Основные этапы коррекционной работы на занятиях по логопедической ритмике




Весь коррекционный курс состоит из четырех этапов работы, рассчитанных на два года. На каждом этапе работы дети должны приобрести необходимые умения и навыки по каждому из следующих разделов.

 

  Первый (подготовительный) этап обучения Второй этап обучения Третий этап (2-й год обучения ) Четвертый этап
Развитие памяти: _ развитие зрительно-предметной памяти. Тренировка непосредственного запоминания предметов или картинок; — тренировка двигательной памяти; — развитие навыка отсроченного припоминания; — развитие объема слухоречевой памяти на материале 2-х предметов или картинок. — увеличение объема слухоречевой памяти (серии из 3-х предметов, картинок); — тренировка последовательного запоминания серии движений, сигналов, слов, картинок; — развитие навыка отсроченного запоминания и воспроизведения; — развитие двигательной памяти на серии из 3-х движений. совершенствование двигательной памяти на серии из 3-4-х движений по показу; развитие объема слухоречевой памяти на материале из 3-4-х двух-, трехсложных слов; развитие опосредованного запоминания от 2-4-х предметов; развитие навыка отсроченного припоминания.   тренировка последовательного запоминания движений и умение по памяти последовательно перечислить все выполненные действия (в прямом и обратном порядке); тренировка последовательного воспроизведения серии движений только по словесной инструкции; дальнейшее увеличение объема слухоречевой памяти на серии из четырех слов; коротких фраз; предложений из 3-4-х слов; тренировка зрительной памяти на серии из 4-х предметов.
Развитие внимания: — развитие направленного произвольного внимания у детей; — развитие объема внимания на материале из 2-х предметов; — развитие избирательности внимания; тренировка в умении концентрировать внимание на материале из 2-х предметов, картинок. — развитие направленного произвольного внимания; — развитие объема внимания на материале из 3-х предметов; — концентрации внимания на материале из 3-х предметов; — развитие скорости, подвижности внимания; тренировка в умении быстро переключать внимание с одного предмета на другой. совершенствование направленного, произвольного внимания; развитие объема внимания на материале из 3-4-х предметов, сигналов, движений; обучение распределению внимания на ряде из 3-4-х объектов, с постепенным увеличением их числа. Развитие восприятия дальнейшее развитие устойчивости внимания; умении сосредоточиться на задании; дальнейшее развитие избирательности внимания; формирование регулирующей роли речи в развитии внимания. —
Развитие зрительного, пространственного восприятия, оптико-пространственных функций   — выработка навыка фиксации взгляда на объекте, активного восприятия объекта; — соотнесение данного предмета с другим таким же, выделение из ряда других; — развитие зрительного внимания и зрительной памяти при предъявлении не более двух объектов одновременно.   — развитие оптико-пространственных функций: — воспитание зрительного внимания и зрительной памяти на материале ряда объектов (до трех); — тренировка в умении устанавливать идентичность объектов по общему абрису, без анализа деталей («найди такой же», «найди пару»); — усвоение оптических характеристик объекта (большой - маленький) на основе сравнения; — формирование оптико-пространственных представлений: обучение ребенка ориентироваться в собственном теле по подражанию взрослому и в пространстве на основе представлений о пространственных координатах собственного тела. тренировка зрительного внимания и зрительной памяти, например, в играх «Что поменялось местами?» и «Ходим в гости*; усвоение детьми наиболее очевидных зрительно воспринимаемых характеристик объектов, названия которых входят в лексические оппозиции: большой - маленький, высокий - низкий, грустный - веселый, добрый - злой (на основе мимических поз); обучение ориентировке в собственном теле, в частях тела человека, куклы, животных (по словесной инструкции); формирование конструктивного праксиса: выполнение ребенком действий по показу взрослого и инструкцией «Делай, как я!»   формирование гнозиса и дифференциации объектов по признакам величины (большой - маленький), цвета (красный - синий - желтый - зеленый), количества (один - много; два, три); воспитание способности к обобщению явлений действи­тельности в слове; обучение пространственной ориентировке в координа­тах: вправо - влево, вверх - вниз, вперед - назад, в сторо­ну, кругом. .
Развитие слуховых функций:   — узнавание неречевых звуков и дифференциация неречевых звуков между собой; — различение одинаковых звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса; — оценка ритмов и их воспроизведение; — узнавание звучания предметов окружающей среды: скрип дверей, лай собаки, хлопок руками и т.д., соотнесение звучащего предмета с его названием; — формирование слухового восприятия на материале звучащих детских и музыкальных игрушек (не более двух последовательных сигналов); — оценка простейших ритмов (до двух ударов) по длительности и по силе; — воспитание слухового внимания и слуховой памяти на материале упроченных неречевых звучаний; — различение одинаковых звукокомлексов и звуков по силе звучания (громко - тихо); — узнавание мелодии знакомой песни; — узнавание знакомой песни по ритмическому рисунку (простого двудольного). — формирование слухового гнозиса на материале неречевых звуков в ряду, состоящем из трех сигналов: дети различают отдельные звучания, а позже отличают одну серию сигналов от другой, в которой звучания меняются местами; — оценка простейших ритмов (не больше трех ударов); — оценка простейших ритмов по силе, по длительности; — тренировка слухового внимания и слуховой памяти на материале из трех сигналов; — узнавание речевых сигналов - отдельных гласных звуков; - различение двух звуковых сигналов по высоте звучания (дудочка поет высоко, а труба поет низко); - узнавание мелодии знакомой песни; - узнавание знакомой песни по ритмическому рисунку (простому двудольному).   — узнавание и различение звуковых сигналов, состоящих из трех и четырех звучаний; определение временной последовательности звучаний; — узнавание и дифференциация ряда речевых звучаний (цепочке гласных звуков, слогов с оппозиционными согласными звуками); — воспитание слухового внимания при восприятии громко и тихо звучащих предметов, игрушек; — узнавание и дифференциация высоко и низко звучащих звуков; закрепление за ними характерных образов зверей и птиц; — закрепление умения соотносить звучащий предмет с его названием; — оценка простых ассиметричных ритмов и их воспроизведение (I II; II I; I III; II II; III I; I I II; I II I; II I I)   — закрепление навыка определения и воспроизведения последовательности звучаний во времени; — формирование гнозиса и дифференциации более сложных ритмических структур: увеличение объема слуховой памяти и внимания; определение направления звука в пространстве относительно собственного тела; продолжение тренировки по узнаванию звучания предметов окружающей среды, в том числе и музыкальных инструментов; различение слов с оппозиционными фонемами; выделение ударного слога в цепочке слогов; сравнение и определение слова по слогоритмической схеме.  
Развитие двигательной сферы   В процессе работы над общей моторикой формируются следующие умения и навыки: — развитие статической координации движений и выносливости; — развитие произвольной регуляции мышечного тонуса; — развитие навыка прямохождения; — тренировка удержания равновесия при ходьбе и прыжках; — тренировка ориентации в пространстве, соблюдении дистанции при ходьбе, беге и прыжках; — тренировка в умении координировать свои действия с началом и концом звучания звукового сигнала; — обучение детей движению в заданном темпе; — обучение детей изменению направления движения со сменой динамики звучания музыки; — обучение детей изменению характера движения со сменой звучания двухчастной формы музыкального произведения; — формирование динамического праксиса в общей моторике по показу взрослого; — развитие у детей простейших навыков манипулирования с предметами по подражанию взрослому; — выполнение серии из двух действий по словесной инструкции; — выполнение серий из двух движений по памяти; — обучение детей основным видам пантомимических жес­тов и танцевальных движений по подражанию взрослому; — обучение детей действовать в коллективе, в парах; — формирование у детей положительного эмоционального настроя на общение в процессе музыкально-игровых занятий.   - тренировка у детей умения ориентироваться в собственном теле и в пространстве, выполнять элементарные построения; обучение детей самостоятельному нахождению своего места в строю; умению находить свою пару; развитие у детей статического и динамического равновесия; обучение детей координации движений рук и ног при ходьбе, беге, прыжках; обучение детей умению согласовывать свои движения с характером звучащей музыки; обучение детей самостоятельному изменению характера движений и согласованию их с трехчастной формой музыкального произведения; тренировка у детей умения начинать и заканчивать движение с началом или концом звучания музыки; тренировка у детей умения менять темп движений в соответствии с изменением темпа звучащей музыки; обучение детей ритмичному выполнению движений с предметами, отличающимися по величине, цвету и форме; воспитание у детей торможения двигательного автоматизма; развитие кинестетического чувства позы; тренировка у детей в умении выполнять серию из трех движений по памяти; дальнейшее обучение основным видам пантомимических жестов и танцевальных движений по подражанию взрослому; развитие быстроты, силы и ловкости в подвижных играх и играх-соревнованиях.   дальнейшее обучение детей умению действовать в коллективе и в парах; дальнейшая тренировка детей в умении самостоятельно ориентироваться в собственном теле при выполнении упражнений на координацию, поворотах, простейших перестроениях; дальнейшая тренировка торможения двигательного автоматизма; обучение детей навыку менять направление движения по словесной инструкции; совершенствование динамического праксиса; тренировка быстроты переключаемости с одного движения на другое при ходьбе вперед - назад; тренировка координации движения рук и ног при ходьбе с высоким подниманием колен и бегом на носках; совершенствование статического равновесия при малой площади опоры и неожиданной остановке; обучение детей согласовыванию своих действий с партнером; дальнейшее обучение детей умению реагировать на смену динамики звучания музыки, сменой направления движения, характера движений или амплитуды движений; обучение детей навыку менять характер движения в соответствии с двух-, трехчастной формой музыкального произведения; обучение детей умению передавать в движениях смену ритмического рисунка в соответствии с метроритмом музыки (ходьба, поскоки, остановка); обучение детей умению выразительно исполнять движения; передавать в движениях ладовую окраску песни или танца; обучение детей новым пантомимическим жестам и танцевальным движениям; дальнейшее обучение детей самостоятельному выполнению действий с предметами для достижения точности и слаженности движений в соответствии с ритмом музыки, песни, стиха или считалки; совершенствование двигательной памяти; выполнение серии из трех - четырех движений по словесной инструкции; тренировка силы, ловкости и выносливости в играх-соревнованиях, подвижных играх. тренировка динамического равновесия при выполнении ходьбы приставным, пружинящим шагом, при выполнении поскоков на месте и в движении; обучение детей умению постепенно ускорять или замедлять темп движений, реагируя на изменения темпа музыки или слов; развитие у детей способности к быстрой смене ориентиров в пространстве; обучение детей умению согласовывать движения рук и ног при ходьбе с дирижированием на 2/4,4/4; тренировка детей в умении выполнять самостоятельно простые перестроения; обучение детей поочередному выполнению движений в паре (канон); обучение детей ритмичному выполнению поскоков, прыжков на обеих ногах, на одной ноге; совершенствование у детей координации во всех видах общеразвивающих движений: ходьбе, беге, прыжках, поскоках, метании, лазании; совершенствование навыков владения мячом, гимнастическими палками, шнуром; ритмичное выполнение движений под музыку, пение или стихотворение; развитие пластичности движений; обучение детей плавным движениям рук, корпуса, в соответствии с характером звучания музыки; совершенствование основных видов пантомимических жестов и танцевальных движений; развитие быстроты, силы, ловкости и выносливости в играх-соревнованиях, подвижных играх.  
Развитие ручной моторики:   — развитие праксиса позы по подражанию взрослому; — развитие динамической координации движений рук по подражанию взрослому; — развитие реципрокной координации движений рук; _ развитие произвольной регуляции мышечного тонуса кистей и пальцев рук; _ развитие подвижности пальцев рук. — развитие ручного праксиса; развитие динамического праксиса и реципрокной координации движений рук (выполнение серии из трех движений); — совершенствование подвижности и точности движений мелкой моторики рук.   обучение точности выполнения движений пальцами рук; развитие силы и ловкости движений кистей рук и пальцев рук; развитие произвольного регулирования мышечного тонуса кистей и пальцев рук; совершенствование динамического праксиса на серии движений «кулак - кольцо»; совершенствование реципрокной координации движений рук при переменном сжимании и разжимании обеих рук и одновременной смене движений «кулак - ладонь». совершенствование точности выполнения движений пальцев рук с речью и согласованности движений; тренировка выполнения движений в различном темпе; совершенствование динамического праксиса при выполнении движений «кулак - ладонь - ребро» и реципрокной координации мелкой моторики рук.
Развитие артикуляционной моторики:   — обучение детей простейшим артикуляционным движениям по подражанию взрослому; — выработка контроля за положением рта. — произвольного регулирования тонуса мышц в состоянии покоя; — силы и выносливости мышц лица, губ, языка; — подвижности речевой мускулатуры; выполнение произвольных, дифференцированных мимических движений, артикуляционных движений. выполнение комплексов артикуляционных упражнений на постановку свистящих звуков, а также на те группы звуков, которые нарушены; — развитие артикуляционных кинестезии при правильном произнесении изолированных звуков речи, а также в слогах, в словах. формирование артикуляции свистящих звуков, закрепление артикуляционных дифференцировок звуков «л», «ль», «й»; закрепление артикуляционных укладов этих звуков в слогах, в словах; во фразе; развитие статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий; выполнение комплекса артикуляционных упражнений на группы свистящих, шипящих, соноров; совершенствование подвижности и точности движений языка и губ (активизация движений кончика языка; выполнение дифференцированных движений кончиком языка; отграничение движений языка и нижней челюсти); совершенствование динамического праксиса на серии слогов, которые требуют последовательной смены различных артикуляционных движений.
Развитие речевой функциональной системы: Основные задачи логоритмического воздействия на этом этапе: — формирование смыслоразличительной способности языка на материале звукоподражаний; — вызывание подражательной речевой деятельности детей в форме любых звуковых проявлений; — узнавание, выделение звукоподражания из ряда звукоподражаний; — развитие навыка дифференциации на материале из двух звукоподражаний; — расширение объема понимания речи: расширение объема понимания предметного словаря, расширение объема понимания глагольного словаря; словаря наречий; расширение объема понимания вопросов; — формирование слогоритмической структуры слов на материале открытых слогов; выделение ударного слога голосом и более сильным хлопком; — развитие речедвигательных координации на материале открытых слогов; формирование интонационно-ритмических дифференцировок на материале абрисов длинных и коротких слов. обучение детей различению грамматических форм единственного и множественного числа некоторых существительных и глаголов через выполнение простых команд, сопровождаемых речью взрослого; подвижные игры с предметами и без них; — обучение детей различению количества предметов (много - мало - один), их величину (большой - маленький), вкус (сладкий - соленый), а также их пространственного расположения; — обучение детей правильному построению двухсловных предложений типа: обращение + повеление (выраженное глаголом в повелительном наклонении), повеление + название предмета (существительное в форме винительного падежа); — воспроизведение ребенком ударного слога в слове, а затем интонационно-ритмического рисунка одно-, двух-, трехсложных слов (звуковой состав слова ребенок может воспроизводить приближенно).   — тренировка детей в умении различать названия действий, противоположных по значению: отнеси-принеси, открой-закрой и пр.; — тренировка детей в понимании пространственных отношений между двумя предметами, выраженными предлогами на, под, в, около, из, из-под; в умении производить дифференцировку предлогов: в - на; под - из-под; из - от; около - за; — совершенствование у детей понимания значений прилагательных, противоположных по значению (антонимы); — формирование понимания значений слов, выражающих следующие пространственные отношения: вниз (внизу) - вверх (вверху), далеко - близко, вперед (впереди) - назад (сзади). — развитие у детей понимания содержания четверостиший, простых песенок; — формирование двусоставного простого предложения; — обучение детей умению договаривать слова, словосочетания, а также короткие фразы в разучиваемых стихотворениях и текстах песен; — формирование слоговой структуры слов; — обучение детей умению отстукивать, отхлопывать, протопывать ритм одно-, двух- и трехсложных слов, состоящих из открытых и закрытых слогов с правильным произношением ударных и безударных гласных (кроме звука «ы»); — обучение правильному сочетанию проговариваемого слога с одним хлопком руки; — тренировка в умении сравнивать и различать «длинные» и «короткие» слова. — тренировка у детей грамматически правильного построения предложений из 3-5 слов; закрепление умения выражать связь между словами с помощью «главенствующих» окончаний с правильным фонетическим их оформлением; — закрепление у детей навыка самостоятельного словоизменения некоторых существительных и глаголов; — тренировка простейших навыков связной речи; — совершенствование художественно-речевой деятельности детей; развитие способности быстро ориентироваться в новом речевом материале; — тренировка навыка самостоятельного и активного пользования словом; — развитие способности свободно ориентироваться в художественном материале;  
Звукопроизношение:   — развитие продолжительного речевого выдоха; — развитие умения произвольно регулировать высоту и силу своего голоса на материале имеющихся звуков в речи: гласные а, о, у, и, э; уточнение произношения согласных звуков м, н, п, б, т, д, в, ф, к, г, х, а также йотированных гласных я, е, ю, ё в начале слова; закрепление произношения слогов с оппозиционными согласными (по звонкости-глухости). — развитие продолжительного речевого выдоха; — развитие умения произвольно регулировать высоту и силу своего голоса; развитие мелодико-интонационных характеристик голоса на материале вопросно-ответных конструкций; автоматизация свистящих звуков в слогах и словах; формирование дифференциации свистящих звуков в прямых и обратных слогах, а также слогах со стечением согласных; дифференциация согласных звуков по твердости - мяг­кости на основе зрительного восприятия артикуляции, кинестетических и слуховых ощущений. — формирование понимания слоговой структуры слов и звукопроизношения: дальнейшее усвоение слоговой структуры двух-, трехсложных слов с открытыми и закрытыми слогами и некоторых четырехсложных слов с открытыми слогами, односложных слов с закрытым слогом; тренировка детей в умении составлять слова из слогов со стечением согласных звуков, которые уже правильно произносятся детьми; — тренировка детей в проговаривании стечений согласных в слогах, словах; — закрепление произношения мягких согласных в прямых и обратных слогах; дальнейшая автоматизация различения согласных по твердости-мягкости в слогах, словах и фразе; закрепление произношения звуков «й», «ль», «л» и проведение дифференциации звуков «й», «ль», «л» в слогах, словах и фразах. Та же работа проводится в отношении группы свистящих звуков.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: