Министерство образования РФ
ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
В.В.Ломтадзе, Т.П.Бояринцева, Е.Ф.Воропаева, Б.Н.Корякин, Л.П.Шишкина
ЛАБОРАТОРНЫЕ, КОНТРОЛЬНЫЕ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫПО ИНФОРМАТИКЕ
Издательство Иркутского государственного
технического университета
УДК [002.6+681.3](075.8)
ББК 32.97я 73
В.В.Ломтадзе, Т.П.Бояринцева, Е.Ф.Воропаева, Б.Н.Корякин, Л.П.Шишкина.
Лабораторные, контрольные и самостоятельные работы по информатике. – Иркутск: Изд-во Иркутского госуд. техн. ун-та, 2010. - 106 с.
Приводятся лабораторные, контрольные и самостоятельные, в том числе курсовые работы, позволяющие освоить основные приемы работы с операционной системой Windows и с наиболее важными для современного специалиста приложениями Microsoft Office: с текстовым редактором Word, с табличным процессором Excel и с системой управления базами данных Access. Основы программирования и создание Web-документов в этой работе не рассматриваются, т.к. этим темам посвящены отдельные пособия, изданные кафедрой информатики [11, 12].
Ó В.В.Ломтадзе, Т.П.Бояринцева, Е.Ф.Воропаева, Б.Н.Корякин, Л.П.Шишкина
Ó Иркутский государственный технический университет, 2010
Подписано в печать хх.хх.2010. Формат 60 х 84/8.
Бумага типографская. Печать офсетная. Усл. печ. л. ххх
Уч.-изд. л. х. Тираж 1000 экз. Зак. 1
ЛР № 020263 от 30.12.96
Иркутский государственный технический университет
664074, Иркутск, ул. Лермонтова, 83
Оглавление
1. Вводные сведения о современных программных средствах.. 4
1.1. Особенности современных программных средств. 4
1.2. Основные элементы управления в интерфейсе программных продуктов. 6
1.3. Типовые диалоги в интерфейсе программных продуктов. 12
|
2. Системное программное обеспечение. 14
Самостоятельные работы по ОС Windows, операционной оболочке FAR и архиватору WINRAR.. 14
2.1. Самостоятельная работа 1. ОС Windows. Рабочий стол, панель задач, их свойства и методы. Панель управления. Ярлыки программ и главное системное меню. Создание ярлыка программы на рабочем столе и в главном системном меню. Запуск программ.. 18
2.2. Самостоятельная работа 2. ОС Windows. Работа с папками, файлами, корзина.. 19
2.3. Самостоятельная работа 3. ОС Windows. Проводник Windows. 22
2.4. Самостоятельная работа 4. Операционная оболочка FAR, архиватор WinRAR.. 26
3. Текстовый процессор Microsoft Word.. 33
3.1. Назначение. Основные понятия. 33
3.2. Модель фрагмента текста. Параметры форматирования. Стили.. 34
3.3. Типовая последовательность создания документа.. 36
3.4. Лабораторные работы по текстовому процессору Word.. 38
3.5. Контрольные работы по текстовому процессору Word.. 46
3.6. Самостоятельные работы по текстовому процессору Word.. 57
4. Электронные таблицы Microsoft Excel.. 58
4.1. Назначение. Основные понятия. 58
4.2. Типовая последовательность работы с электронной таблицей.. 60
4.3. Лабораторные работы по Excel. 61
4.4. Самостоятельные работы по Excel. 70
5. Системы управления базами данных. СУБД Access. 83
5.1. Основные понятия. 83
5.2. Нормализация отношений (таблиц) и обеспечение целостности данных в реляционной базе данных 85
5.3. Лабораторная работа: создание и использование базы данных «Затраты». 88
5.4. Самостоятельные работы по созданию баз данных.. 96
ЛИТЕРАТУРА.. 106
Вводные сведения о современных программных средствах
Особенности современных программных средств
|
Все современные программные средства характеризуются тремя важнейшими особенностями: они событийно-ориентированные, объектно-ориентированные и обладают дружественным по отношению к пользователю унифицированным графическим интерфейсом [6].
Первая из названных особенностей означает, что как операционная система (ОС), так и программы-приложения после их активизации постоянно находятся в ожидании событий. Например, если пользователь наведет курсор мыши на изображенную на экране кнопку и щелкнет левой кнопкой мыши, т.е. «нажмет кнопку», то произойдет событие, смысл которого часто ясен из надписи на этой кнопке. Каждая из современных программ, а также ОС состоит из событийных и общих процедур. Событийная процедура срабатывает, как только происходит соответствующее событие. Пользователь нажал кнопку Копировать, и выделенный им объект копируется в специальную системную память – в буфер обмена. Пользователь нажал кнопку Вставить, и срабатывает процедура обратного копирования – из буфера обмена в указанное пользователем место документа или экрана. Чтобы указать это место, надо предварительно переместить в его начало курсор, щелкнув там мышью или действуя теми клавишами клавиатуры, на которых изображены стрелки. В качестве реакции на нажатие клавиши мыши или клавиатуры обязательно срабатывает соответствующая событийная процедура, например, процедура перемещения курсора. При выполнении своей функции событийная процедура может использовать общие процедуры. Например, все процедуры перемещения курсора используют общую процедуру его рисования. Важно понять, что современные приложения существенно отличаются от программ двадцатилетней давности своей многофункциональностью: каждая функция выполняется, когда происходит инициирующее событие, например, как только пользователь нажмет кнопку пункта меню, кнопку на панели инструментов или другую командную кнопку.
|
Вторая особенность современных программных средств заключается в том, что любой графический элемент, изображаемый на экране – прямоугольное окно, кнопка, курсор и т.п. – рассматривается как объект, обладающий свойствами и методами. Например, свойствами объекта «курсор» являются его координаты, форма и др., а методами – событийные процедуры, с помощью которых курсор перемещается, реагируя на действия пользователя. При работе с текстом, по-существу, используются два курсора: указатель мыши и текстовый курсор – чаще всего в форме мерцающего отрезка вертикальной линии. Указатель мыши обычно имеет форму стрелки или, при перемещении по тексту, – вертикального отрезка, но если пользователю надо дать понять, что следует подождать, программа изменяет свойство курсора, определяющее его форму, и на экране появляются песочные часы. Кроме видимых объектов (окно, кнопка, поле с редактируемым текстом и др.), в программах используются также многие невидимые объекты. Например, сетка, в которой отображается умещающаяся на экране часть таблицы, – это видимый объект, обладающий такими свойствами, как размеры ячеек, наличие и вид линий сетки, название, размер, цвет шрифта и т.п. Сама таблица с данными – это объект невидимый. К числу его свойств относятся такие, как число столбцов (число полей в записи – в строке таблицы) и тип каждого поля (текстовое, числовое и т.п.). Методы объекта «таблица» позволяют, например, перемещаться по ней – «встать» на первую, последнюю, предыдущую или следующую по отношению к текущей запись. Работа с невидимыми объектами обычно скрыта от пользователя внутри программ – он имеет дело с видимыми объектами, которые позволяют ему управлять программами и отображают состояние невидимых объектов. Если обозначить любой видимый объект мышью и нажать ее правую кнопку, то появится контекстное меню, позволяющее воспользоваться методами объекта, в том числе для изменения его свойств. Во всех остальных случаях – для выделения, перемещения, копирования объектов, для выбора пунктов меню, нажатия кнопок и т.д. – используется левая кнопка мыши. Если у мыши три кнопки, то средняя, как правило, вообще не используется.
Наконец, третья из важнейших особенностей современных программных продуктов – это унифицированный интерфейс пользователя, интуитивно понятный каждому, кто уяснил назначение основных объектов управления и понял, как пользоваться типовыми диалогами, применяемыми в большинстве программ. Рассмотрим самые употребительные из визуальных объектов управления программами, а также типовые диалоги.