ВВЕДЕНИЕ
Тема данной работы «Развитие понятия “информации” в теории журналистики» очень интересна и актуальна для рассмотрения.
Все содержание журналистики выражается и передается аудитории в виде информации. Ее несут в себе литературные тексты и репортерские фотографии, магнитофонные записи на радио и телевизионное изображение, графическое оформление газетных полос и музыкальные позывные популярной радиопередачи. В известном смысле вся журналистская деятельность является информационным процессом.
В некоторых учебных пособиях, особенно изданных несколько десятилетий назад, встречаются утверждения о том, что понятие «информация», говорит само за себя: информировать – значит, сообщать. В действительности дело обстоит совсем не так просто. Профессиональный журналистский термин «информация» не укладывается в понятийный аппарат целого ряда наук, каждая из которых имеет свой угол зрения на общий предмет изучения. Это относится, например, к математике и лингвистике, биологии и семиотике и т.д.
Первоначально она охватывала только сведения, передаваемые людьми. С середины XX в. информация описывается как понятие, отражающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом; обмен сигналами в животном и растительном мире; передачу признаков от клетки к клетке, от организма к организму. Так это понятие преподносится в энциклопедических словарях.
Человеку свойственно повышенное внимание к производству и переработке информации. В современном обществе разрабатываются специальные научные дисциплины, занимающиеся различными аспектами информационного процесса (теория информации, кибернетика и др.), им посвящены изыскания крупных отечественных и зарубежных ученых. Все более широкую известность завоевывает новая «наука наук» – информациология. С точки зрения ее создателей, не столько бытие определяет сознание (один из фундаментальных философских постулатов), сколько сознание в форме информации определяет мир. Соответственно возникает задача создать единый информационно-мысленный язык, которому предстоит стать основным языком мирового сообщества. Среди направлений развития информациологии называются, помимо прочего, журналистика, радио, телевидение, издательская деятельность. [12, с. 95]
Существует несколько подходов к анализу информации, в частности, статистический и смысловой. В первом случае главным объектом внимания является не столько содержание фактов, сколько количество сигналов, знаков. Такой подход характерен для теории информации и развившейся на ее основе кибернетики. Как отмечается по этому поводу в энциклопедии Britannica, базовой идеей служит мысль о том, что информацию в значительной мере можно измерять как физическую величину (количественно), подобно массе или энергии.
Именно журналистика дает чрезвычайно удобный материал для математико-статистического изучения. Ее продукция закодирована в стандартных знаковых символах, профессиональные единицы объема публикаций имеют эквиваленты в измерительной системе информатики и кибернетики. Для журналистики измерение объема сообщений и увеличение емкости канала коммуникации имеют важное практическое значение. Так, огромный выигрыш в оперативности сулит прессе переход на более мощные носители информации. Оптическое волокно способно передавать в тысячу раз больше разговоров, чем медные провода, а луч лазера несет в себе миллионы телефонных диалогов одновременно. Но статистический подход – не единственно возможный при оценке публикуемых произведений. Ведь он уравнивает газетный лист и память кассового аппарата, применяемого в торговле, подборку элементарных заметок и сложную проблемную статью, принципиальное и идейно беспомощное сочинения.
Человек оценивает прежде всего смысл и значение происходящего в окружающей его действительности. Смысловая информация составляет основу общения между людьми: обмена идеями, опытом, эмоциями, продуктами интеллектуальной деятельности.
Цель данной работы рассмотреть развитие понятия “информации” в теории журналистики.
Исходя из цели поставлены следующие задачи:
• изучить социальную информацию;
• проанализировать журналистскую информацию;
• рассмотреть массовую информацию;
• охарактеризовать три этапа массово-информационного процесса.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫРАЗВИТИЯ ПОНЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ
Социальная информация
Ни один человек не может приобрести необходимые ему знания о мире, опираясь только на свой непосредственный опыт. Для всесторонней ориентации индивида, коллектива или общества в целом служат сведения, накопленные человечеством за всю его долгую историю и непрерывно пополняемые сегодня. Информация, возникающая в процессе освоения мира людьми, является социальной.
Поскольку на человеке всегда лежит отпечаток общественных условий жизни, то и социальная информация отражает отношения и представления, бытующие в обществе, его противоречия и проблемы. Само слово «социальный» буквально означает «общественный». Лица, группы, классы занимают различное положение в материальном производстве и общественной структуре в целом. Отсюда – существенные различия в отношении к информации, возникающие между представителями тех или иных социальных слоев и групп.
Итак, социальная информация производится в процессе человеческой деятельности, отражает факты с точки зрения их общественной значимости и служит для общения между людьми и достижения ими своих целей, обусловленных их социальным положением.
На рубеже тысячелетий много говорится об информационном взрыве. К тому моменту, когда ребенок, родившийся в 1980-е годы, окончил институт, поток сообщений в окружающем его мире возрос в 4 раза, через 50 лет он должен увеличиться в 32 раза. Этот процесс естествен для развития цивилизации. Он, конечно, объясняется не тем, что активизировались силы природы, а тем, что усиливается познающая и преобразующая деятельность человека, совершенствуются средства и способы передачи сообщений, а производство и распространение информации превратилось в преуспевающую отрасль экономики. По данным ЮНЕСКО, спады, которые время от времени переживают традиционные секторы бизнеса, в передовых странах не 80 затрагивают рынок информации и коммуникаций: инвестиции в него год от года растут рекордными темпами. Добавим, что эти тенденции складываются не случайно, а как закономерность, охватывающая жизнь всего человеческого рода. Мир вступил в стадию развития, которую специалисты, а вслед за ними и журналисты стали называть информационным обществом. У этого понятия нет общепризнанного определения. Однако по поводу главных его признаков взгляды ученых сходятся. Во-первых, информация превращается в главный и самый ценный ресурс социального прогресса, в то время как господствовавшие прежде ресурсы (природные, людские, технические, энергетические) теряют былое решающее значение. Во-вторых, информационная деятельность становится ведущим видом социальной практики, широкие слои населения получают доступ к мировым информационным ресурсам и активно используют их в своих интересах. В-третьих, бурно развивается техническая и технологическая база информационных процессов. Теперь уже не природные богатства или размеры страны составляют основной залог ее влияния в мире, а владение информацией и средствами ее приобретения. Соответственно мощь государств (в том числе в военной области) измеряется величиной и разнообразием их информационных «арсеналов». Одним из главных показателей мощи служит насыщенность страны новыми технологиями связи. В мировой практике принято оценивать ее по количеству компьютеров, мобильных и обычных телефонов, телевизоров и других подобных технических средств на 1000 жителей. [12, с. 74]
Разнообразные сравнительные исследования такого рода проводятся ежегодно. Так, в начале 2000-х годов сайт CNews.ru, со ссылкой на американскую корпорацию IBM и британский журнал «The Economist», сообщил, что мировыми лидерами по использованию веб-технологий стали скандинавские страны: Дания, Швеция, Норвегия и Финляндия. Любопытно, что в первую пятерку вошла также Великобритания, которая ранее не занимала столь высоких мест, но из числа лидеров «выпали» США, которые прежде всегда оказывались впереди.
Высоко поднялись некоторые малые государства – Сингапур, Гонконг и др. Россия же оказалась в числе стран, уровень которых понизился: она заняла 55 место, уступив, например, Перу, Японии, Австралии.
Данные подобных исследований свидетельствуют о неравномерности распределения информационных технологий. Есть государства, которые почти по всем показателям занимают верхние строчки списков. Но есть и такие, где преимущественное развитие получил один какой-либо вид технологии, но сравнительно медленно внедряются другие. Так, Францию с известной долей условности можно назвать «телевизионной» страной, а Исландию – «Интернетской».
Еще важнее понять, что насыщенность страны новейшими средствами связи совсем не зеркально точно отражает действительный уровень ее экономического потенциала, благосостояния граждан и роли в современном мире. Например, Германия, Италия, Япония не ходят в числе лидеров, однако это, без сомнения, крупнейшие и чрезвычайно влиятельные державы. Перед нами, таким образом, еще один аргумент в пользу социально-философского тезиса о том, что информационное общество – это «гораздо более широкое понятие, чем представляемое сегодня в западных, да и в российских исследованиях как только технологический прорыв в глобальных информационных сетях».
Многие исследователи уже отказываются от преувеличенных надежд на решение проблем человечества с опорой на компьютеризацию. Они, во-первых, отмечают, что важен не сам по себе поток сообщений, а социальные результаты их распространения и использования. Поэтому все чаще новую стадию развития цивилизации называют не информационной эпохой, а обществом знаний. Во-вторых, обнаруживается, что в теоретической конструкции информационного общества или даже общества знаний довольно много допущений. Например, столь важная проблема, как зависимость от энергетических ресурсов, остается нерешенной и в данной концепции. Кроме того, сомневаться во всесилии этой концепции информационного общества побуждает информационное неравенство стран и регионов. Сегодня оно повторяет все линии раскола, которые сложились в прежнем обществе – так называемом индустриальном. Цифровое неравенство – это новая форма существовавшей прежде социальной несправедливости, возникающей в результате неодинаковых экономических условий доступа к материальным ресурсам. [8, с. 102]
В других сферах жизнедеятельности человека, например, в духовной, художественной, в сфере межличностного общения компьютеризация играет скорее декоративную, чем сущностную роль».
Таким образом, опыт еще раз убеждает, что научные и технические достижения нельзя рассматривать в изоляции от природных и социальных условий, в которых они возникают, а также от духовных ценностей. Мировое сообщество все пристальнее всматривается в перспективы развития информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) и все более ответственно оценивает их с точки зрения гуманистических идеалов. В этом отношении показательна Декларация принципов «Построение информационного общества – глобальная задача в новом тысячелетии», принятая на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества в 2003 г. Воспроизведем некоторые ее положения.
«Мы сознаем, что образование, знания, информация и общение составляют основу развития, инициативности и благополучия человеческой личности. Наряду с этим информационные и коммуникативные технологии (ИКТ) оказывают огромное влияние практически на все аспекты нашей жизни».
«Мы сознаем, что ИКТ следует рассматривать как инструмент, а не как самоцель. При благоприятных условиях эти технологии способны стать мощным инструментом повышения производительности, экономического роста, создания новых рабочих мест и расширения возможностей трудоустройства, а также повышения качества жизни для всех. Они также могут содействовать ведению диалога между народами, странами и цивилизациями».
Статья Декларации, посвященная СМИ, рассматривает свободу искать, получать, передавать и использовать информацию в свете ясно обозначенной цели – для создания, накопления и распространения знаний; свобода с таким смысловым содержанием «имеет существенное значение для информационного общества».
В свою очередь и будущее журналистики напрямую зависит от того, каким содержанием нагружается понятие социальной информации. Причем здесь действует не столько стихия «естественного», неуправляемого процесса, сколько сознательный выбор той или иной модели прессы.
Рассмотрим возможные варианты понимания информации и основанные на них версии журналистики будущего.
Информация как собственность, товар (в соответствии с законом РФ «Об информации, информатизации и защите информации») порождает «парную» ей предпринимательскую журналистику, для которой экономическая выгода является целью всей деятельности и главным ее двигателем.
Информация как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах (согласно тому же закону) воплощается в журналистике, представляющей собой поток фрагментарных фактологических сообщений («голые факты»), все возрастающих количеством и потому затрудняющих человеку ориентацию в окружающей действительности. Облегчить ориентацию помог бы анализ «сырых» данных, но тогда это будут уже не просто сведения, а полученное на их основе знание.
Информация как порождение бурно прогрессирующей техники и информационно-коммуникативных технологий побуждает рассматривать журналистику исключительно в системе массовых коммуникаций, где циркулируют так называемые информационные продукты, но не плоды творческой познавательной и духовно-созидательной деятельности человека.
Информация как знание, т.е. систематизированное отражение свойств объективной действительности, соотносится с журналистикой размышлений, анализа, поиска взаимосвязей между разрозненными фактами. Пресса выступает в качестве средства познания мира и орудия самопознания в руках общества и человека.
Информация как явление духовной жизни, как «приращение» интеллектуального и нравственного потенциала человека наполняет собой такую журналистику, которая выражает и усиливает этот потенциал – на уровне отдельной личности, нации, той или иной цивилизации и т.п. В данном понимании она тесно взаимодействует наукой, художественным творчеством, моральной сферой культуры. В действительности все названные качества информации (а также и другие, не названные нами) так или иначе проявляются в прессе. Социальная практика вообще не знает стерильно чистых образов, в ней, как правило, смешиваются разнородные черты одного и того же явления. Тем не менее всегда находится господствующая тенденция, которую и предстоит выбирать «конструкторам» журналистики будущего».
Журналистская информация
Различные сферы общественной жизни поставляют своеобразные по содержанию и значимости факты. В соответствии с делением общества на сферы деятельности выделяется несколько видов информации: экономическая, политическая, техническая, духовная, военная, торговая, научная и др. Все они необходимы для нормального функционирования и развития общественного организма, и их не нужно сравнивать между собой по степени важности. Ведь торговля не может заместить науку, а экономика – духовное творчество.
Несомненно, что журналистская информация является социальной. Более того, по степени своей значимости и распространенности она, может быть, «самая социальная». Неслучайно в США в 1990-е оды открылся музей новостей, который обошелся в несколько миллионов долларов. Но к какому тематическому виду ее отнести? В прессе публикуются и экономические, и научные, и политические, и прочие известия. Если ограничиться утверждением о тематической пестроте, то исчезнет критерий смысловой значимости публикуемых материалов. В самом деле, почему иногда спортивные новости выносятся на первые полосы газет, тогда как обычное их место – на последней? Почему об одних встречах президента говорится подробно, а о других – короткой строкой? Почему некоторые сообщения о «плохих» событиях профессионалы и аудитория считают хорошей репортерской работой? Особенности прессовых сообщений надо искать в других измерениях, не связанных напрямую с тематикой. Основная особенность журналистской информации заключается в том, что ее социальная, «человеческая» сущность предстает подчеркнуто ярко, выпукло, зачастую доводится до обострения идейных политических противоречий. Это относится ко всем тематическим направлениям публикаций. Уже в 30-х годах прошлого столетия исследователям прессы было ясно, что «новость – чисто общественная категория. Сам по себе факт новостью не является... Как отец вне отношения к сыну есть просто человек, так и факт вне отношения к читателю и к другому факту есть просто событие». [6, с. 90]
На журналистику распространяются все требования, которые предъявляются к социальной информации. Это касается и полезности, и общественной значимости материалов. Но в деятельности прессы идеологическое и управленческое начала переплетаются нерасторжимо, они просто не существуют друг без друга. В науке принято говорить о духовно-практической природе журналистского творчества – именно так, одним сложным словом обозначается единство двух названных начал. Поэтому предлагаемое далее разделение на две группы черт, присущих журналистской информации, носит в значительной мере условный, систематизирующий характер.
В духовном отношении она характеризуется идейной насыщенностью и заостренностью. В прессе особенно важно бывает добиться, чтобы аудитория усвоила определенные идеи, взгляды, нравственные, политические или иные ценности, находящиеся, как правило, в тесной связи с текущими событиями. Этим пресса отличается от таких институтов воспитания, как семья и школа, ориентированных на общее развитие личности. Впрочем, любое выступление от первого лица несет в себе явную или косвенную оценку. Вот тому пример. В своем романе «Бесы» Ф. Достоевский заявляет: «Как хроникер, я ограничиваюсь лишь тем, что представляю события вточном виде... и не виноват, если они покажутся невероятными». Но всякий, кто читал роман, знает, что трудно выстроить более пристрастное, идеологически напряженное произведение, чем «Бесы». Про журналистику еще определеннее, чем про литературу, можно сказать, что она служит как бы увеличительным стеклом при выражении социальных взглядов, эмоций и суждений, даже если оценочность тщательно маскируется под объективность. Соответственно идеологизируются и отношения, которые складываются вокруг и по поводу СМИ.
Однако уже при изучении данной темы надо обратить внимание на то, что его нельзя понимать как простой и «плоский». С одной стороны, любое исходящее от человека сообщение о социальных явлениях принципиально не может существовать без какого-либо «следа» взаимоотношений между людьми. С другой стороны, неизбежная окрашенность журналистских текстов совсем не обязательно выражается в грубой тенденциозности, подмене факта его субъективной трактовкой. Мастерство и честность публициста как раз и проявляются, кроме прочего, в умении соединить достоверность сообщения с его личностной интерпретацией.
Материалы печати, телевидения и радио подчеркнуто актуальны. Это качество иногда ошибочно смешивают с оперативностью, т.е. с быстротой реакции на события. Но актуальность выражается не просто в скорости передачи сообщений. Не обходить острых тем, не бояться затрагивать так называемые трудные вопросы, возникающие у населения, – вот ее суть. Далее, слово прессы обращено к массовой аудитории –и в этом его отличие, например, от устного общения, более характерного для межличностной коммуникации. Подсчитано, что автор публикации в общенациональной газете обращается к такой аудитории, с которой он смог бы пообщаться только за 250 – 300 лет устных выступлений. В данной связи возникают своеобразные требования профессионально-творческого порядка. Хороший журналист владеет искусством излагать любые, самые сложные темы доходчиво, популярно. Ведь среди его читателей и слушателей есть и профессор, и крестьянин, и домохозяйка, и государственный деятель.
В социально-управленческом отношении журналистскую информацию характеризует прежде всего документализм в отражении действительности. Имеется в виду и неизменная опора на факты, и точность в отображении явлений, тенденций общественного развития – достоверность той панорамы современности, которую рисует пресса. С точки зрения методики труда данное качество имеет первостепенную важность. «Цитаты. Цифры. Факты и фактоиды... Журналист без фактов, как калека без костыля... Самому себе не верит без фактов и фактоидов», – такой автопортрет нарисовал ветеран газеты «Известия» Ст. Кондратов. [5, с. 115]
В связи с тем, что многих студентов привело в журналистику увлечение литературным творчеством, надо провести отчетливую границу между репортерским и художническим подходами к сбору фактов. В рассказе о зарубежной командировке писатель Д. Гранин вспоминал, что вместе с ним путешествовала опытная журналистка. Она постоянно вела записи в своем блокноте и впоследствии на их основе издала документальную книгу. Сам Гранин «начисто забыл многие важные сведения и факты»: его интересовало лишь то, что осталось в памяти, не воспоминания, а образ увиденного. Но если расчет на память сам по себе не является для корреспондента предосудительным поступком, то искажение действительности в угоду авторской фантазии идет вразрез с законами и этикой журналистики. Из уст кинорежиссера С. Соловьева, снявшего фильм о Тургеневе, не странно слышать следующие признания: «Я был во французском имении Тургенева, и оно на меня не произвело ни малейшего впечатления. В Чехии мы нашли куда более убедительное для легенды место». Для корреспондента подобное сочинение «легенд» приравнивается к профессиональному греху.
Печать оперативна, что дает ей возможность познавать мир в процессе развития социальной практики, находиться в самой гуще событий. Репортеры нередко указывают дорогу и объекты внимания специалистам, ученым, художникам, способным более обстоятельно разобраться в новых явлениях. Индикатором оперативности служит использование в текстах СМИ таких слов, как «вчера», «сегодня» и «завтра». Поэтому, в частности, многие деловые люди начинают рабочий день с того, что просматривают свежую прессу и знакомятся с выпусками новостей по радио или телевидению.
Журналистике присуща особая краткость материалов. Экономное использование площади и времени обусловлено и технологией производства информационной продукции, где строго задаются форматы публикаций, и дороговизной каждой строки или секунды вещания, и, что особенно важно учитывать, способом потребления материалов СМИ. «Это не роман – места мало, времени мало, читают на ходу», – так писатель В. Шукшин определял жанровое своеобразие рассказа. Но рядом с прессой даже небольшой литературный рассказ выглядит как «роман». Особенно жесткие ограничения существуют на радио, где долгий текст обречен на падение интереса и внимания публики. «В "Последних известиях" две минуты это подвал в газете, четыре минуты – полоса», – образно говорил создатель радиопрограммы «Маяк» Ю. Летунов. Иначе невозможно добиться тематической универсальности каждого выпуска и отразить в нем весь мир.
Одновременно журналистика отличается аналитичностью взгляда на события. В усилении исследовательского начала заключен важный резерв повышения эффективности и влиятельности современной прессы. На журналисте лежит огромная ответственность за верное осмысление и точную систематизацию, трактовку лавины разнообразных фактов. К ней в полной мере относятся слова писателя Л. Леонова, который как-то заметил, что литераторам надо интересоваться наукой, учиться у нее точности мысли и языка, ведь каждое произведение – это «операция на мозге». Проникновению в глубину явлений способствует регулярность прессовой информации. Изо дня в день пополняя знания и представления аудитории по вопросам ее бытия, журналисты дают ей комплексное видение предметов общественного интереса, помогают ощущать ее причастность к огромному социальному миру. Неслучайно, например, один из видных политиков современности Дж. Андреотти в течение сорока лет вел персональную колонку в итальянской газете «Эуропео», несмотря на занятость государственными делами: регулярное обращение к читателям незаменимо по силе своего воздействия.
Многоплановые характеристики прессовой информации совмещаются благодаря профессиональному мастерству работников редакций. Нельзя понять специфику и социальную значимость журналистики, если не учитывать, что это творческий процесс, во многом близкий к труду литератора, кинематографиста, ученого, создающих каждый раз новое, неповторимое произведение. «Новаторы никогда не стареют. Стареют подражатели, эпигоны... – писал о ничем не заменимой ценности творчества художник и критик Ю. Анненков. – Если кто-нибудь начнет сегодня писать картины, как Леонардо да Винчи, он будет смешон, что, однако, ничуть не уменьшит свежести Леонардо». Профессионально выполненные публикации в прессе тоже несут на себе приметы личности автора – его интеллекта, одаренности, психического состояния, даже пола и возраста. Вот почему, в частности, мастеров пера коробит, когда плоды их творческого труда именуют не произведениями, а, в духе торгово-рыночной конъюнктуры, информационными продуктами.
С другой стороны, журналистские публикации в значительной мере являются результатом коллективных усилий, а то и индустриальной обработки текстов. В редакциях многих стран, особенно на американском континенте, выстраивается своего рода информационный конвейер. Корреспондент «Литературной газеты» И. Хуземи попала на стажировку в Аргентину. Там она с удивлением наблюдала за распределением функций между редакционными сотрудниками: репортер только собирает факты и в устной форме доносит их до хроникера, тот пишет, не имея права высказывать личное мнение, редактору дозволена некоторая толика оценок, и лишь узкий круг ответственных редакторов пользуется привилегией выражать мнение газеты в редакционных статьях. Российской прессе традиционно ближе иная форма отношений журналиста с действительностью – здесь получила развитие авторская, комментирующая, публицистическая трактовка событий. В своих истоках она близка к художественному творчеству, и по отношению к ней будут справедливы слова Л. Толстого: «Произведение искусства хорошо или плохо от того, что говорит, как говорит и насколько от души говорит художник... Из этих трех основных условий... главное – последнее: без него, без любви к предмету, нет произведения искусства». Впрочем, ни редактору, ни корреспонденту нельзя навязать ни какое-либо понимание профессии, ни тот или иной стандарт организации производства. Журналистика – свободная профессия, и в ней каждый делает выбор методики труда самостоятельно.
Итак, журналистская информация соединяет в себе документальную обоснованность сведений, их осмысление с позиций социальных интересов и свидетельства личного восприятия автором наблюдаемых событий.