Инфляция — это чрезмерное увеличение находящихся в обращении наличных бумажных денег или объема безналичного бумажного денежного обращения по сравнению с реальным предложением товаров.
Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов. Измерение инфляции сводится к теории роста цен, а именно к определению основных видов индексов цен. индекс цен (I) — это отношение цены t-гo года (Рt) к цене базисного года (Рb), т.е. I = (Pt/ Pb) × 100%.
Различают следующие основные виды индекса цен.
Индекс потребительских цен — это отношение цены потребительской корзины в t-м году к ее цене в базисном году. При вычислении индекса потребительских цен принимают во внимание не все конечные товары и услуги, а только те, которые составляют так называемую потребительскую корзину, приобретаемую типичным домашним хозяйством.
Индекс оптовых цен представляет собой типичный набор товаров, приобретаемых фирмами.
Индекс цен, рассчитываемый для неизменного набора товаров, получил название индекса Ласпейреса. Однако он не учитывает возможности замены более дорогих товаров более дешевыми, т.е. происходит недооценка возможного изменения товарной структуры. Индекс, рассчитываемый для изменяющегося набора, т.е. учитывающий возможность взаимного замещения товаров, называется индексом Пааше. Но в индексе Пааше не отражается происходящее при этом снижение уровня благосостояния. Формула Фишера устраняет недостатки обоих индексов. Аналитическое выражение описанных индексов представлено ниже.
Индекс роста цен по формуле Ласпейреса (Il):
Il = (Pt × Ot) / (Pb × Ob).
Индекс роста цен по формуле Пааше или неявный ценовой дефлятор ВНП (Iр):
Ip = (Pt × Ot) / (Pb × Ot).
Индекс роста цен по формуле Фишера:
If = Il × Ip;
If = [(Pt × Ot) / (Pb × Ob)] × [(Pt × Ot) / (Pb × Ot),
где Pt — цена t-ro года; Pb — цена базисного года; Ot — объем продукции, произведенной в t-м году; Ob — объем продукции, произведенной в базисном году.
Часто в расчетах ряда макроэкономических показателей используется так называемый темп инфляции (T). Он определяется как отношение разности индекса цен текущего периода и индекса цен предыдущего периода к индексу цен предыдущего периода:
Т= [(It-It–1)/It–1]× 100%.
Экономисты различают два типа инфляций: спроса и предложения.
Первая (инфляция спроса – demand-pull inflation) имеет место в том случае, когда доходы населения и предприятий растут быстрее реального объема товаров и услуг. Повышенный избыточный спрос приводит к завышенным ценам на реальный постоянный объем продукции и вызывает инфляцию спроса.
Второй вид - инфляция предложения (cost-push inflation) или производителей, где рост цен объясняется возрастанием издержек источника инфляции, обусловленной ростом издержек, - это увеличение номинальной заработной платы или цен на сырье и энергию.
Виды инфляции
По характеру протекания:
· открытая – отличается продолжительным ростом цен на товары и услуги;
· скрытая (подавленная) – возникает при неизменных розничных ценах на товары и услуги и одновременном росте денежных доходов населения.
В зависимости от темпа роста цен
· умеренная (ползучая) – цены поднимаются в умеренном темпе и постепенно (до 10% в год);
· галопирующая – быстрый рост цен (примерно 100—150% в год);
· гиперинфляция – сверхвысокий рост цен (до 1000% в год)
По степени расхождения роста цен по различным товарным группам
· сбалансированная – цены различных товаров относительно друг друга остаются неизменными;
· несбалансированная – цены различных товаров по отношению друг к другу постоянно меняются.
Причины и последствия инфляции
Последствия инфляции
Для сферы производства:
· снижение занятости, расстройство всей системы регулирования экономики;
· обесценение всего фонда накопления;
· обесценение кредитов;
· стимулирование с помощью высоких процентных ставок не производства, а спекуляции.
При распределении доходов:
· перераспределение доходов за счет увеличения доходов тех, кто выплачивает задолженности по фиксированным процентам, и снижения доходов их кредиторов (правительства, накопившие значительный государственный долг, нередко проводят политику кратковременного стимулирования инфляции, которая способствует обесценению задолженности);
· отрицательное воздействие на население с фиксированными доходами, которые обесцениваются;
· обесценение доходов населения, что приводит к сокращению текущего потребления;
· определение реального дохода уже не по количеству денег, которые человек получает в качестве дохода, а по количеству товаров и услуг, которые он может купить;
· снижение покупательной способности денежной единицы.
Для экономических отношений:
· владельцы предприятий не знают, какую цену ставить на свою продукцию;
· потребители не знают, какая цена является оправданной и какую продукцию выгоднее покупать в первую очередь;
· поставщики сырья предпочитают получать реальные товары, а не быстро обесценивающиеся деньги, начинает процветать бартер;
· кредиторы избегают давать в долг.
Для денежной массы:
· деньги теряют свою ценность и перестают выполнять функции меры стоимости и средства обращения, что ведет к финансовому краху.
НО! Умеренная инфляция полезна для экономики, так как рост денежной массы стимулирует деловую активность, способствует экономическому росту, ускоряет процесс инвестирования.