МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И ЗАДАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ДОМАШНЕЙ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫДЛЯ СТУДЕНТОВ-ЗАОЧНИКОВ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ МДК 01.02. Психология социально-правовой деятельности (для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения)
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Дисциплина МДК 01.02. Психология социально-правовой деятельности является разделом профессионального модуля, освоение которого позволяет сформировать у студентов следующие профессиональные компетенции:
ПК 1. Осуществлять профессиональное толкование нормативных правовых актов для реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 2. Осуществлять прием граждан по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
ПК 3. Рассматривать пакет документов для назначения пенсий, пособий, компенсаций, других выплат, а также мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, нуждающимся в социальной защите.
ПК 4. Осуществлять установление (назначение, перерасчет, перевод), индексацию и корректировку пенсий, назначение пособий, компенсаций и других социальных выплат, используя информационно-компьютерные технологии.
ПК 5. Осуществлять формирование и хранение дел получателей пенсий, пособий и других социальных выплат.
ПК 6. Консультировать граждан и представителей юридических лиц по вопросам пенсионного обеспечения и социальной защиты.
В рамках освоения дисциплины МДК 01.02. Психология социально-правовой деятельности студенты должны:
иметь представление: о взаимосвязи дисциплины «МДК 01.02. Психология социально-правовой деятельности» с другими дисциплинами общепрофессионального и специального циклов;
|
уметь: объяснять сущность психических процессов и их изменений у инвалидов и лиц пожилого возраста; правильно организовать психологический контакт с клиентами (потребителями услуг); давать психологическую характеристику личности, применять приемы делового общения и правила культуры поведения; следовать этическим правилам, нормам и принципам в профессиональной деятельности;
знать: основные понятия общей психологии, сущность психических процессов; основы психологии личности; современные представления о личности, ее структуре и возрастных изменениях; особенности психологии инвалидов и лиц пожилого возраста; основные правила профессиональной этики и приемы делового общения в коллективе.
Дисциплина «МДК 01.02. Психология социально-правовой деятельности» изучается на IV курсе. Учебным планом предусмотрено выполнение одной домашней контрольной работы. Завершается изучение курса экзаменом.
Вариант контрольной работы определяется по таблице в зависимости от 2-х последних цифр шифра студента. В таблице по вертикали размещены цифры от 0 до 9, каждая из которых - предпоследняя цифра номера личного дела. По горизонтали также размещены цифры от 0 до 9, каждая из которых - последняя цифра личного дела. Пересечение вертикальной и горизонтальной линий определяет клетку с номерами вопросов контрольной работы.
Например, шифр студента-заочника МЗ-179-04, где 04 - год зачисления студента в техникум, 179 - номер личного дела студента, где последние две цифры номера личного дела определяют вариант. В данном случае номер варианта - 79, т.е. пересечение 7-го столбца по вертикали и 9-ей строки по горизонтали определяет клетку с номерами вопросов работы.
|
Студенты должны быть внимательными при выборе варианта, так как работа, выполненная не по своему варианту, возвращается студенту без проверки и зачета.
Выполнение заданий контрольной работы начинается с подбора литературы, соответствующей вопросам варианта.
План работы с подобранной литературой:
• отметить материал, необходимый для изучения;
• изучить материал;
• составить конспект, отметив недостаточно понятные и требующие доработки вопросы;
• подобрать дополнительную литературу для полного ответа на вопрос;
• по вопросам, оставшимся нерешенными, обратиться за консультацией к преподавателю.
Пояснительная записка
Письменная контрольная работа оформляется студентом разборчиво, на листах А4.
Страницы работы нумеруются арабскими цифрами по порядку от титульного листа до последнего, включая приложения и список использованных источников без пропусков и повторений. Порядковый номер размещается по центру вверху страницы.
ДКР выполняется в печатном виде - текст работы печатается на одной стороне листа белой бумаги формата А4 (параметры страницы: верхнее, нижнее – 20 мм., правое поле – 10 мм., левое поле – 30 мм шрифтом TimesNewRoman, кегль 14, через 1,5 интервала в редакторе Word для Microsoft (с расширением doc или docx).
Объем работы не должен быть менее 15 страниц печатного текста.
Текст форматируется по ширине листа. Не допустимо писать работу с грамматическими ошибками, с редакционными и стилистическими погрешностями. Нумерация страниц начинается со 2-ой страницы (титульный лист не нумеруются).
|
ДКР предоставляется в отдел учебно-воспитательной работы не позднее, чем за 3 недели до начала лабораторно-экзаменационной сессии. Справка-вызов на сессию выдаётся студенту после сдачи ДКР в отдел учебно-воспитательной работы и её регистрации в журнале.
Все контрольные работы регистрируются в специальном журнале и передаются на проверку и рецензирование преподавателям соответствующих дисциплин.
Оформленная контрольная работа включает в себя: титульный лист, план работы (содержание), введение, заключение, список использованных источников, ссылки на источники (сноски).
Используемые в тексте понятия должны строго соответствовать общепринятым терминам и определениям. В конце работы проставляется дата окончания ее выполнения и подпись автора.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема 1. Введение в психологию
Тема 2. Основы психологии личности
Тема 3. Особенности психологии инвалидов и лиц пожилого возраста
Тема 4. Профессиональная этика
Тема 5. Деловое общение
ЛИТЕРАТУРА
Учебная литература и справочные пособия. Основная литература
Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академия, 2010.
Карелин А.А. Психологические тесты (в 2 томах). М.: Дрофа, 2008.
Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
Немов Р.С. Общая психология. М.: Дрофа, 2009.
Немов Р.С. Психология. Т. 3. Психодиагностика. М.: ИНФРА-М, 2010
Дополнительная литература
Большая медицинская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1988.
Большая психологическая энциклопедия. М.: ЭКСМО, 2007.
Большая юридическая энциклопедия. М.: ЭКСМО, 2006.
Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: Педагогическое общество России, 2004.
Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций. М.: Издательство Союз, 2000.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. С-Пб.: Издательство «Питер», 2000.
Интернет-ресурсы
https://gospsyh.ru/bilety-i-voprosy-k-ekzamenu-po-psixologii.html
https://www.vashpsixolog.ru/lectures-on-the-psychology
ВАРИАНТЫКОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Б А | ||||||||||||
А – Предпоследняя цифра номера личного дела,
Б – Последняя цифра личного дела.
ЗАДАНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Общее представление о психологии: предмет психологии, ее задачи и методы.
2. Из приведенных примеров выберите те, которые характеризует поведение человека как индивида и как личности. Обоснуйте ответы.
а) У девочки наблюдается медлительность в моторике, в речи, в мышлении, в возникновении чувств. Она медленно и с трудом переключается с одного вида деятельности на другой.
б) Сотрудник рассказывает коллеге, как он распределяет рабочее время.
в) Учитель внес предложения, осуществление которых значительно повысило успеваемость в школе.
3. Методы изучения психических явлений.
4. Определите, какие свойства или тип темперамента лежат в основе следующего поведения:
1) При поручении ответственного задания инженер быстро разработал план конструкции, сделал расчеты и за короткий срок выполнил чертеж.
2) Порученное задание вызвало у работника недовольство, он долго не мог приступить к выполнению, говоря о том, что это задание слишком сложно для него.
3) Прежде чем выполнять данное задание, сотрудник долго раздумывал, тщательно проверял все данные, а затем приступил к работе над чертежом.
5. Понятие личности в психологии. Индивид, субъект, личность, индивидуальность.
6. Общение как социально-психологическая категория.
7. Структура личности с точки зрения различных теорий личности.
8. Коммуникативная культура в деловом общении.
9. Определите, какие свойства или тип темперамента лежат в основе следующего поведения:
1) Экономист планового отдела обладает высокой работоспособностью, надолго сосредотачивается на кропотливом деле, не спеша его выполняет, практически не допускает ошибок.
2) При составлении проекта инженер-конструктор сильно увлекается, придумывает различные варианты, полностью поглощен работой и раздражается, когда его отвлекают.
3) Секретарша очень сильно реагирует на замечания начальника, долго переживает из-за допущенных ошибок, малейшие неприятности могут вызвать ухудшение настроения. Если необходимо срочно выполнить работу, не может сразу сосредоточиться.
10. Понятие о темпераменте. Физиологические основы темперамента.
11. Деловое общение. Особенности, виды.
12. Определите, какие свойства или тип темперамента лежат в основе следующего поведения:
1) Павел очень терпелив. Он может часами выполнять кропотливую работу, которая вызвала бы раздражение у другого человека.
2) Кирилл не выносит, когда приходится терять время в транспортных пробках. Он включает звуковой сигнал или грозит кулаком всем, кто его задерживает.
3) Сообщение о том, что его доклад перенесен с вечернего заседания на утреннее, заметно расстроило доцента Ковалева, и он плохо спал ночью.
13. Типы темперамента, их психологическая характеристика.
14. Как поведут себя люди с различными типами темперамента в следующих ситуациях:
а) По неожиданному требованию начальника нужно срочно приехать на работу в выходной.
б) Человек опаздывает на поезд из-за поломки машины.
в) Происходит сбой в работе компьютера и потеряно большое количество информации.
15. Понятие о характере. Физиологические основы характера.
16. Виды коммуникативных барьеров и причины их возникновения.
17. Иногда в качестве наказания ребенка оставляют одного в комнате. Для ребенка с каким типом темперамента это наказание окажется наиболее слабым? Аргументируйте свой ответ.
18. Черты характера, их характеристика.
19. Вербальное общение, культура речи и речевой этикет.
20. Человек с ограниченными возможностями (инвалид по зрению, инвалид-колясочник) оказался в затруднительной ситуации: не может перейти через дорогу, сесть в автобус, не может найти нужный адрес. Ваши действия (как Вы предложите помощь, чем сможете помочь)?
21. Личность в социальной среде.
22. Невербальное общение и этикет.
23. Понятие социальной психологии, ее предмет.
24. Дистанционное общение. Этические нормы телефонного разговора. Общие требования написания деловых писем.
25. Из приведенных примеров выберите те, которые характеризует поведение человека как индивида и как личности. Обоснуйте ответы.
а) У студента К. прекрасная дикция и приятный голос.
б) Мальчик записался в шахматный клуб.
в) Девушка отличается выразительной мимикой, резкими движениями и быстрой походкой.
26. Понятие конфликтов, их классификация, причины, структура.
27. Психодиагностика как направление практической психологии и ее этическая сторона.
28. Технология преодоления и прекращения конфликтов в деловом общении.
29. Какие черты характера проявляются в следующих ситуациях:
а) Человек тщательно готовится к публичному выступлению
б) Девочка постоянно разбрасывает свои вещи, несмотря на замечания матери.
в) Школьник часто приходит на занятия с невыполненными уроками.
г) Старший брат не желает делиться сладостями с младшим.
д) Студент сильно волнуется перед экзаменами.
е) Сотрудник не любит, когда его публично хвалит начальство.
ж) В компании друзей он всегда в центре внимания.
30. Психогеометрическая диагностика личности: задачи и методы.
31. Понятия, принципы, нормы профессиональной этики.
32. Диагностика ведущей репрезентативной системы.
33. Культура поведения: жизненные ценности, нормы поведения, речевая культура, этикет.
34. Психология зрелости и пожилого возраста: особенности развития личности, профессиональная продуктивность, взаимоотношения в семье.
35. Этикет и культура поведения делового человека.
36. Зрелость и психологический возраст.
37. Этикет и имидж делового человека.
38. Подберите относительно каждой из данных конфликтных ситуаций наиболее оптимальные стратегии поведения (сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление). Опишите конкретные действия всех возможных участников конфликта.
а) У жильцов с верхнего этажа в их отсутствие прорвало трубу с горячей водой, в результате чего были залиты две нижние квартиры, не так давно отремонтированные хозяевами. Встает вопрос, кто будет оплачивать новый ремонт?
б) Две фирмы занимают одно большое помещение и пользуются одним телефоном. В конце каждого месяца между их руководителями возникает спор по поводу оплаты за аренду и услуги связи.
39. Психология старости. Стрессовые состояния в пожилом возрасте. Психическое старение.
40. Внешний облик делового человека.
41. Особенности психологии пожилого возраста.
42. Поведение в общественных местах.
43. Понятие «инвалид», «инвалидность». Психологические особенности людей с ограниченными возможностями.
44. В разговоре по телефону сотрудника сферы социального обеспечения с пожилым человеком были решены все актуальные вопросы, но клиент затягивает разговор, тяготясь своим одиночеством. Как должен поступить сотрудник? Дайте рекомендации.
45. Социальный аспект инвалидности.
46. Этапы делового общения.
47. Понятия «социальная недостаточность», «ограничения жизнедеятельности». Проблемы социальной адаптации инвалидов.
48. Важнейшие приемы установления делового контакта.
49. Пожилой родственник постоянно конфликтует с членами семьи, особенно детьми и внуками. Что может быть причиной подобного поведения? Каким образом можно наладить взаимоотношения в семье?
50. Деловое общение и психодиагностика.
51. Допустимы ли следующие ситуации в общении между сотрудником сферы социального обеспечения и его клиентами:
А) полагая, что пожилой клиент, в силу возраста, лишь частично воспринимает содержание беседы, прибегать к нарочито упрощенным словам и выражениям;
Б) в общении с инвалидами считать вполне уместным проявлять жалость к ним.
Прав ли сотрудник? Какие рекомендации можно ему дать?
52. Психологический аспект инвалидности.
53. Деловое общение в рабочей группе.
54. Особенности личности инвалида.
55. Стратегия поведения в конфликтной ситуации.
56. Реабилитация лиц с ограниченными возможностями и ее основные проблемы на современном этапе.
57. Правила поведения в условиях конфликта.
58. Психологическое обеспечение социальной работы с инвалидами.
59. Общение как взаимодействие (перцептивная сторона общения).
60. Пожилой женщине ее взрослая дочь регулярно приносит свои вещи в стирку, мотивируя свои действия тем, что пожилой женщине «необходимо чувствовать себя нужной». Каковы действительные мотивы действий ее дочери? Дайте рекомендации пожилой женщине, как ей вести себя в сложившейся ситуации.