Порядок построения группы




Тема: Выбор и разработка маршрута. ознакомление с документами для проведения похода.

Цель: познакомить обучающихся с методикой выбора и разработки маршрута, необходимыми документами, которые необходимы для проведения похода

Обучение дистанционное

Ход занятия

Рук.кр.: На прошлом занятии мы познакомились какие бываютс цели похода, с краеведческой литературой и картографическим материалом, а сегодня у нас очень серьезная и сложная тема, от которой зависит успех и безопасность похода – это выбор и разработка маршрута.

- Районы похода выбираются исходя из цели похода и времени года. Вы в начале своей туристской жизни должны увидеть интересные места родного края, познакомиться с его историей, с его людьми.

Насколько интересно и безопасно пройдет поход, зависит от того, как хорошо вы изучите район его проведения. При разработке маршрута нужно собрать все необходимые сведения о районе похода, используя карты и схемы, описания сложных препятствий, информацию о погодных условиях, транспортных возможностях, состоянии дорог и переправ и др. Каждый из вас не только проводник, но должен знать особенности местности, климата, истории той местности, по которой будет проложен маршрут. Много сведений можно получить из литературы, посвященной описанию географии, истории, культуры того или иного района. При этом, конечно, не обойтись без топографических карт. Но в популярной литературе не всегда есть подробная информация о конкретном маршруте. Такую информацию можно почерпнуть из отчетов о походах, составленных группами, ранее прошедшими тот же маршрут или часть его. Там же можно найти рекомендации по исключению каких-либо осложнений, которые случились с предшественниками. Полезны будут и встречи, беседы с туристами, прошедшими предполагаемый маршрут.

Выбирая маршрут похода, желательно избегать движения по (или вдоль) автомобильным и железным дорогам. Лучше использовать проселочные дороги, тропы и просеки. Разработка маршрута опирается на количество ходовых дней и протяженность маршрута, которую туристы смогут преодолеть за эти дни. Маршрут чертится на карте или делается выкопировка из нее в виде маршрутных лент. Указываются места предполагаемых остановок и ночевок, а также краеведческо-экскурсионные объекты.

Независимо от основной темы похода группа должна познакомиться с интересными местами района. Объектами (пунктами) познавательных интересов могут быть не только музеи, мемориалы, места, связанные с какими-нибудь историческими событиями (памятники, монументы, захоронения и т. п.), промышленные и сельскохозяйственные предприятия, но и природные объекты - карстовый провал, озеро, водопад, грот, реликтовая роща и т. п. К пунктам спортивных интересов относятся такие объекты, как броды, переправы через реки, подъем на вершину холма, кургана, на перевал, на плато, переход через болото, выход на осыпь, на морену, а также просто лесные чащобы, завалы, где двигаться придется без дорог и троп.

В краеведческой литературе можно узнать, какие интересные места есть в районе похода, а о том, что узнали, сообщить старшему краеведу. Устанавливается срок (он не должен быть очень маленьким, и не должен быть слиш­ком большим, чтобы ребята «не остыли»), скажем, 10 дней.
Через 10 дней, когда ребята добыли сведения о районе похода, - со­брание группы. Теперь надо решить, что будем смотреть - какова цель похода? Как правило, предложений бывает много и самых раз­ных. Поэтому принимается решение провести так называемую «за­щиту маршрута». Ребята по желанию разбиваются на группы по 3-5 человек. Каждая готовит свой маршрут. Самый интересный и будет принят.

Необходимо установить срок работы групп, скажем, 7-10 дней. Но прежде чем группы приступят к работе, надо договориться о сроке похода. Группа решает, что это будет поход I категории сложности, значит, нужно пройти не менее 120 километров. То есть затратить не менее 8 дней.

Выбирая маршрут движения, желательно избегать движения по (или вдоль) автомобильным и железным дорогам. Это и опасно и не­интересно. Лучше использовать проселочные дороги, тропы и просе­ки. На предполагаемом маршруте определяются места для привалов и ночлегов, для проведения занятий. Для организации ночлегов и обеденных привалов на маршруте следует определять места с источ­никами пригодной для питья воды и наличием дров.

В ходе всестороннего изучения района предстоящего похода группа сначала разрабатывает приблизительную нитку маршрута по мелко­масштабной обзорной карте, исходя из общих (табличных) парамет­ров степени (категории) сложности намеченного похода и выстраива­ет ее (нитку) по следующим ключевым точкам:

а) точки начала и конца маршрута, увязанные с транспортными
возможностями;
б) точки познавательных и спортивных интересов группы (пункты
наблюдений и т.п.);
в) места предполагаемых ночлегов и дневок;
г) места дневных привалов на обед (часто сочетаемые с точками «б»).

Независимо от основной темы похода группа должна познакомить­ся с интересными местами района. Если маршрут проложен через знаменитую усадьбу, где жили и творили великие писатели, как можно не остановиться, не посмотреть? Объектами (пунктами) поз­навательных интересов могут быть не только музеи, мемориалы, места, связанные с какими-нибудь историческими событиями (памят­ники, монументы, захоронения и т.п.), промышленные и сельскохо­зяйственные предприятия, но и природные объекты - карстовый провал, озеро, водопад, грот, реликтовая роща и т.п. К пунктам спор­тивных интересов относятся такие объекты, как броды, переправы через реки, подъем на вершину холма, кургана, на перевал, на пла­то, переход через болото, выход на осыпь, на морену, а также просто лесные чащобы, завалы, где двигаться придется без дорог и троп.

В учебных целях на нитке маршрута могут быть специально пред­усмотрены участки, где группа будет двигаться по карте или по ази­мутам, в усложненных условиях - по лесу, в сумерки, используя не­точную карту и т.д.

Итак, нитка маршрута есть! Теперь нужно составить график дви­жения. Члены победившей группы, командир, старший краевед, старший проводник и руководитель садятся за разработку графика движения. При разработке необходимо помнить, что маршрут дол­жен быть:

· разнообразным в природном отношении;

· строиться с нарастанием нагрузки (мало, больше, норма, норма,
меньше), то есть если мы планируем в день проходить по 15 километ­ров, то в первый день мы начнем с 8-10, потом 12, потом 15, еще раз 15, и закончим 10 или 12 километрами;

· строиться с нарастанием интереса: самое интересное должно быть
в конце (или почти в конце) маршрута;

·
быть посильным для участников с учетом их опыта;

· иметь ограниченное количество экскурсионных объектов (пере­
грузка, как и недогрузка, вредна);

· иметь запасной день;

· иметь аварийный вариант;

· через каждые 3-4 дня надо устраивать дневки.


Для составления графика нужна подробная карта маршрута, луч­ше двухкилометровая. Об этом должен позаботится старший провод­ник. План-график движения и конкретная нитка маршрута разраба­тываются последовательно, начиная с первого дня похода - от на­чального пункта. Задача сводится, во-первых, к расчетам «рабочего времени» - количества ходовых часов по каждому дню похода; во-вторых, в нахождении на карте удобных мест для ночлегов и днев­ных обеденных привалов (вода + дрова), в-третьих, в прокладывании на крупномасштабной карте вариантов движения, руководствуясь принципом «КЛИН» - «Короче, Легче, Интереснее».

Сначала определяется возможная протяженность маршрута в пер­вый день похода. Это зависит от времени прибытия группы в пункт начала маршрута и времени, которое необходимо группе для отмет­ки документов, отправки телеграммы, закупки хлеба, посещения музея и т.д. То есть надо решить вопрос о конкретном времени выхо­да группы на маршрут.

Допустим, имеется двухсоттысячная карта (1:200 000) и установ­лено, что группа в этот день может двигаться с 11 до 19 часов, с пере­рывом на обед с 13 до 16 часов. Значит, этот день будет укороченным по времени движения, так как сдвинуто время выход в путь. При та­ком варианте имеется пять ходовых часов. При нормальной скорости движения (примерно 3 км/час, если нет препятствий) группа сможет пройти в этот день около 15 км. На карте помечаем начальную (стар­товую) точку похода - «С». Придав ножкам циркуля раствор чуть меньше рассчитанного на этот день пути (примерно на одну пятую длины), ставим иглу в точку «С» и прочерчиваем небольшую дугу, отстоящую от «С» в направлении соответственно генеральному мар­шруту. Эта дуга покажет нам предел, вблизи которого надо найти точку «Н»> - место первого ночлега. Оно, понятно, должно быть обес­печено чистой водой и топливом. Кроме того, при выборе точки «Н» надо учитывать все необходимые требования к организации бивака. Должно повлиять на выбор точки «Н» и расположение ближайшей (следующего дня) целевой точки - объекта генерального маршрута (краеведческий объект, удобная переправа и т.п.).

С такими же требованиями подходим и к поиску точки «ОП» - обе­денный привал. При ее определении надо учитывать пространствен­но-временной фактор: она должна отстоять от точки «С» на расстоя­нии, которое группа успеет пройти до обеда. Технология поиска точ­ки «ОП» аналогична описанному процессу, но теперь, когда уже на­мечены две главные точки дня - «С» и «Н», необходимо учитывать это и искать точку «ОП» вблизи радиуса «С» - «Н», сообразуясь с принципом «КЛИН».

Разработка нитки маршрута на второй и последующие дни произ­водится таким же образом. Особые проблемы в прокладывании (во втором приближении) возникают в связи с объектами краеведческих и спортивных задач. Чтобы не нарушать режим рабочего дня похода, не устраивать гонок на маршруте, необходимо заранее рассчитать временные затраты на каждый такой объект. Если это большой экс­курсионный объект, как, например, мемориальный комплекс-му­зей, заповедник-музей, промышленное предприятие, на осмотр кото­рых потребуется много времени, то надо строить нитку и график так, чтобы поблизости от них располагались бытовые точки — «Н» или «ОП», или вообще планировать вблизи таких объектов дневку и де­лать к ним радиальный выход. Если же это объекты простого визу­ального наблюдения с коротким пояснением и фотографированием (например, отдельный памятник, реликтовое растение, курган и т.п.), осмотр которых не нарушит режим ходового дня, то и время на их посещение специально не планируется.

Другие необходимые затраты времени при движении по маршруту тоже должны быть по возможности заранее учтены и заложены в гра­фик. К ним можно отнести: затраты времени на ориентирование (на­блюдения, измерения, обдумывание, разведка); на учебные цели (специальные занятия на маршруте); на приобретение продовольст­вия в пути. Есть еще и непредвиденные обстоятельства, которые то­же могут потребовать затрат времени. Это ухудшение погодных усло­вий или недомогание кого-либо из участников. В больших сложных спортивных походах в график специально закладываются один-два запасных дня на такие непредвиденные случаи.

Общая рекомендация при расчете графика движения состоит в том, что более трех километров на ходовой час (40-45 минут движе­ния) практически никогда не следует планировать (особенно для походов в таежных и горных районах), а чаще и менее того - полто­ра-два километра.

При расчете ходового времени следует учитывать, что у начинаю­щих туристов много времени уходит на утренние сборы, приготовле­ние обеда, установку лагеря вечером. Поэтому не следует планиро­вать для них большие дневные переходы.

Какими бы простыми ни казались маршруты многодневного похо­да, желательно через 3-4 дня планировать дневки, то есть отдых в те­чение дня. В этот же день можно провести учебные занятия, экскур­сии, небольшие радиальные выходы без рюкзаков.

Таким образом, начав с разработки маршрута, мы закладываем и основы тактики похода, т.е. определяем наиболее рациональный и безопасный путь к конечной точке маршрута. В конечном итоге раз­работчики, составляя различные варианты графика маршрута, вы­дают чистовой вариант, который содержит следующие позиции: день пути; участок пути; километраж; вид передвижения; работа в пути.

Например: «2 день, Хут. Березовка - р.Чисмена - Аксеново - Гусе-нево, 12 км, пешком, посещение памятника на месте гибели генера­ла Панфилова».

Еще до составления графика командир составляет вместе с руково­дителем перечень дел, которые необходимо сделать до выхода. Ука­зывает сроки и ответственных лиц. Они в ходе подготовки будут на собраниях группы докладывать о том, что уже сделано, какие есть вопросы, проблемы.

Изучение района похода поможет определить и перечень личного и общественного снаряжения. Соответствующее климату и предпола­гаемой погоде личное снаряжение, и сложности маршрута общест­венное - одна из составляющих безопасности похода. При этом не следует уповать на случай, т.е. на то, что погода не преподнесет сюр­призов. Надо рассчитывать на ливневые дожди, внезапные пониже­ния температуры, усиление ветра и т.д. Полный список личного сна­ряжения должен иметь каждый участник похода и в соответствии с ним готовить свое снаряжение.

Проведение любого туристского мероприятия требует финансовых затрат. Поэтому в период подготовки похода необходимо составить смету расходов на его проведение. Как только будут определены ис­ходные данные: район похода, количество участников в группе, мож­но приступать к ее расчету. Для этого потребуются некоторые сведе­ния, которые участники похода получают в процессе знакомства с районом похода и конкретным маршрутом. В первую очередь опреде­ляется стоимость проезда к начальной точке маршрута и с конечной точки до дома, внутри маршрутные переезды, стоимость проживания (если планируется таковое в населенных пунктах), примерные цены на основные продукты, которые предполагается закупать на марш­руте. В процессе составления меню и расчета необходимого количест­ва продуктов определяется примерная стоимость питания в сутки. При подготовке группового снаряжения выясняется необходимость в приобретении каких-либо предметов, хозяйственных мелочей или необходимости взять что-то в прокате. Все эти сведения пригодятся при составлении сметы. Примерный вид сметы:


Документация похода

На проведение любого туристского мероприятия необходимо оформить документы. Прежде всего, руководитель и его заместитель назначаются администрацией учреждения, проводящего путешествие.

экскурсии руководителю группы выдается маршрутный лист установленного образца, заверенный подписью руководителя и печатью учреждения.

 

Руководитель путешествия по маршруту I категории сложности должен иметь туристский опыт руководства походами выходного дня,

Руководитель несет ответственность за подготовку группы к путешествию и безаварийное прохождение маршрута, за жизнь и здоровье участников. Он обязан следить за строгим соблюдением дисциплины участниками туристской группы, принимать все необходимые меры, обеспечивающие безопасность прохождения маршрута, строго придерживаться требований указанной Инструкции.

Помощниками руководителя при проведении походов от 1 до 3 дней могут быть учащиеся 9-11 классов, имеющие опыт участия в многодневном походе.

В приказе кроме этого определяется численный состав группы, сроки проведения путешествия, маршрут. В этом же приказе на руководителя и его заместителя возлагается ответственность за жизнь и здоровье детей и безопасность проведения мероприятия, за выполнение его плана, содержание оздоровительной, воспитательной и познавательной работы, правил пожарной безопасности, охраны природы, памятников истории и культуры. При совершении похода выходного дня, экскурсии руководителю группы выдается маршрутный лист установленного образца, заверенный подписью руководителя и печатью учреждения.


Туристские группы, планирующие проведение похода на территории заповедника или погранзоны, должны заблаговременно оформить на это разрешение в установи ленном порядке. Но вменять проверку наличия такого разрешения МКК не следует. МКК должна предупредить группу о том, что ее маршрут частично или полностью проходит по этим территориям с ограниченным доступом.

 

Все перечисленные вопросы по подготовке группы к походу и оформлению маршрутных документов входят в основном в обязанности руководителя похода.

Кроме того, в период подготовки похода все члены группы проходят медицинский контроль; производится расчет, закупка и фасовка продуктов питания.

 

Порядок построения группы

Самое удобное движение группы цепочкой - колонной по одному. На улицах города, по дорогам можно идти парами, чтобы группа не очень растягивалась, но каждый должен точно знать свое место в ко­лонне. Строй группы является показателем ее организованности, а также имеет практический смысл: во-первых, на сложных участках и тропах двигаться толпой неудобно и небезопасно; во-вторых, опре­делить в тот или иной момент, все ли на месте, гораздо сложнее в тол­пе; в-третьих, каждому участнику легче заметить недостатки в дви­жении впереди идущего, если он постоянно идет за одним и тем же человеком.

Физические силы и выносливость участников похода не бывают равными, всегда найдется несколько человек, которым кажется, что группа идет медленно, и они рвутся вперед. Их требования угнетаю­ще действуют на тех, кто уже устал, натер ноги или неважно себя чувствует. В детской группе часто между теми и другими возникает взаимное недовольство. Если позволить ребятам идти кто как хочет и может, они разделятся на группки, растянутся на несколько сот метров, и туристская группа станет неуправляемой. Тут недалеко и до несчастного случая, потери участника.

Следует сразу определить порядок построения колонны: впереди, в пределах видимости, дежурный проводник и командир. С ними сближаться не надо, они могут делать остановки для ориентирова­ния. За ними идут девочки, потом мальчики. Колонна идет по темпу девочек. Если поставить впереди мальчиков, они могут задать слиш­ком высокий темп движения. Но в то же время руководитель должен следить, чтобы темп девочек не упал до черепашьего шага, ибо девоч­ки на это способны. Чаще всего это происходит из-за разговоров ме­жду собой.

Желательно исключить лишние разговоры на маршруте. Разгово­рами дети незаметно для себя сбивают дыхание, быстрее устают, ста-новятся рассеянными. В результате ребенок может оступиться, не за­метить ветку на уровне лица, получить травму.
Викторина:

-Что ожидает нас на туристской тропе? Конечно, новые испытания. И чтобы с честью их выдержать давайте попробуем ответить на вопросы.

1. Почему в пути привалы для отдыха у туристов должны быть непродолжительными? (Если отдыхать долго, мышцы ног твердеют, идти становится труднее).

2. Почему туристам во время ходьбы рекомендуется дышать носом? (Меньше жажда).

3. Почему туристы делают канавки вокруг палатки? (Для стока воды на случай дождя).

4. Что может служить туристу в походе подушкой? (Рюкзак, набитый травой).

5. Отчего лечит подорожник? (Останавливает кровотечение; применяется, если кто – то натёр ногу, при укусе осы).

6. Зачем для похода спички покрывают парафином или заворачивают в пленку? (Чтобы уберечь от влаги).

Какой же поход без костра? Чтобы разжечь его необходимо знать ряд правил.

Рук.кр.-На следующем занятии познакомимся с темой, как делать отчет о походе. Сегодня вы были молодцы!

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: