Лекция 4. Христианство. Православие.




Христианство – самая крупная и по численности приверженцев, и по географии религия мира. Более полутора миллиардов человек на земле номинально считают себя христианами. Возникнув на Востоке, получив развитие в Европе, сегодня христианство распространено в странах Африки, Северной и Южной Америки, в Австралии и – хотя и в меньших масштабах – в странах Ближнего и Дальнего Востока. Что же касается европейских стран, то почти везде христианство принято основной религией.

Христианство является одной из монотеистических религий, то есть христиане верят в единого Бога, хотя он и существует в трех ипостасях.

Христианство возникло в Римской империи в начале нашей эры. Крупнейшая мировая империя переживала тогда трудные времена. Миф о Великом Риме, о лучшем из возможных государств все тяжелее уживался с реальностью. В сознании римлян зрело ощущение надвигающейся катастрофы, крушения вековых устоев, близкого конца света. Эта идея звучала, например, у стоиков – приверженцев одного из самых распространенных течений в античной философии. В обществе все активнее нарастало осуждение неправедного богатства и несправедливой власти. Поэтому идеи Христа стали быстро распространяться, несмотря на официальные запреты и гонения.

Вопрос об историчности Христа сегодняшней наукой в основном решается положительно, проблема лишь в том, как воспринимать эту фигуру: как действительного Мессию или как одного из многочисленных проповедников, обличавших власть в восточных окраинах Римской империи. С точки зрения веры это вопрос принципиальный, с точки зрения истории науки он имеет гораздо меньшее значение. Хрис­тианские источники рисуют Иисуса как инициатора и лидера движения, у истоков которого стояла палестинская первообщина его учеников. О жизни и личности Иисуса эти источники сообщают очень мало, они излагают его слово, его учение. Правда, уже в эпоху раннего христианства, начиная во всяком случае со II в., появляются так называемые «апокрифические протоевангелия», рассказывающие о родителях Христа и его детстве, однако относиться к ним как к историческим свидетельствам не приходится. Это во многом легенды и поздние домыслы. Даже знаменитое и косвенно признанное церковью «Протоевангелие от Иакова» исторической экспертизы, как считают специалисты, не выдерживает. Автор допускает слишком много исторических неточностей, чтобы считаться реальным свидетелем событий. Поэтому у нас есть все основания говорить об Иисусе как провозвестнике христианского учения, образ которого в таком качестве не вызывает особых сомнений. Все другие вопросы относятся к сфере искусства или веры, но в качестве научных рассматриваться не могут.

 

Как бы там ни было, идеи Христа стали стремительно распространяться, и к 60-м годам I в. существовало уже несколько христианских общин помимо самой первой, иерусалим­ской, состоявшей из учеников, собравшихся вокруг Иисуса.

 

Самое раннее из новозаветных сочинений, Апокалипсис, было написано предположительно в 68—69 г. Евангелия же составлены к середине II в. Наряду с популяризацией учения в первые века христианства формировался канон, конкретизировались понятия и определялась роль церкви. Эта работа была проделана крупнейшими мыслителями раннего христианства, которых принято называть «Отцами церкви». Тертуллиан, Ориген, Блаженный Августин – вот только некоторые из этих имен, которыми по праву может гордиться европейская и мировая культура. В результате авторитет христианской религии стремительно рос, и через триста лет поначалу гонимое и преследуемое христианство было признано официальной религией Рима. Это произошло в IV в. при императоре Константине и узаконено так называемым Миланским эдиктом в 313 г. Началась, как принято говорить, «Константинова эра» в истории христи­анства, многовековой «союз алтаря и трона» [1].

 

История развития христианства весьма драматична. С одной стороны, эта религия всеми возможными способами распространялась по миру, в буквальном смысле утверждая себя «крестом и мечом», с другой – христианство пережило несколько внутренних расколов, в результате чего сегодня говорить о едином христианском мире можно только условно.

 

Первый раскол связан с распадом Римской империи на Восточную и Западную. Это произошло в конце IV века, и с той поры между Восточной и Западной церквями началась многовековая борьба за влияние. Церкви все дальше отходили друг от друга, что привело через семь столетий к их формальному разрыву. Окончательный разрыв был оформлен в 1054 году. Так образовались две мощные христианские церкви: римский католицизм и восточное православие. Сегодня и в системе догматов, и в ритуальной практике эти церкви отличаются весьма сильно.

 

Второй глобальный раскол христианство пережило в эпоху Реформации, спустя еще более пятисот лет. Этот раскол коснулся прежде всего католического мира, где в результате религиозно-политических междоусобиц сформировалось несколько мощных религиозных движений, принимающих христианство как веру, но игнорирующих какую-либо серьезную роль церкви как социально-политического института. Эти движения, объединенные общим названием «протестантство» находятся в оппозиции и католицизму, и православию.

 

Таким образом, исторически сложились три основные ветви христианства. Сегодня многие христианские деятели признают такую ситуацию недопустимой. В XX в. протестантизм выступил инициатором экуменического движения, т. е. движения за преодоление раскола христианства. К этому движению в 50-е годы примкнула Русская православная церковь. Экуменическое движение, созданный им Всемирный совет церквей (ВСЦ) главное внимание уделяют ныне поиску стратегий социального и духовного развития современного общества. Однако до реального объединения еще очень далеко.

 

Другое дело, что христианский мир сегодня воспринимает себя единым в социально-психологическом смысле. Этические, культурные, исторические ценности христианского мира воспринимаются как общее достояние христианства.

 

Православие

Как уже говорилось, исторически разделение христианской церкви на православие и католицизм объясняется прежде всего распадом Римской империи и последующей борьбой за сферы влияния. Однако с течением времени восточная ветвь христианства все более обосабливалась, учитывала национальную и культурную специфику той или иной страны и все дальше отходила от канонов западного католицизма. Сегодня имеется несколько автокефальных (то есть формально независимых друг от друга) православных церквей, имеющих свои отличия, но в целом придерживающихся одного канона. Самой крупной является Русская Православная Церковь (РПЦ), в чьей юрисдикции находится большая часть православных церквей стран бывшего СССР, а также ряда стран дальнего зарубежья (например, Японии, где есть около сотни православных приходов). Автокефальными являются греческая, грузинская, украинская и ряд других православных церквей. Особый статус у близкой к православию армянской церкви.

Приверженцами православия себя считают сегодня сотни миллионов прихожан по всему миру. Для России православие является самой распространенной религией, традиции которой идут вглубь веков. Как известно, официальной датой принятия христианства на Руси стал 988 год, а первой русской княгиней, еще до этого принявшей христианство, была знаменитая княгиня Ольга, принявшая крещение от самого императора Византии Константина. В «Повести временных лет» говорится о том, что русская княгиня сразила знаменитого императора умом и красотой, что едва ли правда, если учесть, что в момент крещения Ольге было около семидесяти лет. Но в любом случае именно Ольга «открыла» для Руси христианство, а ее внук, князь Владимир, сделал для своей страны окончательный выбор.

Основу православного вероучения составляет «Символ веры», принятый на Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.) соборах. Перечисление двенадцати параграфов «Символа веры» является основной молитвой в православии: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единароднаго, Иже от Отца рожденного прежде всех век ».

Мы не будем полностью приводить эту известную молитву, напомним лишь основы Символа веры, упомянутые в ней. Православные христиане веруют в Бога как творца мира (первая ипостась Святой Троицы), в Сына Божия – Иисуса Христа (вторая ипостась Святой Троицы), который боговоплощен, т.е., оставаясь Богом, вместе с тем стал человеком, родившись от девы Марии. Христиане веруют, что своими страданиями, смертью Иисус Христос искупил грехи человеческие (прежде всего Первородный грех) и воскрес. После воскресения Христос вознесся на небо в единстве тела и духа, а в грядущем христиане ждут Его второго пришествия, при котором Он будет судить живых и мертвых и установится Его Царство. Так же христиане веруют в Духа Святого (третью ипостась Божественной Троицы), который происходит от Бога-Отца. Церковь же в православии считается посредником между Богом и человеком, а потому имеет спасительную силу. В конце времен, после второго пришествия Христа, верующие ждут воскресения всех мертвых для жизни вечной.

В отличие от католицизма, самостоятельное чтение Библии в православии не только не запрещалось, а даже поощрялось. Православие имеет строгую систему обрядов (таинств), приобщающих человека к сакральному миру. Основными считаются семь таинств:

Крещение – таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога-Отца и Сына, и Святого Духа обретает духовное рождение.

Миропомазание – верующему подаются дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной.

Покаяние (исповедь) – это признание грехов своих перед священником – представителем Божьим.

Причащение – верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христову для Вечной Жизни.

Священство совершается через епископское рукоположение при возведении того или иного лица в сан священнослужителя. Право совершения этого таинства принадлежит только епископу.

Венчание – в этом таинстве перед лицом Бога благословляется супружеский союз жениха и невесты.

Елеосвящение (соборования) – через помазание тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая душевные и телесные немощи.

Священным жестом православного христианина является крестное знамение. Крестное знамение представляет собой дви­жение правой руки поочередно: лоб – середина груди – оба плеча (в православии – справа налево, в католицизме – слева направо). В протестантизме крестное знамение не используется.

Большое значение в православии придается постам. Сущность поста – это не просто воздержание от каких-то видов пищи, это идея умеренности и аскезы, очищение и обновление человеческой души, Поэтому, например, современные традиции «пышных постных столов», часто рекламируемые в СМИ, противоречат самой идее православного поста. Больших многодневных постов в русском православии четыре: перед Пасхой, перед днем Петра и Павла, перед Успением Богородицы и перед Рождеством Христовым.

Православная архитектура и живопись в основном ориентированы на византийскую традицию, что разительно отличает, например, древнюю русскую икону и религиозную живопись Запада эпохи Предвозрождения и Возрождения. Однако позднее православная иконопись впитала многие традиции католицизма, и византийский графический канон потерял свою строгость и обязательность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: