Учения Фомы Аквинского и Уильяма Оккама.




Тема: Философия эпохи Средневековья.

1. Основные черты и основополагающие догматы средневековой Философии.

2. Основные направления философии.

3. Учения Фомы Аквинского и Уильяма Оккама.

Ключевые понятия.

Догмат – положение, не подлежащее критике и обязательное для всех верующих.

Теология – учение о сущности бога.

Деизм – учение, которое признает бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам.

Катарсис – очищение души от чувственных привязанностей, просветление души мудростью.

Теодицея – оправдание бога перед лицом царящего на земле зла.

Телеология – религиозно-философское учение о наличии в мире объективных внечеловеческих целей и целесообразности.

Теоцентризм – направление средневекового мышления, согласно которому реальностью, определяющей все сущее, является бог.

Томизм – учение Ф. Аквинского.

Эсхатология – учение о конце света.

 

Основные черты и основополагающие догматы средневековой философии

Начало Средневековья связывают с падением Западной Римской империи (476 г.).

Средневековая философия – философия эпохи феодализма (V-XV вв.).

Начало средневековой философии ознаменовало союзом философии и теологии, а ее завершение - распадом этого союза.

Основные черты:

1) Теоцентризм - главная причина всего сущего, высшая реальность и основной предмет философских исследований - Бог.

2) Изучению космоса, природы уделяется мало внимания, так как они считаются творением Бога.

3) Господствовали догматы: О творении (всего Богом); Откровении (Бога о самом себе в Библии); Боговоплощения - о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека - Иисуса Христа и принятия им на себя грехов всего человечества.

4) Сглаживается противоречие между идеализмом и материализмом.

5) Человек выделяется из природы и объявляется творением Бога, стоящим над природой.

6) Провозглашался принцип свободы воли человека в рамках Божественного предопределения.

7) Выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении.

8) Мир считался познаваемым через познания в Бога и веру в него.

Основные догматы.

1. Догмат Творения:

- окружающий мир – результат акта Божественной воли и всемогущества Бога;

- Бог вечен, постоянен и всепроникающ;

- Мир вторичен по отношению к Богу, однако четкой границы между Богом и его творением нет.

2. Догмат Откровения:

- мир можно познать, только познав Бога, но Бог недоступен для познания, однако он разрешил познать себя через откровение – Библию;

- Бога можно познать лишь благодаря особой способности человека - вере.

 

Основные направления.

1. Патристика – учение христианских отцов церкви, заложивших основы Священного предания.

· Апологетика (II-III вв.) – защита и обоснование христианского вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму.

· Классическая патристика (IV-V11 вв.) – догматизация учений «отцов церкви», утверждавших несовместимость религиозной веры с античной философией.

2. Схоластика - господствующий тип средневековой теологической философии, для которого были характерны оторванность от реальной действительности, консерватизм, догматизм, полное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательство и учительство.

Этапы:

1) Подготовка и формирование схоластики, начало ее преподавания (VIII-XII вв.).

2)Расцвет и упадок схоластики (XIII-XV вв.)

 

Самый яркий представитель патристики Аврелий Августин (Блаженный) (354-430 гг.).

Основные работы: «Исповедь», «О граде Божьем», «О бессмертии души», «О свободной воле».

В «Исповеди» показывает преимущество Христианства над другими религиями. В трактате «О граде Божьем» уделено большое внимание истории, сделана попытка воспроизвести всемирно-исторический процесс как производное божественного плана.

- Обоснована идея господства церкви над государством.

- Выдвинута идея социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью).

- Воспевался человек, его совершенство и богоподобность.

- Рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.

 

Учение Августина и других представителей патристики (на Западе – Амвросий Медиоланский, на Востоке – Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст) подготовили возникновение схоластической философии.

Суть схоластики – не в опоре на сверхразумное содержание Бога, а в поиске рациональных путей его познания по плодам его творения и результатам его вмешательства в дела мира.

 

 

По вопросу о соотношении знания и веры в наследии схоластики – 3 подхода:

1. Знание и вера – антиподы. Вера не нуждается в знании, ибо она имеет свое основание – «откровение» (Тертуллиан).

2. Знание и вера могут сосуществовать, ибо они имеют разные источники. Знание замыкается на разуме, а вера – на «откровении». Философские и теологические истины не исключают друг друга (Аверроэс, Сигер Брабантский).

3. Знание и вера, философия и теология должны объединиться и обеспечить реализацию катафатической (то есть допускающей возможность познания Бога по результатам его вмешательства в дела мира) богословской концепции (Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский, Иоганн Росцелин, Пьер Абеляр).

Последующее развитие схоластики подтвердило, что союз веры и разума не состоялся. Попытка осуществить этот союз привела к постановке проблемы универсалий.

 

Схоласты подразделяли знание на 2 вида: сверхъестественное - даваемое в откровении (то есть то, что имел в виду Бог, закладывая ту или иную мысль в Библию) и естественное, отыскиваемое человеческим разумом (то есть то, что смел человек «расшифровать» из текста Библии, как он понял идеи Бога).

Отсюда многочисленные споры, в которых пытались правильно понять идеи Бога. Предметом споров становилась не суть идей Бога, а правильность и четкость общих понятий, определений - универсалий, что привело к возникновению противоположных направлений - номинализма и реализма.

Реализм - направление, сторонники которого считали подлинно существующими (то есть подлинным бытием) не сами вещи, а их общие понятия – универсалии (Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо, Иоанн Скот Эриугена).

Номинализм - направление, сторонники которого считали реально существующими лишь конкретные вещи, а универсалии воспринимали как имена вещей (Иоганн Росцелин, Уильям Оккам).

 

 

Учения Фомы Аквинского и Уильяма Оккама.

Фома Аквинский (1225-1274 г.)

Основные работы: «Комментарии к Аристотелю», «Сумма теологии», «Сумма философии (против язычников)».

- Стремился преодолеть крайности номинализма и реализма в споре об универсалиях, об отношении общего к единичному. Как и представители реализма, считает первопричиной Бога и ставит задачу упорядочить множество в единстве, то есть вывести бытие Бога из бытия вещей, используя учение Аристотеля.

1. Соотношение разума и веры.

Философия может объяснить только то, что познаваемо разумом, все остальное, то есть божественное откровение, познает теология.

Философское знание может существовать, если оно не противоречит теологическому.

2. Учение о форме и материи.

Все состоит из материи и формы (идеи). Суть любой вещи – единство материи и формы. Материя пассивна, форма активна, поэтому идея является определяющим началом по отношению к форме.

Любая вещь - есть сущность (эссенция), которая обрела существование (экзистенцию) по воле Бога.

Идея (форма) вещи троична: существует в божественном разуме, в самой вещи и в восприятии и памяти человека

 

Выдвигает 5 доказательств существования Бога:

1. Из понятия «Движение»:

Одно явление является толчком по отношению к другому. Так возникает движение. Тогда должно быть явление, которое само не движется, но является перводвигателем, и это - Бог.

2. Из понятия «Причина».

Каждое явление в одном отношении причина, в другом – следствие. Следовательно, должна быть первопричина всего, и это - Бог.

3. Из понятия «Случайность и необходимость».

Любая вещь может быть и не быть, следовательно, должно быть существо, для которого бытие абсолютно необходимо – Бог.

4. Исходя из степени сравнения качеств.

Если одно явление совершеннее другого, то должно быть абсолютно совершенное явление, являющееся основой для сравнения, и это Бог.

5. Из понятия «цель»

Все в мире имеет какую-либо цель, имеет смысл, следовательно, существует разумное начало - Бог, которое направляет все к цели и придает всему смысл.

В 1878 году учение Фомы Аквинского было объявлено официальной идеологией католицизма.

 

Уильям Оккам (1285-1349 гг.)

Разработал теорию двойственной истины, согласно которой истины разума и веры не противоречат друг другу, а являются двумя равноправными формами постижения сущностями мира, что послужило базой разрыва философии и теологии и ознаменовало завершение средневековой философии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: