Недра как объект использования и охраны.
Государственное регулирование и управление в области использования и охраны недр.
Право пользования недрами.
Правовая охрана недр.
Ответственность за нарушение законодательства о недрах.
1. Недра как объект использования и охраны
В соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» недра являются компонентом природной среды; объектом самостоятельного вида природоресурсных отношений, возникающих по поводу использования и охраны недр. Эти отношения регулируются самостоятельной отраслью законодательства - законодательством о недрах, которое складывается на региональном и национальном уровне и в целом содержит единообразные подходы к правовому регулированию недропользования.
Правовое регулирование отношений по использованию и охране недр на международном уровне касается в основном суверенных прав государств в отношении континентального шельфа, а также дна и недр территориального моря и исключительной экономической зоны, которые установлены Конвенцией ООП «По морскому праву» 1982 г. На региональном уровне между государствами - участниками СНГ заключен ряд соглашений, предусматривающих создание и развитие общего рынка минерально-сырьевых ресурсов, гармонизацию законодательства в этой сфере, а также приграничное сотрудничество в вопросах изучения, освоения и охраны недр. Па национальном уровне отношения по использованию и охране недр регулируются специальным законодательством, основу которого составляет КоН, и иными нормативными правовыми актами, в том числе актами других отраслей законодательства.
В соответствии со ст. 1 КоН недра представляют собой часть земной коры, расположенную ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности, дна водоемов, водотоков. Верхняя и нижняя граница недр законодательством не устанавливается. Недра рассматриваются исключительно как подземное пространство, являющееся неотъемлемой частью земной поверхности. Разграничение недр и земельных участков (водных объектов), в пределах которых они находятся, проводится с учетом целей использования этих объектов.
В отличие от земли и других компонентов природной среды состав недр законодательством не закрепляется. С учетом наличия или отсутствия в недрах ресурсов можно выделить используемые и неиспользуемые части недр, хотя оно не имеет существенного правового значения. К неиспользуемым участкам могут быть отнесены отработанные месторождения; горные выработки, шахты и скважины, не подлежащие использованию, которые ликвидируются или консервируются; участки недр, в пределах которых не разведаны или не обнаружены полезные ископаемые.
Законодательство о недрах определяет понятие (ст. 1 КоН) и устанавливает исчерпывающий перечень ресурсов недр, относя к ним полезные ископаемые, подземные пространства и геотермальные ресурсы недр, промышленное и иное хозяйственное использование которых технологически возможно и экономически целесообразно. Таким образом, выделены три категории ресурсов недр, в составе каждой из которых проводится их правовая классификация.
Полезными ископаемыми признаются содержащиеся в недрах природные минеральные образования неорганического или органического происхождения, которые находятся в твердом, жидком или газообразном состоянии и химический состав и физические свойства которых позволяют осуществлять их промышленное и иное хозяйственное использование в природном виде или после первичной обработки. В естественной среде они могут быть представлены в форме месторождений или проявлений полезных ископаемых.
Исходя из физических и технологических свойств, а также экономического значения полезные ископаемые (ст. 18 КоН) классифицируются на:
— стратегические полезные ископаемые;
- общераспространенные полезные ископаемые;
- полезные ископаемые ограниченного распространения;
- подземные воды.
Для каждой группы полезных ископаемых установлены особенности правового режима их использования и охраны. Действующее законодательство о недрах расширило перечень полезных ископаемых, отнеся к ним некоторые виды ресурсов недр, имеющих двойственный правовой режим (например, торф и сапропели (ст. 23 КоН) или подземные воды (ст. 25 КоН)).
Подземные пространства как ресурсы недр (ст. 27 КоН) включают в себя естественные или искусственно созданные полости недр, которые используются или могут быть использованы в целях, установленных законодательством. Их классификация производится по целям использования на две группы:
- предназначенные для размещения, строительства и (или) эксплуатацииподземных сооружений и иных объектов;
- предназначенные для археологических и иных исследований.
Геотермальные ресурсы недр впервые закреплены как самостоятельный вид ресурсов недр в КоН и представляют собой запасы глубинного тепла Земли, промышленное и иное хозяйственное использование которых с помощью современных технических средств экономически целесообразно. Они включают в себя: ресурсы геотермальных вод и петрогеотермальные ресурсы, аккумулированные в блоках нагретых, практически безводных горных пород; тепловую и иные виды ассоциированной с геотермальными водами энергию.
Петрогеотермальные ресурсы (англ. Petrogeothermal resources) Тепловая энергия непроницаемых горных пород, извлечение которой требует создания искусственных проницаемых зон и применения геоциркуляционных технологий.
Согласно ст. 13 Конституции Республики Беларусь, ст. 5 КоН недра Республики Беларусь находятся в исключительной государственной собственности, в отличие от добытых полезных ископаемых, право собственности на которые принадлежит недропользователю, осуществившемуих добычу на законном основании, если иное не установлено законодательными актами, концессионным или инвестиционным договором (ст. 6 КоН). Недра не могут быть предметом залога, купли-продажи, дарения, наследования, вкладав уставный фонд и предметом отчуждения в иной форме. Государство, выступая единственным собственником недр в Республике Беларусь, реализует принадлежащие ему права владения, пользования и распоряжения недрами через уполномоченные государственные органы, все другие лица используют недра в пределах предоставленных им прав. Гражданское законодательство (ст. 130 ГК) относит участки недр к числу недвижимого имущества, оборот которого регулируется специальным законодательством, т.е. законодательством о недрах. В то же время гражданским законодательством система прав на недра не охватывается, поэтому право недропользования не предусматривает разделения на вещные и обязательственные права.
2. Государственное регулирование и управление
в области использования и охраны недр
Государственное регулирование и управление в области использования и охраны недр в Республике Беларусь является составной частью государственного регулирования в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов. Оно представляет собой деятельность соответствующих органов (общей и специальной компетенции) по обеспечению рационального использования и охраны недр.
К органам общей компетенции относятся Президент Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь, местные Советы депутатов, местные исполнительные и распорядительные органы в пределах своей компетенции. Органами специальной компетенции являются:
- Минприроды, на которое возлагается проведение единой государственной политики и осуществление государственного управления в области использования и охраны недр; координация деятельности других республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в этой сфере; государственное регулирование деятельности по геологическому изучению недр и другие задачи;
- Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, в состав которого входит Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности, осуществляющий государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, и другие функции государственного управления.
Планирование в области использования и охраны недр осуществляется в рамках принимаемых в целях развития минерально-сырьевой базы государственных программ (например, Программа освоения месторождений полезных ископаемых и развития минерально-сырьевой базы Республики Беларусь на 2011-2015 гг. и на период до 2020 г.), а также территориальных программ в области использования и охраны недр и мероприятий по охране недр на территории соответствующих административно-территориальных единиц.
Нормирование в области использования и охраны недр заключается в установлении:
- нормативов эксплуатационных потерь полезных ископаемых по вновь вводимым в разработку горным выработкам, которые устанавливаются отдельно для конкретной части месторождения или группы месторождений, аналогичных по горно-геологическим, горнотехническим, технологическим, экономическим и иным условиям их разработки. Нормативы эксплуатационных потерь полезных ископаемых разрабатываются недропользователями, осуществляющими разработку месторождения, на основе технических нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования экологической безопасности в области использования и охраны недр, в порядке, установленном Минприроды (ст. 69 КоН).
Государственный учет пользования недрами и состояния минерально-сырьевой базы ведется в формах государственного кадастра недр и государственных балансов запасов полезных ископаемых и геотермальных ресурсов недр, которые являются составной частью единой информационной системы в области использования и охраны недр. Государственному учету подлежат:
— сведения о результатах работ, связанных с пользованием недрами (в том числе работ по геологическому изучению недр);
- запасы полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр;
- сведения об участках недр, используемых для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Государственный кадастр недр представляет собой систематизированный свод данных о качественных и количественных характеристиках ресурсов недр, об их экономической оценке и о возможном промышленном и ином хозяйственном использовании. Объектами учета являются месторождения, в том числе выработанные, и проявления полезных ископаемых и геотермальных ресурсов недр, а также подземные пространства, которые используются или могут быть использованы для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых. Ведение государственного кадастра недр осуществляется Минприроды в формах паспортов, каталогов, регистрационных карт объектов учета, в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
Для учета состояния минерально-сырьевой базы ведутся государственные балансы запасов полезных ископаемых и геотермальных ресурсов недр, которые составляются по месторождениям (их частям), видам полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр.
Государственные балансы запасов полезных ископаемых и геотермальных ресурсов недр ведутся по месторождениям (их частям), видам полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр недропользователями, которым предоставлены геологические или горные отводы (ст. 79 КоН). Ведение государственных балансов запасов полезных ископаемых и геотермальных ресурсов недр, постановку на государственный баланс запасов полезных ископаемых и (или) геотермальных ресурсов недр и их списание осуществляет Минприроды, в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь.
В целях установления достоверности и обоснованности оценки запасов полезных ископаемых и геотермальных ресурсов недр, принятия решения об утверждении или списании этих запасов, определения полноты и качества изученности месторождения (его части),степени его подготовленности для разработки проводится Государственная
экспертиза геологической информации, которой подлежит также геологическая информация об участках недр, пригодных для строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
Специальному государственному учету подлежат минералогические, палеонтологические и иные уникальные геологические материалы, перечень которых установлен законодательством (ст. 81 КоН) с целью их изучения, детального описания, рационального использования и охраны. Недропользователи и иные лица, обнаружившие минералогические, палеонтологические и иные уникальные геологические материалы или имеющие сведения о них, сообщают об этом в Минприроды или его территориальные органы.
Контроль (надзор) в области цсполъзования и охраны недр является составной частью контроля в области охраны окружающей среды и осуществляется в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности и об охране окружающей среды.
Его осуществляют следующие органы:
- местные Советы депутатовконтроль за’ реализацией территориальных программ в области использования и охраны недр, а также мероприятий по охране недр на территории соответствующих административно-территориальных единиц;
- Минприроды и его территориальные органы - контроль (надзор) в области использования и охраны недр;
- Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь через Департамент по надзору за безопасным ведением работ в промышленности (и его областные, Минское городское управления) - государственный контроль за исполнением законодательства в области охраны и рационального использования недр; государственный надзор за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, как составную часть государственного надзора в области промышленной безопасности. Государственный надзор осуществляется, в частности, за горными работами, в том числе проводимыми в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, геофизическими работами, добычей твердых, жидких и газообразных полезных ископаемых, в том числе питьевой воды из скважин глубиной более 20 метров; геолого-маркшейдерским обеспечением при поисках, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, использованием недр в целях, не связанных с добычей таких ископаемых.
3. Право пользования недрами
В объективном смысле право пользования недрами представляет собой систему правовых норм, которые регулируют порядок и условия предоставления и использования участков недр, права и обязанности недропользователей.
Право пользования недрами в субъективном смысле охватывает совокупность конкретных прав и обязанностей, приобретаемых недропользователями в связи с предоставлением участка недр в пользование.
В соответствии со ст. 28 КоН право недропользования подразделяется на следующие виды:
- геологическое изучение недр;
- добыча полезных ископаемых;
- использование подземных пространств в целях, предусмотренных законодательством (эти цели определены при классификации этого вида ресурсов недр);
- использование геотермальных ресурсов недр по направлениям, которые определены КоН (ст. 61) и включают получение электроэнергии; горячее водоснабжение; теплоснабжение жилых и производственных помещений; лечебные, оздоровительные и иные цели, обусловленные ценностью, полезностью и иными характеристиками геотермальных ресурсов недр.
Субъектами права недропользования являются:
- граждане (они могут осуществлять только определенные виды недропользования на предоставленном им земельном участке и при соблюдении определенных условий (ст. 17 КоН));
- индивидуальные предприниматели;
- юридические лица, осуществляющие в соответствии с законодательством пользование недрами.
Объектами права недропользования являются обособленные в установленном законом порядке участки недр, предоставляемые вышеназванным субъектам в пользование. Они могут выступать в виде горного отвода в случае добычи полезных ископаемых, использования подземных пространств, использования геотермальных ресурсов недр, или геологического отвода в случае геологического изучения недр, кроме случаев, указанных в законодательстве. Геологические и горные отводы предоставляются в порядке, установленном законодательством о недрах (ст. 32, 33 КоН) и законодательством об административных процедурах.
Право недропользования имеет преимущественно административно-правовую природу. Договорные формы использования ресурсов недр ограничены. Так, аренда участков недр законодательством о недрах не закреплена. Однако возможно использование недр на основании концессионного или инвестиционного договора, что является самостоятельным видом временного недропользования, отличающегося от других условиями и сроками пользования. Перечни участков недр, которые могут являться объектами концессии, и решения о необходимости концессии в отношении участков недр, а также вид концессионного договора, который при этом заключается, определяются Президентом Республики Беларусь.
Право пользования недрами имеет срочный характер. Срок зависит от вида недропользования и в соответствии со ст. 29 КоН составляет:
- для геологического изучения - до пяти лет;
- для добычи полезных ископаемых, использования геотермальных ресурсов недр — на срок, определенный проектной документацией, но не более пятидесяти лет;
- для строительства и (или) эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, — на срок, определенный проектной документацией;
- при передаче участков недр в соответствии с концессионным или инвестиционным договором — на срок, определенный договором, но не более девяноста девяти лет.
Все виды пользования недрами имеют разрешительный характер, включая пользование участками недр в пределахпредоставленного землепользователю земельного участка (ст. 17 КоН).
В соответствии со ст. 30 КоН правовыми основаниями пользования недрами являются:
- акт, удостоверяющий геологический или горный отвод;
- свидетельство о государственной регистрации работ по геологическому изучению недр (при использовании недр без предоставления геологического отвода (ст. 49 КоН));
- документ, удостоверяющий право землепользователя на земельный участок (при пользовании недрами в соответствии со ст. 17 КоН без получения разрешительных документов);
- разрешительная документация на специальное водопользование (при заборе землепользователем подземных вод в объеме свыше пяти кубических метров в сутки при эксплуатации буровых скважин и иных сооружений в недрах, предназначенных для забора подземных вод).Предоставление участков недр в пользование производится на основании решений районных (областных, Минского городского, городских (городов областного подчинения)) исполнительных и распорядительных органов (в административном порядке или по результатам торгов), а при предоставлении горных отводов для размещения объектов военной инфраструктуры и гражданской обороны, для добычи стратегических полезных ископаемых, полезных ископаемых ограниченного распространения и использования геотермальных ресурсов недр - по решению Президента Республики Беларусь. Решение исполнительного и распорядительного органа о предоставлении геологического отвода принимается после получения заключения Минприроды о согласовании либо об отказе в согласовании предоставления испрашиваемого геологического отвода, а решение 6 предоставлении горного отвода — после согласования с Минприроды проекта обоснования границ горного отвода.
В таком же порядке (административном, без проведения торгов) предоставляются горные отводы инвестору, заключившему концессионный или инвестиционный договор, в случаях, если в соответствии с законодательством об инвестициях и законодательством о концессиях такой договор заключается без проведения торгов по выбору инвестора. В частности, такие случаи предусмотрены Указом Президента Республики Беларусь от 3 октября 2011 г. № 442 «О некоторых вопросах осуществления инвестиционной деятельности в отношении недр».
Торги по распределению участков недр проводятся в следующих случаях:
- при предоставлении участков недр в пользование на основании концессионных или инвестиционных договоров. Порядок проведения торгов по выбору инвестора для реализации инвестиционных проектов в отношении недр на основании концессионного или инвестиционно-. го договора определяется Правительством (ст. 10 КоН). Торги проводятся в форме конкурса или аукциона республиканским органом государственного управления, иной государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь, уполномоченной им на проведение торгов и заключение концессионного договора по участкам недр, включенным в перечень объектов, предлагаемых для передачи в концессию, утверждаемый Президентом Республики Беларусь;
- если на горный отвод претендуют два и более юридических лица или индивидуальных предпринимателя (ст. 33 КоН). Эти торги организуют и проводят местные исполнительные и распорядительные органы (ст. 13 КоН) в порядке, установленном КоН (ст. 34 КоН).
Государственную регистрацию предоставленных геологических и горных отводов осуществляет Минприроды.
Вторичное недропользование не допускается. Недропользователь не вправе передавать предоставленное ему право пользования недрами иным лицам. Переход права пользования недрами возможен лишь при реорганизации юридического лица (ст. 37 КоН) и предусматривает передачу прав по ранее предоставленному геологическому или горному отводу созданному в результате реорганизации юридическому лицу - правопреемнику юридического лица, которому такой отвод в установленном порядке был предоставлен ранее — по решению местного исполнительного и распорядительного органа или Президента Республики Беларусь в случаях, когда решение о предоставлении горного отвода принималось Президентом Республики Беларусь.
Пользование недрами может быть запрещено или ограничено на отдельных участках недр, отдельных территориях и зонах, для которых законодательством установлен специальный режим охраны и использования (ст. 30 КоН).
Право пользования недрами приостанавливается до устранения причин, которые послужили основанием приостановления, например:
- возникновения риска для жизни и здоровья граждан, причинения ущерба имуществу граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, имуществу, находящемуся в собственности государства, или вреда окружающей среде в связи с осуществлением недропользователем пользования недрами;
- возникновения-чрезвычайных ситуаций;
- нарушения недропользователем требований законодательства о недрах, законодательства об охране окружающей среды, законодательства в области промышленной безопасности;
- нарушения (невыполнения) недропользователем условий концессионного или Инвестиционного договора.
Право пользования недрами прекращается в случаях, предусмотренных КоН и иными законодательными актами, в том числе при:
- изъятии у недропользователя участка недр для государственных нужд;
- ликвидации юридического лица, прекращении деятельности индивидуального предпринимателя, являющихся недропользователями;
- систематическом (два и более раза) невнесении недропользователем платежей за пользование недрами;
- неиспользовании недропользователем в течение одного года предоставленного в пользование участка недр или использования его не по щелевому назначению;
- принятии недропользователем решения о прекращении права пользования недрами;
— истечении срока пользования недрами, указанного в акте, удостоверяющем геологический или горный отвод, прекращении действия концессионного или инвестиционного договора и некоторых других случаях.
Решения о приостановлении или прекращении права пользования недрами принимаются уполномоченными органами государственного управления (Президентом Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами, принявшими решение о предоставлении геологического или горного отвода, а о приостановлении права пользования недрами — также Минприроды и его территориальными органами, Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и входящими в его систему органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям) в пределах их компетенции, судом, а также недропользователем.
Содержание права недропользования составляют права и обязанности пользователей недрами. В силу исключительного характера государственной собственности на недра эти права и обязанности ограничены только владением и пользованием участками недр. При совершении запрещенных законодательством сделок с участками недр (ст. 5 КоН) наступают последствия, установленные гражданским законодательством для сделок, совершение которых запрещено законодательством (ст. 168, 170 ГК).
В соответствии со ст. 14 КоН недропользователи имеют право:
— осуществлять пользование недрами в соответствии с требованиями законодательства;
— владеть, пользоваться и распоряжаться добытыми полезными ископаемыми, если иное не установлено законодательными актами, концессионным или инвестиционным договором;
— на возмещение убытков в случае изъятия участка недр для государственных нужд;
— отказаться от предоставленного геологического или горного отвода;
— проводить геологическое изучение недр за счет собственных средств в границах предоставленных им горных отводов с соблюдением требований законодательства, в том
числе с привлечением на основании договора юридических лид и индивидуальных предпринимателей, имеющих право проводить геологическое изучение недр;
- предъявлять иски о восстановлении нарушенных прав.
Согласно ст. 16 КоН недропользователи имеют общие
обязанности:
- обеспечивать безопасное ведение работ, связанных с пользованием недрами;
- безотлагательно сообщать органам и подразделениям по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, а также местным исполнительным и распорядительным органам о возникновении при пользовании недрами чрезвычайных ситуаций;
- при обнаружении минералогических, палеонтологических и иных уникальных геологических материалов приостановить работы, которые могут нарушить их целостность, и сообщить об этих находках в Минприроды или его территориальным органам;
- возместить вред, причиненный при пользовании недрами жизни и здоровью граждан, имуществу других лиц и др.
Кроме того, на недропользователей, осуществляющихспециальное недропользование, возлагаются дополнительные обязанности, в частности:
- соблюдать условия, предусмотренные актом, удостоверяющим геологический или горный отвод, концессионным или инвестиционным договором, а также проектной документацией на пользование недрами;
- выполнять мероприятия, предусмотренные ежегодными планами развития горных работ;
- своевременно и в полном объеме вносить платежи за пользование недрами и др.
4. Правовая охрана недр
Правовая охрана недр предусматривает требования по рациональному использованию и охране недр в процессе всех видов недропользования. В соответствии со ст. 7 КоН рациональное использование недр и их охрана являются одним из принципов правового регулирования данных отношений.
Рациональное использование недр представляет собой комплекс правовых, организационных, технических, природоохранных и иных мероприятий, обеспечивающих наиболее полное извлечение полезных ископаемых и эффективное использование иных ресурсов недр, а также охрану иных компонентов природной среды и природных объектов при пользовании недрами (ст. 1 КоН). Требования по рациональному использованию недр имеют целью осуществление эффективного, полного и комплексного использования ресурсов недр и ограничение вредного воздействия недропользования на другие компоненты природной среды.
Охрана недр - это комплекс мероприятий, обеспечивающих соблюдение установленных законодательством порядка и условий пользования недрами и предотвращающих нерациональное использование ресурсов недр и вредное воздействие на окружающую среду (ст. 1 КоН).
Законодательство Республики Беларусь о недрах закрепляет следующие основные требования по рациональному использованию и охране недр:
- соблюдение порядка предоставления участков недр в пользование, установленного законодательством, и недопущение самовольного пользования недрами, которое влечет ответственность, предусмотренную ст. 86 КоН;
- обеспечение комплексности и полноты геологического изучения недр и извлечения из них полезных ископаемых, использования геотермальных ресурсов недр;
- соблюдение предусмотренного проектной документацией на разработку месторождения полезных ископаемых порядка проведения горных работ при вскрытии, подготовке месторождения для разработки и его разработке;
- недопущение нерационального, экономически необоснованного выборочного извлечения полезных ископаемых;
- использование соответствующих установленным техническими нормативными правовыми актами требованиям технических средств и технологического оборудования для разработки месторождений и постоянное совершенствование способов и методов разработки месторождений и применяемого оборудования;
- использование техники и технологий использования геотермальных ресурсов недр, обеспечивающих получение максимального энергетического эффекта при минимальных потерях геотермальных ресурсов недр;
- планирование и осуществление мероприятий, Предотвращающих загрязнение вод при проведении работ, связанных с пользованием недрами;
- соблюдение правил консервации и ликвидации горных предприятий, горных выработок, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
- защита месторождений;
- недопущение вредного воздействия последствий использования геотермальных ресурсов недр на иные природные ресурсы.
Полнота и комплексность использования ресурсов недр обеспечивается установлением требований по выявлению основных и совместно залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов, достоверной оценке запасов полезных ископаемых и свойств участков недр, предоставляемых в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
В целях определения пространственных границ месторождений, подсчета запасов полезных ископаемых и геотермальных ресурсов недр и определения промышленной ценности месторождений по результатам геологоразведочных работ и геолого-экономической оценки месторождения устанавливаются кондиции полезных ископаемых и геотермальных ресурсов недр, которые утверждаются Минприроды.
Застройка площадей залегания полезных ископаемых на. земельном участке, в границах которого располагается разведанное месторождение полезных ископаемых, допускается только при условии обеспечения наиболее полного извлечения запасов полезных ископаемых (ст. 66 КоН). Застройка площадей залегания полезных ископаемых осуществляется в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь, с соблюдением требований законодательства об охране и использовании земель, законодательства об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности, законодательства об охране окружающей среды и законодательства о недрах.
К числу правовых мер охраны недр относятся также обязанности недропользователей по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, соблюдению порядка ликвидации и консервации месторождений, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых (ст. 70 КоН).
Установлены следующие основные требования безопасности при пользовании недрами:
- разработка и осуществление мероприятий, обеспечивающих безопасность жизни и здоровья граждан, имущества граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, имущества, находящегося в собственности государства, охрану окружающей среды;
- проведение геолого-маркшейдерских работ, осуществление специальных мероприятий по прогнозированию и предупреждению опасных ситуаций, определение опасных зон и нанесение их на горную графическую документацию;
- осуществление контроля за проведением горных работ и их приостановление в случае возникновения опасности для жизни и здоровья граждан и другие.
Консервация и ликвидация горных предприятий, горных выработок, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, производится в порядке, установленном КоН. Эти объекты подлежат консервации при приостановлении или Прекращении права пользования недрами, а также после полного извлечения из месторождения запасов полезных ископаемых или использования геотермальных ресурсов недр. Ликвидация производится при прекращении права пользования недрами в случае возникновения явной угрозы жизни и здоровью граждан, причинения ущерба имуществу юридических и физических лиц, имуществу, находящемуся в собственности государства, или вреда окружающей среде в связи с осуществлением недропользования, а также после полного извлечения из месторождения запасов полезных ископаемых или использования геотермальных ресурсов недр либо при технологической невозможности и экономической нецелесообразности их дальнейшего извлечения (использования).
5. Ответственность за. нарушение законодательствао недрах
КоН не предусматривает конкретного перечня правонарушений, за которые наступает юридическая ответственность в этой области природоресурсных отношений, а содержит лишь отсылочную норму (ст. 85 КоН), согласно которой лица, нарушившие законодательство о недрах, несут административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательными актами.
Административная ответственность в области использования и охраны недр наступает за следующие правонарушения:
· нарушение права государственной собственности на нед-. ра, включающее самовольное пользование недрами либо совершение сделок, нарушающих право государственной собственности на недра (ст. 10.1 КоАП) (объектом данного правонарушения являются отношения государственной собственности на недра);
· правонарушения, непосредственно связанные с недропользованием:
· нарушение требований по использованию недр (ст. 15.18 КоАП);
· невыполнение требований по обеспечению безопасности консервируемых или ликвидируемых горных выработок (ст. 15.19 КоАП);
· нарушение правил охраны недр (ст. 15.20 КоАП).
Уголовная ответственность наступает в связи с нарушением правил охраны недр, совершенным в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение (ч. 1 ст. 271 УК) либо повлекшим умышленное или по неосторожности причинение ущерба в особо крупном размере (ч. 2 ст. 271 УК). Данные составы относятся к преступлениям против экологической безопасности и природной среды, их непосредственным объектом выступают отношения по охране недр как компонента природной среды.
Гражданско-правовая, ответственность выражается, как правило, в возмещении вреда, причиненного в результате нарушения законодательства о недрах, который подлежитвозмещению лицом, его причинившим, в соответствии с законодательством (ст. 85 КоН). Субъектами ответственности могут быть как недропользователи, так и иные лица, допустившие нарушени<