Тема: Философия эпохи Средневековья.
1. Основные черты и основополагающие догматы средневековой Философии.
2. Основные направления философии.
3. Учения Фомы Аквинского и Уильяма Оккама.
Ключевые понятия.
Догмат – положение, не подлежащее критике и обязательное для всех верующих.
Теология – учение о сущности бога.
Деизм – учение, которое признает бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам.
Катарсис – очищение души от чувственных привязанностей, просветление души мудростью.
Теодицея – оправдание бога перед лицом царящего на земле зла.
Телеология – религиозно-философское учение о наличии в мире объективных внечеловеческих целей и целесообразности.
Теоцентризм – направление средневекового мышления, согласно которому реальностью, определяющей все сущее, является бог.
Томизм – учение Ф. Аквинского.
Эсхатология – учение о конце света.
Основные черты и основополагающие догматы средневековой философии
Начало Средневековья связывают с падением Западной Римской империи (476 г.).
Средневековая философия – философия эпохи феодализма (V-XV вв.).
Начало средневековой философии ознаменовало союзом философии и теологии, а ее завершение - распадом этого союза.
Основные черты:
1) Теоцентризм - главная причина всего сущего, высшая реальность и основной предмет философских исследований - Бог.
2) Изучению космоса, природы уделяется мало внимания, так как они считаются творением Бога.
3) Господствовали догматы: О творении (всего Богом); Откровении (Бога о самом себе в Библии); Боговоплощения - о спасении окружающего мира и человечества путем воплощения Бога в теле человека - Иисуса Христа и принятия им на себя грехов всего человечества.
4) Сглаживается противоречие между идеализмом и материализмом.
5) Человек выделяется из природы и объявляется творением Бога, стоящим над природой.
6) Провозглашался принцип свободы воли человека в рамках Божественного предопределения.
7) Выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении.
8) Мир считался познаваемым через познания в Бога и веру в него.
Основные догматы.
1. Догмат Творения:
- окружающий мир – результат акта Божественной воли и всемогущества Бога;
- Бог вечен, постоянен и всепроникающ;
- Мир вторичен по отношению к Богу, однако четкой границы между Богом и его творением нет.
2. Догмат Откровения:
- мир можно познать, только познав Бога, но Бог недоступен для познания, однако он разрешил познать себя через откровение – Библию;
- Бога можно познать лишь благодаря особой способности человека - вере.
Основные направления.
1. Патристика – учение христианских отцов церкви, заложивших основы Священного предания.
· Апологетика (II-III вв.) – защита и обоснование христианского вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму.
· Классическая патристика (IV-V11 вв.) – догматизация учений «отцов церкви», утверждавших несовместимость религиозной веры с античной философией.
2. Схоластика - господствующий тип средневековой теологической философии, для которого были характерны оторванность от реальной действительности, консерватизм, догматизм, полное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательство и учительство.
Этапы:
1) Подготовка и формирование схоластики, начало ее преподавания (VIII-XII вв.).
2)Расцвет и упадок схоластики (XIII-XV вв.)
Самый яркий представитель патристики Аврелий Августин (Блаженный) (354-430 гг.).
Основные работы: «Исповедь», «О граде Божьем», «О бессмертии души», «О свободной воле».
В «Исповеди» показывает преимущество Христианства над другими религиями. В трактате «О граде Божьем» уделено большое внимание истории, сделана попытка воспроизвести всемирно-исторический процесс как производное божественного плана.
- Обоснована идея господства церкви над государством.
- Выдвинута идея социального конформизма (смирение с бедностью и чужой властью).
- Воспевался человек, его совершенство и богоподобность.
- Рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.
Учение Августина и других представителей патристики (на Западе – Амвросий Медиоланский, на Востоке – Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст) подготовили возникновение схоластической философии.
Суть схоластики – не в опоре на сверхразумное содержание Бога, а в поиске рациональных путей его познания по плодам его творения и результатам его вмешательства в дела мира.
По вопросу о соотношении знания и веры в наследии схоластики – 3 подхода:
1. Знание и вера – антиподы. Вера не нуждается в знании, ибо она имеет свое основание – «откровение» (Тертуллиан).
2. Знание и вера могут сосуществовать, ибо они имеют разные источники. Знание замыкается на разуме, а вера – на «откровении». Философские и теологические истины не исключают друг друга (Аверроэс, Сигер Брабантский).
3. Знание и вера, философия и теология должны объединиться и обеспечить реализацию катафатической (то есть допускающей возможность познания Бога по результатам его вмешательства в дела мира) богословской концепции (Аврелий Августин, Ансельм Кентерберийский, Иоганн Росцелин, Пьер Абеляр).
Последующее развитие схоластики подтвердило, что союз веры и разума не состоялся. Попытка осуществить этот союз привела к постановке проблемы универсалий.
Схоласты подразделяли знание на 2 вида: сверхъестественное - даваемое в откровении (то есть то, что имел в виду Бог, закладывая ту или иную мысль в Библию) и естественное, отыскиваемое человеческим разумом (то есть то, что смел человек «расшифровать» из текста Библии, как он понял идеи Бога).
Отсюда многочисленные споры, в которых пытались правильно понять идеи Бога. Предметом споров становилась не суть идей Бога, а правильность и четкость общих понятий, определений - универсалий, что привело к возникновению противоположных направлений - номинализма и реализма.
Реализм - направление, сторонники которого считали подлинно существующими (то есть подлинным бытием) не сами вещи, а их общие понятия – универсалии (Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо, Иоанн Скот Эриугена).
Номинализм - направление, сторонники которого считали реально существующими лишь конкретные вещи, а универсалии воспринимали как имена вещей (Иоганн Росцелин, Уильям Оккам).
Учения Фомы Аквинского и Уильяма Оккама.
Фома Аквинский (1225-1274 г.)
Основные работы: «Комментарии к Аристотелю», «Сумма теологии», «Сумма философии (против язычников)».
- Стремился преодолеть крайности номинализма и реализма в споре об универсалиях, об отношении общего к единичному. Как и представители реализма, считает первопричиной Бога и ставит задачу упорядочить множество в единстве, то есть вывести бытие Бога из бытия вещей, используя учение Аристотеля.
1. Соотношение разума и веры.
Философия может объяснить только то, что познаваемо разумом, все остальное, то есть божественное откровение, познает теология.
Философское знание может существовать, если оно не противоречит теологическому.
2. Учение о форме и материи.
Все состоит из материи и формы (идеи). Суть любой вещи – единство материи и формы. Материя пассивна, форма активна, поэтому идея является определяющим началом по отношению к форме.
Любая вещь - есть сущность (эссенция), которая обрела существование (экзистенцию) по воле Бога.
Идея (форма) вещи троична: существует в божественном разуме, в самой вещи и в восприятии и памяти человека
Выдвигает 5 доказательств существования Бога:
1. Из понятия «Движение»:
Одно явление является толчком по отношению к другому. Так возникает движение. Тогда должно быть явление, которое само не движется, но является перводвигателем, и это - Бог.
2. Из понятия «Причина».
Каждое явление в одном отношении причина, в другом – следствие. Следовательно, должна быть первопричина всего, и это - Бог.
3. Из понятия «Случайность и необходимость».
Любая вещь может быть и не быть, следовательно, должно быть существо, для которого бытие абсолютно необходимо – Бог.
4. Исходя из степени сравнения качеств.
Если одно явление совершеннее другого, то должно быть абсолютно совершенное явление, являющееся основой для сравнения, и это Бог.
5. Из понятия «цель»
Все в мире имеет какую-либо цель, имеет смысл, следовательно, существует разумное начало - Бог, которое направляет все к цели и придает всему смысл.
В 1878 году учение Фомы Аквинского было объявлено официальной идеологией католицизма.
Уильям Оккам (1285-1349 гг.)
Разработал теорию двойственной истины, согласно которой истины разума и веры не противоречат друг другу, а являются двумя равноправными формами постижения сущностями мира, что послужило базой разрыва философии и теологии и ознаменовало завершение средневековой философии.