Экономика сферы культуры




Сфера культуры и искусства - это сфера не материального, а, прежде всего, духовного производства. Ее продукты удовлетворяют не материальные, а интеллектуальные, эстетические и духовные потребности людей, ибо для всякого мыслящего человека эти ценности являются не менее значимыми, чем материальные [9].

Сфера культуры является неотъемлемым элементом социально-экономического развития территории. Она выполняет весьма важные социальные функции, свя­занные с образованием, воспитанием, процессами социализации, идентификации и мно­гими другими аспектами становления и развития человеческой личности. Культура и искусство оказывает прямое влияние на общественную жизнь каждого региона. Культурные символы и традиции, язык, памятные даты и места, песни и т. д. составляют содержание культурной идентичности, самосознания, объединяющего людей и консолидирующего общество: работодателей и занятых, старшего и подрастающего поколения, мужчин и женщин, политиков и избирателей. Без такой консолидации, сознания общности и общей судьбы невозможны экономические и политические реформы, развитие общества в целом. Так же культура и искусство обеспечивают социально значимые виды деятельности, организацию отдыха, позитивно влияющие на сознание людей, отношения между ними, способствующие духовному развитию личности и общества в целом, раскрытию их творческого потенциала.

Помимо этого сфера культуры вносит существенный вклад в экономику региона. Государственные учреждения культуры, общественные некоммерческие организации, коммерческие структуры, частные фирмы, творческие коллективы и индивиды, действующие в сфере культуры и искусства, создают конкретные рабочие места по соответствующим собственным рынкам услуг, обладающим существенным инвестиционным потенциалом. Тем самым осуществляется непосредственный вклад в развитие экономики конкретного региона. Речь идет не только об обеспечении занятости, но и о налоговых и прочих отчислениях в государственные бюджеты, социальном страховании [6].

В сфере культурных индустрий экономиче­ская деятельность связана с определенной сферой культуры (дизайн, музейный ресторан, мода, танцы, музыка, реклама, фотография, издательская дея­тельность, ремесла), не затрагивая основные функ­ции культурных учреждений. Такого рода культурно-экономическая деятельность не только способст­вует развитию бизнеса, но и влияет на финансовую устойчивость культурной среды, стабилизирует со­циокультурное пространство региона. Например, если мы поддержим развитие культурных индустрий путем создания дополнительных форм культурного досуга, ориентированного на молодежь, то нам бу­дет легче удержать наиболее мобильную часть насе­ления в провинции. Основными чертами культурных индустрий являются гибкость, локальность задейст­вованного рынка, ориентация на новые организаци­онные структуры, нестандартность культурного продукта.

Сфера культуры и искусства выступает базой и инфраструктурой развития ряда других отраслей, прежде всего - образования, СМИ, издательской деятельности, туризма, индустрии развлечений. По общемировой статистике свыше 75% объема туризма оставляет так называемый «культурный туризм», когда туристы посещают другие регионы и страны, чтобы ознакомиться с культурно-историческим наследием, участвовать в ярких событиях, набраться ярких непривычных ощущений, приобрести экзотические и художественно своеобразные сувениры

Определяя принципы финансирования культуры (полное, частичное, долевое и т. д.), государство берет на себя ответственность за последовательное проведение их в жизнь, тем самым оно определяет финансовые условия существования культуры. Условия эти могут быть стимулирующими или наоборот.

Из Федерального бюджета России в 2018 году на сферу культуры и кинематографии в общей сложности выделят 92,829 млрд руб. вместо 99,776 млрд руб. в 2017 году.

. В 2019 году на культуру и кино выделят 87,540 млрд. руб., а в 2020 — 83,337 млрд. руб. Только на культурную сферу в 2018 году из бюджета потратят 81, 757 млрд. руб. по сравнению с 88,279 млрд. руб. в 2017 году. В 2019 году для сферы культуры выделят 73,001 млрд. руб., а в 2020 году — 74,222 млрд. руб.

На кинематографию в 2018 году из бюджета выделят 7,366 млрд. руб. В 2019 году сфера кинематографии получит 7,361 млрд. руб. В 2019 году на кинематографию потратят 7,373 млрд руб.

Также на проект «Сохранение и развитие кинематографии» в 2018 году выделят 6,986 млрд. руб., в 2019 — 7,361 млрд. руб., а в 2020 — 7,373 млрд. руб.

Наиболее распространенный метод, применяемый в управлении сферой культуры на разных уровнях управления (федеральный, региональный и муниципальный) — программно-целевой метод.

Бюджет РФ до 2020 года предусматривает выделение средств на госпрограмму «Развитие культуры и туризма» на 2013–2020 годы. На них в 2018 году потратят 331,059 млн руб. по сравнению с 322,996 млн руб. в 2017 году. В 2019 году на развитие культуры и туризма выделят 312,995 млн руб. В 2020 на эту программу будет потрачено 318,959 млн руб

Экономический механизм деятельности учреждений культуры и искусства, образования и пр. также включает в себя особенности, связанные, с одной стороны, с некоммерческим характером деятельности, обусловленным их социально-культурными приоритетами, с другой, нематериальным (за редким исключением) характером производимых и реализуемых ими продуктов.

Если учреждения культуры и искусства не имеют собственных источников дохода и финансируются из бюджетов различных уровней, их принято называть бюджетными, а порядок планирования их деятельности -- сметным.

Одним из главных аспектов, касающихся особенности финансовой деятельности учреждений культуры и искусства, на наш взгляд, является механизм образования и распределения их дохода.

Существующий в настоящее время порядок формирования единого фонда денежных средств (ЕФДС) и его последующего распределения регламентирован «Основными положениями перевода культурно-просветительных учреждений на новые условия хозяйствования» (1989 год) и «Положением об основах хозяйственной деятельности и финансирования организации культуры и искусства» (1995 год, раздел III).

В соответствии с этими документами в фонде аккумулируются денежные средства, поступающие в форме дотации, оплаты социально-творческих заказов, доходов от оказания платных услуг населению.

Из фонда происходит возмещение всех материальных затрат, расчеты по обязательствам, оплата процентов за кредит, выплачивается заработная плата, различные надбавки, доплаты и выплаты стимулирующего характера, другие текущие издержки.

Из оставшихся после уплаты налогов средств формируется фонд творческо-производственного и социального развития. В него же целевым путем направляются бюджетные ассигнования на капитальный ремонт, средства от реализации оборудования и инвентаря, а также целевые взносы физических и юридических лиц.

Особенностью данного фонда является его целевое назначение: укрепление материально-технической базы учреждения. В частности, средства данного фонда не могут быть использованы на выплату заработной платы, материальную помощь и т.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: