Правовое положение государства и муниципальных образований




 

 

Государственный иммунитет – это проявление суверенитета государства, которое означает:

1) в случае осуществления государством деятельности на территории иностранного государства – право государства на освобождение от юрисдикции другого государства, т.е. право на неприменение к нему принудительных мер со стороны судебных, административных и иных органов другого государства;

2) в случае принимающего государства – частичный отказ государства от осуществления своей территориальной юрисдикции, т.е. отказ от применения принудительных мер своими судебными, административными и другими государственными органами.

 

Иммунитет присущ любому государству.

Он распространяется на государство в целом и органы его управления, на учреждения и официальных представителей государства в той мере, в какой они правомочны осуществлять государственную власть, а также на составные части федерального государства и политические подразделения унитарного государства, которые правомочны осуществлять государственную власть.

 

 

Содержание государственного иммунитета образуют:

1. Судебный иммунитет (означает неподсудность государства суду иностранного государства, т. е. без согласия государства оно не может быть привлечено к суду другого государства в качестве ответчика или третьего лица. Но государство может выступать в качестве истца по делу, и иностранный суд не вправе отказать ему в юрисдикции).

2. Иммунитет от применения мер по предварительному обеспечению иска (состоит в том, что в порядке предварительного обеспечения иска без согласия государства нельзя предпринимать какие-либо меры в отношении его имущества. Например, арест счетов государства в иностранных банках, ограничение права государства пользоваться имуществом, находящимся на территории иностранного государства).

3. Иммунитет от принудительного исполнения решения суда (означает, что без согласия государства в отношении него и его собственности не допускается осуществлять принудительное исполнение решения иностранного суда или арбитража).

4. Иммунитет собственности государства (означает неприкосновенность государственной собственности, находящейся на территории иностранного государства, включая случаи, когда она находится во владении лица, не обладающего иммунитетом).

5. Иммунитет сделок государства (состоит в том, что к сделкам, заключаемым государством с иностранными лицами, применяется право этого государства, если только сами стороны не договорились о применении иностранного права).

 

В России признается иммунитет иностранного государства.

 

Согласно ст.401 ГПК РФ:

1. Предъявление в суде в Российской Федерации иска к иностранному государству, привлечение иностранного государства к участию в деле в качестве ответчика или третьего лица, наложение ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и принятие по отношению к этому имуществу иных мер по обеспечению иска, обращение взыскания на это имущество в порядке исполнения решений суда допускаются только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

3. Аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представители иностранных государств, другие лица, указанные в международных договорах Российской Федерации или федеральных законах, подлежат юрисдикции судов в Российской Федерации по гражданским делам в пределах, определенных общепризнанными принципами и нормами международного права или международными договорами Российской Федерации.

 

В силу ст. 251 АПК РФ (Судебный иммунитет):

1. Иностранное государство, выступающее в качестве носителя власти, обладает судебным иммунитетом по отношению к предъявленному к нему иску в арбитражном суде в Российской Федерации, привлечению его к участию в деле в качестве третьего лица, наложению ареста на имущество, принадлежащее иностранному государству и находящееся на территории Российской Федерации, и принятию по отношению к нему судом мер по обеспечению иска и имущественных интересов. Обращение взыскания на это имущество в порядке принудительного исполнения судебного акта арбитражного суда допускается только с согласия компетентных органов соответствующего государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или федеральным законом.

2. Судебный иммунитет международных организаций определяется международным договором Российской Федерации и федеральным законом.

3. Отказ от судебного иммунитета должен быть произведен в порядке, предусмотренном законом иностранного государства или правилами международной организации. В этом случае арбитражный суд рассматривает дело в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Но, с другой стороны, арбитражный суд принимает иск по коммерческому спору, ответчиком в котором является иностранное государство, выступающее в качестве суверена или межгосударственная организация, имеющая иммунитеты согласно международному договору, только при наличии явно выраженного согласия ответчика на рассмотрение спора в арбитражном суде Российской Федерации.

Подобное согласие следует рассматривать в качестве отказа от судебного иммунитета иностранного государства или международной организации.

Согласие на рассмотрение спора в арбитражном суде Российской Федерации должно быть подписано лицами, уполномоченными законодательством иностранного государства или внутренними правилами международной организации на отказ от судебного иммунитета. (См. п.8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. №8 «О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса»).

 

В доктрине МЧП выделяют следующие виды государственных иммунитетов:

1. Абсолютный иммунитет (означает право государства пользоваться своим иммунитетом в полном объеме: иммунитет распространяется на любые действия и любую деятельность государства, на всю его собственность; государство не подсудно судам других государств по искам, предъявленным к нему иностранными лицами).

Недостатком этого вида иммунитета является юридическая незащищенность контрагента государства, ведь иностранные лица фактически лишаются права на судебную защиту своих прав и зависят полностью от воли этого государства (откажется ли оно от своего иммунитета). В связи с этим, а также с расширением сферы деятельности государства, в практике судов многих стран наметилась тенденция к ограничению применения государственного иммунитета.

2. Ограничительный иммунитет (если государство действует как носитель суверенной власти, оно всегда пользуется иммунитетом. Если же государство выступает в качестве частного лица (например, осуществляет коммерческую деятельность), то оно может не обладать иммунитетом, а, следовательно, выступать на равных началах с другими субъектами МЧП).

В настоящее время практика применения ограничительных иммунитетов становится общепринятой. Как видно из приведенных выше норм, в России действует ограничительный иммунитет.

 

Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование приобретают и осуществляют гражданские права и несут обязанности под своими наименованиями.

От имени России и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, а от имени муниципальных образований – органы местного самоуправления в рамках их компетенции.

Так, сторонами соглашения о разделе продукции являются Российская Федерация, от имени которой выступают Правительство РФ и орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, или уполномоченные ими органы; и инвесторы, которыми могут быть иностранные лица (ст. 3 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции»).

 

Согласно ст. 50 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности»:

1. Внешнеэкономические интересы Российской Федерации в иностранных государствах обеспечиваются дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, а также созданными на основании международных договоров Российской Федерации торговыми представительствами Российской Федерации.

2. Решения, связанные с учреждением торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах, принимаются Правительством Российской Федерации.

Ст.51: Представительства иностранных государств по торгово-экономическим вопросам учреждаются в России на основании международных договоров, заключенных Российской Федерацией с соответствующими иностранными государствами.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: