¾ Кто такой Нильс?
¾ Почему в воскресный день он остался один?
¾ Что наказали Нильсу его родители? Прочитайте.
¾ Как Нильс готовил уроки? Расскажите.
¾ Что заставило Нильса проснуться? Прочитайте.
¾ Кого увидел Нильс на сундуке? Найдите в тексте.
¾ Что предпринял Нильс по отношению к гному?
¾ Почему герой получил затрещину?
3. Составление характеристики героя
• Найдите в тексте и прочитайте описание характера Нильса. (Отрывок от слов «С виду — мальчик как мальчик...»до предложения «Так прожил он до двенадцати лет».)
• Какие черты характера присущи герою? (драчливость, жестокость, бессердечность). Учитель записывает эти слова на доске.
• Как характеризует Нильса нежелание делать уроки? (Леность)
•Найдите отрывки в тексте, которые подтверждают то, насколько герой ленив. (На слова отца: «Смотри, из дому ни на шаг!» Нильс про себя подумал: «Так я и буду тратить воскресный день на уроки!», и хотя он уселся за стол, но «смотрел не столько в книгу, сколько в окно».)
Послушайте отрывок:
«Ушли бы скорее,— думал Нильс, поглядывая на отцовское ружьё, которое висело на стене.— Мальчишки от зависти лопнут, когда увидят меня с ружьём».
Кроме того, Нильсу хотелось не учить уроки, а «петь, и кричать, и шлепать по лужам, и драться с соседскими мальчишками».
¾ О каких качествах героя говорят эти слова? (Непослушание, своенравие).
• Какую черту характера Нильса подтверждает его отношение к гному? Найдите это в тексте.
Четвероклассники читают отрывки: «И Нильс стал прикидывать, какую бы штуку сыграть с удивительным гостем...» и «Один взмах — и гном забился в сетке, как пойманная стрекоза...».
Словарная работа над текстом
|
¾ Поразмышляйте над значением таких устойчивых выражений из текста, как «сладу с ним не было никакого», «считал ворон», «берись за ум».
¾ К данным выражениям подберите синонимы. («никто не мог справиться», «бездельничал», «исправляйся»).
¾ Прочтите поэтическое описание весны, построенное на использовании метафор. («весна уже успела переспорить зиму», «буковый лес расправил свои ветки...») Дети должны увидеть необычность описания и создать к этому отрывку словесный рисунок.
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание: прочитать текст до абзаца«Бедному Нильсу пришлось бы совсем плохо...», подготовиться к подробному пересказу
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тема: С. Лагерлёф. Главы из книги «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»
Цели: развитие умения воспроизводить и анализировать текст; формирование умения оценивать поступки героев; развитие умения выразительного чтения прозаического текста; формирование умения творческого пересказа; воспитание доброжелательности, добросердечности.
Организационный момент
Проверка домашнего задания
Сообщение темы и целей урока
Работа над текстом второй главы
Первую часть текста второй главы учащиеся воспроизводят подробно по предложенному учителем плану.
• Расскажите, как Нильс ощущал себя маленьким человечком:
1. Нильс и предметы вокруг него.
2. Нильс и зеркало.
3. Решение Нильса измениться.
4. Нильс и воробей.
5. Нильс и домашние птицы.
Пересказ отрывка от имени Нильса
Учащимся предлагается попробовать стать на место героя и пересказать отрывок от имени Нильса, употребляя местоимение первого лица — «я». Эту работу учащиеся выполняют «цепочкой».
|
Ролевое чтение.
Учитель назначает чтецов: автора, Нильса, воробья, петуха, кур, гусей. Задача ролевого чтения — во-первых, хорошо ознакомиться с текстом, чтобы вовремя вступать в чтение, во-вторых, войти в образ и выразительно прочитать свои слова. Поэтому учитель даёт возможность всем учащимся внимательно просмотреть текст, пометить, когда каждый из действующих лиц вступает в чтение, и подумать, каким тоном голоса, с каким выражением прочитать свои слова. Слова воробья, петуха, кур и гусей могут попробовать произнести затем и другие учащиеся класса, а учитель определит, у кого из них получилось лучше выразить состояние и чувства героев и почему.
¾ Какие новые черты характера героя раскрываются в отрывке? (Желание мальчика исправиться, измениться: «Никогда, никогда больше Нильс никого не обидит! Он станет самым послушным, самым примерным мальчиком».)
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание: прочитать текст до конца, подумать над тем, как дальше будут разворачиваться события, ведь книга называется «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ