Оценка эффективности производственных инвестиций предприятия




ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА

К практической работе № 4

Оценка эффективности производственных инвестиций предприятия

Цель работы: Научиться оценивать эффективность производственных инвестиций автотранспортного предприятия, используя показатели оценки.

 

Для выполнения работы необходимо знать:

- современное состояние и перспективы развития автомобильной промышленности, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;

- состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;

- способы экономии ресурсов;

- механизмы ценообразования на продукцию (услуги).

Для выполнения работы необходимо уметь:

- рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности организации;

- находить и использовать необходимую экономическую информацию;

- рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации.

Выполнение данной практической работы способствует формированию профессиональных компетенций: ПК 3.3. Применять в профессиональной деятельности основные положения, регулирующие взаимоотношения пользователей транспорта и перевозчика.

ВРЕМЯ ВЫПОЛНЕНИЯ: 80 минут

КРАТКАЯ ТЕОРИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Решение об эффективности инвестиций принимается на основе следующих комплексных показателей:

1) Дисконтированный срок окупаемости проекта (Т);

2) Чистое современное значение денежных потоков (NPV), которое является суммой всех дисконтированных потоков (входящих и исходных);

3) Индекс доходности (I);

4) Внутренняя норма доходности (IRR), которая равна ставке дисконта, при которой современное чистое значение денежных потоков равно нулю.

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫИ ФОРМА ОТЧЕТНОСТИ:

1. Открытое акционерное общество по оказанию транспортных услуг (грузовые перевозки) осуществляет коммерческую и экономическую оценку целесообразности увеличения парка автомобилей. Предполагается приобрести дополнительно несколько единиц транспортных средств. Первичные затраты на увеличение парка состоят из стоимости единицы, дополнительных затрат на обслуживание (автостоянка, регистрация и др), приобретение лицензии на автоперевозки и дополнительных инвестиций в оборотный капитал АТП. Ставка дисконта принтмается как среднеотраслевая.

 

Таблица 1 Первоначальные затраты на увеличение парка автомобилей

В-т Количество автомобилей, шт Стоимость одиницы, тыс.руб Расходы на обслуживание (автостоянка, регистрация, страховка), тыс.руб Приобретение лицензии на автоперевозки, тыс.руб Дополнительные инвестиции в оборотный капитал, тыс.руб
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           
           

 

1.1. Рассчитываем суммарные первоначальные затраты на увеличение парка автомобилей:

Зперв = Спс + Робсл + Рлиц + Робор, тыс.руб

где Срс – стоимость подвижного состава (Стоимость единицы × Количество автомобилей), тыс.руб;

Робсл - расходы на обслуживание (автостоянка, регистрация, страховка), тыс.руб;

Рлиц - приобретение лицензии на автоперевозки, тыс.руб;

Робор - дополнительные инвестиции в оборотный капитал, тыс.руб.

 

2. Расходы на горюче-смазочные материалы (далее ГСМ) и обслуживание автомобилей будут ежегодно увеличиваться. Оплата труда водителей и ремонтных рабочих обойдется предприятию также с ежегодным приростом в несколько процентов или тыс.руб. Расходы на амортизацию одинаковы каждый год.

 

Таблица 2 Дополнительные затраты на эксплуатацию автомобилей

В-т Расходы на ГСМ и обслуживание автомобилей, тыс.руб Оплата труда водителей и ремонтных работников, тыс.руб Расходы на амортизацию, тыс.руб
1 год 2 год 3 год 4 год 5 год 6 год 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год 6 год 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год 6 год
    +5% +2 +2 +3% -   +2 +4% +5% +3 -           -
    +3 +2% +1% +4 +1   +1% +2% +3 +2 +2%            
    +1% +2% +3 +2 +2%   +5% +2 +2 +3% +1%            
    +4 +1% +3% +2 -   +2 +3% +1% +2 -           -
    +2% +1% +4 - -   +5% +2 +2 - -         - -
    +2 +3% +1% +2 -   +2 +4% +5% +3 - 14,5 14,5 14,5 14,5 14,5 -
    +2 +4% +5% +3 -   +2 +3% +1% +4 -           -
    +4% +5% +3 +1 -   +4 +3% +1% +2% -           -
    +1% +3% +2 +5% +4   +3 +2% +1% +4 +1 12,5 12,5 12,5 12,5 12,5 12,5
    +5% +2 +2 +3% +1%   +1% +2% +3 +2 +2%            
    +2 +2% +5% +2% -   +4 +1% +3% +3 -           -
    +1% +2 +2 +1% +3%   +2% +1% +4 +2 +1            
    +2 +3% +2 +1% +2   +2 +3% +1% +3% +2            
    +5% +2 +4 - -   +2 +4% +5% - -         - -
    +1% +4% +3 +4% -   +4% +5% +3 +1 - 14,5 14,5 14,5 14,5 14,5 -

 

2.1. Рассчитываем затраты на ГСМ и обслуживание автомобилей по годам, тыс.руб:

Згсм = Згсм 1 год +... + Згсм 6год; тыс.руб

2.2. Определяем расходы на оплату труда водителей и ремонтных рабочих по го-дам, тыс.руб:

Ззп = Ззп 1 год +... + Ззп 6 год; тыс.руб

2.3. Определяем затраты на амортизацию по годам:

За = За 1 год +... + За 6 год; тыс.руб

2.4. Рассчитываем суммарные дополнительные затраты на эксплуатацию автомобилей:

Здоп = Згсм + Ззп + За, тыс.руб

где Згсм - расходы на ГСМ и обслуживание автомобилей, тыс.руб;

Ззп - оплата труда водителей и ремонтных рабочих, тыс.руб;

За - затраты на амортизацию, тыс. руб.

2.5. Рассчитываем суммарные инвестиционные затраты (первоначальные и дополнительные):

ОВ = Зперв + Здоп, тыс.руб.

 

3. Приобретение автотранспорта позволит ежегодно увеличивать объем грузовых перевозок, при условии, что прогнозируемая цена одного тонно-километра ежегодно будет расти на несколько процентов.

 

Таблица 3 Ожидаемые денежные поступления от увеличения объема грузовых автоперевозок

В-т Ставка дисконта, % 1 год 2 год 3 год 4 год 5 год 6 год
Ргод, тыс.ткм Ц1ткм, руб Ргод, тыс.ткм Ц1ткм, руб Ргод, тыс.ткм Ц1ткм, руб Ргод, тыс.ткм Ц1ткм, руб Ргод, тыс.ткм Ц1ткм, руб Ргод, тыс.ткм Ц1ткм, руб
      8,0   +10%   +10%   +12%   +15% - -
      8,0   +11%   +10%   +2,5   +1   +10%
      7,6   +1   +1,5   +11%   +10%   +1,5
      7,5   +2   +13%   +3   +1,5 - -
      6,0   +10%   +1   +11% - - - -
      6,5   +1,5   +2,5   +1   +2,5 - -
      7,0   +13% +1 +11%   +2   +11% - -
      8,0   +2,5   +3   +10%   +3 - -
      8,5   +11%   +11%   +3   +2   +13%
      7,5   +3   +1   +10%   +4   +2%
      8,6   +13%   +12%   +3,5   +1 - -
      9,2   +1   +2,5   +15%   +2   +7%
      9,0   +2,5   +11%   +1   +10%   +6
      8,9   +11%   +3   +10% - - - -
      9,1   +3   +11%   +1,5   +7% - -

 

3.1. Рассчитываем суммарные ожидаемые денежные поступления от увеличения объема грузовых автоперевозок и корректируем их с учетом определенной ставки дисконта (Д, %):

Ргод × Ц1ткм +... + Ргод × Ц1ткм, тыс.руб

∑ДП = (1 + Д) n + … + (1 + Д) n

где n – количество лет эксплуатации проекта.

 

4. Рассчитываем чистое современное значение денежных потоков, что является суммой всех дисконтированных потоков без учета суммарных инвестиционных затрат (первоначальных и дополнительных):

ЧПД = ∑ДП – ИР, тыс. руб

Для принятия проекта, как целесообразного, значение ЧПД должно быть > 0.

 

5. Рассчитаем индекс доходности инвестиционного проекта:

И = ∑ДП / ИР

Для принятия проекта, как целесообразного, значение должно быть > 1.

 

6. Определим дисконтированный срок окупаемости проекта:

___ ИР __, лет

Т = ∑ГП / n

Для принятия проекта, как целесообразного, значение Т должно быть < запланированного.

 

7. Найдем внутреннюю норма доходности, отпределяемую ставкой дисконта, при которой современное чистое значение денежных потоков (ЧПД) равно нулю:

Ргод × Ц1ткм +... + Ргод × Ц1ткм – ИР, тыс.руб

ВНД (ЧПД = 0) = (1 + Д) n (1 + Д) n

Для принятия проекта, как целесообразного, значение ЧПД должно быть = 0, для чего надо увеличить или уменьшить ставку дисконта.

 

8. Сводим все расчеты в таблицу и делаем вывод о целесообразности инвестиционного проекта:

 

Таблица 4 Сводные результаты расчетов инвестиционного проекта

Показатель Нормативное значение Расчетное значение Вывод по показателям
ЧПД > 0    
І > 1    
Т < запланированного    
ВНД ЧПД = 0    
Общий вывод по проекту:  

 

9. Делаем вывод по проделанной работе.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Л.Е.Басовский, Экономика отрасли, Издательство: Инфра-М, 2010 г. - 144 с.

2. И.С.Туревский, Экономика отрасли (автомобильный транспорт) – М.: ИНФА-М, 2011 г. - 288 с.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: