Важнейшим условием принятия проектного решения в процессе инициации является эффективность проекта, причем не только в начале, но и в процессе выполнения основных работ.
Эффективность проекта – это категория, отражающая соответствие проекта целям и интересам его участников.
В связи с этим необходимо оценивать эффективность проекта в целом, а также эффективность участия в проекте каждого из его участников.
Эффективность проекта в целом оценивается с целью определения потенциальной привлекательности проекта для возможных участников и поисков источников финансирования.
Она включает в себя:
- социально-экономическую эффективность проекта;
- коммерческую эффективность проекта.
Эффективность участия в проекте определяется с целью проверки реализуемости проекта и заинтересованности в нем всех его участников и включает в себя:
- эффективность участия предприятий (организаций) в проекте;
- эффективность инвестирования в проект;
- эффективность участия в проекте структур более высокого уровня (в т.ч. региональную и народнохозяйственную; отраслевую и бюджетную эффективность.
В числе наиболее важных основных принципов оценки эффективности проектов можно выделить следующие:
1) рассмотрение проекта на протяжении всего его жизненного цикла (т.е. оценка эффективности проекта должна осуществляться при разработке инвестиционного предложения, при разработке обоснования инвестиций, при разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) проекта, в ходе реализации проекта в виде экономического мониторинга в рамках управления стоимостью проекта);
2) моделирование денежных потоков от реализации проектных мероприятий (включая все связанные с этим расходы и поступления за расчетный период с учетом возможности использования различных валют);
|
3) принцип положительности и максимума эффекта (для принятия проекта инвестором необходимо, чтобы эффект от его реализации (доход или прибыль) был положительным; при сравнении нескольких проектов предпочтение отдают проекту с максимальным значением прибыли);
4) учет фактора времени (включая динамичность (изменение во времени) параметров проекта и его экономического окружения; разрывы во времени (лаги) между производством продукции или поступлением ресурсов и их оплатой; разновременные затраты и результаты (предпочтительность более ранних результатов и более поздних затрат));
5) учет только предстоящих затрат и поступлений (в т.ч. затраты, связанные с привлечением ранее созданных основных средств, а также возможные потери, непосредственно вызванные реализацией проекта. (например, потери от прекращения действующего производства в связи с созданием на его месте нового);
6) сравнение состояний «с проектом» и «без проекта» (следует проанализировать, как повлиял проект на важнейшие показатели деятельности предприятия: объем продаж, прибыль, рентабельность активов и собственного капитала и т.п.);
7) учет всех наиболее существенных последствий проекта (экономических, экологических, социальных и т.п.);
8) учет наличия разных участников проекта (несовпадения интересов различных участников проекта и неодинаковых оценок стоимости капитала для реализации проекта);
|
9) многоэтапность оценки (в т.ч. на стадиях обоснования капитальных вложений, разработки технико-экономического обоснования (ТЭО), выбора схемы финансирования проекта, мониторинга и т.д.; на каждой стадии стоимость проекта определяют заново или уточняют);
10) учет потребности в оборотном капитале (в зависимости от типа инвестиционного проекта; уровня прогнозируемой инфляции; степени неопределенности; сроков поступления материальных ресурсов и оплаты готовой продукции);
11 ) учет влияния инфляции и возможности использования при реализации проекта нескольких валют (в т.ч. общий индекс внутренней рублевой инфляции; прогноз валютных курсов; прогноз изменения во времени цен на продукцию и ресурсы (в т.ч. энергоресурсы, материалы, оборудование, транспортные перевозки, строительно-монтажные работы и т.п.); прогноз ставок налогов, сборов, таможенных пошлин, ставки рефинансирования Центрального банка РФ и т.п.);
- учет (в количественной форме) влияния неопределенности и риска, сопровождающих реализацию проекта.
Указанные выше принципы задействованы на всех фазах (стадиях) реализации проектов (с точки зрения финансирования):
- предынвестиционной;
- инвестиционной;
- эксплуатационной.
Если идея проекта оказалась приемлемой, проводится комплексный анализ (технический, экономический, коммерческий, экологический, социальный, организационный, проектный), цель которого – определение результатов (ценности) проекта.
Центральный момент работы над предынвестиционной (начальной) фазой проекта – разработка технико-экономического обоснования проекта.
|
По его результатам принимается инвестиционное решение о реализации проекта.
На этом же этапе разрабатывается бизнес-план – основной документ, позволяющий оценить и обосновать проект.
Технико-экономическое обоснование (ТЭО) – это документ, в котором представлена информация для дальнейшего решения о целесообразности (или нецелесообразности) создания продукта или услуги.
Главной задачей при составлении ТЭО является оценка затрат на инвестиционный проект и его результатов, анализ срока окупаемости проекта.
Составить ТЭО необходимо самому предпринимателю для понимания того, что стоит ждать от проекта.
А для инвестора ТЭО необходимо для понимания сроков окупаемости вложенных денег.
Разработка ТЭО может быть осуществлена как предпринимателем самостоятельно, так и поручена группе специалистов (в сложных проектах)
Основными отличиями ТЭО от бизнес-плана являются следующие: обычно ТЭО составляется для новых проектов (внедрение новых технологий, процессов, оборудования) на уже существующем (работающем) предприятии, поэтому такие блоки, как маркетинговые исследования, анализ рынка, описание предприятия и продукта не представлены в таких ТЭО (но иногда возникает ситуация, и дополнительно в ТЭО приводятся подробные данные об анализе технологий и оборудования и причинах их выбора). В бизнес-плане также описываются миссия и цели организации (т.е. обоснование существования предприятия в целом).
Следовательно, можно говорить о более узком, специфическом характере технико-экономического обоснования по сравнению с бизнес-планом.
Структура ТЭО может изменяться в зависимости от конкретного проекта (в т.ч. может быть расширена для больших и сложных бизнес проектов).
При составлении ТЭО можно найти несколько различных вариантов написания, которые различаются в зависимости от рассматриваемых проблем:
Вариант №1:
1) реальное состояние предприятия;
2) анализ рынка и оценка производственных мощностей предприятия;
3) техническая документация;
4) положение дел с трудовыми ресурсами;
5) организационные и накладные расходы предприятия;
6) оценка длительности проекта;
7) анализ финансовой привлекательности и экономической обоснованности проекта.
Вариант №2:
1) суть предлагаемого проекта, представление основ проекта и принципов его воплощения в жизнь;
2) краткий обзор рынка, изложение результатов различных исследований с целью изучения спроса на новую услугу или товар;
3) технологические и инженерные аспекты проекта (в т.ч. описание процесса производства; доказательства необходимости приобретения нового оборудования или модернизации старого; сравнение нового продукта с действующими стандартами качества; обзор сильных и слабых сторон нового товара или услуги);
4) финансовые и экономические показатели (в т.ч. предполагаемые и необходимые инвестиции в проект; предполагаемые внутренние и внешние финансовые источники; производственные издержки);
5) оценка эффективности и окупаемости продвигаемого проекта, гарантия возврата внешних заимствований;
6) восприимчивость предлагаемого нового продукта (услуги) к существующим на рынках сбыта рискам, а также стойкость к возможным рискам в будущем;
7) общая оценка эффективности возможного внешнего заимствования.
Вариант № 3:
1) краткое изложение всех основных положений технико-экономического обоснования;
2) условия претворения нового проекта в жизнь (кому принадлежит авторство проекта, исходный материал по проекту, какие подготовительные мероприятия и исследования уже проведены и т.п.);
3) анализ предполагаемых рынков сбыта, обзор производственных возможностей предприятия, а также расчет пиковых возможностей предприятия и ряд других факторов;
4) обеспечение производства (необходимые запасы и производственные ресурсы), анализ существующих контрагентов и возможных поставщиков, анализ возможных издержек на различные производственные факторы;
5) территориальное расположение предприятия и расходы, связанные с этим (ориентировочная оценка, где будет находиться предприятие; предварительные расчеты, связанные с оплатой аренды участка под производство или под офисное помещение);
6) конструкторская и проектная документация (оценка необходимых технологий для нового проекта, оценка дополнительных объектов вспомогательного назначения, без которых будет невозможно осуществление производства);
7) организационные и другие дополнительные расходы, связанные с новым проектом (расчет дополнительных расходов, а также набросок предполагаемой структуры будущего производства);
8) анализ трудовых ресурсов для будущего проекта (оценка человеческих ресурсов, которые понадобятся для запуска нового проекта)
Указывается предполагаемое число рабочего и обслуживающего персонала, необходимое количество инженерно-технических работников; будут ли привлекаться только местные работники, либо иногородние (иностранные) специалисты; просчитанные затраты на оплату труда, налоги, связанные с заработной платой и т.п.;
9) график хода осуществления представляемого проекта;
10) общая оценка экономической и финансовой состоятельности планируемого проекта.
Таким образом, обобщенная форма технико-экономического обоснования может быть следующая:
1) Оглавление или структура. Краткое описание глав документа.
2) Общее описание проекта, вводные данные о проекте. Информация об исследованиях, которые были проведены предварительно, оценка необходимых инвестиций.
3) Описание рынка и производства. Оценка спроса и прогноз будущих продаж, описание мощностей предприятия.
4) Сырье и ресурсы. Расчет необходимых объемов материальных ресурсов, прогноз и описание поставок ресурсов на предприятие, анализ цен на них.
5) Выбор месторасположения предприятия (объектов предприятия). Обоснование выбора места и оценка стоимости аренды помещения или участка.
6) Проектная документация. Описание технологии производства будущих изделий, характеристики необходимого оборудования, дополнительные строения.
7) Организационная структура предприятия. Описание организации предприятия и накладные расходы.
8) Трудовые ресурсы. Оценка потребности в трудовых ресурсах с делением на категории (рабочие, служащие, топ-менеджеры, руководители и т.д). Оценка расходов на заработную плату.
9) Сроки осуществления проекта. План-график проекта, смета расходов, размеры траншей и т.п.
10) Экономические расчеты. Оценка инвестиционных издержек, производственные издержки, финансовая оценка проекта.
При разработке ТЭО необходимо:
- предусматривать для сложных и крупных объектов альтернативные варианты достижения цели, поставленной заказчиком (инвестором), в т.ч. различные варианты (источники) финансирования инвестиций;
- учитывать налоговую и кредитную политику, проводимую государством и местными органами власти, требования законодательства и нормативных актов Российской Федерации, регулирующих инвестиционную деятельность, условия пользования землей и другими природными ресурсами;
- обеспечивать защиту интересов инвестора, с одной стороны, и общенациональных интересов (интересов региона) – с другой;
- установить расчетный период, в пределах которого должны выполняться экономические расчеты (как правило, расчетный период включает период строительства, освоения проектной мощности и эксплуатации предприятия до первой его реконструкции или окончания срока окупаемости капитальных вложений).
В процессе разработки ТЭО в обязательном порядке должна осуществляться оценка воздействия деятельности предприятия (объекта) на окружающую среду (с целью предотвращения деградации окружающей среды, обеспечения сбалансированной хозяйственной деятельности, выработки мер, снижающих уровень экологической опасности намечаемой деятельности, выработки согласованных мер по предотвращению или компенсации негативных последствий в социально-экономической сфере района размещения предприятия (объекта)).
Основные технико-экономические и финансовые показатели, включаемый в технико-экономическое обоснование проекта:
1) Мощность предприятия (годовой выпуск продукции, в соотв. ед. пропускная способность) в натуральном выражении (по видам продукции);
2) Стоимость товарной продукции (руб.);
3) Общая численность работающих, в т.ч. рабочих (чел.);
4) Количество (прирост) рабочих мест, ед.;
5) Общая стоимость строительства (руб.) (в т.ч. объектов производственного назначения (руб.); прочих объектов).
6) Стоимость основных производственных фондов (основных средств) (руб.);
7) Продолжительность строительства (лет);
8) Удельные капитальные вложения (руб./ед.);
9) Себестоимость основных видов продукции (руб./ед.);
10) Балансовая прибыль (руб.);
11) Чистая прибыль (доход) (руб.);
12) Срок окупаемости капитальных вложений (лет);
13) Внутренняя норма рентабельности (норма прибыли), %.
Оценка эффективности проекта производится в три этапа (см. рисунок 5).
Рисунок 5 – Схема оценки эффективности проекта
1 этап – Экспертная оценка общественной значимости проекта (общественно значимыми считаются крупномасштабные, народнохозяйственные и глобальные проекты).
2 этап – Расчет показателей эффективности проекта в целом.
Цель этого этапа – интегральная экономическая оценка проектных решений и создание необходимых условий для поиска инвестора.
Для локальных проектов оценивается только их коммерческая эффективность, и если она оказывается приемлемой, рекомендуется непосредственно переходить ко второму этапу оценки.
Для общественно значимых проектов оценивается в первую очередь их социально-экономическая эффективность. При неудовлетворительной оценке такие проекты не рекомендуются к реализации и не могут претендовать на государственную поддержку. Если же их социально-экономическая эффективности оказывается достаточной, оценивается их коммерческая эффективность.
3 этап (осуществляется после выработки схемы финансирования) – уточнение состава участников, определение финансовой реализуемости и эффективности участия в проекте каждого из них (региональная и отраслевая эффективность, эффективность участия в проекте отдельных предприятий и акционеров, бюджетная эффективность и т.п.).
Объем исходной информации зависит от стадии проектирования, на которой производится оценка эффективности.
На всех стадиях исходные сведения должны включать:
- цель проекта;
- характер производства, общие сведения о применяемой технологии, вид производимой продукции (работ, услуг);
- условия начала и завершения реализации проекта, продолжительность расчетного периода;
- сведения об экономическом окружении.
На стадии инвестиционного предложения сведения о проекте должны включать:
- продолжительность строительства;
- объем капиталовложений;
- выручку по годам реализации проекта;
- производственные издержки по годам реализации проекта.
На стадии обоснования инвестиций сведения о проекте должны включать (с приведением обосновывающих расчетов):
- объем инвестиций с распределением по времени и по технологической структуре (строительно-монтажные работы, оборудование и прочее);
- сведения о выручке от реализации продукции с распределением по времени и видам затрат.
На стадии ТЭО (или обоснования инвестиций, непосредственно предшествующего разработке рабочих чертежей) должна быть представлена в полном объеме вся исходная информация, представленная ниже.
В соответствии с Методическими рекомендациями по оценке по оценке эффективности инвестиционных проектов исходная информация для расчетов эффективности проекта имеет следующую структуру:
1) сведения о проекте и его участниках;
2) экономическое окружение проекта;
3) сведения об эффекте от реализации проекта в смежных областях;
4) денежный поток от инвестиционной деятельности;
5) денежный поток от операционной деятельности;
6) денежный поток от финансовой деятельности.
Общие сведения о проекте должны включать в себя:
- характер проектируемого производства, состав производимой продукции (работ, услуг);
- сведения о размещении производства;
- информацию об особенностях технологических процессов, о характере потребляемых ресурсов, системе реализации производимой продукции.
При оценке эффективности инвестиций для отдельных его участников необходима дополнительная информация о составе и функциях этих участников. Для участников, выполняющих в проекте одновременно несколько разнородных функций, должны быть описаны все эти функции. По тем участникам, которые на данной стадии расчетов уже определены, необходима информация об их производственном потенциале и финансовом состоянии.
Производственный потенциал предприятия определяется величиной его производственной мощности (желательно в натуральном выражении по видам продукции), составом и износом основного технологического оборудования, зданий и сооружений, наличием и профессионально-квалификационной структурой персонала, наличием нематериальных активов (лицензии, патенты, ноу-хау).
Финансовое состояние предприятия отражается в его бухгалтерской и статистической отчетности и характеризуются системой показателей, приведенных в таблице 2.
Таблица 2 – Показатели оценки финансового состояния предприятия
Показатель или группа показателей | Экономическое содержание |
1) Коэффициенты ликвидности | |
- коэффициент покрытия краткосрочных обязательств | отношение текущих активов к текущим пассивам |
- промежуточный коэффициент ликвидности | отношение текущих активов без стоимости товарно-материальных запасов к текущим пассивам |
- коэффициент абсолютной ликвидности | отношение высоколиквидных активов (денежных средств, ценных бумаг и счетов к получению) к текущим пассивам |
2) Показатели платежеспособности | |
- коэффициент финансовой устойчивости | отношение собственных средств предприятия к заемным |
- коэффициент платежеспособности | отношение заемных средств (общая сумма долгосрочной и краткосрочной задолженности) к собственным |
- коэффициент долгосрочного привлечения заемных средств | отношение долгосрочной задолженности к общему объему капитализированных средств (сумма собственных средств и долгосрочных займов) |
- коэффициент покрытия долгосрочных обязательств | отношение чистого прироста свободных средств (сумма чистой прибыли после уплаты налога, амортизации и чистого прироста собственных и заемных средств за вычетом осуществленных в отчетном периоде инвестиций) к величине платежей по долгосрочным обязательствам (погашение займов плюс проценты по ним) |
3) Коэффициенты оборачиваемости | |
- коэффициент оборачиваемости активов | отношение выручки от продаж к средней за период стоимости активов |
- коэффициент оборачиваемости собственного капитала | отношение выручки от продаж к средней за период стоимости собственного капитала |
- коэффициент оборачиваемости товарно-материальных запасов | отношение выручки от продаж к средней за период стоимости запасов |
- коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности | отношение выручки от продаж в кредит к средней за период дебиторской задолженности |
- средний срок оборота кредиторской задолженности | отношение краткосрочной кредиторской задолженности (счета к оплате) к расходам па закупку товаров и услуг, умноженное на количество дней в отчетном периоде |
4) Показатели peнтабельности | |
- рентабельность продаж | отношение балансовой прибыли к сумме выручки от реализации продукции и от внереализационных операций |
- рентабельность активов | отношение балансовой прибыли к стоимости активов (остаточная стоимость основных средств плюс стоимость текущих активов) |
- полная рентабельность продаж | отношение суммы валовой прибыли от операционной деятельности и включаемых в себестоимость уплаченных процентов по займам к сумме выручки от реализации продукции и от внереализационных операций |
- полная рентабельность активов | отношение суммы валовой прибыли от операционной деятельности и включаемых в себестоимость, уплаченных процентов по займам к средней за период стоимости активов |
- чистая рентабельность продаж | отношение чистой прибыли (после уплаты налогов) от операционной деятельности к сумме выручки от реализации продукции и от внереализационных операций |
- чистая рентабельность активов | отношение чистой прибыли к средней за период стоимости активов |
- чистая рентабельность собственного капитала | отношение чистой прибыли к средней за период стоимости собственного капитала |
Если проект предполагает создание нового юридического лица – акционерного предприятия, то необходима предварительная информация о его акционерах и размера намечаемого акционерного капитала.
Другие участники проекта определяются только своими функциями при реализации проекта.
В связи с тем что затраты и результаты участников зависят от характера взаимоотношений между ними, информация об участниках должна включать в себя и описание основных элементов организационно-экономического механизма реализации проекта.
Сведения об экономическом окружении проекта:
- прогнозная оценка общего индекса инфляции и прогноз абсолютного или относительного (по отношению к общему индексу инфляции) изменения цен на отдельные продукты (услуги) и ресурсы на весь период реализации проекта;
- прогноз изменения обменного курса валюты или индекса внутренней инфляции иностранной валюты на весь период реализации проекта;
- информация о системе налогообложения.
В расчетах эффективности рекомендуется учитывать также влияние реализации проекта на деятельность сторонних предприятий и населения, в т.ч.:
- изменение рыночной стоимости имущества граждан, обусловленное реализацией проекта;
- снижение уровня розничных цен на отдельные товары и услуги;
- влияние реализации проекта на объемы производства продукции (работ, услуг) сторонним предприятиям;
- воздействие осуществления проекта на здоровье населения;
- экономия времени населения на коммуникации, обусловленная реализацией проекта в области транспорта и связи.
Информация приводится в произвольной форме.
Эффективность проекта оценивается в течение расчетного периода, охватывающего временной интервал от начала проекта до его прекращения.
Расчетный период разбивается на шаги – отрезки, в пределах которых производится агрегирование данных, используемых для оценки финансовых показателей.
Шаги расчета t определяются номерами (0, 1,...). Время в расчетном периоде измеряется в годах или долях года и отсчитывается от фиксированного момента t0 = 0, принимаемого за базовый. Продолжительность различных шагов может быть различной.
Денежный поток проекта – это зависимость от времени денежных поступлений и платежей при реализации проекта, определяемая для всего расчетного периода.
На каждом шаге значение денежного потока характеризуется:
- притоком, равным размеру денежных поступлений (или результатов в стоимостном выражении) на этом шаге;
- оттоком, равным платежам на этом шаге;
- сальдо (активным балансом, эффектом), равным разности между притоком и оттоком.
Денежный поток f(t) обычно состоит из частичных потоков от отдельных видов деятельности:
- денежного потока от инвестиционной деятельности fи(t);
- денежного потока от операционной деятельности fо(t);
- денежного потока от финансовой деятельности fф(t).
Денежные потоки могут выражаться в текущих, прогнозных или дефлированных ценах в зависимости от того, в каких ценах выражаются на каждом шаге расчета их притоки и оттоки.
Текущими называются цены, заложенные в проект без учета инфляции.
Прогнозными называются цены, ожидаемые (с учетом инфляции) на будущих шагах расчета.
Дефлированными называются прогнозные цены, приведенные к уровню цен фиксированного момента времени путем деления на общий базисный индекс инфляции.
Денежные потоки могут выражаться в разных валютах. Следует учитывать денежные потоки в тех валютах, в которых они реализуются (производятся поступления и платежи), вслед за этим приводить их к единой, итоговой валюте и затем дефлировать, используя базисный индекс инфляции, соответствующий этой валюте.
Наряду с денежным потоком при оценке эффективности проекта используют также накопленный денежный поток (накопленный приток, накопленный отток, накопленное сальдо (эффект), характеристики которого определяются на каждом шаге расчетного периода как сумма соответствующих характеристик денежного потока за данный и все предшествующие шаги (нарастающим итогом).
В денежный поток от инвестиционной деятельности fи(t) в качестве оттока включаются прежде всего распределенные по шагам расчетного периода затраты по созданию и вводу в эксплуатацию новых основных средств и ликвидации, замещению или возмещению выбывающих существующих основных средств. Сюда же относятся некапитализируемые затраты (например, уплата налога на земельный участок, используемый в ходе строительства, расходы по строительству объектов внешней инфраструктуры и т.п.). Кроме того, в денежный поток от инвестиционной деятельности включается изменение оборотного капитала (увеличение рассматривается как отток денежных средств, уменьшение – как приток). В качестве оттока включаются также собственные средства, вложенные в депозит, а также затраты на покупку ценных бумаг других хозяйствующих субъектов, предназначенных для финансирования проекта.
В качестве притока в денежный поток от инвестиционной деятельности включаются доходы от реализации выбывающих активов. Ликвидационная стоимость объектов представляет собой разность между рыночной ценой на момент ликвидации и уплачиваемыми налогами.
В денежных потоках от операционной деятельности fо(t) учитываются все виды доходов и расходов на соответствующем шаге расчета, связанные с производством продукции, и налоги, уплачиваемые с указанных доходов.
Основными притоками при этом являются доходы от реализации продукции и другие доходы. Объемы производства следует указывать в натуральном и стоимостном выражении. Цены на производимую продукцию, предусмотренные в проекте, должны учитывать влияние реализации проекта на общий объем предложения данной продукции на соответствующем рынке.
Исходная информация для определения выручки от продажи продукции задается по шагам расчета для каждого вида продукции.
Помимо выручки от реализации в притоках и оттоках реальных денег необходимо учитывать доходы и расходы от внереализационных операций, непосредственно не связанных с производством продукции:
- доходы от сдачи имущества в аренду (или в лизинг);
- поступления средств при закрытии депозитных счетов и по приобретенным ценным бумагам;
- возврат займов, предоставленных другим участникам.
Оттоки от операционной деятельности формируются из затрат на производство и сбыт продукции, которые обычно состоят из производственных издержек и налогов.
Денежные потоки от финансовой деятельности fф(t).
К финансовой деятельности относятся операции со средствами, внешними по отношению к инвестиционному проекту, т.е. поступающими не за счет осуществления проекта. Они состоят из собственного (акционерного) капитала и привлеченных средств.
В качестве притоков относятся вложения собственного капитала и привлеченных средств: субсидий и дотаций, заемных средств (в т.ч. и за счет выпуска предприятием собственных долговых ценных бумаг).
В качестве оттоков – затраты на возврат и обслуживание займов и выпущенных предприятием долговых ценных бумаг, а также при необходимости – на выплату дивидендов по акциям предприятия.
Денежные потоки от финансовой деятельности в большой степени формируются при выработке схемы финансирования и в процессе расчета эффективности инвестиционного проекта. Поэтому исходная информация ограничивается сведениями об источниках финансирования. Распределение по шагам может носить при этом ориентировочный характер.
Размеры денежных поступлений и платежей, связанных с финансовой деятельностью, рекомендуется устанавливать раздельно по платежам в российской и иностранных валютах.
Пример расчета денежных потоков проекта представлен на рисунке 6.
Рисунок 6 – Пример расчета денежных потоков проекта
Теперь рассмотрим основные показатели эффективности проектов.
Для того, чтобы оценить эффективность предложенных проектных мероприятий, необходимо определить смету затрат на проект (разработку), а также эффективность внедрения результатов проекта.
В основе принятия решения о приемлемости проекта лежит определение его экономического эффекта.
Экономический эффект –это конечный результат проектных мероприятий, связанных с применением новой (модернизированной) техники, технологии и организации труда и производства.
Годовой экономический эффект (Эг) –это разница между выгодами по проекту (поступлениями) и затратами на его реализацию и эксплуатацию.
Эг = ∆П – Стек – Ен ∙ ∆К,
где Эг – годовой экономический эффект по проекту, руб.;
∆П – дополнительная прибыль от внедрения мероприятия, руб.;
Стек – текущие затраты на внедрение мероприятия, руб.;
∆К – первоначальные капиталовложения на внедрение мероприятия, руб.;
Ен – нормативный коэффициент экономической эффективности капитальных вложений (принимается Ен = 0,15).
Поступления складываютсяиз всех платежей за произведенную по проекту продукцию и оказанные услуги. В них включены продажи за наличные, по которым деньги уже получены, и продажи, по которым платежи еще не поступили, но покупатели стали должниками. Доходы от продажи планируются путем умножения прогнозируемого объема реализации продукции проекта на рыночные или прогнозируемые цены. К прочим поступлениям относятся субсидии и иные доходы (например, арендная плата за пользование собственностью проекта), которые, вместе с доходами от продаж, дают полную сумму текущих поступлений. В сумму поступлений входит также выручка от продажи активов проекта.
Затраты (расходы), равняются всем платежам за товары и услуги, используемым для выпуска продукции проекта, и делятся на две группы: первоначальные капиталовложения на внедрение проектных мероприятий и текущие затраты.
Первоначальными капиталовложениями(∆К) являются инвестиции, необходимые для осуществления проекта (например, затраты на строительство цеха, покупку оборудования, программного обеспечения и т.д.; расходы на замену или модернизацию фондов, которые износились в ходе хозяйственной деятельности предприятия, а также расходы на капитальный ремонт для поддержания в рабочем состоянии фондов проекта в период проведения анализа).
В годовые текущие затраты (Стек) входят оплата труда, материалов и топлива, арендная плата, оплата коммунальных, общих и административных услуг, налоги, а также платежи за иные товары или услуги, необходимые для выпуска продукции проекта.
Текущие расходы, в том числе расходы на техническое обслуживание и текущий ремонт, предприятие несет каждый год, начиная с первого дня ввода проекта в эксплуатацию.
Эксплуатационные расходы оплачиваются из общих доходов предприятия. Как и доходы, подсчитываемые за каждый период, эксплуатационные (текущие) расходы включают еще неоплаченную задолженность за оказанные предприятию услуги.
Годовые текущие затраты складываются из следующих составляющих (примерный состав):
С тек = Смат + Сосн + Сдоп + Ссоц + Снакл. + Саренд + Саморт + Срек,
где Смат - стоимость используемых материалов, руб.;
Сосн - основная заработная плата работника за год, руб.;
Сдоп - дополнительная заработная плата работника, учитывающая потери времени на отпуска и болезни (принимается в среднем 10–15% от основной), руб.;
Ссоц - отчисления на социальные нужды во внебюджетные фонды государственного социального страхования (пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования, фонд социального страхования) рассчитываются как 30% от основной и дополнительной заработной платы, руб. (данные на 2013 г.);
Снакл - накладные расходы, включают затраты на управление, уборку, ремонт, электроэнергию, отопление помещения и др. (принимаются в размере 60–150% от основной и дополнительной заработной платы работника), руб.;
Саренд – годовые затраты на аренду производственных площадей, руб.;
Саморт - годовая сумма амортизационных отчислений по соответствующим группам основных производственных норм амортизации (например:
12,5% в год - от стоимости оборудования (транспортных средств);
2,5% – от стоимости производственных помещений;
30% – от стоимости программного обеспечения), руб.
Срек - затраты на рекламу, руб.
Все затраты должны рассчитываются за год.
После расчета экономического эффекта необходимо осуществить статическую оценку проекта.