Упражнение 2
Прыжки вправо — влево на правую и левую ногу. Произносить на выдохе.
упа-опа-ипа-апа
па-по-пу-пы
паф-поф-пуф-пыф
хоп-хоп-хоп-хоп
Упражнение 3
Медленное отхлопывание ритмического рисунка с выделением ударного слога громким хлопком.
та тат у та тат у
та т ата та та та та
Назовите по три (и более) слова, построенных на основе каждой ритмической модели.
Упражнение 4
Слитное произнесение слов и дирижирование в такт проговариванию. При этом рука движется на каждое слово от себя и к себе непрерывно и плавно.
август аист атом
яхонт ялик яма
умница улица узник
Список слов смотрите в приложении 1.
Упражнение 5
Отхлопывание ритма слов и предложений с одновременным произнесением. Каждый удар ладони приходится на гласный звук.
ноги — нога атлас — атлас
руки — рука замок — замок
горы — гора пироги — пироги
козы — коза гвоздики — гвоздики
совы — сова кружки — кружки
Мама пришла. Я бегу, бегу, бегу,
Маленькая черепаха. Я пою, пою, пою.
Смешная обезьяна.
Упражнение 6
Произнесите слова, выделяя ударный слог.
Доктор — доктора
Город......
Сторож......
Учитель......
Вечер......
Берег......
Холод......
Адрес......
Упражнение 7
Ритмизированное произнесение имен, названий деревьев, животных под хлопки.
Упражнение 8
Напевно, выразительно прочитать текст стихотворения под звучащую мелодию (мелодекламация).
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
(С. Есенин)
* * *
Мчатся тучи, вьются тучи;
Невидимкою луна
Освещает снег летучий;
Мутно небо, ночь мутна.
Еду, еду в чистом поле;
Колокольчик дин-дин-дин...
|
Страшно, страшно поневоле
Средь неведомых равнин.
(А. Пушкин)
Упражнение 9
Воспроизвести ритм стихотворения, играя с мячом.
Мой
Веселый,
Звонкий
Мяч,
Ты
Куда
Помчался
Вскачь?
Желтый,
Красный,
Голубой,
Не угнаться
За тобой!
Я
Тебя
Ладонью
Хлопал.
Ты скакал
И звонко
Топал.
Ты
Пятнадцать
Раз
Подряд
Прыгал
В угол
И назад.
А потом
Ты покатился
И назад
Не воротился.
Покатился
В огород,
Докатился
До ворот,
Подкатился
Под ворота,
Добежал до поворота.
Там
Попал
Под колесо,
Лопнул,
Хлопнул —
Вот и всё!
(С. Маршак)
Упражнение 10
Озвучить мотив песни в разных тональностях, сочетать пение с движениями рук, ходьбой, маршировкой на месте.
Тексты песен смотрите в приложении 5.
Упражнение 11
Воспроизведение ритма считалки с движением руки (дирижированием) в такт. Выполнять в медленном и умеренном темпе.
Аты-баты — шли солдаты,
Аты-баты — на базар.
Аты-баты — что купили?
Аты-баты — самовар.
Аты-баты — сколько дали?
Аты-баты — три рубля.
Аты-баты — покажите,
Аты-баты — не хочу —
Аты-баты — спать хочу!
(Шуточная народная песенка)
Упражнение 1 2. Скакалка
Прыгать на одной или двух ногах, делая согласованные движения. Руками крутить воображаемую скакалку. Во время прыжков произносить текст по слогам, четко выделяя ударный. Темп прыжков и речи менять (быстро, умеренно, медленно).
Со скакалкой я скачу,
Научиться я хочу
Так владеть дыханьем, чтобы
Звук держать оно могло бы,
Глубоко, ритмично было
И меня не подводило.
Я скачу без передышки
И не чувствую одышки,
Голос звучен, льется ровно,
|
И не прыгаю я словно.
Раз-два! Раз-два! Раз-два! Раз...
Можно прыгать целый час.
(Е. Саричева)
Упражнение 13
Рассказывать потешки, считалки и дразнилки из игрового детского фольклора, сопровождая действия персонажей пантомимическим обыгрыванием. Выполнять движения синхронно тексту.
Баба сеяла горох —
Ох!
Прыг-скок, прыг-скок!
Ох!
Прыг-скок, прыг-скок!
Ох!
* * *
Баба шла, шла, шла —
Пирожок нашла.
Села, поела,
Опять пошла.
* * *
Баба стала на носок,
А потом на пятку,
Стала русского плясать,
А потом вприсядку!
Эх-ма! Тру-ля-ля!
Эх-ма! Тру-ля-ля!
Ходит свинка по бору,
Рвет траву-мураву.
Она рвет, и берет,
И в корзиночку кладет.
* * *
Чешу, чешу волосыньки,
Расчесываю косыньку.
Расти коса до пояса,
Не вырони ни волоса!
Расти, коса, не путайся...
Дочка, маму слушайся!
* * *
Ахи-ахи-ахи, ох!
Баба сеяла горох.
Уродился он густой.
Мы помчимся — ты постой!
* * *
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам друзей не сосчитать,
А без друга в жизни туго.
Выходи скорей из круга.
* * *
Ходит, ходит
Попрошайка.
Просит, просит:
Дай-ка,
Дай-ка,
Дай кусочек пирожка,
Дай глоточек молока,
Полкотлетки,
Полсосиски,
Полконфетки,
Полредиски,
Полрезинки,
Поллинейки,
Полкартинки,
Полкопейки.
(С. Маршак)
Упражнение 14. Ищем ритм
Ритмлежит не только в основе речи, но и многих музыкальных произведений.
Прослушайте музыку вальса, определите, какой ритм у этого танца? (плавный, неторопливый). Передайте ритм вальса жестами,движениями (раз-два-три, раз-два-три).
Прослушайте марш, каков его ритм? (энергичный, отрывистый).
Промаршируйте в этом ритме под музыку (раз-два-три).
|
Упражнение 15
Прослушайте любой музыкальный ритм. Прохлопайте (прошагайте) этот ритмический рисунок. Затем прохлопайте и прошагайте одновременно.
Упражнение 16
Стихотворный материал наиболее удобен для отработки правильного ритма и мелодики речи. Хорошим приемом ритмизации речи является произнесение стихов в процессе размеренной ходьбы.
Маршируя, произнесите текст стихотворения.
С барабаном ходит ежик.
Бум — бум — бум!
Целый день играет ежик.
Бум — бум — бум!
С барабаном за плечами,
Бум — бум — бум!
Ежик в сад забрел случайно,
Бум — бум — бум!
Очень яблоки любил он,
Бум — бум — бум!
Барабан в саду забыл он,
Бум — бум — бум!
Ночью яблоки срывались,
Бум — бум — бум!
И удары раздавались,
Бум — бум — бум!
Зайцы здорово струхнули,
Бум — бум — бум!
Глаз до зорьки не сомкнули,
Бум — бум — бум!
(Г. Виеру)
Подобные упражнения для темпоритмического тренинга смотрите в других разделах.
Рекомендации
♦ Для лучшего усвоения темпа и ритма речи занятия проводятся под метроном на ритм 60—80 ударов в минуту. При этом на каждый удар необходимо произносить один слог.
♦ Пауза в зависимости от логики текста и знаков препинания в нем должна соответствовать 2—3 ударам метронома.
♦ Для того чтобы темпоритмическая организация речи автоматизировалась и стала стабильной, темпоритм должен подбираться индивидуально, вызывая у занимающегося чувство комфорта.
Глава 10
Тайны голоса
Читай не так, как пономарь,
а с чувством, с толком, с расстановкой.
А.С. Грибоедов
Без слова мысль, волненье без названья...
А.А. Блок
Общие сведения
Важным компонентом звучащей речи является голос. Владение голосом и звуковой стороной языка предполагает точное, естественное звучание. Полнозвучное произношение гласных звуков обеспечивает выразительность речи.
После тренировочных упражнений мышц нижней челюсти, губ, мягкого неба и языка отрабатывается произнесение гласных и согласных звуков.
С гласными звуками связано словесное ударение, слоговая ритмика слова и мелодико-интонационная сторона речи. Гласные — базовый фон для согласных.
Каждый гласный звук (его качество) зависит от положения языка, от степени опускания нижней челюсти и оформления его губами.
Рекомендации
♦ В упражнениях при произнесении гласных звуков надо стремиться «собирать» звук на губах и высоко поднимать мягкое нёбо. При таком произнесении гласных можно тыльной стороной руки ощутить поток теплого воздуха (мягкое нёбо находится в самом высоком положении).
♦ Работая над гласными, следите за мягкой атакой звука (бархатное звучание, чуть приглушенное, с теплым выдохом).
♦ Не следует допускать горлового и других призвуков.
♦ Упражнения выполняйте последовательно:
— со всеми гласными, перечисленными ниже;
— с соблюдением умеренного темпа;
— с четкой артикуляцией;
— с равномерным распределением выдоха.
♦ При самостоятельных занятиях:
— читайте перед магнитофоном и записывайте звуки, которые требуют совершенствования;
— тренируйте слух, учитесь оценивать свое произношение, и со временем вы будете рады узнать, что произносите слова правильно и понятно.
Изолированное произношение гласных звуков
Упражнения целесообразно начинать с йотированных звуков (я, е, ю, ё), затем отрабатывать гласные (а, о, у, э, и, ы).
Упражнение 1
Беззвучно проартикулируйте гласный звук.
А(я) — рот широко открыт, язык лежит спокойно на дне полости рта, касаясь кончиками нижних зубов.
О(ё) — рот полуоткрыт, губы округлены, язык несколько оттянут назад, спинка языка слегка поднята.
У(ю) — губы сильно вытянуты вперед трубочкой, язык оттянут несколько назад, задняя часть спинки языка высоко поднята к небу.
Э(е) — рот полуоткрыт, язык лежит спокойно. Расстояние между зубами равно ширине одного пальца.
Ы— язык отодвинут назад, рот приоткрыт.
И — рот слегка раскрыт, губы несколько растянуты, как в улыбке.
Упражнение 2
Звук произносите шепотом и с присоединением голоса мягко, негромко. Сила голоса должна быть одинаковой от начала до конца звучания. Рот оставляйте в состоянии активной артикуляции на протяжении всего произнесения.
Упражнение 3
Четко артикулируя, произнесите слитно и длительно гласные:
• начните тихим голосом и постепенно усиливайте до громкого звучания;
• постепенно ослабляйте звук от громкого до тихого;
• чередуйте интенсивность звука (тихо, громко, тихо).
Обращайте внимание на ровное распределение выдоха.
Упражнение 4
Напевайте колыбельную: полунапевно произносите гласный звук, изменяя высоту голоса:
и т.д.
«Раскачав» гласный, «бросайте» вверх без напряжения.
и т. д.