Сравнительный анализ диалогического и монологического взаимодействия




Тема 3. Сущность диалогической позиции психолога

1. Проблема доминанты на другом (А.А.Ухтомский). Понятия «доминанта на Собеседнике» и «доминанта на себе» А.А.Ухтомского. Феномены «Двойник» и «Заслуженный собеседник»

2. Сравнительный анализ диалогического и монологического взаимодействия

3. Качественные характеристики диалогических отношений в работе психолога: присутствие, включенность, подлинное и откровенное общение, признание-подтверждение.

Проблема доминанты на другом (А.А.Ухтомский). Понятия «доминанта на Собеседнике» и «доминанта на себе» А.А.Ухтомского. Феномены «Двойник» и «Заслуженный собеседник»

Исследование философской, психологической, педагогической литературы, практики отечественного школьного образования свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме диалога в условиях развития концепции личностно ориентированного образования. Этот анализ показал, что существует разработанная теоретическая база проблемы диалога в области философских, психологических и педагогических наук. Однако в области нравственного воспитания наблюдается наличие разрозненных диалогических теорий и недостаточность методических разработок и исследований диалога как педагогического процесса активизирующего субъектную позицию каждого обучающегося (учащегося и студента) в деятельности классного руководителя и куратора студенческой группы по внедрению диалога в личностно ориентированный образовательный процесс.

В то же время, воспитательный потенциал диалогового взаимодействия так велик, что игнорирование проблемы его внедрения в педагогический процесс влечет за собой увеличения насилия между людьми. Это положение хорошо иллюстрируют эксперименты социального психолога Ф. Зимбардо, который утверждает, что человеку присущ фундаментальный дуализм: импульс к злу и импульс к добру. Он исследовал как обычные, хорошие люди иногда поступали плохо по отношению к другим, а «иногда так плохо, что это выходит за любые рамки нравственности и этики» [4, C. 451]. Ф. Зимбардо провел серию экспериментов, в которых женщины должны были повышать уровень стресса «испытуемым», нанося им болезненные удары током. Одна группа женщин действовала анонимно, в условиях деиндивидуализации, а вторая – в ситуации, когда их личность была известна, т.е. в условиях индивидуализации. Результаты оказались однозначными: в условиях анонимности женщины наносили вдвое больше ударов током, чем те, которые были в условиях индивидуализации. Анонимность может быть связана не только с масками, но и когда люди относятся к другому так, будто он – не уникальная личность, а некая вещь. Ощущение отсутствия личной идентичности может привести к антисоциальному поведению. В одном из экспериментов исследователь относился к одной группе студентов-добровольцев участливо, а к другой – безразлично, как к «морским свинкам». Студентов оставались одни в кабинете преподавателя. Те, кто оставался анонимным, намного чаще воровал у него монеты. Ф. Зимбардо доказал, что анонимность способствует деструктивному поведению.

Аналогично действует феномен дегуманизации – превращение других людей в объекты и принижение их. Это способствует проявлению жестокости человека к человеку. Один японский генерал вспоминал, что его солдаты убивали мирных жителей во время вторжения в Китай, потому что «мы относились к ним, как к вещам, а не как к таким же людям, как мы сами».

Современное понимание диалога предполагает, с одной стороны, самоценность личности, существование неповторимого индивидуального образа мира каждого из коммуникантов. С другой стороны, успешный диалог предполагает осознание и признание такой же самоценности и неповторимости собеседника. Подобное отношение к другому не дается человеку от рождения. Для его формирования необходимо целенаправленное воздействие на личность со стороны родителей, педагогов, общества.

Неотъемлемое свойство нравственного человека – терпимость к другому мнению, другим вкусам, другим культурам, способность к восприятию инакового. Подлинная образованность приводит человека к осознанию того, что нет плохого или хорошего мнения, есть просто «другое».

Выдающийся русский ученый А.А. Ухтомским разработал теорию нравственного развития человека на основе открытых им законов общения – закон Двойника и закон Заслуженного собеседника. Закон Двойника – это психофизиологически оправданное состояние человека (суждение о мире с точки зрения своих доминант, видение мира сквозь призму индивидуальных потребностей и мотивов поведения), это ситуативное состояние, сопровождающее человека каждую минуту. Его открытие закона Двойника созвучно психоаналитическому описанию механизма проекции. Но чтобы не стать статичным, консервативным состоянием души, оно должно иметь корректив – идеал, который в самом себе несет идею развития, динамики.

Нравственная жизнь человека – это подвижный процесс, поиск равновесия, баланса между добром и злом. Заслуженный собеседник является тем идеалом нравственного совершенства, который недостижим, но иском. А.А. Ухтомский раскрывает путь нравственного развития человека как развитие способности видеть другого человека: «Я думаю, что настоящее счастье человечества… будет возможно …только после того, как будущий человек сможет воспитать в себе эту способность переключения в жизнь другого человека, способность понимания ближайшего встречного человека как конкретного, ничем не заменимого в природе, самобытного существа, одним словом, когда воспитается в каждом из нас доминанта на лицо другого. …И с этого момента, как открывается лицо другого, сам человек впервые заслуживает, чтобы о нем заговорили как о лице».

А.А. Ухтомский описывает глубинные процессы нравственного самосовершенствования человека через развитие способности к диалогу с другим: «Если другой не станет для меня выше и ценнее, чем я сам, или не станет для меня, по крайней мере, реально равным по ценности со своею собственной персоной, то я, очевидно, никогда не перешагну за границы своего индивидуализма» [5, С.70].

Опираясь на современные диалогические концепции, представленные в области философии, педагогической и психологической наук сложно согласиться, что диалог сегодня является лишь методом управления взаимодействием учителя и учеников. Диалог в современных условиях это не просто форма общения, при которой происходит обмен информацией, мнениями. Диалог на сегодняшний день является тем средством взаимосвязи педагога и воспитанника, которая в наибольшей степени отвечает требованию организации субъект-субъектных отношений в процессе нравственного воспитания.

Диалоговость сознания становится ведущим способом решения проблем современного образования в ходе субъект-субъектного общения. Именно обращение к личности учащегося, его субъективному опыту должно стать отправной точкой в схеме построения диалога в процессе нравственного воспитания, поскольку самым ценным в этом процессе является личностно выстраданная позиция каждого из учащихся, толерантно воспринятая всеми участниками диалога.

Таким образом, анализ рассмотренных работ показал многообразие существующих подходов к проблеме диалога. В тоже время наблюдается обоснованное опасение использования диалога в современных условиях в качестве внешней оболочки, отсутствие должного внимания к индивидуальности и неповторимости личностной позиции учащегося. Можно констатировать малую разработанность концепции по рассмотрению педагогического процесса, активизирующего нравственную позицию каждого обучающнгося в условиях диалогизации обучения и воспитания.

 

Сравнительный анализ диалогического и монологического взаимодействия

Диалог является высшим уровнем личностного общения, создающим наиболее благоприятные условия для развития и проявления личности. Противоположным диалогическому общению выступает монолог. С.А. Шеин дает сущностное описание этих двух противоположных линии в развитии общения педагога с воспитанником: «1) монологизированную, разрушающую возможность совместного взаимодействия, этически полноценного общения педагога и учащихся и проходящую через «срывы» в конфликтных ситуациях, попытки их преодоления с помощью скрытого манипулирования и в завершении, приводящую педагога к утверждению своей и только своей точки зрения в авторитарном монологе; 2) диалогизированную, направленную на установление отношений сотрудничества - сначала через «подстраивание» к партнеру по общению, бескорыстно-альтруистическое сосредоточение на нем и затем восходящую к безоценочному принятию его, признанию принципиального равенства личностных (а не статусных) позиций педагога и учащегося, их равноценности в доверительном диалоге и совместном творчестве». Можно выделить ключевые характеристики, по которым диалог и монолог различаются. В качестве составных компонентов выделим четыре: мотивационная составляющая, мировоззренческие установки (ценности), поведенческие составляющие и эмоциональные проявления.

 

Сравнительный анализ диалога и монолога

Параметры Диалог Монолог
Мотивационная составляющая активный творческий процесс взаимного проникновения во внутренний мир друг друга, свободный от стереотипов и предубеждений; «Я» обоих собеседников, будучи открыты друг для друга, опираясь на взаимное утверждение себя как личности, устанавливая этически равноправные отношения, получают тем самым неограниченные возможности для всестороннего взаимного развития и совершенствования, с одной стороны, и для значительно более глубокой (за счет взаимодополняющих точек зрения) ориентации в ситуации общения и сближения при выполнении задач совместной деятельности, с другой стороны схематичное, поверхностное «подве-дение под известное», категоричность и стереотипность; отстраненность собеседников друг от друга, однонаправленный характер коммуникативного взаимодействия резко снижает его эффективность, существенно обедняет их взаимоотношения, служит препятствием их личностному росту
Мировоззренческие установки (ценности) взаимные установки на понимание, на равноправие и на творчество; концепция собеседника: собеседник как личность самостоятельная, внутренне свобод-ная и незавершенная, конкретная и неповторимая исходит из приоритета «Я» и подчиненной роли «Другого»; концепция собеседника: собеседник как объект воздействия предельно абстрактный, без установ-ки на его способность к саморазвитию
Поведенческие составляющие ориентация на поведение в общении на основе сотрудничества и равноправного взаимодействия; диалогическое взаимопонимание как способ взаимораскрытия, взаимоутверждения и взаиморазвития; отношения взаимного уважения, доверия, естественности и откры-тости или соперничество, конфликт, или безразличие, игнорирование партнера; сведение двух или нескольких позиций в одну, единственную и «бесспорную» за счет либо уничтожения отличающихся точек зрения, либо усреднение их в одну общую; игнорирование собеседника, недове-рие, замкнутость
Эмоциональные проявления сочувствие, доброжелательность, терпимость, ровность и адекватность оценок и самооценок безразличие к другому, неспособность к сочувствию, полярность оценок, неадекватность самооценок

Эти ключевые характеристики определяют вектор нравственного развития личности воспитанника, который задается в процессе его общения с педагогом. Он может быть направлен как на признание ценности другого человека, и этим задается нравственно-альтруистическая позиция в развитии, так и на признание приоритета собственных интересов над интересами другого, чем задается эгоцентрическое развитие личности.

Дифференциация стилей педагогического общения намечает две противоположные линии его развития: монологизированную и диалогизированную. Гуманитарная парадигма педагогического общения предполагает, что во взаимодействии педагога с воспитанниками преимущество должно оставаться за диалогом. К сожалению, так бывает не всегда: нередко для педагогов более предпочтительным оказывается монолог, что изначально предопределяет возникновение коммуникативных затруднений. Поэтому важно развести основные характеристики, присущие каждому из указанных подходов в общении.

Монолог Диалог
1. Статусное доминирование, «субъект-объектные» отношения. 1. Личностное равенство, «субъект-субъектные» отношения.
2. Эгоцентризм, сосредоточение на собственных потребностях, целях и задачах. 2. Центрация не только на своих потребностях, но и на потребностях учащихся, их конвергенция.
3. Принуждение учащихся посредством скрытого манипулирования или открытой агрессии. 3. Накопление потенциала согласия и сотрудничества.
4. Догматизм, надличностная трансляция норм и знаний, подлежащих безоговорочному копированию и усвоению. 4. Свобода дискуссии, передача норм и знаний как личностно пережитого опыта, требующего индивидуального осмысления.
5. Ригидность и стереотипность методов и приемов воздействия. Преобладание дисциплинарных приемов. 5. Стремление к творчеству, личностному и профессиональному росту, импровизационность, экспериментирование. Преобладание приемов, организующих самостоятельную деятельность учащихся.
6. Субъективизм и жесткая поляризация оценок, узкий спектр критериев оценки. 6. Стремление к объективному контролю результатов деятельности учащихся, индивидуальному подходу и учету полимотивированности их поступков.

 

Обретение педагогом индивидуального стиля общения с учащимися – процесс сложный, тесно связанный с формированием творческой педагогической индивидуальности в целом. Однако при этом следует иметь в виду, что в сложной и многогранной профессиональной деятельности педагога, в его общении с воспитанниками и коллегами возможно появление психологических затруднений, которые носят объективный характер и встречаются во многих коммуникативных ситуациях. Педагог должен быть готов к их возникновению, чтобы конструктивно разрешать и обеспечивать психологический комфорт себе и своим коммуникативным партнерам.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: