ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО
ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
по направлению подготовки 030900 Юриспруденция
Профиль подготовки – Уголовное право
Профиль подготовки – Гражданское право
Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»
Факультет: | юридический | ||
Категория обучающихся: | студенты | ||
Курсы: |
|
Рязань 2013
![]() |

И 90
Рецензенты:
Н.Н. Шустова, кандидат исторических наук, доцент (Московский университет им. С.Ю. Витте, филиал в г. Рязани);
А.А. Юнусов, доктор юридических наук, профессор (Академия ФСИН России)
Архипов С.В., Илюхин А.В., Илюхина В.А.
И 90 | История отечественного государства и права:методические рекомендации по организации самостоятельной работы. – Рязань: Академия ФСИН России, 2013. – 66 с.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы составлены на основе рабочей программы учебной дисциплины.
![]() | ||
Начальник обеспечивающей кафедры кандидат юридических наук | Д.А. Толченкин |
Учебно-методическое издание
АРХИПОВ Сергей Валентинович, ИЛЮХИН Андрей Владимирович, ИЛЮХИНА Вера Алексановна
История ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы
Технический редактор Л.И. Семочкина Подписано в печать 02.08.13. Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Times. Печ. л. 4,2. Тираж 100 экз. Заказ № ___. | Редакционно-издательский отдел Академии ФСИН России 390000, г. Рязань, ул. Сенная, 1 Отпечатано: Отделение полиграфии РИО Академии ФСИН России 390000, г. Рязань, ул. Сенная, 1 | ||
ББК 67.3(2)р30 © Архипов С.В., Илюхин А.В., Илюхина В.А., 2013 © Академия ФСИН России, 2013 | |||
Пояснительная записка
Изучение учебной дисциплины «История отечественного государства и права» является базовой основой для успешного освоения отраслевых юридических дисциплин на последующих курсах. История отечественного государства и права формирует мировоззренческую подготовку, связанную с осмыслением государственно-правовых процессов, протекающих в современном российском обществе.
Цель курса – формирование у обучающихся компетенций, определяющих способность действовать в соответствии с Конституцией Российской Федерации, руководствуясь принципами законности и патриотизма; способность уважительно и бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, толерантно воспринимать социально-культурные различия; способность ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах, использовать знания и методы гуманитарных, экономических и социальных наук при решении социальных и профессиональных задач; способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры и др.
Достижение поставленной цели предусматривает решение ряда конкретных задач, а именно:
получить представление о науке «Истории отечественного государства и права», ее предмете и методологии, структуре курса;
уяснить пути и формы становления государственно-правовой организации общества, эволюцию государственно-правовых институтов, в том числе пенитенциарных учреждений и институтов на территории нашей страны;
уяснить особенности формирования отечественного государства и национальной правовой системы;
изучить процессы возникновения и развития основных отраслей права (государственного, административного, гражданского, уголовного, процессуального, уголовно-исполнительного права и др.), а также содержание наиболее значимых источников права;
уяснить терминологию, необходимую для правильного понимания изучаемых государственно-правовых явлений нашей страны;
изучить особенности возникновения и развития пенитенциарных учреждений и видов наказаний в России в различные исторические периоды, закономерности и тенденции, связанные с порядком исполнения различных видов наказаний, а также эволюцию отечественной пенитенциарной системы в целом;
понять роль политико-правовых теорий и доктрин в процессе формирования и развития государственно-правовых институтов России;
получить необходимые навыки для анализа источников по истории отечественного государства и права, правильно оценивать их с учетом конкретной исторической ситуации.
Требования к уровню освоения программы. По итогам курса обучающийся должен:
Знать:
особенности формирования и эволюции национальных правовых систем и государственности у отдельных народов, некогда проживавших на территории бывшего СССР и современного Российского государства, закономерностей, динамики и направленности их развития в рамках общечеловеческой цивилизации; основные исторические типы и формы государства и права; происхождение современной государственно-правовой картины Российской Федерации и бывших союзных республик, во всей ее сложности, многообразии и противоречивости.
Уметь:
применять методы исторического анализа для решения юридических задач; соотносить теоретические знания с тенденциями развития современной государственности; пользоваться первоисточниками при анализе исторической действительности становления государства; проводить сравнительный анализ и подтверждать теоретические умозаключения примерами из реальной действительности; юридически грамотно оценивать правовые обстоятельства и квалифицировать юридические факты; совершать разнообразные юридические действия в соответствии с действующим законодательством.
Владеть:
юридической терминологией; навыками работы с законодательными и другими нормативными правовыми актами; навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; навыками анализа правоприменительной и правоохранительной практики; навыками применения современного историко-правового инструментария для решения юридических задач, правовых проблем и коллизий; приемами юридической техники; методикой построения, анализа и применения историко-правовых моделей для оценки состояния и прогноза развития общественных явлений и процессов (в части компетенций, соответствующих методам историко-правового анализа).
В качестве формы контроля по итогам обучения для очной формы предусмотрена сдача зачета и экзамена, для заочной формы обучения – контрольная работа, экзамен.
Учебно-тематический план
очная форма обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | Количество аудиторных часов по видам занятий | самостоят. работа | ||||||
Всего часов | лекции | семинар. занятия | практ. занятия | коллок- виум | ||||||
1 семестр | ||||||||||
1. | Объект, предмет, метод, периодизация и историография истории отечественного государства и права | |||||||||
2. | Древнерусское государство и право (IX – начало XII в.) | |||||||||
3. | Государство и право Руси в период феодальной раздробленности. Многообразие форм государственности и развитие права (начало XII – вторая половина XIV в.) | |||||||||
4. | Образование Российского (Московского) централизованного государства и развитие права (первая половина XV – первая половина XVI в.) | |||||||||
5. | Государство и право России в период сословно-представительной монархии (вторая половина XVI – первая половина XVII в.) | |||||||||
6. | Становление абсолютной монархии в России. Развитие государства и права в период абсолютизма (вторая половина XVII – XVIII в.) | |||||||||
7. | Государство и право России в период кризиса феодально-крепостнических отношений и становления капитализма (конец XVIII – первая половина XIX в.) | |||||||||
8. | Государство и право России в период реформ и в пореформенное время (вторая половина XIX в.) | |||||||||
9. | Государство и право России в период перехода и развития конституционной (дуалистической) монархии (начало XX в. – февраль 1917 г.) | |||||||||
10. | Государство и право России в период деятельности Временного правительства (февраль – октябрь 1917 г.) | |||||||||
Итого за 1 семестр | ||||||||||
2 семестр | ||||||||||
11. | Создание Советского государства и права (октябрь 1917–1918 гг.) | |||||||||
12. | Советское государство и право в период гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918–1920 гг.) | |||||||||
13. | Советское государство и право в период новой экономической политики (1921–1929 гг.) | |||||||||
14. | Советское государство и право в период формирования тоталитарного политического режима (1929 – 1941 гг.) | |||||||||
15. | Советское государство и право в период Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) | |||||||||
16. | Советское государство и право в период восстановления народного хозяйства в послевоенное время (1945 – начало 1950-х гг.) | |||||||||
17. | Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (1953 – середина 1960-х гг.) | |||||||||
18. | Советское государство и право в условиях замедления темпов общественного развития и кризиса социализма (середина 1960-х – середина 1980-х гг.) | |||||||||
19. | Государство и право в период реформирования общественного и государственного строя, распада СССР и становления современной российской государственности (середина 1980-х – 1990-е гг.) | |||||||||
Итого за 2 семестр | ||||||||||
Всего по курсу | ||||||||||
Учебно-тематический план
заочная форма обучения
№ п/п | Наименование разделов и тем | Общее кол-во часов | Количество аудиторных часов по видам занятий | самостоят. работа | ||||||
Всего часов | лекции | семинар. занятия | практ. занятия | коллок- виум | ||||||
Установочная сессия | ||||||||||
1. | Объект, предмет, метод, периодизация и историография истории отечественного государства и права | |||||||||
2. | Древнерусское государство и право (IX – начало XII в.) | |||||||||
3. | Государство и право Руси в период феодальной раздробленности. Многообразие форм государственности и развитие права (начало XII – вторая половина XIV в.) | |||||||||
4. | Образование Российского (Московского) централизованного государства и развитие права (первая половина XV – первая половина XVI в.) | |||||||||
5. | Государство и право России в период сословно-представительной монархии (вторая половина XVI – первая половина XVII в.) | |||||||||
6. | Становление абсолютной монархии в России. Развитие государства и права в период абсолютизма (вторая половина XVII – XVIII в.) | |||||||||
7. | Государство и право России в период кризиса феодально-крепостнических отношений и становления капитализма (конец XVIII – первая половина XIX в.) | |||||||||
8. | Государство и право России в период реформ и в пореформенное время (вторая половина XIX в.) | |||||||||
9. | Государство и право России в период перехода и развития конституционной (дуалистической) монархии (начало XX в. – февраль 1917 г.) | |||||||||
10. | Государство и право России в период деятельности Временного правительства (февраль – октябрь 1917 г.) | |||||||||
Итого | ||||||||||
Лабораторно-экзаменационная сессия | ||||||||||
11. | Создание Советского государства и права (октябрь 1917–1918 гг.) | |||||||||
12. | Советское государство и право в период гражданской войны и иностранной военной интервенции (1918–1920 гг.) | |||||||||
13. | Советское государство и право в период новой экономической политики (1921–1929 гг.) | |||||||||
14. | Советское государство и право в период формирования тоталитарного политического режима (1929 – 1941 гг.) | |||||||||
15. | Советское государство и право в период Великой Отечественной войны (1941–1945 гг.) | |||||||||
16. | Советское государство и право в период восстановления народного хозяйства в послевоенное время (1945 – начало 1950-х гг.) | |||||||||
17. | Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (1953 – середина 1960-х гг.) | |||||||||
18. | Советское государство и право в условиях замедления темпов общественного развития и кризиса социализма (середина 1960-х – середина 1980-х гг.) | |||||||||
19. | Государство и право в период реформирования общественного и государственного строя, распада СССР и становления современной российской государственности (середина 1980-х – 1990-е гг.) | |||||||||
Итого | ||||||||||
Всего по курсу | ||||||||||
Цель и задачи самостоятельной работы
Современная Россия, обретающая новую государственность и право, новую национальную судьбу, нуждается в специалистах, хорошо знакомых с историей государства и права своего Отечества. Политическая модернизация, становление правового государства, духовное и нравственное обновление общества, возрождение патриотизма, чуждого шовинизму, узкоклассовым, партийным догмам, восстановление приоритета общечеловеческих ценностей – процессы, которые имеют в нашей стране глубокие исторические корни и полную драматизма судьбу. Знание истории государства и права России помогает увидеть общественное развитие как единый, закономерный, разносторонний и противоречивый процесс, учит правильно разбираться в характере и взаимодействии экономических, политических, социальных и других сил, помогает найти верное направление, определить формы и методы деятельности, увереннее чувствовать себя на крутых исторических поворотах.
В связи с большим объемом и сложностью изучаемого материала решение поставленной задачи становится возможным только при детальной организации самостоятельной работы. Самостоятельная работа – планируемая учебная, учебно-исследовательская, научно-исследовательская работа обучающихся, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия в специально отведенное для этого аудиторное и внеаудиторное время.
Основными задачами самостоятельной работы являются:
- организация систематического изучения учебных дисциплин;
- закрепление и углубление полученных знаний и навыков;
- подготовка к предстоящим занятиям;
- изучение дополнительного материала по пройденным темам;
- самостоятельное изучение отдельных тем;
- приобретение навыков работы с научной литературой;
- выработка умения формировать и формулировать собственное мнение по изучаемым вопросам;
- развитие способности применять полученные знания для решения практических вопросов и т.д.