Механизм реализации профессионально-этических норм (основные деонтологические категории и принципы)




 

Этические нормы, в отличие от правовых, не являются обязательными для исполнения. Следование этическим нормам добровольное. Их обязующая сила для каждого отдельного человека основывается на воздействии массового примера, общественного мнения, власти коллективной привычки.

Каков механизм мотивации исполнения норм этики, если следование им добровольное? Перечислим некоторые из мотивов.

1) Основной мотив – это ощущение психологического комфорта от групповой принадлежности. Для человека значимой является принадлежность к какому-либо сообществу (профессиональному, социальному). Соблюдение этических норм поведения подчеркивает внутреннюю принадлежность к определенному (например, профессиональному или местному) сообществу. Страх исключения из рядов сообщества является сильным стимулом для выполнения норм этики.

2) Другой мотив исполнения норм этики – это боязнь осуждения (морального порицания) другими членами референтной группы, с которой человек себя соотносит и на ценности которой ориентируется. Такие «санкции» за невыполнение моральных норм, как общественное осуждение, могут переживаться человеком очень тяжело.

3) Мотив более высокого уровня – соблюдение этических норм согласно личным представлениям человека о нравственности, подтверждение правильности своей жизни при выполнении данных норм. Этические нормы в этом случае играют экзистенциальную роль, их выполнение становится одним из условий гармоничного существования личности. На этом уровне выполнение норм поведения является самодостаточной ценностью, при этом мнение референтной группы перестает быть ведущим стимулом для их выполнения.

 

«Внутренняя» мотивация предполагает наличие особого морально-психологического механизма исполнения норм человеком. Его сущность выражается следующими этическими категориями.

1) Обязанности специалиста (объективная сторона долга). В общих чертах изложены в Общегосударственном классификаторе Республики Беларусь «Специальности и классификаторы». Более детально проработанные профессиональные обязанности педагога нашли свое отражение в должностных инструкциях, являющихся обязательными для исполнения. Должностные обязанности педагога могут видоизменяться, однако при этом не изменяются их моральные обязанности по отношению к ученикам, своим коллегам и обществу в целом.

 

2) Долг как отношение специалиста к этим обязанностям (субъективная сторона долга).

Долг обогащает понятие обязанности: а) заинтересованностью; б) осознанием этих обязанностей; в) добровольным принятием.

В зависимости от степени осознания необходимости, важности долга его требования могут выполняться на разном уровне добровольности:

- из боязни осуждения, наказания за его невыполнение;

- с целью заслужить общественное признание;

- в результате понимания его необходимости;

- по внутренней потребности (высшая форма долженствования).

Осознание и переживание требований долга в связи со своими интересами приводит к появлению у педагога сознания и чувства долга. Выполнение долга может стать источником удовольствия («чувство исполненного долга») с точки зрения полученного результата, который оправдывает полезность своеобразного самопожертвования.

 

3) Совестьэтот понятие, обозначающее внутреннее переживание личностью морального требования, «инобытие долга».

Совесть представляет моральные требования как внутренние, личные, неизменные и объективные, универсальные и немотивированные. Совесть выполняет функцию внутреннего регулятора поведения и действует как:

1. побудительный фактор, направляя на соблюдение требований, обязанностей, создавая положительную психологическую установку;

2. запрещающий, останавливающий фактор, заранее осуждая за предполагаемый выбор;

3. оценочный фактор, вызывающий соответствующее нравственное переживание («муки совести», «чистая совесть»).

4) От­ветственность как осуществление формального и неформального контроля за ходом деятельности с целью своевременного корректирующего вмешательства. Выступает гарантом преодоления препятствий, возникающих при выполнении обязанностей (как объективного, так и субъективного характера).

Мера ответственности педагогов в разных ситуациях неодинакова и зависит от:

- самостоятельности совершаемого действия;

- значимости совершаемого действия для судеб других людей;

- масштабов принимаемых решений;

- авторитетности, влиятельности личности, ее общественного и профессионального статуса.

 

5) Надежностьэто понятие для обозначения свойства специалиста безошибочно, точно и своевременно выполнять возложенные на него функции в течение требуемого времени и в определенных условиях деятельности. Надежность является квинтэссенцией понимания долга, в которой смыслом работы является не выгода прежде всего, не карьерный рост, не успех и известность, а служение людям, обществу.

(В 1999 году человечество было потрясено оглашением результатов расшифровки «черного ящика» погибшего американского самолета с более ста пассажирами и экипажем на борту. Оказалось, что причиной аварии были действия одного из летчиков, решившего ценой собственной гибели обеспечить получение крупной страховой суммы для больного ребенка, нуждающегося в дорогостоящей операции. И пассажиры, и коллеги — летчики были принесены в жертву, оказались безвинными заложниками родительских чувств. В данном случае встал вопрос о моральной надежности летчика, чьи личные обстоятельства привели его к безумному варианту разрешения своей главной жизненной проблемы).

 

Таким образом, деятельность педагога должна быть ориентирована на тщательное, творческое выполнение профессиональных обязанностей и достижение высоких результатов с сознанием личной ответственности за произведенные действия.

На основе осознания сущности профессионального долга обосновываются деонтологические принципы поведения специалиста:

1. личной ответственности за порученное дело;

2. рационального, а не эмоционального подхода к решению поставленных задач;

3. соответствия полномочий и ответственности;

4. инициативы и творческого подхода;

5. организованности и дисциплины;

6. контроля и проверки исполнения;

7. критического подхода к оценке деятельности;

8. поощрения и наказания.

 

Таким образом, можно сделать следующие выводы по теме.

1) В основе педагогической этики лежат нормы поведения, которыми педагог руководствуется в своей деятельности.

2) Естественно, что нормы педагогической этики являются лишь рекомендациями, поскольку каждая педагогическая ситуация по-своему уникальна.

3) Все эти нормы и правила невозможно навязать «сверху», поскольку начинают они работать при условии готовности «снизу», т.е. при наличии особого морально-психологического механизма и личной направленности на их реализацию.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: