Б. Заходер «Вредный кот»




Цели урока:

1. Выявление эмоционального восприятия.

2. Создание условий для выработки умения соотносить тему и название произведения.

3. Создавать условия для развития речи, обогащение словарного запаса.

4. Воспитание ответственности за свои слова и поступки.

Ход урока
I Организационный момент-

- Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок.

II Проверка домашнего задания

Чтение понравившихся стихотворений Г. Сапгира

III Чтение учителем сти­хотворения Бориса Заходера «Вредный кот»

Учитель выразительно читает стихотворение, выявляя,

- Какое оно: весёлое, грустное, смешное, озорное?

- И всё же: кому смешно, а кому неприятно?

- Почему?

IV Расширение словар­ного запаса учащихся

На доске записаны слова из текста: невмоготу, ловко, заляпал, улизнул, клевета.

Необходимо подобрать к этим словам синонимы. К некоторым словам можно подоб­рать синонимический ряд, который должен быть в запа­се у учителя. Так, слово «невмоготу» может иметь сино­нимы «нет сил», «плохо», «не до тебя» и т. п.

V Выявление соотноше­ния названия стихо­творения и его содер­жания

Прежде чем перейти к этому этапу урока, третьеклас­сники определяют черты характера Пети: задира, не лас­ковый, злой, даже жестокий, грубый, готов переложить свою вину на других.

Учитель помогает открыть ещё одну черту героя - лукавость («Я кота простить готов, / Я жалею их, котов»). Это для многих учащихся будет новым словом, поэтому можно привести примеры из жизни, когда применимо это понятие. Кроме того, третьеклассники определяют несоответствие названия стихотворения его содержанию и предлагают своё на­звание.

Однако учитель заявляет, что это - художест­венный приём автора, использованный для того, чтобы читатель определил, кто же всё-таки «вредный»

Физкультминутка

VI Чтение стихотворения учащимися молча. Вы­разительное чтение

Учащиеся перечитывают стихотворение, молча с пред­варительным заданием: определить, когда Петя сердит­ся, когда злится, когда сожалеет о содеянном, когда не принимает свою вину.

И к каждому состоянию героя определить интонацию. Третьеклассники предлагают своё прочтение текста

VII Самостоятельная работа в разноуровневых тетрадях

Выполняется задание № 4

VIII Домашнее задание

Выучить стихотворение на память, найти и прочитать 1-2 стихотворения Б. Заходера

Тема: В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!»

Цели урока:

1. Создавать условия для развития умения делить текст на логически законченные части и составлять план.

2. Создавать условия для развития навыков чтения, умения подробного пересказа.

3. Воспитание чувства ответственности за свои поступки.

Ход урока

I Организационный момент-

- Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок.

II Проверка домашнего задания

Чтение стихотворений Б. Заходера

Физкультминутка

III Чтение учителем расска­за В. Драгунского «Свер­ху вниз, наискосок! »

После выразительного чтения рассказа учитель выяв­ляет его первичное восприятие:

- Какой это рассказ: весёлый, грустный, смешной?

- Когда было особенно смешно, весело?

- А когда сочувствовали ребятам?

IV Чтение рассказа учащи­мися цепочкой

Обращается внимание на технику чтения учащихся, правильное произношение слов, учёт знаков препи­нания

V Воспроизведение и ана­лиз 1-й части рассказа

Учащиеся отвечают на вопросы:

- Как ребята проводи­ли лето?

- Почему они решили заняться малярным де­лом?

- Что и как делали дети?

- Какое настроение у них было?

Перечитывание молча первой части рассказа до абзаца: «Мишка об­радовался да как закри­чит!..»

Перечитывание текста подготовит учащихся к со­ставлению плана текста и подробному его пересказу

VI Коллективное деление рассказа на части и со­ставление к ним плана

Текст делится на логические части, которым даются названия.

План записывается на доске. Он может быть примерно таким:

1. Ремонт во дворе дома.

2. Дружба с рабочими.

3. Девушки-маляры.

4. Знаком­ство с малярами.

5. Бочонок с краской и резиновый шланг.

6. Краска пошла

VII Подробный пересказ 1-й части рассказа

Текст могут пересказывать учащиеся цепочкой, каж­дый по одному пункту плана

VIII Домашнее задание

Перечитать рассказ, подготовить пересказ его 1-й части

 

Тема: В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!» 2 урок

Цели урока:

1. Закрепление умения выборочного чтения.

2. Способствовать формированию умение выразительного чтения, чтения по ролям.

3. Создавать условия для развития умения оценивать поступки героев, высказывать к ним своё отношение.

4. Воспитание чувства ответственности за свои поступки.

Ход урока
I Организационный момент-

- Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок.

II Проверка домашнего задания

Перечитывание рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!» учащимися цепочкой

Физкультминутка

III Выборочное чтение

Учитель предлагает найти и прочитать понравившиеся эпизоды, смешные или забавные, весёлые или груст­ные

IV Составление характе­ристик главных ге­роев

К главным героям отнесём ребят - Дениску, Алёнку и Мишку. Все они весёлые, доброжелательные, любя­щие приключения. Алёнка - самая эмоциональная, но беспечная девочка. Мишка - выдумщик. Третье­классники не только определяют черты характера ге­роев, но и подтверждают выборочным чтением

V Чтение рассказа по ро­лям

Учитель распределяет роли, учащиеся просматривают текст и определяют, какие слова читать каждому ге­рою.

Вместо чтения по ролям учитель может прочитать вслух один из новых рассказов сборника В. Драгунско­го «Денискины рассказы»

VI Самостоятельная работа в разноуровневых тетрадях

Выполняются задания №11,13

VII Домашнее задание

Чтение рассказа (по выбору) из книги В. Драгунского «Денискины рассказы». Подготовить к пересказу са­мый весёлый или смешной эпизод

 

Тема: Что за герой?

А. Барто «Мальчик-наоборот»

Цели урока:

1. Отработка навыков чтения молча, выборочного чтения.

2. Создание условий для выработкинавыков выразительного чтения.

3. Способствовать формированию умения'оценивать действия и поступки героев, давать им характеристики.

4. Воспитание вежливости, негативного отношения к грубости.

Ход урока

I Организационный момент-

- Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок.

II Проверка домашнего задания

Пересказ весёлых и смешных эпизодов из расска­зов В. Драгунского

III Чтение учителем стихотво­рения Агнии Барто «Мальчик-наоборот»

После выразительного чтения стихотворения учи­телем может следовать вопрос:

· Какая же главная черта характера мальчика-наоборот? (Упрямство.)

 

IV Чтение учащимися цепоч­кой, выборочное чтение

Чтобы глубже проникнуть в текст, учащиеся отве­чают на вопросы:

- Как ведёт себя мальчик дома? (Прочитайте.)

- Как ведёт он себя с родителями? (Найдите в тексте.)

- Что произошло с мальчиком-наоборот?

- Почему?

- Сделал ли он какие-ни­будь выводы из происходящего? (Докажите тек­стом.)

Физкультминутка

V Выразительное чтение

Под руководством учителя учащиеся продумыва­ют интонации чтения, логические и синтаксиче­ские паузы, темп чтения

VI Творческая работа

Можно дать и свободу фантазии учащихся:

- В ка­кие глупые и смешные истории мог бы попасть мальчик-наоборот?

Придумывая такие истории, учащиеся проигрывают варианты того, как непо­зволительно себя вести

VII Чтение учителем стихов из сборника А. Барто. Кол­лективный анализ

Учитель подбирает ряд стихотворений, в которых автор осуждает негативные черты своих героев. После чтения стихотворения учащиеся определя­ют черты характера героя и размышляют над тем, как ему можно исправиться

VIII Самостоятельная работа в разноуровневых тетрадях

Выполняется задание № 12

IX Домашнее задание

Научиться выразительно читать стихотворение. Прочитать 1-2 стихотворения из сборника стихо­творений А. Барто

 

Тема: Творчество С. Михал­кова.

С. Михалков «Фома»

Цели урока:

1. Продолжение знакомства с творчеством Сергея Михалкова.

2. Способствовать формированию навыков восприятия художественного произведения.

3. Создавать условия для развития творческих способностей, фантазии.

4. Создавать условия для развития чувства юмора.

5. Прививать чувство коллективизма, товарищества, умения работать в группе и самостоятельно

Ход урока
I Организационный момент-

- Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок.

II Проверка домашнего задания

Чтение стихотворений из сборника А. Барто

III Чтение учителем зна­комых стихотворений С. Михалкова

Учащиеся вспоминают автора этих стихотворений («Радуга», 2 класс), выявляют осуждение поэтом не­гативных черт характера своих героев

IV Комбинированное чтение стихотворения С. Михалкова «Фома»

После комбинированного чтения (учитель - ученик) учащиеся определяют основную черту героя (упрям­ство), тем более что у автора есть строчка «Жил упря­мый Фома»

Физкультминутка

V Чтение учащимися мол­ча, диалогическое чтение

Чтение, молча, поможет учащимся определить слова автора и героя, найти ударные слова - «неправда» и «не верит». А затем прочитать стихотворение по ро­лям

VI Словесное рисование

Третьеклассники могут не только дать словесный портрет героя, но и описать ряд рисунков, которые можно сделать к стихотворению

VII Творческая работа

С целью развития творческого мышления учащихся можно предложить им задание:

1. Придумать такой ко­нец текста, чтобы было видно, что герой изменился

2. Сочинение рассказа по опорным словам или по предложенному плану

В учебнике предложены опорные слова, которые мо­гут стать основой для рассказа о других приключени­ях Фомы.

Можно предложить учащимся и план, на­пример:

1. Дедушкина пасека.

2. Фома решил попро­бовать мёд.

3. Пчёлы набросились на Фому.

4. Бегст­во к реке

VIII Домашнее задание

Прочитать 1-2 стихотворения из сборников Сергея Михалкова.

 

Тема: С. Михалков «Хочу бодаться».

В. Даль «Поговорки, прибаутки, потешки»

Цели урока:

1. Отработка навыков выборочного, ролевого, выразительного чтения.

2. Способствовать формированию умения анализировать произведение.

3. Закрепление знаний о малых формах фольклора: поговорке, прибаутке, потешке.

4. Прививать чувство коллективизма, товарищества, умения работать в группе и самостоятельно

Ход урока

I Организационный момент-

- Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок.

II Проверка домашнего задания

Чтение стихотворений С. Михалкова из сборников. Обмен мнениями о прочитанном: что понравилось? что показалось интересным, забавным, смешным?

III Чтение учеником бас­ни С. Михалкова «Хочу бодаться». Чтение уча­щимися молча. Анализ басни

Басню может заранее подготовить ученик, хорошо чи­тающий, выразительно. Затем третьеклассники пере­читывают басню, молча и отвечают на вопросы:

- Почему Козлёнок приставал к животным?

- Как он вёл себя по отношению к Индюку, Пятачку, другим героям?

- Как ему отвечали животные?

- Почему эта история за­кончилась печально для Козлёнка?

- Физкультминутка

IV Чтение басни по ро­лям

Готовясь к ролевому чтению, учащиеся определяют, какие слова сказал каждый из героев. Особое внимание при подготовке следует уделить словам, которые опре­деляют характер героя и тон чтения, например: «Ин­дюк сказал: "Отстань от меня!" и важно отошёл в сторо­ну», «"Отвяжись!" - ответил Пятачок и зарылся пятач­ком в землю» ит. п.

V Чтение учащимися це­почкой «Поговорки, прибаутки, потешки» Владимира Даля

Определение жанра после чтения поговорки, прибаут­ки, потешки.

VI Лексическая работа над шутливыми вы­ражениями: «чай внакладку, чай вприглядку, чай вприлазку». Можно предложить ребятам придумать и самим такие шутливые выражения

Знакомство с толко­вым словарём Влади­мира Даля

Если учитель сможет принести на урок хотя бы один из четырёх томов словаря В. Даля, то можно расска­зать о нём и прочитать толкование ряда слов.

VII Домашнее задание

Продолжить читать стихи С. Михалкова.

 

Тема: Учись грамоте.

В. Голявкин «Карусель в голове»

Цели урока:

1. Способствовать формированию умения воспроизводить текст (по вопросам и путём выборочного чтения).

2. Способствовать формированию умения составлять характеристики героев.

3. Расширение словарного запаса учащихся.

4. Воспитание интереса к учёбе.

Ход урока
I Организационный момент-

- Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок.

II Проверка домашнего задания

Чтение стихотворений С. Михалкова из разных сбор­ников. Обмен мнениями о прослушанном

III Чтение учащимися мол­ча рассказа В. Голявкина «Карусель в голове». Воспроизведение текста (с помощью вопросов и выборочного чтения)

Вопросы на воспроизведение текста:

1. О чём просил мальчик отца? (Найдите в тексте и прочитайте.)

2. Ка­кое условие поставил отец мальчику? (Прочитайте.)

3. Какие слова записал герой произведения?

4. Пра­вильно ли он их записал?

А как нужно записать?

5. По­чему отец сказал, что купит мальчику только мороже­ное?

6. Почему отец отказался делать сыну подарки? (Прочитайте.)

Физкультминутка

IV Составление характе­ристики героя

Вопросы:

- Каким вам представился герой?

- Как харак­теризует его первый абзац текста?

- Понял ли мальчик, почему отец не захотел сделать покупки?

- Что можно посоветовать мальчику?

V Лексическая и орфо­графическая работа

1. Подобрать синонимы к фразеологизму «Слова ока­зываются не на своих ногах».

2. Запись словарных слов, использованных в тексте, в тетрадь по литературному чтению

Учитель заранее пишет слова на доске: велосипед, пистолет-пулемёт, самолёт, вертолёт, хоккей, моро­женое

VI Самостоятельная работа в разноуровневых тетрадях

Ученики выполняют задание № 18 под руководством учителя

VII Домашнее задание

Подготовиться к пересказу рассказа.

 
 

 

Тема: В. Драгунский «Англи­чанин Павля»

Цели урока:

Продолжение знакомства с творчеством Виктора Драгунского

2. Создание условий для выработки умения оценивать действия и поступки героев, давать им характеристики.

3. Создавать условия для развития умения составлять план прозаического произведения, подробно пересказывая его по плану.

4. Воспитание правдивости, честности.

Ход урока

I Организационный момент-

- Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок.

II Проверка домашнего задания

Краткий пересказ рассказа В. Голявкина «Карусель в голове». Проверка задания в тетради

III Выразительное чтение учи­телем рассказа В. Драгун­ского «Англичанин Павля». Выявление воспри­ятия

После чтения учитель выявляет первоначальное восприятие текста вопросами:

- Было ли во время чтения вам смешно?

- Когда?

- Почему?

Физкультминутка

IV Перечитывание рассказа учащимися вслух цепоч­кой.

Выборочное чтение

Для углубленного восприятия текста и понимания поступков героя учащиеся воспроизводят текст, от­вечая на вопросы и подтверждая ответы выбороч­ным чтением (см. методический аппарат в учебнике)

V Составление характери­стики героя

Учитель предлагает перечитать отрывок, в котором Павля отвечает на вопросы:

- Где ты пропадал?

- Что делал?

Особое внимание следует обратить на слова «напыжился», «покраснел», «поглядел по сторонам» (перед тем как солгать).

Вопросы:

- Как эти слова ха­рактеризуют состояние героя?

- Как Павля ответил на вопрос, что он ещё знает по-английски?

- Как вы оцениваете этот ответ?

- Нравится ли вам Павля?

- Почему?

VI Лексическая работа

Необходимо поработать над смыслом слов «напы­жился», «прочепущил», подобрать синонимы к вы­ражениям «Павля прямо засиял», «времени не те­рял», «небрежно обронил... слова»

VII Составление плана рас­сказа. Подробный пере­сказ

Учащиеся коллективно составляют план текста (учитель записывает его на доске) и пересказывают рассказ соответственно плану

VIII Домашнее задание

Подготовить рассказ на одну из предложенных тем (см. методический материал в учебнике) или пере­сказ рассказа В. Драгунского «Англичанин Павля»

Тема: Творчество Н. Носова. Н. Носов «Федина задача»

Цели урока:

1. Продолжение знакомства с творчеством Н. Носова

2. Выявление характера героя.

3. Обучение решению проблемных ситуаций.

4. Воспитание чувства юмора.

Ход урока
I Организационный момент-

- Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок.

II Проверка домашнего задания

Рассказы учащихся на заданную тему

Физкультминутка

III Вступительная беседа

Вводя в тему, учитель может дать простор для вы­сказываний детей:

- Какие рассказы Николая Носова вы читали?

- Нравятся ли они вам? Чем?

- Какой герой из рассказов Носова вам особенно понравился? Чем?

IV Чтение учителем расска­за Н. Носова «Федина задача»

После чтения учитель выявляет первоначальное восприятие рассказа:

- Какое настроение вызвал рас­сказ?

- Было ли вам весело, смешно, грустно?

- Когда?

V Чтение рассказа учащи­мися цепочкой с предва­рительным заданием.

Учитель предлагает детям перечитать рассказ и оп­ределить своё отношение к главному герою

Составление характери­стики героя. Выявление отношения автора к ге­рою

Вопросы:

- Отрицательный или положительный ге­рой Федя?

- Какие черты характеризуют его отрица­тельно?

- А можно ли сказать, что Федя всегда так де­лал уроки?

- Что по этому поводу пишет автор?

- Если бы Федя был ленивый и безответственный человек, пошёл бы он к своему другу для решения задачи?

- А почему всё-таки Федя не выключил радио, когда сел заниматься?

Вывод: герой не плохой, не отрицательный, а, скорее, положительный, но в данном случае не проявил усидчивости, терпения, сосредоточенности, чтобы решить задачу.

- Как относится автор к своему герою?

(По-доброму смеётся, подшучивает над ним, даёт возможность сде­лать выводы, а за героем читателю увидеть и себя.)

VI Комбинированное выра­зительное чтение (учи­тель - ученик) Учитель читает слова автора и тексты песен, а слова

героя - учащиеся по очереди.

VII Самостоятельная работа в разноуровневых тетрадях(задание № 19)

VIII Домашнее задание

Перечитать рассказ.

 

 

Тема: Обобщение по теме» Страна Хохотания» Тест

Цели урока:

1. Систематизация и обобщение знаний и умений, полученных при изучении раздела «Страна Хохотания».

2. Создавать условия для развития творческих способностей, фантазии, речи, памяти учащихся.

3. Создавать условия для развития умения размышлять над содержанием пословиц, загадок, самостоятельно их составлять.

4. Прививать чувство коллективизма, товарищества, умения работать в группе и самостоятельно

Ход урока
I Организационный момент-

- Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок

II Проверка домашнего за­дания

Творческий пересказ продолжения рассказа Н. Но­сова «Федина задача»

III Рубрика «Определите. Вспомните»

Это задание требует от учащихся вернуться к прочи­танным произведениям и подготовиться к ответам, поэтому оно займёт значительную часть урока

Физкультминутка

IV Самостоятельная работа.

Рубрика, «Какие черты ге­роев вам нравятся?»

Учащиеся самостоятельно работают над заданием, выявляя положительные черты характера героев

V Составление пословиц

Из деформированного текста учащиеся составляют пословицы и определяют их смысл

VI Самостоятельная работа в разноуровневых тетрадях

Работа в тетради (задание № 24) поможет не только проверить знание учащимися прочитанных тек­стов, но и активизирует их внимание, мышление, фантазию

VII Заучивание стихотворе­ния Р. Сефа «Бесконеч­ные стихи» (задание № 26 в литературной тетради). Выразительное чтение

VIII Закончить урок можно игрой «Кто быстрее? ».

Уча­щиеся заучивают стихотворение (побеждают пер­вые три человека, которые без ошибок и вырази­тельно его прочитают). Затем другие учащиеся продолжают «Бесконечные стихи»

IX Домашнее задание

Сделать рисунок к полюбившемуся произведению раздела.

 

 

 

Тема: Как аукнется, так и откликнется.

Слово Добродея.

А. Глебов «Легенда о камне»

Цели урока:

1. Активизировать эмоциональное восприятие учащихся.

2. Дать представление о рассказе и легенде.

3.Создавать условия для развития умения анализировать поступки героя.

4.Создавать условия для развития внимание к авторскому слову, его творческой манере.

5. Способствовать формированию умения пересказывать с использованием словесного рисования.

6. Прививать чувство коллективизма, товарищества, умения работать в группе и самостоятельно

Ход урока
I Организационный момент-

- Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок

II Проверка домашнего задания

Проанализировать и оценить рисунки учащихся

III Введение в Страну Мудрых уроков

Беседа учителя о том, какие бывают уроки, что они нам дают, в результате чего человек становится мудрым. Дать представление о рассказе и легенде

Физкультминутка

IV Чтение учителем ле­генды А. Глебова «Ле­генда о камне»

Выявить первичное эмоциональное отношение уча­щихся к прочитанному. Это позволит перейти к глубо­кому осмыслению текста:

Правильно ли был наказан Орёл?

Далее работа направляется на понимание деть­ми специфики легенды (плавность, неспешность пове­ствования)

V Перечитывание леген­ды учениками молча, а затем вслух цепочкой Свободное высказы­вание

Работа по вопросам:

К чему привело самомнение и гордыня Орла?

Жаль вам его или нет? - позво­ляет сделать правильный вывод

VI Пересказ от имени рас­сказчика

Важно помочь детям представить себя на месте рас­сказчика и подготовить пересказ от его имени

VII Самостоятельная работа в разноуровневых тетрадях. Проверка выполненной работы. Задание № 1

Учащиеся самостоятельно выполняют задание № 1

VIII Домашнее задание

Подготовить пересказ легенды. Подумать, какой монумент из камня можно сделать

 

Тема: Долг платежом красен.

И. Панькин «Легенда о матерях»

Цели уроков:

1. Продолжить знакомство с жанром «легенда».

2. Активизировать чувственную сферу школьников.

3. Учить анализировать произведение, давать ему оценку,

4. Формировать умение читать молча.

5. Развивать речь, внимание учащихся.

6. Воспитывать любовь к матери, бережное отношение к ней.

Ход урока

I Организационный момент-

- Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок

II Проверка домашнего за­дания

Учащиеся перечитывают легенду, пересказывают её, представляют на суд учителя свои эскизы или словес­ные описания монумента. Нужно обязательно поощ­рить всех за старание независимо от качества пред­ставленных эскизов

III Чтение учителем леген­ды И. Панькина «Ле­генда о матерях»

При чтении постараться передать безграничную лю­бовь матери к своим сыновьям.

После чтения необхо­димо дать ученикам время для прочувствования ус­лышанного и только затем переходить к обсуждению

Физкультминутка

IV Чтение учениками мол­ча

Анализ произведения

Работа над содержанием направляется вопросами учебника и учителя. Используются приёмы выбороч­ного чтения, словесного рисования

V Составление словесно­го портрета матерей

Учащиеся подбирают определение к слову «мама».

При помощи текста (выборочное чтение) составляют общий портрет матерей.

Начинают подробно пере­сказывать легенду

VI Самостоятельная работа в разноуровневых тетрадях.

Выполнить задание № 3. Проверка выполненной работы.

VII Домашнее задание

Научиться подробно пересказывать легенду. Подго­товить рассказ о своих мамах.

 

 

Тема: Веселые и грустные рассказы.

В. Драгунский «Шиворот-навыворот»

Цели урока:

1. Продолжить знакомство с писателем Виктором Юзефовичем Драгунским и его произве­дениями.

2. Учить в свободной беседе высказывать свою точку зрения.

3. Формировать навык составления характеристики героя.

4. Вырабатывать навык чтения, умение вести рассказ от первого лица.

5. Развивать фантазию.

6. Прививать чувство коллективизма, товарищества, умения работать в группе и самостоятельно, воспитывать уважительное отношение к старшим.

Ход урока

I Организационный момент-

- Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок

II Проверка домашнего задания

Пересказ легенды. Рассказ учащихся о своих мамах. Сравнение их с матерями из «Легенды о матерях» И. Панькина

III Свободная беседа

В беседе третьеклассники вспоминают, что они знают о В. Ю. Драгунском, какие произведения автора читали, чем они их привлекли. Высказывают свое отношение к главному герою книг В. Ю. Драгунского — Дениске

Физкультминутка

IV Чтение учителем рас­сказа В. Ю. Драгун­ского «Шиворот-на­выворот». Вторичное чтение учащимися це­почкой

При чтении важно правильно эмоционально расста­вить акценты, возбудить у учащихся заинтересован­ность, стремление поделиться своими впечатлениями

V Анализ рассказа

Выявляем эмоциональное отношение учащихся к рас­сказу, к его герою. Работаем над смыслом выражений «почём фунт лиха», «когда я ем, я глух и нем», «сидели бы как шёлковые»

VI Составление характе­ристики Дениски

Учащиеся составляют характеристику главного героя: подбирают слова, которые характеризуют героя, выска­зывают своё отношение к герою

VII Домашнее задание

Оно может быть разным: подготовить пересказ расска­за или составить устный рассказ «Как я был Дениской».

 

Тема: Веселые и грустные рассказы.

С. Вольф «Век его я не забуду»

Цели уроков:

1. Отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения.

2. Учить анализировать прочитанный рассказ с целью выявления мотивов и причин поступ­ков героев.

3. Использовать ролевое чтение для более глубокого понимания мыслей, чувств и поступков героев.

4. Учить осознанному подробному пересказу.

5. Отрабатывать умение передавать прочитанное в рисунке.

6. Воспитывать чуткое, бережное отношение к близким людям.

Ход урока

I Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг дружке. Пожелайте успехов на сегодняшнем уроке.

II Проверка домашнего задания

При пересказе учащимися рассказа важно обратить внимание на то, как используют третьеклассники ав­торский текст, соблюдают ли последовательность в изложении, определённую интонацию при диало­гах. А вот при сообщении собственных версий «Как я был Дениской» оценивается то, сумели ли ребята отойти от рассказа, что нового привнесли в него

Физкультминутка

III Самостоятельная работа в разноуровневых тетрадях

Задание № 7

IV Чтение учителем рас­сказа С. Вольфа «Век его я не забуду»

Удивительно тонкие, тёплые узы связывают рас­сказчика с его бабушкой. Он не просто понимает её состояние, но готов сделать всё, чтобы оно поменя­лось. Вот это понимание — суть рассказа

V Чтение учениками це­почкой

Это первый этап в осознании текста. Обсуждение пока не требуется. Этому будет посвящен следую­щий урок

VI Домашнее задание

Перечитать рассказ, определить эпизоды, которые наиболее понравились, подготовить их пересказ

 

Тема: Веселые и грустные рассказы.

С. Вольф «Век его я не забуду» 2 урок

Цели уроков:

1. Отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения.

2. Учить анализировать прочитанный рассказ с целью выявления мотивов и причин поступ­ков героев.

3. Использовать ролевое чтение для более глубокого понимания мыслей, чувств и поступков героев.

4. Учить осознанному подробному пересказу.

5. Отрабатывать умение передавать прочитанное в рисунке.

6. Воспитывать чуткое, бережное отношение к близким людям

Ход урока

I Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг дружке. Пожелайте успехов на сегодняшнем уроке.

II Проверка домашнего задания

При опросе обязательно важно учесть сложившиеся у детей впечатления от рассказа, выявить их отношение к бабушке и её внуку:

Чем он был встревожен?

Что при­думал?

Как характеризует героя его поведение?

От этих вопросов переходим к углублённому анализу

Физкультминутка

III Анализ рассказа

Что привлекает третьеклассников в герое рассказа?

Что можно сказать о клоуне как о человеке?

Почему так ра­довалась бабушка?

О чём напомнил ей клоун?

Почему мальчику стыдно было отдавать клоуну деньги?

Пра­вильно ли он сделал?

Почему бабушка повторяла: «Век его я не забуду»?

— вопросы, вокруг которых будет вес­тись обсуждение произведения на уроке

IV Чтение по ролям

После распределения ролей необходимо, чтобы учащие­ся перечитали свой текст, вдумались, как нужно его про­читать, с какой интонацией, где необходимы паузы, по­вышение и понижение мелодики речи, а затем переходи­ли к ролевому чтению

V Домашнее задание

Подготовить к рассказу рисунки или сообщение «Как я был в цирке», «Моя встреча с клоуном» (на выбор). Поразмышлять над «Жемчужинами народной мысли».

 

 

Тема: Всяк живи своим умом.

Д. Мамин-Сибиряк «Дурной товарищ»

Цели урока:

1. Учить оценивать работы друг друга, соотносить рисунок с текстом.

2. Учить последовательно и логично рассказывать о своих наблюдениях.

3. Развивать устную речь учащихся.

4. Учить целостно воспринимать большой рассказ, эмоционально откликаться на прослу­шанное.

Ход урока

I Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг дружке. Пожелайте успехов на сегодняшнем уроке.

II Проверка домашнего задания

Можно сделать выставку рисунков учащихся, выде­лить наиболее удачные, соответствующие эпизодам рассказа С. Вольфа «Век его я не забуду».

Затем нуж­но перейти к прослушиванию и обсуждению подго­товленных третьеклассниками рассказов «Как я был в цирке».

Необходимо, чтобы дети рассказывали не только о том, что видели в цирке, но и обязательно о своих впечатлениях и настроении, которое было после посещения цирка.

Их собственное настроение поможет более глубоко понять тот факт, что именно после визита клоуна бабушка стала лучше себя чув­ствовать. Возможно, с цирком у неё были связаны са­мые прекрасные дни детства и юности

Физкультминутка

III Чтение учителем рас­сказа Д. Н. Мамина-Си­биряка «Дурной това­рищ»

Рассказ значительный по объёму, психологически и эмоционально насыщенный, требует целостного восприятия.

Чтение учителя может чередоваться с чтением хорошо подготовленных учеников

IV Выявление первичного эмоционального воспри­ятия учащихся

Первичное эмоциональное восприятие — первый и довольно серьёзный шаг в постижении художест­венного произведения. Выявление эмоций, чувств показывает, затронуло произведение сердце малень­кого читателя или он остался равнодушным

V Домашнее задание

Перечитать рассказ молча, выделить наиболее инте­ресные эпизоды.

 

Тема: Всяк живи своим умом.

Д. Мамин-Сибиряк «Дурной товарищ»

Цели урока:

1. Продолжить знакомство с рассказом Д. Н. Мамина-Сибиряка «Дурной товарищ».

2. Отработка навыка чтения цепочкой, по ролям.

3. Учить делить текст на законченные части, соотносить часть с целым.

4. Развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев.

5. Учить озаглавливать части произведения.

Ход урока

I Организационный момент

- Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг дружке. Пожелайте успехов на сегодняшнем уроке.

II Проверка домашнего задания

Учащиеся пересказывают или зачитывают эпизоды из рассказа, которые их наиболее заинтересовали, объясня­ют, почему

Физкультминутка

III Чтение первой части рассказа (индивиду­ально, цепочкой, по ро­лям).

Обсуждение прочи­танного

После различных видов чтения обсуждаем рассказ. Важ­но, чтобы учащиеся почувствовали, какими были отно­шения в семье, как беспечность героя рассказа огорчила его близких.

На это настраивают первые строки расска­за: «История разыгралась прескверная...»

- Почему тё­тушка Мария Ильинична повторяла: «... бойся дурных товарищей»?

- Почему отец был согласен с нею?

- Какие отношения сложились в семье?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: