Тема 14. Управление рисками проекта
План:
1) Сущность управления рисками проекта;
2) Идентификация, анализ и оценка рисков проекта;
3) Разработка плана реагирования на риски; мониторинг и контроль рисков.
Сущность управления рисками проекта
Любой проект связан с риском. Чем более уникальным является проект, тем больше риски. Соответственно от умения распознать и оценить риски проекта, предпринять активные меры по управлению рисками во многом зависят качество управления проектом и успех проекта.
Риск – это вероятное для проекта событие, наступление которого может как отрицательно, так и положительно отразиться на параметрах и результатах проекта.
Риск имеет свои источники (причины риска) и последствия (влияние на проект).
Основными характеристиками риска являются:
1) вероятность риска;
2) потенциальный ущерб (последствия риска).
Ранние подходы управления рисками фокусировались на оценке потенциальных рисков и избежании, отказе от рискованных проектов. Использование данных подходов часто приводило к преждевременному решению об отказе от потенциально выгодного проекта.
Другим общим подходом было простое увеличение резервов и включение в план дополнительных трудозатрат (которые предназначались для проведения не запланированных в начале выполнения проекта работ). Данный подход также не является оптимальным, это пассивный подход (т.к. он базируется на предположении, что нельзя ничего сделать для прогнозирования и управления уровнем риска в проекте; и, соответственно, предлагается сконцентрировать усилия лишь на смягчении и устранении последствий риска).
Основным положением современных подходов управления рисками проекта является смещение приоритетов от пассивного управления рисками к активному.
|
Активный подход предполагает реализацию проектов с учетом имеющихся рисков, обеспечивая активное влияние как на последствия, так и на источники рисков.
Управление рисками – это совокупность систематических процессов, связанных с идентификацией и анализом рисков, а также с разработкой мер реагирования на рисковые события (которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий).
Процесс управления рисками проекта включает выполнение следующих процедур:
1) Идентификация рисков – определение рисков, способных повлиять на проект, и документирование их характеристик;
2) Оценка рисков – качественный и количественный анализ причин и вероятности возникновения, а также влияния последствий рисков на проект;
3) Планирование реагирования на риски – разработка мероприятий, обеспечивающих минимизацию вероятности и ослабление отрицательных последствий рисковых событий при общем повышении вероятности успешного завершения проекта;
4) Мониторинг и контроль рисков – отслеживание наступления рисковых событий, определение новых рисков, выполнение плана управления рисками проекта и оценка эффективности действий по минимизации рисков.
Процессы управления рисками тесно связаны с процессами управления содержанием, сроками и затратами проекта. Следовательно календарный план и бюджет проекта должны быть уточнены и доработаны с учетом рисков проекта.
|
Управление рисками проекта обеспечивает:
1) лучшее понимание всеми участниками проекта областей неопределенности, источников и возможных последствий рисков проекта;
2) выявление и максимизацию возможностей для более эффективной реализации проекта, связанных с неопределенностью;
3) разработку комплекса активных действий, направленных на минимизацию рисков проекта и их негативного влияния на проект;
4) доработку планов проекта с учетом рисков и мероприятий по реагированию на них;
5) мониторинг рисков проекта в ходе реализации.
Работа по управлению рисками является частью обязанностей менеджера проекта.
Помимо определенного математического аппарата принятия решений в современных подходах управления рисками проекта применяются процедуры, использующие опыт и навыки всех участников проекта и внешних экспертов (например, «мозговой штурм», экспертные оценки и обсуждения).
Именно умелое использование опыта и знаний специалистов из различных областей позволяет менеджеру наиболее эффективно предвидеть риск и активно управлять им.
Поскольку менеджер проекта вовлекает в процессы управления проектами внутренних и внешних специалистов, важную роль играют план и регламенты управления рисками проекта.
Планирование деятельности по управлению рисками проекта включает выбор методов, средств и организации управления рисками.
План управления рисками может включать следующие компоненты:
1) методологию – обзор подходов, методов, инструментов и источников данных, рекомендуемых для использования при управлении рисками проекта.
|
Применение той или иной методологии управления рисками зависит от стадии реализации проекта, количества доступной информации и возможности ее использования при управлении рисками;
2) роли и ответственность – распределение ролей и ответственности участников команды проекта за выполнение предусмотренных планом управления рисками процедур, а также взаимодействие между ними.
Возможно создание внешней по отношению к проекту команды управления рисками (считается, что такая команда является более независимой и объективной);
3) бюджет – определение правил формирования бюджета, необходимого для управления рисками проекта (или принципов финансового и ресурсного обеспечения этих работ);
4) регламент – определение процедур и правил и периодичности их выполнения (повторения) в течение жизненного цикла проекта;
5) методики оценки и пересчета (метрология) – согласованные и утвержденные шкалы и принципы оценки и пересчета параметров рисков при осуществлении качественного и количественного анализа рисков проекта.
Для обеспечения согласованности результатов данные методики должны быть определены заранее;
6) пороговый уровень рисков – допустимый уровень рисков конкретного проекта, рассчитанный по определенным ранее методикам (с учетом важности и новизны).
В соответствии с установленным допустимым уровнем рисков проекта будут приниматься решения как по управлению отдельными рисками, так и по реализации проекта в целом. Различные участники проекта (заказчик, инвестор, генеральный подрядчик) могут иметь различные оценки порогового допустимого уровня рисков проекта;
7) типовые формы и отчеты – утвержденные шаблоны и формы описания и анализа рисков проекта, документирования и согласования мер реагирования на риски;
8) принципы мониторинга и документирования процессов управления рисками – рекомендуемые подходы к документированию результатов реализации процедур управления рисками в целях повышения эффективности их использования в рамках текущего и будущих проектов.
Далее рассмотрим средства, методы и инструменты, которые могут быть полезны для выполнения процессов управления рисками.