Нормы как императивы поведения педагога




Тема 5. Деонтологические аспекты педагогической этики

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1. Понятие педагогической деонтологии, ее место и роль в педагогической этике.

2. Нормы как императивы поведения педагогов.

3. Основные этические взаимоотношения и группы стандартов поведения педагогов.

4. Механизм реализации профессионально-этических норм (основные деонтологические категории и принципы).

 

Литература

1. Бочаров А.В. Нужен ли преподавателям Университета профессиональный этический кодекс? // электронный ресурс: https://klio.tsu.ru/Bocharov.htm


Понятие педагогической деонтологии, ее место и роль в педагогической этике

 

Термин «деонтология» (от греч. deonthos – должный) введен в научный лексикон в XVIII в. английским философом-утилитаристом И. Бентамом (1748-1832). Первоначально термин имел узкий смысл, обозначая долг и обязанности верующего человека перед Богом и религиозной общиной. Впоследствии за термином закрепился более широкий смысл как учения о долге вообще.

Особая роль в оформлении деонтологии принадлежит немецкому философу И. Канту (1724-1804). Этика Канта – это этика долга. Согласно взглядам философа, сущность морали заключена в неизменном нравственном законе – категорическом императиве, который требует от человека его безусловного выполнения. Две наиболее известные формулировки закона гласят:

1) «Поступай только согласно такой максиме (правилу), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом»;

2) «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого как к цели, и никогда не относился бы к нему только как средству».

 

В настоящее время деонтология трактуется как учение о долге и должном поведении отдельной личности или группы людей в любой сфере жизни. Деонтология – это ядро этической системы, поскольку должное поведение гарантирует выполнение внешних по отношению к человеку требований в лице принципов и норм поведения.

Термин «деонтология» широко используется в профессиональной этике для обозначения теории о долге и должном поведении специалиста в рамках его профессии. В настоящее время чаще всего она рассматривается как учение о юридических, профессиональных и моральных обязанностях и правилах поведения медработников по отношению к больному. Общеизвестно, что главным этическим принципом деятельности врача является принцип «не навреди» (Гиппократ). Именно поэтому предоставляется очевидной необходимость применять сущность деонтологии в практике других профессий и, прежде всего, педагогической, поскольку она выявляет специфику реализации этических ценностей в конкретных видах профессиональных взаимодействий.

Таким образом, педагогическая деонтология – это учение о долге и должном поведении педагога в различных сферах его профессиональной деятельности.

Необходимость педагогической деонтологии обусловлена следующими причинами:

1) от деятельности педагога во многом зависит благополучие учащегося, а опосредованно – всего общества, что требует неукоснительного и качественного выполнения им всех профессиональных обязанностей;

2) не все обязанности, возлагаемые на педагога, могут быть для него привлекательными и желательными (не устраивает общение с определенными учащимися, оплата труда, общение с коллегами и др.).

Деонтология акцентирует свое внимание, во-первых, на содержании профессионального долга и, во-вторых, на механизме, обеспечивающем реализацию требований педагогической этики. Содержание долженствования представлено в нормах, правилах, стандартах поведения.

 

 

Нормы как императивы поведения педагога

 

Основные требования педагогической этики конкретизируются в нормах поведения специалиста. Они фиксируются в той или иной степени в Уставах образовательных учреждений.

Норма – это:

1. руководящее начало, правило, образец;

2. узаконенное установление, обязательный порядок, стандарт;

3. установленная мера, средняя величина.

Представляется, что первое и третье определения менее категоричны по сравнению со вторым - дается не­кий образец, некая мера и рекомендуется им следовать. В первом определении понятие «норма» также трактуется и как синоним понятия «правило».

Типичным образцом этики нормы являются Десять заповедей (Декалог) Моисея (Библия: Книга Исход, гл. 20),которые до сих пор не утратили своего значения. Относительная консервативность моральных норм является их обязательным свойством. По сути своей, задачей норм этики является стабилизация отношений в социуме.

Норма поведения педагога – это форма требования (императива), предъявляемого к специалисту. Она является выражением той или иной ценности в системе четких предписаний и запретов. Иначе говоря, это своеобразные стандарты поведения, общеобязательные для представителей данной профессиональной группы. Формируются в сознании профессионального сообщества стихийно, а в дальнейшем находят свое научное обоснование и закрепление в этических кодексах поведения.

Можно различать общие и частные нормы педагогической этики (по степени обобщенности).

Общие нормы выражают наиболее широкие требования, обобщающие большой спектр реальных отношений специалиста. Фундаментальными нормами, по мнению А.А. Гусейнова, которых должен придерживаться педагог, являются следующие.

1) Поставь себя на место ученика («золотое правило нравственности»). Взаимность отношений, умение взглянуть на ситуацию глазами другого, мысленно поменявшись с ним местами, – ключевой элемент нравственной культуры поведения человека в публичном пространстве. Диспозиция учителя по отношению к ученику чревата опасностью командного, высокомерного, надменного обращения с ним, злоупотребления зависимым положением последнего. Словом, отношения учителя к учащимся в силу присущей им асимметрии таят в себе опасность деградации в учительски назидательную и командно-снисходи­тель­ную тональность. Эти вполне реальные и, к сожалению, очень часто встречающиеся деформации, по крайней мере отчасти, могут быть блокированы, если действенно осознать, что золотое правило нравственности является важной составляющей не только общей нравственной культуры педагога, но и его ролевого поведения.

2) Не судите. Педагог обучает и одновременно оценивает своих учеников. Оценка ученика, особенно в форме экзаменационных оценок, которые приобретают жизненное значение (влияют на качество аттестата или диплома и т.п.), – самый напряженный с этической точки зрения и самый неприятный с психологической точки зрения элемент всего образовательного процесса. Оценка знаний всегда содержит в себе элемент субъективности. И очень важен её вектор – направлена ли эта субъективность в сторону завышения или в сторону занижения оценки. Оценка не должна становиться судом.

3) Не лги. Педагог чем-то похож на артиста. Однако есть одно отличие: педагог играет самого себя, артист играет других. Педагогу, чтобы соответствовать своему назначению, необходимо оставаться искренним, честным по отношению к подопечным, хотя это не всегда легко. Часто возникает искушение делать вид, изображая себя лучше, чем ты есть на самом деле. В тех случаях, когда это необходимо, лучше честно и открыто признать свое незнание, неосведомленность в тех или иных вопросах. Рассказывают, будто во время одной публичной лекции академик И.П. Павлов получил много письменных вопросов. Зачитав первый, он ответил: «Не знаю». Зачитав второй, ответил: «Не знаю». Зачитал третий – «Не знаю»… Тогда кто-то поднялся из зала и сказал: «Товарищ академик, на все вопросы Вы отвечаете “не знаю”, “не знаю”. За что же советское правительство платит Вам деньги?». Павлов ответил, что советское правительство платит ему за то, что он знает. Если бы оно захотело платить ему за то, чего он не знает, то у правительства не хватило бы никаких денег.

4) Не навреди. Расширяя представление о нормативных ограничениях в деятельности педагога, укажем, что педагог не имеет права:

- распускать руки;

- оскорблять и унижать учащихся, их родственников и коллег по работе;

- лгать, мошенничать, манипулировать людьми;

- распускать сплетни и слухи;

- интриговать, подслушивать, подглядывать;

- грубить, употреблять ненормативную лексику;

- фамильярничать и быть запанибрата с учащимися и коллегами;

- работать спустя рукава;

- опаздывать на работу, прогуливать рабочие дни и т.д.

Очевидны, по крайней мере, две истины:

1) некоторые запреты на поведение педагога при­надлежат к сфере уголовно наказуемых деяний. Если есть состав проступка, то могут быть применены соответству­ющие правовые санкции;

2) другие запреты на поведение педагога относят­ся к сфере общечеловеческих норм бытия и мо­гут не попадать под действия права. Если эти нормы и правила нарушаются, то их обсужда­ют и выносят решения не в зале суда, а в бесе­де с руководством, на собраниях трудового коллектива, в этическом комитете, в беседах «с глазу на глаз» и т.п.

3. Основные этические взаимоотношения и группы стандартов поведения педагогов

В основе профессиональной этики лежит идея регулирования этических взаимоотношений. Попытаемся выделить всю совокупность моральных отношений, в которые вступает педагог. Это дает нам возможность выделить частные нормы поведения, регламентирующие поведения в более конкретных типах отношений.

1. Прежде всего педагог несет ответственность перед обществом, выполняя те или иные социальные функции. Поэтому первое устойчивое этическое взаимоотношение можно условно обозначить как отношения между педагогом и социумом. В основе данных взаимоотношений лежат те цели и задачи педагогической деятельности, которые обусловлены обществом и воспринимаются педагогом как нравственный долг или обязанность перед социумом. Они наиболее обусловлены политическими условиями и национальным характером страны. В большинстве современных демократических стран миссия определяется примерно одинаково.

2. В то же время педагог несет ответственность перед учащимися и их родителями, что накладывает определенные требования к его поведению. И это уже вторая совокупность устойчивых этических взаимоотношений.

3. Педагог работает в окружении коллег, вступая в своей ежедневной работе в отношения с ними. Часть этих отношений регламентирована различными административными документами. Те отношения, которые ни административными, ни правовыми документами не регламентируются, могут носить этический характер. В то же время педагог вступает в отношения с учреждением в целом, чьи интересы могут не совпадать с личными интересами работника или интересами общества.

4. Не менее важно осознание педагогом собственного предназначения, меры своей ответственности, ценности и реального признания своей профессии. Именно там, где объектом деятельности является человек, рефлексия, размышления о своей профессии необходимы. При этом они имеют большей частью оценочный характер, т.е. характер этических отношений. Следовательно, еще одна совокупность взаимоотношений – это отношения с самим собой (представления о чести и достоинстве, репутации своей профессии).

Итак, выделяются следующие четыре совокупности этических взаимоотношений, в которые вступает педагог:

- «педагог – социум»;

- «педагог – учащиеся и его родители (опекуны)»;

- «педагог – коллеги, учреждение»;

- «педагог – «я сам».

На этом основании выделим следующие группы норм (стандартов) поведения педагога.

1 группа – нормы, определяющие отношение педагога к самому себе:

1. Профессиональная этика педагога требует призвания и преданности своей работе.

2. Для педагога необходимо постоянное обновление, он занимается своим образованием, повышением квалификации и поиском наилучших методов работы.

3. Авторитет педагога основывается на компетенции, справедливости, такте, умении заботиться о своих воспитанниках.

4. Педагог не создает свой авторитет при помощи некорректных способов и не злоупотребляет им.

5. Педагог воспитывает на своем положительном примере. Он избегает морализаторства, не спешит осуждать и не требует от других того, что сам соблюдать не в силах.

6. Пьянство и злоупотребление другими одурманивающими веществами несовместимо с профессией педагога.

7. Педагог постоянно заботится о культуре своей речи и общения. В его речи нет ругательств, вульгаризмов, грубых и оскорбительных фраз.

8. Педагог дорожит своей репутацией.

 

2 группа – нормы по отношению педагога к своим ученикам:

1. Требовательность педагога по отношению к ученику должна быть позитивна и хорошо обоснованна.

2. Педагог никогда не должен терять чувства меры и самообладания.

3. При оценке поведения и достижений своих воспитанников педагог стремится укреплять их самоуважение и веру в свои силы, повышать мотивацию обучения.

4. Педагог является беспристрастным, одинаково доброжелательным и благосклонным ко всем своим ученикам.

5. Недопустимо тенденциозное занижение или завышение оценочных баллов для искусственного поддержания видимости успеваемости и исправление ошибок учащихся во время письменных экзаменов и контрольных проверок.

6. Педагог соблюдает конфиденциальность. Ему запрещается сообщать другим лицам доверенную лично учеником информацию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

7. Педагог не может использовать своих воспитанников, требовать от них каких-либо услуг или одолжений.

8. Педагог не имеет права требовать от своего воспитанника вознаграждения за свою работу, в том числе и дополнительную.

9. Педагог терпимо относится к религиозным убеждениям и политическим взглядам своих воспитанников, не имеет права навязывать свои взгляды.

3 группа – нормы по отношению к родителям и опекунам:

1. Педагог не разглашает высказанное детьми мнение о своих родителях или опекунах или мнение родителей или опекунов - о детях.

2. Педагоги не побуждают родительские комитеты, чтобы они по каким-либо поводам организовывали для педагогов угощения, поздравления и тому подобное.

3. Отношения педагогов с родителями не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.

4. На отношения педагогов с воспитанниками и на их оценку не должна влиять поддержка, оказываемая их родителями или опекунами педучреждению.

5. С профессиональной этикой педагога не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.

6. Педагог может принимать лишь те подарки, которые: 1) преподносятся совершенно добровольно; 2) не имеют и не могут иметь своей целью подкуп педагога и 3) достаточно скромны, т. е. это вещи, сделанные руками самих учеников или их родителей, созданные ими произведения, цветы, сладости, сувениры или другие недорогие вещи.

 

4 группа – нормы по отношению к коллегам по профессиональному «цеху»:

1. Взаимоотношения между педагогами основываются на принципах коллегиальности, партнерства, уважения, доверия.

2. Педагог защищает не только свой авторитет, но и авторитет своих коллег, не принижает своих коллег в присутствии воспитанников или других лиц.

3. Педагоги избегают необоснованных и скандальных конфликтов во взаимоотношениях. В случае возникновения разногласий они стремятся к их конструктивному решению.

4. Педагоги одного и того же учебного заведения избегают конкуренции, мешающей их партнерству при выполнении общего дела.

5. Педагогов объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.

6. Критика, в первую очередь, должна быть внутренней, т. е. высказываться в образовательно-воспитательных учреждениях, а не за пределами школы. Высказывать ее следует с глазу на глаз, а не за глаза.

7. В педучреждениях не должно быть места сплетням.

8. Критику следует обнародовать только в тех случаях, если на нее совершенно не реагируют, если она провоцирует преследования со стороны администрации или в случаях выявления преступной деятельности.

9. Педагоги не прикрывают ошибки и проступки друг друга.

10. Интриги, непреодолимые конфликты, вредительство коллегам и раскол в педагогическом сообществе мешают образовательному учреждению выполнять свои непосредственные функции.

5 группа – нормы по отношению к администрации:

1. Ответственность за поддержание атмосферы уважения, доброжелательности и умения находить общий язык несет директор педучреждения.

2. Различные статусы педагогов, квалификационные категории и обязанности не должны препятствовать равноправному выражению всеми педагогами своего мнения и защите своих убеждений.

3. Администрация не может дискриминировать, игнорировать или преследовать педагогов за их убеждения или на основании личных симпатий или антипатий.

4. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни педагога, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.

5. Оценки и решения директора школы должны быть беспристрастными, основываться на фактах и реальных заслугах педагогов.

6. В случае выявления преступной деятельности педагогов и ответственных сотрудников администрации, а также грубых нарушений профессиональной этики глава учреждения должен подать в отставку.

7. Директор учреждения не может назначить своим заместителем или начальником какого-либо отделения члена своей семьи или своего родственника, а также предоставлять им какие-либо иные привилегии.

8. Недопустимо брать вознаграждение в какой бы то ни было форме за повышение квалификационной категории, назначение на более высокую должность и т. п.

 

6 группа – нормы по отношению к своей профессии:

1. Своим поведением педагог поддерживает и защищает исторически сложившуюся профессиональную честь педагога.

2. Педагог имеет право на неприкосновенность личной жизни, однако выбранный им образ жизни не должен ронять престиж профессии, извращать его отношения с воспитанниками и коллегами или мешать исполнению профессиональных обязанностей.

3. Педагог дорожит репутацией своей профессии.

4. Педагог должен утверждать высокий имидж своей профессии.

7 группа – нормы по отношению педагога к социуму:

1. Педагог является не только учителем, но и общественным просветителем, хранителем культурных ценностей, порядочными образованным человеком.

2. Педагог старается внести свой вклад в согласие общества. Не только в частной, но и в общественной жизни педагог избегает распрей, конфликтов, ссор.

3. Педагог избегает подчеркнутой исключительности, однако также не склонен и к тому, чтобы приспособленчески опуститься до какого-либо окружения и слиться с ним.

4. Педагог имеет право открыто (в письменной или в устной форме) высказывать свое мнение о школьной, региональной или государственной политике просвещения, однако его утверждения не могут быть тенденциозно неточными, злонамеренными и оскорбительными.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: