ЭКОНОМИКА БОЛЬНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
84. Вспомогательные хозяйственно-административные службы медицинского учреждения: понятие, виды, принципы формирования.
Вспомогательные службы – структурные подразделения медицинского учреждения, напрямую не участвующие в процессе оздоровления пациентов, но являющиеся неотъемлемой частью лечебного процесса.
В каждом медицинском учреждении свои вспомогательные службы. Ими могут быть:
· Пищеблок
· Прачечная
· Отделения стерилизации
· Службы газоснабжения и водоснабжения
· Больничные аптеки
· Службы крови
· Отделения патанатомии и судебной медицины
· Отдел программирования
· Социальная служба
· И др.
Вспомогательные службы формируются в соответствии с целью медицинского учреждения. Являются ее структурным подразделением.
85. Понятие и виды аутсорсинга. Возможность применения аутсорсинга в деятельности медицинских организаций
Аутсо́рсинг (от англ. outsourcing: (outer-source-using) использование внешнего источника/ресурса) — договорное привлечение сторонних организаций, использование внешних ресурсов для достижения собственных целей[1], а также предоставление сотрудника на полный рабочий день или на его часть в другую фирму.
В большинстве случаев, российские бюджетные учреждения здравоохранения мало используют аутсорсинг – в основном для получения немедицинских услуг. К таким услугам относится выполнение хозяйственных операций – стирка и обеззараживание белья, вывоз мусора и утилизация отходов, организация питания, метрологический контроль и техническое обслуживание оборудования, транспортные услуги, охрана и т. п. Заключение договоров на оказание таких услуг происходит в соответствии с нормами Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, что обеспечивает конкуренцию поставщиков.
Кроме того, медицинская организация может и сама выступать в качестве поставщика услуг (как немедицинских, так и медицинских – например, лабораторной диагностики), если имеющиеся мощности позволяют не только удовлетворить собственные потребности, но и выполнять работу в интересах внешних заказчиков.
В любом случае решение о привлечении внешних поставщиков услуг должно приниматься на основании экономической целесообразности, после тщательного расчета затрат по двум вариантам: аутсорсинг или работа сотрудников своего учреждения.
Каакие сферы медицина может передать в аутсорсинг?
Лизинг персонала – это традиционная форма разделения труда, известная на протяжении столетий. Раньше она называлась по-другому, но, тем не менее, суть её не изменялась. Такая форма работы позволяет не только сэкономить время и деньги организации, но и повысить качество оказываемых услуг, сосредоточить управленческие ресурсы на приоритетных направлениях деятельности.
Под договор аутсорсинга компания может передать целый ряд функций:
· Бытовые услуги (стирка постельного белья, салфеток, полотенец и подобной продукции);
· Техническое обслуживание сооружений (проведение текущих ремонтных работ, теплоизоляция, настройка отопления, сантехнические услуги);
· Использование автотранспорта сторонних организаций и аренда персонала – водителей;
· Ведение бухгалтерского учёта, а также кадровое обеспечение учреждения здравоохранения;
· Временный персонал для сезонных работ (уборка листьев, снега, привлечение гардеробщиц).
Но этот перечень направлений не является исчерпывающим. При детальном рассмотрении проблемы становится понятным, что по договору аутсорсинга учреждение может передать и некоторые профильные функции специализированным организациям:
- Проведение лабораторных исследований;
- Лизинг персонала для организации охраны на объекте;
- Привлечение внештатных специалистов на должности, где не набирается полная ставка.
Какие сферы аутсорсинга в медицине в России неразвиты?
В развитых странах, среди которых – Израиль, Германия, США, медицинской сфере соответствует ряд дополнительных направлений деятельности, освоенных частными организациями:
- Гостиничный бизнес. Пациента постоянно навещают друзья и родственники, которым необходимо разместиться поближе к больнице. Родителям маленького ребёнка, престарелым людям и вовсе нужна постоянная поддержка. В этом случае договор аутсорсинга будет предполагать комплексное обслуживание визитёров, включая их питание, обеспечение комфортных условий отдыха и проживания, доставку к больнице.
- Транспортные перевозки. Прибывая в другую страну для лечения, пациент хочет как можно быстрее попасть в медицинское учреждений, особенно если он нуждается в экстренной помощи. Аутсорсинг персонала в сфере перевозок позволит ускорить этот процесс, разумеется, за дополнительную оплату.
- Реабилитация. Специализированные медицинские центры занимаются возвращением человека к жизни после сложной операции или продолжительного лечения. Подобный временный персонал в больницах поможет повысить капитализацию и улучшить качество оказываемых услуг.
- Специальное питание. Как во время лечения, так и по его окончании, пациент нуждается в особом рационе. Взяв поваров и диетологов в аренду персонала, медицинские учреждения смогут предложить своим пациентам здоровое питание, столь необходимое для их скорейшего выздоровления.