ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА
К практической работе № 4
Оценка эффективности производственных инвестиций предприятия
Цель работы: Научиться оценивать эффективность производственных инвестиций автотранспортного предприятия, используя показатели оценки.
Для выполнения работы необходимо знать:
- современное состояние и перспективы развития автомобильной промышленности, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
- способы экономии ресурсов;
- механизмы ценообразования на продукцию (услуги).
Для выполнения работы необходимо уметь:
- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;
- находить и использовать необходимую экономическую информацию;
- рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации.
Выполнение данной практической работы способствует формированию профессиональных компетенций: ПК 3.3. Применять в профессиональной деятельности основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика.
ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 80 минут
КРАТКАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Решение об эффективности инвестиций принимается на основе следующих комплексных показателей:
1) Дисконтированный срок окупаемости проекта (Т);
2) Чистое современное значение денежных потоков (NPV), которое является суммой всех дисконтированных потоков (входящих и исходных);
3) Индекс доходности (I);
4) Внутренняя норма доходности (IRR), которая равна ставке дисконта, при которой современное чистое значение денежных потоков равно нулю.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫИ ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ:
1. Открытое акционерное общество по оказанию транспортных услуг (грузовые перевозки) осуществляет коммерческую и экономическую оценку целесообразности увеличения парка автомобилей. Предполагается приобрести дополнительно несколько единиц транспортных средств. Первичные затраты на увеличение парка состоят из стоимости единицы, дополнительных затрат на обслуживание (автостоянка, регистрация и др), приобретение лицензии на автоперевозки и дополнительных инвестиций в оборотный капитал АТП. Ставка дисконта принтмается как среднеотраслевая.
Таблица 1 Первоначальные затраты на увеличение парка автомобилей
В-т | Количество автомобилей, шт | Стоимость одиницы, тыс.руб | Расходы на обслуживание (автостоянка, регистрация, страховка), тыс.руб | Приобретение лицензии на автоперевозки, тыс.руб | Дополнительные инвестиции в оборотный капитал, тыс.руб |
1.1. Рассчитываем суммарные первоначальные затраты на увеличение парка автомобилей:
Зперв = Спс + Робсл + Рлиц + Робор, тыс.руб
где Срс – стоимость подвижного состава (Стоимость единицы × Количество автомобилей), тыс.руб;
Робсл - расходы на обслуживание (автостоянка, регистрация, страховка), тыс.руб;
Рлиц - приобретение лицензии на автоперевозки, тыс.руб;
Робор - дополнительные инвестиции в оборотный капитал, тыс.руб.
2. Расходы на горюче-смазочные материалы (далее ГСМ) и обслуживание автомобилей будут ежегодно увеличиваться. Оплата труда водителей и ремонтных рабочих обойдется предприятию также с ежегодным приростом в несколько процентов или тыс.руб. Расходы на амортизацию одинаковы каждый год.
Таблица 2 Дополнительные затраты на эксплуатацию автомобилей
В-т | Расходы на ГСМ и обслуживание автомобилей, тыс.руб | Оплата труда водителей и ремонтных работников, тыс.руб | Расходы на амортизацию, тыс.руб | |||||||||||||||
1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год | 6 год | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год | 6 год | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год | 6 год | |
+5% | +2 | +2 | +3% | - | +2 | +4% | +5% | +3 | - | - | ||||||||
+3 | +2% | +1% | +4 | +1 | +1% | +2% | +3 | +2 | +2% | |||||||||
+1% | +2% | +3 | +2 | +2% | +5% | +2 | +2 | +3% | +1% | |||||||||
+4 | +1% | +3% | +2 | - | +2 | +3% | +1% | +2 | - | - | ||||||||
+2% | +1% | +4 | - | - | +5% | +2 | +2 | - | - | - | - | |||||||
+2 | +3% | +1% | +2 | - | +2 | +4% | +5% | +3 | - | 14,5 | 14,5 | 14,5 | 14,5 | 14,5 | - | |||
+2 | +4% | +5% | +3 | - | +2 | +3% | +1% | +4 | - | - | ||||||||
+4% | +5% | +3 | +1 | - | +4 | +3% | +1% | +2% | - | - | ||||||||
+1% | +3% | +2 | +5% | +4 | +3 | +2% | +1% | +4 | +1 | 12,5 | 12,5 | 12,5 | 12,5 | 12,5 | 12,5 | |||
+5% | +2 | +2 | +3% | +1% | +1% | +2% | +3 | +2 | +2% | |||||||||
+2 | +2% | +5% | +2% | - | +4 | +1% | +3% | +3 | - | - | ||||||||
+1% | +2 | +2 | +1% | +3% | +2% | +1% | +4 | +2 | +1 | |||||||||
+2 | +3% | +2 | +1% | +2 | +2 | +3% | +1% | +3% | +2 | |||||||||
+5% | +2 | +4 | - | - | +2 | +4% | +5% | - | - | - | - | |||||||
+1% | +4% | +3 | +4% | - | +4% | +5% | +3 | +1 | - | 14,5 | 14,5 | 14,5 | 14,5 | 14,5 | - |
2.1. Рассчитываем затраты на ГСМ и обслуживание автомобилей по годам, тыс.руб:
Згсм = Згсм 1 год +... + Згсм 6год; тыс.руб
2.2. Определяем расходы на оплату труда водителей и ремонтных рабочих по го-дам, тыс.руб:
Ззп = Ззп 1 год +... + Ззп 6 год; тыс.руб
2.3. Определяем затраты на амортизацию по годам:
За = За 1 год +... + За 6 год; тыс.руб
2.4. Рассчитываем суммарные дополнительные затраты на эксплуатацию автомобилей:
Здоп = Згсм + Ззп + За, тыс.руб
где Згсм - расходы на ГСМ и обслуживание автомобилей, тыс.руб;
Ззп - оплата труда водителей и ремонтных рабочих, тыс.руб;
За - затраты на амортизацию, тыс. руб.
2.5. Рассчитываем суммарные инвестиционные затраты (первоначальные и дополнительные):
ОВ = Зперв + Здоп, тыс.руб.
3. Приобретение автотранспорта позволит ежегодно увеличивать объем грузовых перевозок, при условии, что прогнозируемая цена одного тонно-километра ежегодно будет расти на несколько процентов.
Таблица 3 Ожидаемые денежные поступления от увеличения объема грузовых автоперевозок
В-т | Ставка дисконта, % | 1 год | 2 год | 3 год | 4 год | 5 год | 6 год | ||||||
Ргод, тыс.ткм | Ц1ткм, руб | Ргод, тыс.ткм | Ц1ткм, руб | Ргод, тыс.ткм | Ц1ткм, руб | Ргод, тыс.ткм | Ц1ткм, руб | Ргод, тыс.ткм | Ц1ткм, руб | Ргод, тыс.ткм | Ц1ткм, руб | ||
8,0 | +10% | +10% | +12% | +15% | - | - | |||||||
8,0 | +11% | +10% | +2,5 | +1 | +10% | ||||||||
7,6 | +1 | +1,5 | +11% | +10% | +1,5 | ||||||||
7,5 | +2 | +13% | +3 | +1,5 | - | - | |||||||
6,0 | +10% | +1 | +11% | - | - | - | - | ||||||
6,5 | +1,5 | +2,5 | +1 | +2,5 | - | - | |||||||
7,0 | +13% | +1 | +11% | +2 | +11% | - | - | ||||||
8,0 | +2,5 | +3 | +10% | +3 | - | - | |||||||
8,5 | +11% | +11% | +3 | +2 | +13% | ||||||||
7,5 | +3 | +1 | +10% | +4 | +2% | ||||||||
8,6 | +13% | +12% | +3,5 | +1 | - | - | |||||||
9,2 | +1 | +2,5 | +15% | +2 | +7% | ||||||||
9,0 | +2,5 | +11% | +1 | +10% | +6 | ||||||||
8,9 | +11% | +3 | +10% | - | - | - | - | ||||||
9,1 | +3 | +11% | +1,5 | +7% | - | - |
3.1. Рассчитываем суммарные ожидаемые денежные поступления от увеличения объема грузовых автоперевозок и корректируем их с учетом определенной ставки дисконта (Д, %):
Ргод × Ц1ткм +... + Ргод × Ц1ткм, тыс.руб
∑ДП = (1 + Д) n + … + (1 + Д) n
где n – количество лет эксплуатации проекта.
4. Рассчитываем чистое современное значение денежных потоков, что является суммой всех дисконтированных потоков без учета суммарных инвестиционных затрат (первоначальных и дополнительных):
ЧПД = ∑ДП – ИР, тыс. руб
Для принятия проекта, как целесообразного, значение ЧПД должно быть > 0.
5. Рассчитаем индекс доходности инвестиционного проекта:
И = ∑ДП / ИР
Для принятия проекта, как целесообразного, значение должно быть > 1.
6. Определим дисконтированный срок окупаемости проекта:
___ ИР __, лет
Т = ∑ГП / n
Для принятия проекта, как целесообразного, значение Т должно быть < запланированного.
7. Найдем внутреннюю норма доходности, отпределяемую ставкой дисконта, при которой современное чистое значение денежных потоков (ЧПД) равно нулю:
Ргод × Ц1ткм +... + Ргод × Ц1ткм – ИР, тыс.руб
ВНД (ЧПД = 0) = (1 + Д) n (1 + Д) n
Для принятия проекта, как целесообразного, значение ЧПД должно быть = 0, для чего надо увеличить или уменьшить ставку дисконта.
8. Сводим все расчеты в таблицу и делаем вывод о целесообразности инвестиционного проекта:
Таблица 4 Сводные результаты расчетов инвестиционного проекта
Показатель | Нормативное значение | Расчетное значение | Вывод по показателям |
ЧПД | > 0 | ||
І | > 1 | ||
Т | < запланированного | ||
ВНД | ЧПД = 0 | ||
Общий вывод по проекту: |
9. Делаем вывод по проделанной работе.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Л.Е.Басовский, Экономика отрасли, Издательство: Инфра-М, 2010 г. - 144 с.
2. И.С.Туревский, Экономика отрасли (автомобильный транспорт) – М.: ИНФА-М, 2011 г. - 288 с.