Игра со словами.
Играя со словами предложите ребёнку закончить слово в предложении:
Да-да-да- в доме кончилась во…(да).
Ши-ши-ши- прибежали малы…(ши).
Ла-ла-ла- я на лодочке плы..(ла)
Бе-бе-бе- поиграем на тру(бе).
Ва-ва-ва- во дворе растёт тра…
Но-но-но- стало в комнате тем…
Га-га-га- у меня болит но…
Со-со-со- отвалилось коле…
Ко-ко-ко- мы поедем дале…
Ам-ам-ам- я тебе цветок отд…
Ут- ут-ут- нас уже домой зов…
Ым-ым-ым- из трубы выходит ….
Ду-ду-ду- книгу в шкафчик я кла…
За-за-за- на лугу стоит ко…
Бы-бы-бы- собирали мы гри…
Ли-ли-ли- мы кота домой ве..
Ма-ма-ма- это новые до…
Гу-гу-гу- я по улице бе…
Грамматический тренинг.
Во время прослушивания любого стихотворения, ребёнок заканчивает строчку.
Пример:
У норы добычи ждёт, Притаившись, серый кот. Мышь осталась без хвоста, Вырываясь от кота. А теперь и за версту Не приблизится к коту. | Крыса старая- и та, Видя грозного кота, Удерёт в нору под дом, Чтоб не встретиться с котом, Там дрожит и в темноте Вспоминает о коте. |
Чистоговорки и потешки.
К пяти годам малыши прощаются с привычкой смягчать звуки и пропускать слоги.
Предлагаем вам чистоговорки и потешки для закрепления правильного произношения звуков, присутствующих в речи ребёнка в этом периоде. Твёрдые и мягкие звуки рассматриваются в одном разделе. Мягкие звуки обозначаются так же, как твёрдые, но с маленькой запятой справа вверху.
[С],[С”]
Са- са, са- са,
Санки, сам
Со- со, со- со,
Соты, сок
Су- су, су- су,
Сумка, суп
Сы- сы, сы- сы,
Сыпать, сын
Сенокос, сенокос. Луг остался без волос. Тесто мы месили сами, Испекли пирог мы маме, Поскорей сюда идите, Поскорей за стол садитесь. | Сеня с Саней на весу Ели сыр и колбасу. Саня С Соней сено косят, Ася с Настей в сени носят. Носят, носят сено в сени, Спать на сене будет Сеня. Семь сомов уселись в ряд Семь сомов в ряду сидят. Сом с лисой в одном похожи- Сом с усами, лиска- тоже. |
[З ],[ З’]
|
За-за, за- за,
Зайка, зал
Зо- зо, зо- зо,
Зонтик, зоб
Зу- зу. Зу- зу,
Зубы, зуд
Зы- зы, зы-зы.
рёзкуЗыбка, зыбь
Зайк с зеброй на возу
Прут берёзовый грызут
Пошёл спозаранку Назар на базар. Купил там козу И корзинку Назар. У красы- берёзки Платье серебрится. У красы- берёзки Зелены косицы. Со двора к берёзке Выскочили козы. Стали грызть берёзку, А берёзка- в слёзы. | Лезут козы В грозу в лозу. Лозу козы В грозу грызут. Что у Зины есть в корзине? Бузины полно у Зины. Что у Зои в рюкзаке? Земляника в туеске. Заинька зимой озяб, Не согреть зайчишке лап. Под зелёной бузиной Спит коза в тени лесной. |
[Ц]
Ца- ца, ца- ца,
Цапля, цап
Цо- цо, цо- цо,
Цокать, цок
Цы- цы, цы- цы,
Цыпки, цып
Из лужицы водицей Никак нельзя умыться. Лишь только у колодца Умыться нам придётся. Посылали молодицу На горушку по водицу. А горушка высока, А водица далека. | Снесла курица яйцо На высокое крыльцо. Над кузницей, мельницей Вьётся метелица, По лесу танцует И по полю стелется. |
[Ш]
Ша- ша, ша- ша, Шапка, шар
Шо- шо, шо-шо,
Шепот, шов
Шу- шу, шу- шу.
Шутка, шум
Ши- ши, ши- ши,
Шило, шик.
Шапка да шубка- Вот наш Мишутка. Уронили Мишку на пол, Оторвали Мишке лапу. Все равно его не брошу. Потому что он хороший. Хороши в дорожку Пирожки с горошком. На кувшине подушка, На подушке лягушка. | Кошка на окошке Рубашку шьёт. Курочка в сапожках Избушку метёт. Ела кашу наша Даша, Хороша у Даши каша Ела ложкою большой, Чтобы вырасти большой. У мышки немножко Крошек в лукошке. За мышкой в окошко Следит наша кошка. Шесть мышат в камыше шуршат. Мышка мышонку шепнула: «Тише, кошка уснула». Дали мышкам карандаш, Говорят они: «не наш!» |
|
[Ж]
Жа- жа, жа- жа,
Жало, жар
Жу- жу, жу- жу,
Жутко- жук
Жи- жи, жи- жи,
Жилка, жир.
Дедушка Ежок, Не ходи на бережок- Там расстаял снежок, Заливает лужок. Ты промочишь ножки. Жёлтые сапожки. Раз шажок, Два шажок, Левый, Правый сапожок. Я учу Алёшку Топать понемножку. Жужжит над жимолостью жук. Тяжёлый на жуке кожух. | Зайка, заинька- дружок. Посиди со мной часок. - Ни минутки не могу- В гости к ёжику бегу. _ Дождик, Дождик. Что ты льёшь, Погулять нам не даёшь. - Я водою Дождевою Землю мою, Мою, мою!. Ель на ёжика похожа: Ёж в иголках, ёлка тоже. |
[Ч]
Ча- ча, ча- ча.
Чарка, чад
Чи- чи, чи- чи,
Чистка, чин
Чу- чу, чу- чу,
Чудо, чуб
Наша Таня громко плачет: Уронила в речку мячик. - Тише, Танечка, не плачь: Не утонет в речке мяч. Над домами И над печками В небо дым Идёт колечками. Дым из маленьких Колечек Превращается В овечек. - Что ж ты, ж, такой колючий? - Это я на всякий случай… | Отдыхали девочки, Отдыхали мальчики. Девочки- на лавочке, Парни- на диванчике. Чёрной ночью Чёрный кот Прыгнул В чёрный дымоход. В дымоходе чернота. Отыщи- ка там кота. Встретил ёжика бычок И лизнул его в бочок. И, лизнув его бочок. Уколол свой язычок. А колючий Ёж смеётся: - В рот не суй, что попадётся. |
|
[Щ]
Ща- ща- ща, ща- ща- ща,
Отловили мы леща.
Щу- щу- щу, щу- щу-щу,
Щенка кашей угощу.
Щи- щи- щи, щи- щи- щи,
Щуку ты за хвост тащи.
Ще- ще- ще, ще- ще- ще,
Мы купили овощей.
Этой щёткой чищу брюки, этой щёткой- башмаки, Этой щёткой чищу зубы. Все три щётки мне нужны. Щуку я тащу, тащу, Щуку я не упущу. Два щенка щека к щеке Щиплют щётку в уголке. Да у щётки половой Палка есть над головой. Палка щёлк щенков с плеча. Два щенка ушли ворча. | У гусыни усов не ищи – не сыщешь. Щенок такой тщедушный был. Его я щами всё кормил, От злющей стужи защищал. Щенок от радости пищал. Ещё бы! Он счастливым рос. Теперь мой щен не щен, а пёс- Настоящий. Щука проглотила щётку, Щётка ей щекочет глотку. - Удивительное дело. Что же я за рыбу съела? |
[Л], [Л”]
Ла- ла, ла - ла,
Лапа, лак
Ло- ло,ло- ло,
Лодка, лоб
Лу- лу, лу- лу,
Лунка, лук
Ла- ла- ла, ла- ла- ла, Луша Аллочку вела. Ло- ло- ло, ло- ло- ло, Светит солнышко тепло. Лу- лу- лу, лу- лу- лу, На полу лежит колун. Лы- лы- лы, лы- лы- лы, Мила вымыла полы. Маланья- болтунья. Молоко болтала- болтала, Выбалтывала, выбалтывала, Да не выболтала Мышка весело жила. На пуху в углу спала. Ела мышка хлеб да сало, Но всё мышке было мало. Журавлики- журавли Оторвались от земли, Крылья к небу вскинули, Милый край покинули. Закурлыкали вдали Журавлики- журавли. | Белый снег, белый мел, Белый заяц тоже бел. А вот белка не бела, Белой даже не была. Я метлу взяла И двор подмела. От сарая до крыльца Танцевала до конца! Иголка, иголка, Ты остра и колка. Не коли мне пальчик, Шей сарафанчик. Лена искала булавку, А булавка упала под лавку. Под лавкой искать было лень, Искала булавку весь день. Около кола колокола и на колу колокола. Спать пора, уснул бычок, Лёг в кроватку на бочок. Сонный Мишка лёг в кровать. Только слон не хочет спать. Головой кивает слон, Он слонихе шлёт поклон |
[Р], [ Р”]
Ра- ра, ра- ра,
Рама, рак
Ро- ро, ро- ро,
Роза, рот
Ру- ру, ру- ру,
Ручка, руль
Ры- ры, ры- ры,
Рыба, рак
Ра- ра- ра, ра- ра- ра Под горой лисы нора. Ро- ро- ро, ро- ро- ро, Уронил орёл перо. Ру- ру- ру, ру- ру- ру Ручку в руку я беру. Вот серый крот, Вот серый крот, Вот серый, серый, серый крот. Он не красавец, не урод. Он просто серый, серый крот Рыбке рак- ни друг, ни враг Рыбке вряд ли страшен рак. Рыбке страшен червячок, Что насажен на крючок. | Шёл Егорка через двор, Нёс топор чинить забор. Собирала Маргаритка Маргаритки на горе. Растеряла Маргаритка Маргаритки во дворе. -Ох, ох, ох, ох!- Разворчался горох,- Очень трудно жить в стручке, Если дверка на крючке. Испугался грома Рома, Заревел он громче грома. От такого рёва гром Притаился за бугром. |
Артикуляционная гимнастика.
Можно предложить ребёнку выполнить специальные упражнения для губ, языка, нижней челюсти. Только проводить эту работу нужно легко, без напряжения, небольшими порциями, не утомляя маленького ученика.
- «Трубочка»- сделать губы трубочкой;
- «Улыбочка» - растянуть губы в улыбке;
- «Хоботок» - вытянуть губы хоботком и сжать;
- «Причесать» верхними зубами нижнюю губу;
- «Причесать» нижними зубами верхнюю губу;
- «Воронка» втянуть губы в рот;
- «Полоскание» - надуть щёки и «полоскать» рот воздухом;
- «Пушка» - надуть щёки, выпустить воздух через неплотно сжатые губы;
- «Пробка» - надуть щёки, резко разомкнуть губы;
- «Уколы» - колоть щёки изнутри кончиком языка;
- «Лопатка» - открыть рот, выложить широкий язык на нижнюю губу;
- «Иголка» - открыть рот, выдвинуть узкий язык вперёд;
- «Чашечка» - широко открыть рот, поднять кверху переднюю часть и боковые края языка, не касаясь зубов;
- «Грибок» - открыть рот и присосать язык к нёбу;
- «Столбик» - открыть рот, кончик языка упереть в область за верхними зубами и подержать несколько секунд.
- «Маятник» - рот приоткрыть, улыбнуться и передвигать кончик языка из одного угла рта в другой;
- «Качели» - открыть рот, языком тянуться по очереди к носу и к подбородку;
- «Варенье» - рот приоткрыть, облизывать кончиком языка губы по очереди;
- «Лошадка» - открыть рот, присосать язык к нёбу, пощёлкать несколько раз;