Какого изобретения вам особенно не хватает?




УРАЛЬСКАЯ МАГИСТРАЛЬ.-2018.-8 ФЕВРАЛЯ

 

 

Уверенный старт. 3

Сегодня в активе самой молодой лаборатории в Уральском отделении ВНИИЖТа – две заявки на изобретения и опубликованные научные доклады

На транзит влияют глобальные тенденции. 3

Активное использование транзитных ресурсов региональной логистики будет способствовать увеличению потенциала отечественной экономики. Об этом свидетельствуют исследования рынка, проведённые в УрГУПСе в прошлом году. Они посвящены современным глобальным тенденциям, влияющим на транзитный потенциал региональной логистики

Вопрос дня. 3

Какого изобретения вам особенно не хватает?

В ногу со временем.. 3

Геннадий Львович Аккерман, профессор УрГУПС

 

УРАЛЬСКАЯ МАГИСТРАЛЬ

 

Уверенный старт

Сегодня в активе самой молодой лаборатории в Уральском отделении ВНИИЖТа – две заявки на изобретения и опубликованные научные доклады.

Лаборатория «Комплексны­е системы безопасности» была создана 23 декабря 2016 года, а штат сформировался к середине января 2017 года.

Идея создания нового самостоятельного подразделения возникла у завлабораторией НПО «САУТ» Владимира Головина и руководившего до 2016 года направлением разработки систем безопасности Сергея Гришаева.

– Появление лаборатории стало ответом на вызов времени: развитие скоростного движения и соответствующей инфраструктуры требовало решения специфических вопросов, – рассказала заместитель директора отделения института Наталья Стеценко. – Среди них: исследования проблем безопасности железнодорожного транспорта, разработка новых систем защиты, улучшение эксплуатационных свойств действующих систем.

В коллективе 25 человек – в основном молодые люди, кому нет и тридцати пяти лет. Руководит ими учёный-инженер Андрей Ципп – самый молодой из завлабов. Во ВНИИЖТе он работает более 17 лет. До этого после окончания УрГУПСа трудился электромехаником в Свердловск-Сортировочной дистанции СЦБ.

Большинство сотрудников лаборатории имеет опыт работы на производстве. Так, Алексей Шемякин трудился в авиакосмической отрасли. Он и его коллеги делятся практическими навыками с теми, кто пришёл в институт со студенческой скамьи, среди которых Константин Земцов. Алексей Шемякин и Дмитрий Дятлов – выпускники Томского госуниверситета систем управления и радиоэлектроники.

– Каждый отвечает за свой блок вопросов, – рассказывает Андрей Леонардович. – Антон Наземных, Юрий Забазнов и Евгений Плюснин учились на физфаке УрГУ: в их обязанности входит математическая обработка данных, программное обеспечение, составление алгоритмов. Александр Хаванских окончил радио-фак УПИ, занимается аппаратной частью разрабатываемых устройств. На днях на должность инженера приняли Дмитрия Суздалева – квалифицированного специалиста по электронной аппаратуре. В нашей команде есть старшие научные сотрудники, кандидаты технических наук: Сергей Пряников и Александр Антропов. В отделении это единственные специалисты по тормозам подвижного состава и вагонам. Они занимаются проблемами оценки эффективности тормозной сети грузового поезда.

По всем научным направлениям лаборатории даёт ценные советы и рекомендации Виктор Наговицын, главный научный сотрудник, доктор технических наук, почётный железнодорожник.

– При поддержке Виктора Степановича лаборатория уверенно взяла старт, – подчеркнул Андрей Леонардович. – С момента основания сотрудники уже оформили заявки на два изобретения: «Устройство блокировки тормозов локомотива» и «Блок экстренного торможения», опубликовали три научных доклада и статью по устройствам безопасности на железнодорожном подвижном составе. В перспективе займёмся разработками систем автоматического управления движением поездов, устройствами безопасности локомотивов. Это передовые направления в развитии высокоскоростного пассажирского и грузового движения.

Владимир Андреев

На транзит влияют глобальные тенденции

Активное использование транзитных ресурсов региональной логистики будет способствовать увеличению потенциала отечественной экономики. Об этом свидетельствуют исследования рынка, проведённые в УрГУПСе в прошлом году. Они посвящены современным глобальным тенденциям, влияющим на транзитный потенциал региональной логистики.

В условиях повышения конкуренции в сферах товаров и услуг актуальность приобретает территориальная концепция. Она помогает внедрить действенные формы организации транзита, учитывающие интересы бизнес-сообщества, федеральных и региональных органов власти, населения. При таком подходе следует принимать во внимание современные тенденции, которые объясняются принципиальными изменениями в мировой экономике.

В секторах производства и торговли происходит процесс глобализации. За последние 20 лет география обращения товаров значительно расширилась. Стираются идеологические и таможенные границы между странами. Падение «железного занавеса», коллапс социально-экономической системы повлиял и на нашу страну. На многих компаниях глобализация сказалась отрицательно: они впервые на практике столкнулись с конкурентами из других частей мира. И разрабатываемая сегодня учёными вуза методология развития транзитного потенциала транспортных грузовых систем выступает гарантом выживания и процветания российских предприятий в обстановке мирового соперничества.

В большинстве стран размеры промышленного производства не растут. При этом увеличивается спрос на отдельные товары и услуги. Причины столь фундаментальных перемен – в переходе целых стран к постиндустриальному обществу. Для него характерен рост затрат на нематериальные нужды: связь, отдых, здоровье, развлечения. Уровень же доходов людей работоспособного возраста снижается из-за повышения транспортных платежей и отчислений в пенсионную и социальную системы. Лишь малая часть средств идёт на пищу, одежду, путешествия и обустройство жилья – на материальные потребности. Как итог: всё больше работников мигрирует из производства в сферу услуг.

В нынешних условиях отчётливо проявился курс на замещение запасов товаров и увеличение тактовых частот при их доставке. Эта практика распространена в Германии, Франции, Италии, США. Потребители теперь делают акцент не на стоимости товара, а на сроках его доставки. Успешные предприятия перешли от ценового соперничества к скорости удовлетворения желаний покупателей. Выполнить их только за счёт заранее изготовленных, накопленных на складе товаров сегодня почти невозможно из-за высокой степени индивидуализации запросов. Выход: производство по сформированным клиентом потребностям.

Последняя тенденция связана с растущими рисками и требованиями по защите окружающей среды. К ней относятся угрозы со стороны терроризма и чрезвычайного политического влияния, увеличение экологических выбросов и стихийные бедствия. Это непосредственно отражается на транзите товаров: создаются их излишние запасы, также растут затраты на доставку продукции.

– Лишь с учётом территориальных особенностей можно будет говорить об успешном использовании транспортного потенциала, – отметила аспирант кафедры «Мировая экономика и логистика» Анна Сметанина. – Сейчас такой подход не применяется. Скрупулёзное исследование региональной логистики является важнейшим фактором в развитии транспортного потенциала России.

Евгений Невольниченко

Вопрос дня

Какого изобретения вам особенно не хватает?

Евгений Бережнев, старший осмотрщик эксплуатационного вагонного депо Пермь-Сортировочная:

– Я люблю покушать, много ем из-за силовых тренировок. Посмотрел в интернете видеоролик про «умную» кухню. Это встроенный робот. Задаёшь программе ингредиенты, раскладываешь продукты – и он сам всё делает. Взбивает яйца, замешивает, складывает в духовку, контролирует время, выдаёт тебе готовое блюдо. Вот бы и мне такой агрегат! А пока самому приходится управляться – есть мультиварка, какие-то блюда готовлю в духовке. Но это отнимает время.

Иван Самуилов, начальник производственного участка Пермь Свердловской дирекции по ремонту тягового подвижного состава:

– Наш производственный участок занимается обслуживанием локомотивных устройств безопасности. География – станции Пермь-Сортировочная, Пермь-2 и Чусовая. Честно говоря, иногда требуется нечто такое, что переносило бы тебя в пространстве – не между эпохами, а просто из одного пункта в другой. У нас три точки. Везде нужно регулярно бывать, проверять, контролировать. Расстояние до Чусовой немалое. Уйма времени уходит и на поездки в городе.

Ирина Оловянная, инженер по организации и нормированию труда моторвагонного депо Пермь-2:

– В наш век мобильности очень не хватает скоростного движения. Это касается всех видов транспорта, в том числе общественного городского. Думаю, будет замечательно, если учёные придумают такое средство передвижения, благодаря которому появится возможность добраться до нужного места с меньшими потерями времени.

Семён Лыхин, студент УрГУПСа:

– За четыре года учёбы в Уральском государственном университете путей сообщения дорогу, ведущую к моему вузу, я узнал лучше, чем свои пять пальцев. Определённо, осознание того, что до университета я буду идти минимум четырнадцать минут пешком и ни минутой меньше, постоянно приводит меня к мысли о несовершенстве нашего мира. Во время этого пути так и хочется закрыть глаза, а открыть их уже в стенах альма-матер. Однако наличие двух светофоров по дороге сделать этого не позволяет.

Было бы неплохо, если бы учёные (а я уверен, что мои слова прочитает хотя бы один из них), придумали-таки телепорт для коротких дистанций, дабы навсегда избавить меня тратить столько времени на прогулку до вуза! Перемещаться из точки А в точку Б стало бы так просто, легко и быстро.

Конечно, это хорошо, если речь идёт о ситуациях, когда ты спешишь, бежишь, и на кону – время. Но когда человек находится в путешествии, совершает восхождение на пик горы, участвует в сплаве, пребывает на экскурсии по незнакомому городу… В эти моменты быть осознанным важнее всего. Телепортация подойдёт для незначимых ежедневных перемещений, когда мы держим путь на работу или учёбу, идём в магазин. Благодаря такому изобретению удастся освободить массу времени!

Константин Макаридин, дорожный мастер Свердловск-Сортировочной дистанции пути:

– Много чего не хватает. Например, вечного двигателя, а также оборудования для беспроводной передачи большого количества энергии на значительные расстояния. Или технологий, позволяющих в случае неизлечимой болезни вырастить в организме человека здоровый орган. А ещё отличной идеей было бы разработать самолеты со специальной капсулой для безопасной эвакуации пассажиров при возникновении нештатных ситуаций на борту воздушного судна. Не достаёт нам сейчас и телепортации. Благодаря ей люди могли бы, невзирая на расстояния, с помощью специальных порталов за несколько минут попасть в любую точку земного шара.

Тимур Невмянов, ведущий инженер сектора деповского хозяйства Свердловской дирекции тяги:

– Очень пригодилось бы устройство, которое помогало бы оперировать огромными массивами информации. Оно может быть в виде специальной чувствительной площадки на столе. На неё, как на клавиатуру, прикладываются ладони обеих рук, и прибор улавливает мои микроимпульсы, передаёт их в цифровом виде на компьютер. Только подумаешь о том, в какую строчку таблицы занести нужную цифру или позицию номенклатуры, а компьютер тут же со скоростью мысли выполняет нужные действия.

Виктор Бобров, сотрудник филиала ФГП ВО ЖДТ России на СвЖД:

– В детстве мечтал о машине времени: хотел побывать в прошлом и увидеть битвы или проверить исторический факт, вызывавший вопросы. Сегодня мир гаджетов изменил мои интересы. Может, пригодился бы карманный майнер биткоинов. Но больше всего не хватает изобретения, которое блокировало бы вокруг меня цифровые потоки, рекламу, фейковые новости, взлом личной переписки. Не хочу стать «простым числом» в глобальном потоке информации, где всё под контролем. Нужно изобретение, которое позволило бы мне оставаться самим собой

В ногу со временем

С развитием техники и высоких технологий заниматься наукой стало намного интереснее

Более полувека занимается научной деятельностью профессор кафедры «Путь и железнодорожное строительство» УрГУПСа Геннадий Аккерман. Сейчас учёный вместе с университетскими коллегами проводит экспертизу проекта одного из этапов строительства первой в России высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва – Казань, занимается темой тяжеловесного движения поездов, работает по другим актуальным направлениям.

 

фото: Серик Мустафин

 

– Вопросы строительства ВСМ заинтересовали меня ещё в 90-х годах прошлого века, – рассказывает Геннадий Львович. – Проект этот очень привлекателен и амбициозен, хоть и требует немалых финансовых затрат. Но очень важно, чтобы такую магистраль, которая отвечает запросам времени, построили в нашей стране.

За долгие годы профессор участвовал в разработке многих перспективных проектов. Большинство из них успешно воплощены. Первые шаги в этом направлении он сделал во время работы в отделе изысканий Уралгипротранса, куда пришёл в конце 50-х после окончания Московского института инженеров железнодорожного транспорта.

– Насыщенная жизнь тогда была, – вспоминает Геннадий Аккерман. – За пять лет объездил почти весь Советский Союз, побывал на многих объектах. Но мне хотелось чего-то нового. Поступил в аспирантуру, а после её окончания пришёл работать в УЭМИИТ. С тех пор моя жизнь неразрывно связана с уральским транспортным вузом. Помню, как мы с коллегами работали над проектами транспортного обслуживания нефтегазовых месторождений Томской и Тюменской областей, проводили расчёты по увеличению скорости движения грузовых и пассажирских поездов на полигоне нескольких дорог, создавали технические условия для подкладки с высокой ребордой.

Как отмечает мой собеседник, сейчас с развитием техники и высоких технологий заниматься наукой стало интересней. И подтверждает это на примере компьютерного моделирования взаимодействия колеса с рельсом.

– В те годы, когда мы по заказу Министерства путей сообщения занимались вопросами увеличения скорости движения поездов, было сложно проводить расчёты характеристик, возникающих при взаимодействии колеса с рельсом, – подчёркивает Геннадий Львович. – Теперь, благодаря компьютерной программе, у нас есть возможность моделировать различные ситуации, делать на их основе расчёты и, опираясь на полученные данные, находить оптимальные варианты. В этом отношении заниматься наукой стало, конечно же, проще. Но далеко не всегда. Меня радует многообразие техники, которая сегодня эксплуатируется на железной дороге. Особенно – путевой.

Ещё одна перспективная тема, которой занимается профессор Аккерман, – биклотоидное проектирование криволинейных участков железной дороги.

– Речь идёт о том, чтобы на таких участках были две переходные кривые встык без круговой кривой, – поясняет учёный. – В этом случае средняя поперечная сила, действующая на поезд при прохождении кривой, уменьшается в два раза. Тем самым снижается нагрузка на путь, на элементы и узлы подвижного состава. Что очень важно, например, для тяжеловесного движения. Кстати, по данному направлению в настоящее время мы проводим исследование. В нём рассматриваются особенности вождения тяжеловесных и длинносоставных поездов. Безусловно, одно из главных его достоинств – повышение пропускной и провозной способности участков железных дорог. Но при этом нужно учитывать влияние тяжеловесных поездов на объекты инфраструктуры, на план и профиль железнодорожного пути.

За долгие годы работы в УрГУПСе труд Геннадия Аккермана отмечен различными наградами. В сентябре прошлого года министр транспорта РФ Максим Соколов вручил уральскому учёному медаль Августина Бетанкура.

Серик Мустафин

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: