Цели урока:
1. Выявление эмоционального восприятия.
2. Создание условий для выработки умения соотносить тему и название произведения.
3. Создавать условия для развития речи, обогащение словарного запаса.
4. Воспитание ответственности за свои слова и поступки.
Ход урока
- Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок. II Проверка домашнего задания Чтение понравившихся стихотворений Г. Сапгира III Чтение учителем стихотворения Бориса Заходера «Вредный кот» Учитель выразительно читает стихотворение, выявляя, - Какое оно: весёлое, грустное, смешное, озорное? - И всё же: кому смешно, а кому неприятно? - Почему? IV Расширение словарного запаса учащихся На доске записаны слова из текста: невмоготу, ловко, заляпал, улизнул, клевета. Необходимо подобрать к этим словам синонимы. К некоторым словам можно подобрать синонимический ряд, который должен быть в запасе у учителя. Так, слово «невмоготу» может иметь синонимы «нет сил», «плохо», «не до тебя» и т. п. V Выявление соотношения названия стихотворения и его содержания Прежде чем перейти к этому этапу урока, третьеклассники определяют черты характера Пети: задира, не ласковый, злой, даже жестокий, грубый, готов переложить свою вину на других. Учитель помогает открыть ещё одну черту героя - лукавость («Я кота простить готов, / Я жалею их, котов»). Это для многих учащихся будет новым словом, поэтому можно привести примеры из жизни, когда применимо это понятие. Кроме того, третьеклассники определяют несоответствие названия стихотворения его содержанию и предлагают своё название.
Однако учитель заявляет, что это - художественный приём автора, использованный для того, чтобы читатель определил, кто же всё-таки «вредный» Физкультминутка VI Чтение стихотворения учащимися молча. Выразительное чтение Учащиеся перечитывают стихотворение, молча с предварительным заданием: определить, когда Петя сердится, когда злится, когда сожалеет о содеянном, когда не принимает свою вину. И к каждому состоянию героя определить интонацию. Третьеклассники предлагают своё прочтение текста VII Самостоятельная работа в разноуровневых тетрадях Выполняется задание № 4 VIII Домашнее задание Выучить стихотворение на память, найти и прочитать 1-2 стихотворения Б. Заходера |
Тема: В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!»
Цели урока:
1. Создавать условия для развития умения делить текст на логически законченные части и составлять план.
2. Создавать условия для развития навыков чтения, умения подробного пересказа.
3. Воспитание чувства ответственности за свои поступки.
Ход урока
I Организационный момент- |
- Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок.
II Проверка домашнего задания
Чтение стихотворений Б. Заходера
Физкультминутка
III Чтение учителем рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок! »
После выразительного чтения рассказа учитель выявляет его первичное восприятие:
|
- Какой это рассказ: весёлый, грустный, смешной?
- Когда было особенно смешно, весело?
- А когда сочувствовали ребятам?
IV Чтение рассказа учащимися цепочкой
Обращается внимание на технику чтения учащихся, правильное произношение слов, учёт знаков препинания
V Воспроизведение и анализ 1-й части рассказа
Учащиеся отвечают на вопросы:
- Как ребята проводили лето?
- Почему они решили заняться малярным делом?
- Что и как делали дети?
- Какое настроение у них было?
Перечитывание молча первой части рассказа до абзаца: «Мишка обрадовался да как закричит!..»
Перечитывание текста подготовит учащихся к составлению плана текста и подробному его пересказу
VI Коллективное деление рассказа на части и составление к ним плана
Текст делится на логические части, которым даются названия.
План записывается на доске. Он может быть примерно таким:
1. Ремонт во дворе дома.
2. Дружба с рабочими.
3. Девушки-маляры.
4. Знакомство с малярами.
5. Бочонок с краской и резиновый шланг.
6. Краска пошла
VII Подробный пересказ 1-й части рассказа
Текст могут пересказывать учащиеся цепочкой, каждый по одному пункту плана
VIII Домашнее задание
Перечитать рассказ, подготовить пересказ его 1-й части
Тема: В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!» 2 урок
Цели урока:
1. Закрепление умения выборочного чтения.
2. Способствовать формированию умение выразительного чтения, чтения по ролям.
3. Создавать условия для развития умения оценивать поступки героев, высказывать к ним своё отношение.
|
4. Воспитание чувства ответственности за свои поступки.
Ход урока
- Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок. II Проверка домашнего задания Перечитывание рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок!» учащимися цепочкой Физкультминутка III Выборочное чтение Учитель предлагает найти и прочитать понравившиеся эпизоды, смешные или забавные, весёлые или грустные IV Составление характеристик главных героев К главным героям отнесём ребят - Дениску, Алёнку и Мишку. Все они весёлые, доброжелательные, любящие приключения. Алёнка - самая эмоциональная, но беспечная девочка. Мишка - выдумщик. Третьеклассники не только определяют черты характера героев, но и подтверждают выборочным чтением V Чтение рассказа по ролям Учитель распределяет роли, учащиеся просматривают текст и определяют, какие слова читать каждому герою. Вместо чтения по ролям учитель может прочитать вслух один из новых рассказов сборника В. Драгунского «Денискины рассказы» VI Самостоятельная работа в разноуровневых тетрадях Выполняются задания №11,13 VII Домашнее задание Чтение рассказа (по выбору) из книги В. Драгунского «Денискины рассказы». Подготовить к пересказу самый весёлый или смешной эпизод |
Тема: Что за герой?
А. Барто «Мальчик-наоборот»
Цели урока:
1. Отработка навыков чтения молча, выборочного чтения.
2. Создание условий для выработкинавыков выразительного чтения.
3. Способствовать формированию умения'оценивать действия и поступки героев, давать им характеристики.
4. Воспитание вежливости, негативного отношения к грубости.
Ход урока
I Организационный момент- |
- Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок.
II Проверка домашнего задания
Пересказ весёлых и смешных эпизодов из рассказов В. Драгунского
III Чтение учителем стихотворения Агнии Барто «Мальчик-наоборот»
После выразительного чтения стихотворения учителем может следовать вопрос:
· Какая же главная черта характера мальчика-наоборот? (Упрямство.)
IV Чтение учащимися цепочкой, выборочное чтение
Чтобы глубже проникнуть в текст, учащиеся отвечают на вопросы:
- Как ведёт себя мальчик дома? (Прочитайте.)
- Как ведёт он себя с родителями? (Найдите в тексте.)
- Что произошло с мальчиком-наоборот?
- Почему?
- Сделал ли он какие-нибудь выводы из происходящего? (Докажите текстом.)
Физкультминутка
V Выразительное чтение
Под руководством учителя учащиеся продумывают интонации чтения, логические и синтаксические паузы, темп чтения
VI Творческая работа
Можно дать и свободу фантазии учащихся:
- В какие глупые и смешные истории мог бы попасть мальчик-наоборот?
Придумывая такие истории, учащиеся проигрывают варианты того, как непозволительно себя вести
VII Чтение учителем стихов из сборника А. Барто. Коллективный анализ
Учитель подбирает ряд стихотворений, в которых автор осуждает негативные черты своих героев. После чтения стихотворения учащиеся определяют черты характера героя и размышляют над тем, как ему можно исправиться
VIII Самостоятельная работа в разноуровневых тетрадях
Выполняется задание № 12
IX Домашнее задание
Научиться выразительно читать стихотворение. Прочитать 1-2 стихотворения из сборника стихотворений А. Барто
Тема: Творчество С. Михалкова.
С. Михалков «Фома»
Цели урока:
1. Продолжение знакомства с творчеством Сергея Михалкова.
2. Способствовать формированию навыков восприятия художественного произведения.
3. Создавать условия для развития творческих способностей, фантазии.
4. Создавать условия для развития чувства юмора.
5. Прививать чувство коллективизма, товарищества, умения работать в группе и самостоятельно
Ход урока
- Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок. II Проверка домашнего задания Чтение стихотворений из сборника А. Барто III Чтение учителем знакомых стихотворений С. Михалкова Учащиеся вспоминают автора этих стихотворений («Радуга», 2 класс), выявляют осуждение поэтом негативных черт характера своих героев IV Комбинированное чтение стихотворения С. Михалкова «Фома» После комбинированного чтения (учитель - ученик) учащиеся определяют основную черту героя (упрямство), тем более что у автора есть строчка «Жил упрямый Фома» Физкультминутка V Чтение учащимися молча, диалогическое чтение Чтение, молча, поможет учащимся определить слова автора и героя, найти ударные слова - «неправда» и «не верит». А затем прочитать стихотворение по ролям VI Словесное рисование Третьеклассники могут не только дать словесный портрет героя, но и описать ряд рисунков, которые можно сделать к стихотворению VII Творческая работа С целью развития творческого мышления учащихся можно предложить им задание: 1. Придумать такой конец текста, чтобы было видно, что герой изменился 2. Сочинение рассказа по опорным словам или по предложенному плану В учебнике предложены опорные слова, которые могут стать основой для рассказа о других приключениях Фомы. Можно предложить учащимся и план, например: 1. Дедушкина пасека. 2. Фома решил попробовать мёд. 3. Пчёлы набросились на Фому. 4. Бегство к реке VIII Домашнее задание Прочитать 1-2 стихотворения из сборников Сергея Михалкова. |
Тема: С. Михалков «Хочу бодаться».
В. Даль «Поговорки, прибаутки, потешки»
Цели урока:
1. Отработка навыков выборочного, ролевого, выразительного чтения.
2. Способствовать формированию умения анализировать произведение.
3. Закрепление знаний о малых формах фольклора: поговорке, прибаутке, потешке.
4. Прививать чувство коллективизма, товарищества, умения работать в группе и самостоятельно
Ход урока
I Организационный момент- |
- Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок.
II Проверка домашнего задания
Чтение стихотворений С. Михалкова из сборников. Обмен мнениями о прочитанном: что понравилось? что показалось интересным, забавным, смешным?
III Чтение учеником басни С. Михалкова «Хочу бодаться». Чтение учащимися молча. Анализ басни
Басню может заранее подготовить ученик, хорошо читающий, выразительно. Затем третьеклассники перечитывают басню, молча и отвечают на вопросы:
- Почему Козлёнок приставал к животным?
- Как он вёл себя по отношению к Индюку, Пятачку, другим героям?
- Как ему отвечали животные?
- Почему эта история закончилась печально для Козлёнка?
- Физкультминутка
IV Чтение басни по ролям
Готовясь к ролевому чтению, учащиеся определяют, какие слова сказал каждый из героев. Особое внимание при подготовке следует уделить словам, которые определяют характер героя и тон чтения, например: «Индюк сказал: "Отстань от меня!" и важно отошёл в сторону», «"Отвяжись!" - ответил Пятачок и зарылся пятачком в землю» ит. п.
V Чтение учащимися цепочкой «Поговорки, прибаутки, потешки» Владимира Даля
Определение жанра после чтения поговорки, прибаутки, потешки.
VI Лексическая работа над шутливыми выражениями: «чай внакладку, чай вприглядку, чай вприлазку». Можно предложить ребятам придумать и самим такие шутливые выражения
Знакомство с толковым словарём Владимира Даля
Если учитель сможет принести на урок хотя бы один из четырёх томов словаря В. Даля, то можно рассказать о нём и прочитать толкование ряда слов.
VII Домашнее задание
Продолжить читать стихи С. Михалкова.
Тема: Учись грамоте.
В. Голявкин «Карусель в голове»
Цели урока:
1. Способствовать формированию умения воспроизводить текст (по вопросам и путём выборочного чтения).
2. Способствовать формированию умения составлять характеристики героев.
3. Расширение словарного запаса учащихся.
4. Воспитание интереса к учёбе.
Ход урока
- Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок. II Проверка домашнего задания Чтение стихотворений С. Михалкова из разных сборников. Обмен мнениями о прослушанном III Чтение учащимися молча рассказа В. Голявкина «Карусель в голове». Воспроизведение текста (с помощью вопросов и выборочного чтения) Вопросы на воспроизведение текста: 1. О чём просил мальчик отца? (Найдите в тексте и прочитайте.) 2. Какое условие поставил отец мальчику? (Прочитайте.) 3. Какие слова записал герой произведения? 4. Правильно ли он их записал? А как нужно записать? 5. Почему отец сказал, что купит мальчику только мороженое? 6. Почему отец отказался делать сыну подарки? (Прочитайте.) Физкультминутка IV Составление характеристики героя Вопросы: - Каким вам представился герой? - Как характеризует его первый абзац текста? - Понял ли мальчик, почему отец не захотел сделать покупки? - Что можно посоветовать мальчику? V Лексическая и орфографическая работа 1. Подобрать синонимы к фразеологизму «Слова оказываются не на своих ногах». 2. Запись словарных слов, использованных в тексте, в тетрадь по литературному чтению Учитель заранее пишет слова на доске: велосипед, пистолет-пулемёт, самолёт, вертолёт, хоккей, мороженое VI Самостоятельная работа в разноуровневых тетрадях Ученики выполняют задание № 18 под руководством учителя VII Домашнее задание Подготовиться к пересказу рассказа. | ||
Тема: В. Драгунский «Англичанин Павля»
Цели урока:
Продолжение знакомства с творчеством Виктора Драгунского
2. Создание условий для выработки умения оценивать действия и поступки героев, давать им характеристики.
3. Создавать условия для развития умения составлять план прозаического произведения, подробно пересказывая его по плану.
4. Воспитание правдивости, честности.
Ход урока
I Организационный момент- |
- Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок.
II Проверка домашнего задания
Краткий пересказ рассказа В. Голявкина «Карусель в голове». Проверка задания в тетради
III Выразительное чтение учителем рассказа В. Драгунского «Англичанин Павля». Выявление восприятия
После чтения учитель выявляет первоначальное восприятие текста вопросами:
- Было ли во время чтения вам смешно?
- Когда?
- Почему?
Физкультминутка
IV Перечитывание рассказа учащимися вслух цепочкой.
Выборочное чтение
Для углубленного восприятия текста и понимания поступков героя учащиеся воспроизводят текст, отвечая на вопросы и подтверждая ответы выборочным чтением (см. методический аппарат в учебнике)
V Составление характеристики героя
Учитель предлагает перечитать отрывок, в котором Павля отвечает на вопросы:
- Где ты пропадал?
- Что делал?
Особое внимание следует обратить на слова «напыжился», «покраснел», «поглядел по сторонам» (перед тем как солгать).
Вопросы:
- Как эти слова характеризуют состояние героя?
- Как Павля ответил на вопрос, что он ещё знает по-английски?
- Как вы оцениваете этот ответ?
- Нравится ли вам Павля?
- Почему?
VI Лексическая работа
Необходимо поработать над смыслом слов «напыжился», «прочепущил», подобрать синонимы к выражениям «Павля прямо засиял», «времени не терял», «небрежно обронил... слова»
VII Составление плана рассказа. Подробный пересказ
Учащиеся коллективно составляют план текста (учитель записывает его на доске) и пересказывают рассказ соответственно плану
VIII Домашнее задание
Подготовить рассказ на одну из предложенных тем (см. методический материал в учебнике) или пересказ рассказа В. Драгунского «Англичанин Павля»
Тема: Творчество Н. Носова. Н. Носов «Федина задача»
Цели урока:
1. Продолжение знакомства с творчеством Н. Носова
2. Выявление характера героя.
3. Обучение решению проблемных ситуаций.
4. Воспитание чувства юмора.
Ход урока
- Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок. II Проверка домашнего задания Рассказы учащихся на заданную тему Физкультминутка III Вступительная беседа Вводя в тему, учитель может дать простор для высказываний детей: - Какие рассказы Николая Носова вы читали? - Нравятся ли они вам? Чем? - Какой герой из рассказов Носова вам особенно понравился? Чем? IV Чтение учителем рассказа Н. Носова «Федина задача» После чтения учитель выявляет первоначальное восприятие рассказа: - Какое настроение вызвал рассказ? - Было ли вам весело, смешно, грустно? - Когда? V Чтение рассказа учащимися цепочкой с предварительным заданием. Учитель предлагает детям перечитать рассказ и определить своё отношение к главному герою Составление характеристики героя. Выявление отношения автора к герою Вопросы: - Отрицательный или положительный герой Федя? - Какие черты характеризуют его отрицательно? - А можно ли сказать, что Федя всегда так делал уроки? - Что по этому поводу пишет автор? - Если бы Федя был ленивый и безответственный человек, пошёл бы он к своему другу для решения задачи? - А почему всё-таки Федя не выключил радио, когда сел заниматься? Вывод: герой не плохой, не отрицательный, а, скорее, положительный, но в данном случае не проявил усидчивости, терпения, сосредоточенности, чтобы решить задачу. - Как относится автор к своему герою? (По-доброму смеётся, подшучивает над ним, даёт возможность сделать выводы, а за героем читателю увидеть и себя.) VI Комбинированное выразительное чтение (учитель - ученик) Учитель читает слова автора и тексты песен, а слова героя - учащиеся по очереди. VII Самостоятельная работа в разноуровневых тетрадях(задание № 19) VIII Домашнее задание Перечитать рассказ. |
Тема: Обобщение по теме» Страна Хохотания» Тест
Цели урока:
1. Систематизация и обобщение знаний и умений, полученных при изучении раздела «Страна Хохотания».
2. Создавать условия для развития творческих способностей, фантазии, речи, памяти учащихся.
3. Создавать условия для развития умения размышлять над содержанием пословиц, загадок, самостоятельно их составлять.
4. Прививать чувство коллективизма, товарищества, умения работать в группе и самостоятельно
Ход урока
- Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок II Проверка домашнего задания Творческий пересказ продолжения рассказа Н. Носова «Федина задача» III Рубрика «Определите. Вспомните» Это задание требует от учащихся вернуться к прочитанным произведениям и подготовиться к ответам, поэтому оно займёт значительную часть урока Физкультминутка IV Самостоятельная работа. Рубрика, «Какие черты героев вам нравятся?» Учащиеся самостоятельно работают над заданием, выявляя положительные черты характера героев V Составление пословиц Из деформированного текста учащиеся составляют пословицы и определяют их смысл VI Самостоятельная работа в разноуровневых тетрадях Работа в тетради (задание № 24) поможет не только проверить знание учащимися прочитанных текстов, но и активизирует их внимание, мышление, фантазию VII Заучивание стихотворения Р. Сефа «Бесконечные стихи» (задание № 26 в литературной тетради). Выразительное чтение VIII Закончить урок можно игрой «Кто быстрее? ». Учащиеся заучивают стихотворение (побеждают первые три человека, которые без ошибок и выразительно его прочитают). Затем другие учащиеся продолжают «Бесконечные стихи» IX Домашнее задание Сделать рисунок к полюбившемуся произведению раздела.
|
Тема: Как аукнется, так и откликнется.
Слово Добродея.
А. Глебов «Легенда о камне»
Цели урока:
1. Активизировать эмоциональное восприятие учащихся.
2. Дать представление о рассказе и легенде.
3.Создавать условия для развития умения анализировать поступки героя.
4.Создавать условия для развития внимание к авторскому слову, его творческой манере.
5. Способствовать формированию умения пересказывать с использованием словесного рисования.
6. Прививать чувство коллективизма, товарищества, умения работать в группе и самостоятельно
Ход урока
- Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок II Проверка домашнего задания Проанализировать и оценить рисунки учащихся III Введение в Страну Мудрых уроков Беседа учителя о том, какие бывают уроки, что они нам дают, в результате чего человек становится мудрым. Дать представление о рассказе и легенде Физкультминутка IV Чтение учителем легенды А. Глебова «Легенда о камне» Выявить первичное эмоциональное отношение учащихся к прочитанному. Это позволит перейти к глубокому осмыслению текста: Правильно ли был наказан Орёл? Далее работа направляется на понимание детьми специфики легенды (плавность, неспешность повествования) V Перечитывание легенды учениками молча, а затем вслух цепочкой Свободное высказывание Работа по вопросам: К чему привело самомнение и гордыня Орла? Жаль вам его или нет? - позволяет сделать правильный вывод VI Пересказ от имени рассказчика Важно помочь детям представить себя на месте рассказчика и подготовить пересказ от его имени VII Самостоятельная работа в разноуровневых тетрадях. Проверка выполненной работы. Задание № 1 Учащиеся самостоятельно выполняют задание № 1 VIII Домашнее задание Подготовить пересказ легенды. Подумать, какой монумент из камня можно сделать |
Тема: Долг платежом красен.
И. Панькин «Легенда о матерях»
Цели уроков:
1. Продолжить знакомство с жанром «легенда».
2. Активизировать чувственную сферу школьников.
3. Учить анализировать произведение, давать ему оценку,
4. Формировать умение читать молча.
5. Развивать речь, внимание учащихся.
6. Воспитывать любовь к матери, бережное отношение к ней.
Ход урока
I Организационный момент- |
- Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок
II Проверка домашнего задания
Учащиеся перечитывают легенду, пересказывают её, представляют на суд учителя свои эскизы или словесные описания монумента. Нужно обязательно поощрить всех за старание независимо от качества представленных эскизов
III Чтение учителем легенды И. Панькина «Легенда о матерях»
При чтении постараться передать безграничную любовь матери к своим сыновьям.
После чтения необходимо дать ученикам время для прочувствования услышанного и только затем переходить к обсуждению
Физкультминутка
IV Чтение учениками молча
Анализ произведения
Работа над содержанием направляется вопросами учебника и учителя. Используются приёмы выборочного чтения, словесного рисования
V Составление словесного портрета матерей
Учащиеся подбирают определение к слову «мама».
При помощи текста (выборочное чтение) составляют общий портрет матерей.
Начинают подробно пересказывать легенду
VI Самостоятельная работа в разноуровневых тетрадях.
Выполнить задание № 3. Проверка выполненной работы.
VII Домашнее задание
Научиться подробно пересказывать легенду. Подготовить рассказ о своих мамах.
Тема: Веселые и грустные рассказы.
В. Драгунский «Шиворот-навыворот»
Цели урока:
1. Продолжить знакомство с писателем Виктором Юзефовичем Драгунским и его произведениями.
2. Учить в свободной беседе высказывать свою точку зрения.
3. Формировать навык составления характеристики героя.
4. Вырабатывать навык чтения, умение вести рассказ от первого лица.
5. Развивать фантазию.
6. Прививать чувство коллективизма, товарищества, умения работать в группе и самостоятельно, воспитывать уважительное отношение к старшим. Ход урока
- Ребята, давайте начнем нас сегодняшний урок с комплементов. Повернитесь друг к другу, пожелайте удача, настроения и сделайте комплемент. Я вижу, что настроение улучшилось, на лицах засияли улыбки, значит можно начинать урок II Проверка домашнего задания Пересказ легенды. Рассказ учащихся о своих мамах. Сравнение их с матерями из «Легенды о матерях» И. Панькина III Свободная беседа В беседе третьеклассники вспоминают, что они знают о В. Ю. Драгунском, какие произведения автора читали, чем они их привлекли. Высказывают свое отношение к главному герою книг В. Ю. Драгунского — Дениске Физкультминутка IV Чтение учителем рассказа В. Ю. Драгунского «Шиворот-навыворот». Вторичное чтение учащимися цепочкой При чтении важно правильно эмоционально расставить акценты, возбудить у учащихся заинтересованность, стремление поделиться своими впечатлениями V Анализ рассказа Выявляем эмоциональное отношение учащихся к рассказу, к его герою. Работаем над смыслом выражений «почём фунт лиха», «когда я ем, я глух и нем», «сидели бы как шёлковые» VI Составление характеристики Дениски Учащиеся составляют характеристику главного героя: подбирают слова, которые характеризуют героя, высказывают своё отношение к герою VII Домашнее задание Оно может быть разным: подготовить пересказ рассказа или составить устный рассказ «Как я был Дениской». |
Тема: Веселые и грустные рассказы.
С. Вольф «Век его я не забуду»
Цели уроков:
1. Отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения.
2. Учить анализировать прочитанный рассказ с целью выявления мотивов и причин поступков героев.
3. Использовать ролевое чтение для более глубокого понимания мыслей, чувств и поступков героев.
4. Учить осознанному подробному пересказу.
5. Отрабатывать умение передавать прочитанное в рисунке.
6. Воспитывать чуткое, бережное отношение к близким людям.
Ход урока I Организационный момент
II Проверка домашнего задания При пересказе учащимися рассказа важно обратить внимание на то, как используют третьеклассники авторский текст, соблюдают ли последовательность в изложении, определённую интонацию при диалогах. А вот при сообщении собственных версий «Как я был Дениской» оценивается то, сумели ли ребята отойти от рассказа, что нового привнесли в него Физкультминутка III Самостоятельная работа в разноуровневых тетрадях Задание № 7 IV Чтение учителем рассказа С. Вольфа «Век его я не забуду» Удивительно тонкие, тёплые узы связывают рассказчика с его бабушкой. Он не просто понимает её состояние, но готов сделать всё, чтобы оно поменялось. Вот это понимание — суть рассказа V Чтение учениками цепочкой Это первый этап в осознании текста. Обсуждение пока не требуется. Этому будет посвящен следующий урок VI Домашнее задание Перечитать рассказ, определить эпизоды, которые наиболее понравились, подготовить их пересказ |
Тема: Веселые и грустные рассказы.
С. Вольф «Век его я не забуду» 2 урок
Цели уроков:
1. Отрабатывать навыки осознанного выразительного чтения.
2. Учить анализировать прочитанный рассказ с целью выявления мотивов и причин поступков героев.
3. Использовать ролевое чтение для более глубокого понимания мыслей, чувств и поступков героев.
4. Учить осознанному подробному пересказу.
5. Отрабатывать умение передавать прочитанное в рисунке.
6. Воспитывать чуткое, бережное отношение к близким людям
Ход урока I Организационный момент
II Проверка домашнего задания При опросе обязательно важно учесть сложившиеся у детей впечатления от рассказа, выявить их отношение к бабушке и её внуку: Чем он был встревожен? Что придумал? Как характеризует героя его поведение? От этих вопросов переходим к углублённому анализу Физкультминутка III Анализ рассказа Что привлекает третьеклассников в герое рассказа? Что можно сказать о клоуне как о человеке? Почему так радовалась бабушка? О чём напомнил ей клоун? Почему мальчику стыдно было отдавать клоуну деньги? Правильно ли он сделал? Почему бабушка повторяла: «Век его я не забуду»? — вопросы, вокруг которых будет вестись обсуждение произведения на уроке IV Чтение по ролям После распределения ролей необходимо, чтобы учащиеся перечитали свой текст, вдумались, как нужно его прочитать, с какой интонацией, где необходимы паузы, повышение и понижение мелодики речи, а затем переходили к ролевому чтению V Домашнее задание Подготовить к рассказу рисунки или сообщение «Как я был в цирке», «Моя встреча с клоуном» (на выбор). Поразмышлять над «Жемчужинами народной мысли». |
Тема: Всяк живи своим умом.
Д. Мамин-Сибиряк «Дурной товарищ»
Цели урока:
1. Учить оценивать работы друг друга, соотносить рисунок с текстом.
2. Учить последовательно и логично рассказывать о своих наблюдениях.
3. Развивать устную речь учащихся.
4. Учить целостно воспринимать большой рассказ, эмоционально откликаться на прослушанное.
Ход урока
I Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг дружке. Пожелайте успехов на сегодняшнем уроке. |
II Проверка домашнего задания
Можно сделать выставку рисунков учащихся, выделить наиболее удачные, соответствующие эпизодам рассказа С. Вольфа «Век его я не забуду».
Затем нужно перейти к прослушиванию и обсуждению подготовленных третьеклассниками рассказов «Как я был в цирке».
Необходимо, чтобы дети рассказывали не только о том, что видели в цирке, но и обязательно о своих впечатлениях и настроении, которое было после посещения цирка.
Их собственное настроение поможет более глубоко понять тот факт, что именно после визита клоуна бабушка стала лучше себя чувствовать. Возможно, с цирком у неё были связаны самые прекрасные дни детства и юности
Физкультминутка
III Чтение учителем рассказа Д. Н. Мамина-Сибиряка «Дурной товарищ»
Рассказ значительный по объёму, психологически и эмоционально насыщенный, требует целостного восприятия.
Чтение учителя может чередоваться с чтением хорошо подготовленных учеников
IV Выявление первичного эмоционального восприятия учащихся
Первичное эмоциональное восприятие — первый и довольно серьёзный шаг в постижении художественного произведения. Выявление эмоций, чувств показывает, затронуло произведение сердце маленького читателя или он остался равнодушным
V Домашнее задание
Перечитать рассказ молча, выделить наиболее интересные эпизоды.
Тема: Всяк живи своим умом.
Д. Мамин-Сибиряк «Дурной товарищ»
Цели урока:
1. Продолжить знакомство с рассказом Д. Н. Мамина-Сибиряка «Дурной товарищ».
2. Отработка навыка чтения цепочкой, по ролям.
3. Учить делить текст на законченные части, соотносить часть с целым.
4. Развивать умение анализировать эмоциональное состояние героев.
5. Учить озаглавливать части произведения.
Ход урока
I Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Улыбнитесь друг дружке. Пожелайте успехов на сегодняшнем уроке. |
II Проверка домашнего задания
Учащиеся пересказывают или зачитывают эпизоды из рассказа, которые их наиболее заинтересовали, объясняют, почему
Физкультминутка
III Чтение первой части рассказа (индивидуально, цепочкой, по ролям).
Обсуждение прочитанного
После различных видов чтения обсуждаем рассказ. Важно, чтобы учащиеся почувствовали, какими были отношения в семье, как беспечность героя рассказа огорчила его близких.
На это настраивают первые строки рассказа: «История разыгралась прескверная...»
- Почему тётушка Мария Ильинична повторяла: «... бойся дурных товарищей»?
- Почему отец был согласен с нею?
- Какие отношения сложились в семье?