачеха, веретено, яблоня, старушка, золото, дождь, ленивица. («Метелица»)
7. Избушка, медведь, роза, карлик, орел, борода, сокровища. («Белоснежка и Краснозорька»)
8. Нищий, королевна, корзины, прутья, горшки, жена, кухня, король. («Король Дроздобород»)
Конкурс «Кто и кому так говорит»
1. «Эти маленькие человечки сделали нас богатыми, и мы должны отблагодарить их. У них нет никакой одежды, и они, наверно, зябнут. Знаешь что? Я хочу сшить им рубашечки, кафтанчики, штанишки и связать каждому из них по паре чулок. Сделай и ты им по паре башмачков». (Жена сапожника — мужу. Сказка «Маленькие человечки»)
2. «Дело сделано, оба убиты. Ну и злые же эти разбойники! И камни они в меня швыряли, и кулаками на меня замахивались, да что им со мной поделать? Ведь я, когда злой бываю, семерых убиваю!» (Портной — всадникам. Сказка «Храбрый портной»)
3. «Мы побежим с зайцем вот по этому длинному полю. Заяц побежит по одной борозде, а я по другой. А ты, жена, стань в конце поля, у моей борозды. Как только подбежит к тебе заяц, ты крикни: «Я уже здесь! Поняла?» (Еж — жене. Сказка «Заяц и Еж»)
|
4. «Ты испытания не выдержал, и оставаться здесь тебе нельзя. Ступай странствовать по свету, и ты узнаешь тогда, как в бедности живется. Но, так как сердце у тебя не злое, и я желаю тебе добра, то я позволю тебе вот что: когда попадешь ты в беду, то кликнешь меня...» (Железный Ганс — мальчику).
Конкурс «Что нужно сделать?»
1. Что нужно сделать, чтобы из фонтана, который иссяк, вновь потекло вино? (Прогнать жабу под камнем. Сказка «Черт с тремя золотыми волосами»)
2. Что нужно написать на поясе, чтобы стать счастливым? («Когда я злой бываю, семерых убиваю» или «Победил семерых одним махом». Сказка «Храбрый портной»)
3. Что нужно сделать, чтобы засохшая яблоня снова стала давать золотые яблоки? (Прогнать мышь, которая подтачивает корни. Сказка «Черт с тремя золотыми волосами»)
4. Что нужно сделать, чтобы горшочек варил вкусную сладкую Кашу? (Ему надо сказать «Раз, два, три!Горшочек, вари!» Сказка «Горшок каши»)
5. Что нужно королю взять с собой, чтобы найти дорогу к потаенному замку в лесной чаще, где жили его сыновья? (Клубок волшебных ниток: стоит его бросить перед собой, и он сам укажет путь к замку. Сказка «Шесть лебедей»).
5. Знакомство с биографией Ш. Перро
Давным-давно (триста лет тому назад) в одной стране (она называется Францией) жили-были пятеро братьев. Они были так похожи друг на друга, что даже писали почти одинаково. Старшего брата звали Жан Перро, и он стал адвокатом. Пьер Перро стал главным сборщиком налогов. Клод выучился на врача, но все свои досуги посвящал архитектуре. Никола Перро стал ученым богословом и математиком, а младший — Шарль Перро — посвятил себя делам государственным. Генеральный секретарь в интендантстве королевских построек, член французской Академии, физик, анатом, языковед... Но государственные заслуги Шарля Перро скоро забылись (может быть, и не заслуженно), потому что запомнилось совершенно другое — сказки господина генерального секретаря. Зато они запомнились так крепко, что и три века спустя французы считают «Сказки Матушки гусыни, или Истории и сказки былых времен» одним из самых славных созданий национального духа. Вы их, конечно, тоже знаете, но опять прочтёте с большим удовольствием.
Не правда ль, есть особая приятность
В бесспорность превращать невероятность?
С такими строчками стихотворного посвящения вышло в 1697 году первое издание сказок Перро. Правда, не обошлось без загадок: книга была подписана именем одиннадцатилетнего сына Шарля Перро Пьеро м Д'Арманкуром. Господин генеральный секретарь прятался, ведь считалось, что заниматься столь несерьезным делом, как сочинение сказок, не достойно не только государственного человека, но и просто человека взрослого. Однако истина восторжествовала. К третьему изданию авторство книги было возвращено досточтимому Шарлю Перро, из-под пера Пьера д'Арманкура не вышло никогда ни одной строчки, кроме армейских приказов. Сами же сказки — и это уже навсегда — стали гордостью французской литературы, своеобразной энциклопедией жизни былых времен и памятником национальной культуры.
Но что в этих сказках такого удивительного? Во-первых, Перро сумел отобрать из множества сказок главные, что ли, сказки. А впоследствии оказалось, что сюжеты, похожие на «Мальчика с пальчик», «Красную шапочку», «Спящую красавицу», встречаются по всей Европе. И литературные, то есть написанные писателем, сказки стали восприниматься как народные. Это уникальный случай в истории литературы.
Во-вторых, рассказывая свои сказки, Перро задался целью убедить читателя, и убедил, что не только в Древней Греции и Риме случалось что-то достойное внимания, но и в собственной стране тоже. В «Спящей красавице» и в «Золушке» появляются описания нравов, быта, одежды французов XVII века. С людьми тоже происходили весьма для того времени странные вещи, ибо (превратности жизни распространяются на королей так же верно, как и на подданы). Это утверждение верно до сих пор, и до сих пор короли о нем забывают. Но зато в сказках Перро, и надеемся, в жизни, побеждает ум, как в сказке о Коте в сапогах, любовь (как в «Ослиной шкуре»), доброта (как в «Золушке»), и находчивость (как в.«Мальчике с пальчик»).
А волшебство? Ну разве что злосчастный ключ из «Синей Бороды», феи, колдуньи и волшебные палочки... Но если забыть эту маленькую уступку колдовским делам, то все оказывается взаправду. И жизнь, и любовь, и слезы, и труд. А волшебство черпается в твоей душе.
О. Кустова
IV. Физкультминутка
Нам радостно, нам весело!
Смеемся мы с утра!
Скажите же нам честно:
Серьезнеть нам пора.
Глазки закрыли,
Головки опустили,
Ручки сложили.
Язычком пошевелили.
И затихли на минутку,
Чтоб не слышать даже шутку,
Чтоб не видеть никого,
Только себя одного.
После медленного проговаривания стихотворения выдерживается пауза, после которой дети приступают к работе.
6. Беседа о прочитанных сказках
— Какие сказки вы прочитали? Какие особенно запомнились? (Выступления учащихся. Это могут быть: выборочное чтение; выборочные пересказы по рисункам; пересказ сказок по «цепочке».)
Игра «Бюро находок»
— В бюро собраны вещи, которые потеряли герои. Помогите сказочным героям найти свои вещи.
(Учитель показывает предметы. Дети называют сказку и героя, которому эта вещь «принадлежит».) Сапоги — «Кот в сапогах».
Туфелька — «Золушка, или Хрустальная туфелька».
Синяя борода — «Синяя борода».
Белые камешки — «Мальчик-с-пальчик».
Веретено — «Спящая красавица».
Вслед за текстом
— А сейчас проверим хорошая ли у вас память и достаточно ли вы внимательны во время чтения.