функция политического участия.




ЛЕКЦИЯ №11: ВЫБОРЫИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ.

ПЛАН.

1.Выборы: понятие, структура, функции.

2. Принципы выборного права и организация демократических выборов.

3.Избирательная система: понятие, сущность, типология.

4.Технологии избирательных компаний.

 

1.Выборы: понятие, структура, функции.

Под выборами понимаются все формы индивидуального или коллективного доступа к власти, как правило, на определенный законом срок и замещение должностей путем избрания голосованием (президента, депутатов и т.д.), что наделяет избранных лиц правом принимать решения в пределах определенной законом компетенции.

Выборы являются самостоятельным политическим институтом, имеющим собственную структуру:

1) политическая ценность;

2) политическое право;

3) избирательное право;

4) избирательные системы;

5) принципы института выборов;

6) функции выборов;

7) исторические традиции выборности власти;

8) электоральная культура;

9) избирательные технологии;

10) мотивация участия в выборах;

11) политический маркетинг;

12) избирательные компании;

13) организационные структуры – избирательные комиссии, штабы.

Данная структура демонстрирует важнейшие политико-юридические и организационные условия, наличие которых обеспечивает проведение демократических выборов. Одновременно эта структура позволяет избежать поверхностного взгляда на выборы как на простую процедуру голосования избирателей.

Избирательные системы, являясь одним из центральных звеньев выборного процесса, необходимо рассматривать в самом широком контексте отношений: тип политической системы, характер политического режима, уровень развития политической культуры, мотивация электорального поведения и многое другое самым непосредственным образом влияют на эффективность тех или иных избирательных систем.

Именно поэтому одни и те же виды избирательных систем, применяемые в различных странах, приводят к совершенно различным результатам. Вот почему при изучении выборов так важно учитывать все структурные элементы данного политического института, а не только конкретный тип избирательной системы.

Первостепенное значение при этом приобретают такие функции выборов, как:

1) функция легитимации власти – смена власти в рамках существующей политической системы;

2) функция ротации политических и властвующих элит;

функция политического участия.

2. Принципы выборного права и организация демократических выборов.

В политической науке четко определены политико-правовые принципы проведения выборов:

1) конституционные гарантии избирательных прав граждан;

2) принцип всеобщности выборов;

3) обязательность выборов;

4) принцип равного участия в выборах всех граждан;

5) принцип прямого избирательного права;

6) периодичность выборов;

7) свободное волеизъявление избирателей;

8) принцип тайного голосования;

9) гласность и открытость выборов;

10) независимость органов, осуществляющих подготовку и проведение выборов;

11) равные возможности кандидатов на участие в выборах;

12) состязательность выборов;

13) общественный контроль хода выборов;

14) возможность обжалования результатов выборов, в том числе в судебном порядке.

Данные принципы являются методологической основой, как проведения выборов, так и их изучения.

Отказ от любого из вышеперечисленных принципов выборов приводит к искажению сущности выборов как основополагающего института демократии.

Реальное воплощение политико-правовых принципов выборов зависит в большей степени от характера государственного устройства и конкретного политического режима.

 

3.Избирательная система: понятие, сущность, типология.

Изучением различных вариантов избирательных систем, сравнительным анализом их достоинств и недостатков занимается целое направление в политологии – электоральная политология.

В широком смысле слова избирательная система – это политический институт выборов в целом.

В научном смысле избирательная система – это совокупность правил, приемов и процессов, обеспечивающих легитимное становление государственных и муниципальных органов власти и избрание на должность лиц, замещающих выборные государственные и муниципальные должности.

В узком смысле слова избирательная система – способ определения того, кто из балластировавшихся кандидатов избран на должность или в качестве депутата, какие политические партии допущены к распределению мандатов и каким образом устанавливается их количество.

Избирательный процесс - деятельность специально уполномоченных органов и лиц, направленная на организацию и проведение выборов в государственные органы, и органы местного самоуправления.

Избирательное право – институт публичного права, совокупность юридических норм, закрепляющих права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, выборные органы местного самоуправления, а также право отзыва избирателями избранных лиц, не оправдавших доверия.

Избирательный процесс имеет несколько стадий, каждая из которых является обязательной и проходит согласно процедурам, определенным избирательным правом:

1 стадия – назначение выборов;

2 стадия – образование избирательных округов. Избирательный округ – это образованный в соответствии с действующим избирательным законодательством часть территории государства, от которой непосредственно гражданами страны избираются депутаты и выборные должностные лица.

Избирательные округа могут быть одномандатными и многомандатными. Многомандатный избирательный округ это образованная в соответствии с действующими законами территория, от которой гражданами, непосредственно проживающей на этой территории, избираются несколько депутатов.

Одномандатный избирательный округ – это образованная в соответствии с законодательством территория страны, от которой гражданами, непосредственно проживающие на этой территории, избирается один депутат.

3 стадия – образование избирательных участков.

4 стадия – образование и организация работы избирательных комиссий. Избирательная комиссия – коллегиальный орган, формируемый в порядке и в сроки, которые установлены законодательством, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.

5 стадия – выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты.

6 стадия – предвыборная агитация – это деятельность, осуществляемая в период предвыборной кампании и имеющая целью побудить или побуждающая избирателей голосовать за или против кандидата, кандидатов или список кандидатов, либо против всех кандидатов, списков кандидатов.

7 стадия – голосование и подведение итогов выборов.

8 стадия – повторное голосование и повторные выборы. Повторное голосование – тоже, что «второй тур», - голосование во втором туре по двум кандидатам, набравшим в первом туре наибольшее количество голосов избирателей, в случае если ни один из кандидатов не набрал более 50% голосов избирателей.

Сложная и обширная проблематика выборов во многом связана с тем или иным типом избирательных систем.

Политический институт выборов предусматривает два основных типа избирательных систем для избрания кандидатов в высшие органы власти – мажоритарный и пропорциональный.

Вместе с тем многие демократические страны, особенно в Европе, сочетают эти два подхода, иначе говоря, предусматривают смешанный тип голосования.

Мажоритарная система (от французского majorite – большинство) – одна из наиболее распространенных избирательных систем, при которой избранным считается кандидат, за которого проголосовали большинство избирателей.

Пропорциональная система – избирательная система, предполагающая распределение депутатских мандатов пропорционально числу поданных за избирательные списки партии голосов.

Смешанные системы – смешанные избирательные системы, при которых часть депутатских мандатов (например, половина) замещается путем выборов по партийным спискам в целом по стране, а другая часть депутатских мандатов формируется через мажоритарную систему в одномандатных округах.

Следует иметь ввиду, что смешанные системы применяются в самых различных сочетаниях мажоритарной и пропорциональной систем. Эти сочетания определяются, как правило, национальной спецификой государств и их политических систем.

Специфические особенности национальных избирательных систем обычно отражаются в избирательном законодательстве.

На практике во многих странах применяются различные разновидности избирательных систем, среди которых можно выделить следующие варианты:

- связанные смешанные системы – смешанные избирательные системы, при которых выборы проводятся одновременно по партийным спискам в многомандатных округах и мажоритарные выборы в одномандатных округах, а при распределении мест по пропорциональному представительству учитывается число депутатских мест, занятых партией или избирательным блоком по результатам выборов в одномандатных округах.

- преференциальная система ( происходит от лат. слова предпочитать) – избирательная система, при которой избиратель выбирает кандидатов из списка в порядке предпочтения. Один вариант данной системы - система альтернативного выбора в одномандатных округах, когда избиратель определяет свой выбор, ставя цифру 1 против фамилии наиболее предпочтительного для него кандидата, цифру 2 против фамилии следующего и т.д. Другой вариант – повторное голосование по кандидатурам, набравшим наибольшее количество голосов избирателей в первом туре.

- голосование по закрытым партийным спискам - разновидность пропорциональной избирательной системы, при которой избиратель голосует за партийный список в целом, не меняя порядка расположения кандидатов.

- голосование по открытым партийным спискам - разновидность пропорциональной избирательной системы, при которой избиратель имеет право голосовать не только за партийный список в целом, но и перемещать кандидатов в списке по своему усмотрению.

- параллельные смешанные системы – смешанные избирательные системы, при которых одновременно проводятся выборы по партийным спискам в многомандатных округах и мажоритарные выборы в одномандатных округах, а полученные при этом результаты являются независимыми параллельными.

4.Технологии избирательных компаний.

Подготовка и проведение избирательных компаний - достаточно сложное и многостороннее мероприятие. Они включают в себя стратегическое планирование и выбор стратегии избирательной компании, применение различных технологий политической рекламы в избирательной компании, организационные мероприятия, связанные с организацией избирательной компании.

Различают избирательную компанию кандидата и политической партии. Несмотря на специфику каждой из них, методы проведения избирательных компаний и избирательные технологии являются сложными.

Планирование избирательной кампании включает в себя определение основных сроков её проведения, анализ политического рынка и избирательной конъюнктуры, разработку плана действий по продвижению «политического товара».

Британский специалист по политическому маркетингу Ф.Гоулд включает в стратегическое планирование избирательной кампании четыре основных компонента:

1.Сбор информации об электорате и соперниках;

2.Оценку собранной информации;

3.Разработку стратегии в виде определения адресных групп, проблем, целей, лозунгов политической кампании;

4.Включение всего вышеназванного в план избирательной кампании.

Стратегии избирательных компаний в зависимости от методов проведения рекламной кампании:

1. Стратегия рывка (прорыва) – используется в кампании для продвижения кандидата, мало известного избирателям в начале кампании. Суть стратегии заключается в том, чтоб сделать «рывок» на ранней стадии кампании за несколько месяцев до выборов. За неделю до окончания кампании делается новый большой «рывок». Главная цель такого «рывка» заключается в достижении узнаваемости кандидата и позиционировании его, как достойного претендента на избираемую должность. Основные суммы тратятся на «раскрутку» в электронных СМИ на начальных стадиях кампании, когда финансы истощаются, переходят к адресной почтовой рассылке и к агитационным мероприятиям «от двери к двери».

2. Стратегия быстрого финала – заключается в том, что темп кампании увеличивается постепенно. На последнем этапе предвыборной гонки на избирателя обрушивается целый шквал рекламных роликов и печатной агитации. В этом случае известность приходит уже на финише избирательной кампании, но ее не успеют поколебать конкуренты и забыть избиратели.

3. Стратегия большого события – предназначена для привлечения внимания журналистов, которые будут освещать ход предвыборной кампании. Эта стратегия основывается на нескольких крупных мероприятиях, которые становятся медиа - событиями. Такими событиями могут быть публичные разоблачения, сделанные во время специально созванной пресс-конференции, теледебаты с ведущими оппонентами и конкурентами, присутствие и участие в значимых мероприятиях (открытие онкологического центра, ввод в эксплуатацию железнодорожной магистрали). Участие в социально значимых мероприятиях выгодно для тех кандидатов, которые уже занимают определенную должность (мэр, губернатор, депутат от округа).

4. Крейсерская стратегия – наиболее оптимальна для лидирующих кандидатов, которые хотят сохранить свои позиции и свой рейтинг в ходе кампании. В этом случае рекламное время распределяется в средствах массовой информации равномерно. В то же самое время не исключено возрастание количества рекламного времени в финале кампании. Использование крейсерской стратегии рационально в том случае, если кандидат – известная и популярная личность среди избирателей.

5. Стратегия «гребенки» - предполагает чередование активных и относительно спокойных стадий рекламных кампаний с постепенным расширением рекламной деятельности к концу избирательной кампании. Эта стратегия основывается на психологическом приеме «интриги».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: