Фаза развития команды. Этап проекта
Моральный климат в коллективе, состояние и фаза развития команды проекта могут потребовать от менеджера проекта применения различных инструментов:
1) Фаза формирования команды, неразбериха и избыточный ажиотаж вокруг начинающегося проекта могут потребовать от менеджера наведения порядка «жесткой рукой».
Определение принципов управления проектом, принципов взаимодействия – первоочередные задачи менеджера проекта. Он должен определить роли и ответственность, явно продемонстрировать свое лидерство и начальствующее положение в команде. Для этого наиболее подходит директивный стиль.
2) Фазы «барахтанья» и нормализации не подходят для директив. Участники команды и так в смятении, они пытаются находить решения и учиться взаимодействовать. «Врубаться» в процесс с «шашкой наголо» неэффективно и даже опасно. Нужны более гибкие методы управления, например обучение или поддержка;
3) Фаза исполнения – время спокойной продуктивной работы. Все роли определены, приоритеты расставлены, процессы налажены. Команда умело взаимодействует. Синергетический эффект помогает решать сложные задачи. Мотивация высока, умения появились и проявились. Самое время применять делегирование.
4) Фаза закрытия – время тревог о будущем вне проекта. Сотрудники, привлеченные в проект по договору, начинают искать новую работу, а привлеченные на условиях матрицы обдумывают, как будут возвращаться в родное подразделение. Все размышляют о бонусах и возможных несправедливостях при их распределении. А менеджеру в это время нужна боевая и слаженная команда для успешной и быстрой сдачи результатов проекта заказчику. Административно-командный стиль руководства вновь приобретает актуальность. Он вновь эффективен.
|
Общие рекомендации по применению различных стилей управления на различных этапах жизненного цикла развития команды представлены на рисунке 3.
Рисунок 3 – Стили управления на различных этапах жизненного
цикла развития команды
Перечислим ключевые задачи лидера на различных этапах жизненного цикла команды:
1) Формирование:
- попытаться снизить уровень ажиотажа, создать рабочую, открытую атмосферу;
- возглавить процесс знакомства участников команды и узнавания друг друга;
- распределить роли в команде, растолковать и объяснить каждому его роль и зону ответственности;
- установить правила, принципы и личным примером их выполнять и поддерживать, начать формировать культуру общения в команде;
- вовлекать членов команды в совместную работу, поощрять взаимодействие и взаимовыручку;
- четко ориентироваться на определение правил, на задачи, а не на отношения.
2) «Барахтанье»:
- выявлять причины конфликтов и неудовлетворенности, устранять их;
- помогать участникам взаимодействовать; содействовать всем, кто пытается устанавливать рабочие правила, работать в группе и повышать эффективность;
- открыто обсуждать проблемы, совместно принимать решения;
- поощрять участников команды, которые делятся идеями, привлекают других к совместной работе, открыты к сотрудничеству;
- четко ориентироваться на установление отношений, а не на правила и регламенты;
3) Нормализация:
- поддерживать отношения взаимовыручки и доверия;
|
- устанавливать атмосферу открытого обсуждения проблем и конфликтных ситуаций;
- стараться ставить задачи таким образом, чтобы для их решения требовалась коллективная работа;
- поддерживать и оценивать усилия каждого участника команды по улучшению команды в целом;
- начинать делегировать полномочия;
- ориентироваться на поддержание отношений чуть более, чем на решение задач;
4) Исполнение:
- делегировать максимум полномочий и ответственности членам команды;
- совместно вырабатывать решения;
- развивать личный потенциал каждого участника команды, а также команды в целом;
- искать пути повышения эффективности команды;
- оценивать и признавать личный вклад каждого участника команды в общее дело;
- ориентироваться как на получение результатов и решение задач, так и на повышение эффективности команды;
5) Закрытие:
- объективно оценить вклад каждого участника команды в общее дело;
- продумать принципы роспуска команды и завершение отдельных этапов работ;
- раскрыть перед каждым участником команды перспективы дальнейшей работы после окончания проекта;
- поощрить участников за продуктивную работу;
- минимизировать горечь расставания;
- ориентироваться на решение задач и на итоговый результат.