Темы практических занятий и методические рекомендации к ним.




Практические занятия

 

Указания по подготовке к практическим занятиям

Готовность к практическому занятию подразумевает умение оперировать базовыми понятиями, иметь теоретические представления об эпохе и фактах соответствующей темы занятия. По каждому вопросу темы студент должен подготовить логично выстроенный устный ответ, который может быть сведен к следующей схеме:

1. Хронология, время исторических событий или процессов.

2. Историография (обзор публикаций и научных точек зрения по данному вопросу).

3. Определение базового понятия вопроса.

4. Объяснение причин исторических событий или процессов (для этого необходимо рассмотреть основные тенденции внутреннего социально-экономического, политического и духовного развития накануне или охарактеризовать международную обстановку).

5. Ход исторического события или процесса (необходимо выделить основные этапы, описать их).

6. Значение (историческая роль события, процесса, оценка, последствия).

При подготовке к практическим занятиям необходимо большое внимание уделять усвоению базовых понятий и терминов курса. Для этого рекомендуется вести глоссарий. При этом стараться не заучивать понятие, а вырабатывать умение самостоятельно его объяснять. Например, одно из определений просвещенного абсолютизма - «это политика, основанная на идеях философов Просвещения и направленная на укрепление основ абсолютной монархии с помощью реформ по ликвидации устаревших форм зависимости государства от церкви и по распространению образования и культуры» можно изложить так: «Просвещенный абсолютизм – это абсолютизм, прикрывавшийся идеями Просвещения, и выразившийся в реформе образования и секуляризации».

Основное место в структуре практических занятий отводится докладам студентов. При подготовке доклада необходимо понять и творчески проработать текст учебника, научных статей и исторических источников. Для доклада можно использовать схему ответа, предложенную выше.

 

Темы практических занятий и методические рекомендации к ним.

 

Семинар 1. История как наука. Образование Древнерусского государства

Основные проблемы:

1. Сущность всемирно-исторического процесса и его изучение в системе гуманитарных наук.

2. Особенности изучения истории: предмет, источники, методы, концепции, функции исторических знаний.

3. Специфика изучения истории России:

а) в русской историографии XVIII – начала XX в.;

б) в советскую эпоху (проблемы идеологического влияния на науку);

в) в современной российской науке.

4. Этногенез восточных славян и его изучение в исторической науке.

5. Предпосылки и особенности образования Древнерусского государства.

 

Темы докладов и рефератов:

1. Исторические представления и школы Античности, Средневековья и Нового времени.

2. Современные западные исторические школы и концепции.

3. Советская историческая наука: противоречие партийности и объективности.

4. Гипотезы о влиянии космических циклов на историю человечества.

5. Вспомогательные исторические дисциплины: историография, источниковедение, археология, геральдика, нумизматика и др.

Литература [основная – 1 – 15; дополнительная – 2, 4, 12]

Определите и выпишите в глоссарий понятия: история, исторический процесс, хронотоп, историзм, объективность, принцип альтернативности в истории, формация, цивилизация.

Определите какой научной концепции или идеи придерживались представителей исторической науки и философии истории: Геродот, Г. Скалигер, Г.З. Байер, Г. Гегель, Н.М. Карамзин, П.Я. Чаадаев, С.М. Соловьев, М.Н. Покровский, Р. Пайпс, А.Н. Сахаров.

Приступая к изучению первого вопроса необходимо понимать, что всемирно-исторический процесс охватывает всю историю человечества, начиная от первых шагов наших обезьяноподобных предков и кончая сложными зигзагами цивилизации начала XXI в. Поэтому необходимо ответить на вопросы: что собой представляет история человечества? Происходит ли развитие человеческого общества хаотично или же по определенным законам? Развивается ли каждая страна (народ) независимо, изолированно от других стран, народов или у них существует и нечто общее?

Следует учитывать, что история как процесс и история как наука – не одно и то же. Исторический процесс объективен, он включает в себя гигантское разнообразие самых разнородных явлений, которые происходят с людьми (войны и мирное строительство, географические открытия и изобретения, реформы и революции и т.д.). Единый всемирно-исторический процесс начинается с момента возникновения человеческого общества.

Приступая к изучению второго вопроса необходимо определить понятия: предмет науки, исторические источники, научный метод, концепции. Исто́рия (др.-греч. ἱστορία — расспрашивание, исследование) — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом.

В более узком смысле история — это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий. Основная задача истории - сформировать историческое сознание, т.е. совокупность представлений человека и общества в целом о своём прошлом, прошлом своей страны и всего человечества.

Историческое сознание – это часть общественного сознания, без которого человек не может существовать как сознательный индивид. В той или иной степени историческим сознанием обладает каждый. Различны только его уровни: 1 уровень - обыденное сознание, основанное на накоплении жизненного опыта, 2 уровень - формируется художественной литературой, радио, кино, театром, живописью, отличается яркостью, эмоциональностью, в то же время, отрывочностью, часто недостоверностью, 3 уровень - формируется на основе собственно исторических знаний, изучения истории на любительском уровне или на уровне школьных уроков, 4 уровень - высший. Формирование исторического сознания на базе всестороннего теоретического осмысления прошлого, складывание научного исторического мировоззрения. На этом этапе мало знания одной истории - конкретной науки, состоящей из исторических фактов. Необходимы познания в философии истории (историографии), являющейся теорией исторической науки, ибо именно теория является наиболее существенным компонентом любой науки.

История как наука имеет свой предмет изучения - это исторический процесс, то есть общественное развитие - в его конкретно-историческом проявлении.

Метод - способ изучения и познания предмета данной науки. Метод - сложное понятие. Его изучает специальная вспомогательная дисциплина - методология истории. В структуру метода входят: - принципы, - подходы, - конкретные методы исследования. Методы исследования: хронологический, синхронный (метод исторических параллелей), диахронный (сравнительно-исторический), статистический, проблемный, метод экстраполяции и другие.

Принципы: историзма, объективности. История многовариантна истории, альтернативность.

Приступая к изучению третьего вопроса, необходимо определит термин «историография». Термин историография имеет несколько значений. Во-первых, это наука о том, как пишется история, насколько правильно применяется исторический метод, и как он развивается. Во-вторых, тем же термином обозначают совокупность исторических трудов, часто тематически или иным способом отобранных из общей совокупности (например, историография 1960-х годов о средних веках). В-третьих, термином историография обозначают причины создания исторических сочинений, выявляемые в ходе их анализа, по выбору тематики, способу интерпретации событий, личным убеждениям автора и аудитории, к которой он обращается, по использованию доказательств или методу ссылок на других историков.

1 Приступая к изучению четвертого вопроса, необходимо определить термин «этногенез». Этногенез - момент зарождения и последующий процесс развития какого-либо народа, приведший к определенному состоянию, виду, явлению. Включает как начальные этапы возникновения какого-либо народа, так и дальнейшее формирование его этнографических, лингвистических и антропологических особенностей. Данный вопрос необходимо изучать по плану: 1) источники, сообщающие о происхождении славян, 2) Теории происхождения славян, 3) Современная наука о происхождении славян.

Приступая к изучению пятого вопроса темы, определите термин «государство». Выделяют три пути образования государства: 1) завоевание одной общности другой, 2)восточный путь – трансформация «вождеств», 3)западный – имущественное расслоение общества и возникновение частной собственности на землю. Для определения предпосылок образования древнерусского государства необходимо рассмотреть экономическое, политическое, социальное развитие восточных славян в середине IX в.

 

Семинар 2. Становление Древнерусской государственности (IX – XII вв.)

Основные проблемы:

1. Государство Киевская Русь IX – первой половины XII в.: социально-экономическое и политическое развитие.

2. Историческая обусловленность принятия христианства. Крещение Руси. Роль Православия в формировании культуры и нравственных ценностей русского народа.

3. Политическая раздробленность Киевской Руси: предпосылки и сущность процесса. Русские земли и княжества в XII – XIII вв.: особенности социально-экономического развития и политического устройства (Владимиро-Суздальская, Галицко-Волынская, Новгородская и другие земли)

4. Культура Руси IX – первой половины XIII в.

Темы докладов и рефератов:

1. Вопрос о происхождении Древнерусского государства: Споры вокруг «норманнской теории».

2. Язычество восточных славян

3. Крещение Руси и проблема двоеверия в духовной жизни древних руссов.

4. Появление монастырей в Киевской Руси и их влияние на нравственность и культуру древнерусского общества.

5. Основные памятники архитектуры Домонгольской Руси.

6. Литература Древней Руси XI – начала XIII в.

7. Митрополит Илларион и его «Слово о Законе и Благодати».

 

Определите и выпишите в глоссарий понятия:: этногенез, «норманнская теория», полюдье, «Русская, правда», вече, кириллица, крестово-купольный стиль, язычество, православие, двоеверие.

Какую роль в событиях изучаемого периода сыграли перечисленные исторические деятели: Рюрик, Владимир Красно Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Илларион, Нестор Летописец.

Литература [основная – 1 – 15; дополнительная – 1, 6 – 8, 11 – 13, 16, 18, 19, 22, 23, 25].

При подготовке к практическому занятию необходимо проанализировать аспекты становления древнерусской государственности в контексте внутренних и внешних предпосылок формирования государства, специфики славянской государственности, проследить общие черты и отличия в образовании государств Восточной и Западной Европы.

В настоящее время мало кто из исследователей отрицает значение варяжского элемента в окончательном государственном объединении славянских плен в единое государство. Поэтому при подготовке к ответу на первый вопрос следует обратить внимание на норманнскую теорию и отношение к ней историков, на социально-экономические и внешние (борьба с болгарами, хазарами и др.) предпосылки образования государства. При этом необходимо учитывать, что большинство современных отечественных ученых считает, что Древнерусское государство образовалось в силу внутренних причин. Они отмечают, что становление государства у восточных славян, в основном, шло «восточным путем», то есть через вождество, реализацию управленческих функций, приводящих к появлению первичной бюрократии, наделенной властью. Эта бюрократия постепенно превращалась в привилегированную социальную группу во главе с князем, основанную на постепенно формирующейся частной собственности. Поэтому необходимо осветить проблему феодального землевладения и пути его формирования. Показать значение «Русской правды» для дальнейшего государственного и социально-экономического развития Руси. Проследить возникновение и развитие городов и ремесла.

При изучении второго вопроса необходимо показать влияние, которое оказало христианство на государственное устройство и культуру восточных славян. Приняв христианство, Русь приобщается в религиозном и культурном плане к византийской цивилизации. В середине XI в. разногласия между западной и восточной христианскими церквями вылились в разделение на православие и католичество (1054). Западная Европе осталась в лоне католической церкви, а Русь – православной. В конце XI в. начинается активная экспансия католической цивилизации. В 1095 г. по призыву папы римского Урбана II началась эпоха крестовых походов в страны Ближнего Востока. Следствием этого стало то, что в XIII возникла серьезная геополитическая угроза Руси – начались, направляемые папской курией, крестовые походы Ордена.

При изучении третьего вопроса необходимо выяснить время начала и окончания политической раздробленности, определить понятие «политическая раздробленность» и учитывать, что тенденции к децентрализации наметились уже во второй половине XI в. Любечский съезд князей в 1097 г. юридически оформил новый порядок княжения («держит каждый отчину свою»). Необходимо понимать при рассмотрении данной проблемы то, что раздробленность – это не абсолютный распад государства, а изменения в государственном устройстве, в итоге которых возникли региональные политические центры, обладающие государственным суверенитетом. Выясняя причины необходимо вспомнить материал, освоенный при проработке первого вопроса семинара, о путях формирования политической бюрократии и землевладения, так как одной из основных причин начала раздробленности исследователи возникновение вотчинного землевладения. В результате раздробленности к середине XII в. оформилось несколько центров – Южная, Юго-Западная, Северо-Западная и Северо-Восточная Русь. Эти центры имели особенности геополитические, экономические и политические.

При изучении четвертого вопроса темы необходимо определить понятие «культура». Культура делится на материальную и духовную. Выделить этапы развития культуры Руси. Понять специфику дохристианской культуры восточных славян, основанную на языческих верованиях и выяснить изменения, произошедшие после принятия христианства. Материал данного вопроса целесообразно освещать в соответствии с планом: 1. Понятие «культура». 2. Языческие верования восточных славян и их влияние на материальную и духовную культуру. 2.Принятие христианства и влияние Византии на искусство Руси. 3. Начало летописания. 4. Книги и образование в Древнерусском государстве. 5. Развитие ремесла. 6. Вывод о развитии и особенностях культуры Древней Руси.

 

Семинар 3. Средневековая Русь середины XIII – XVII в. От политической децентрализации к образованию централизованного государства.

Основные проблемы:

1. Вторжения на Русь с Востока и Запада в середине XIII в. и их влияние на социально-политическое развитие Руси.

2. Предпосылки, основные этапы и итоги собирания Руси вокруг Москвы; свержение ига Золотой Орды

3. Политическое развитие Московской Руси:

а) основные правовые кодексы и другие законодательные акты;

б) развитие сословно-представительной монархии и начало складывания неограниченного самодержавия;

в) основные направления внешней политики;

г) народные восстания.

Темы докладов и рефератов:

1. Русь и Золотая Орда: иго или политический союз?

2. Между Ордой и крестоносцами: Русь перед историческим выбором.

3. Иван III – собиратель русских земель.

4. Иван Грозный – личность и правитель России.

5. Донское казачество и его роль в политической жизни Московской Руси в XVI – XVII вв.

Определите и выпишите в глоссарий понятия: феодальная раздробленность, баскак, ярлык, Судебник, вотчина, поместье, бояре, дворяне, сословно-представительная монархия, Боярская дума, Земский собор, приказы, опричнина, крепостное право, «Соборное уложение».

Какую роль в событиях изучаемого периода сыграли перечисленные исторические деятели: Александр Невский, Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, Василий III, Иван Грозный, Малюта Скуратов, А.М. Курбский, Феодор Иоаннович, Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Лжедмитрий II, К.А. Минин, князь Д.М. Пожарский, Михаил Федорович, Алексей Михайлович, Федор Алексеевич, Софья Алексеевна Романовы.

Литература [основная – 1 – 15; дополнительная – 1, 6 – 8, 11 – 13, 16, 18, 19, 25, 27]

При изучении первого вопроса практического занятия необходимо начинать работу с ответа на вопрос об экономических и политических предпосылках татаро-монгольской, шведской и немецкой экспансии на Русь. Первое столкновение с монгола русских князей произошло в 1223 г. на реке Калке, а в 1237 г. началось вторжение хана Батыя на Русь. Завоевание русских земель монголами завершилось в 1240 г. В 1240 г. Александр Невский разгромил шведские войска в устье р. Невы (Невская битва), а в 1242 г. – немецкие войска (Ледовое побоище). Особое внимание необходимо обратить на социально-экономические и политические последствия монголо-татарского нашествия и выбор между Востоком и Западом, который фактически был совершен Александром Невским. Следует иметь в виду, что вопрос о влиянии монгольского ига на развитие русских земель в исторической науке является одним из самых дискуссионных. Однако по данным археологической науки после монгольского нашествия исчезло много предметов культуры, которые были обычны для предшествующих эпох. Так, исчезли сердоликовые бусы и шиферные пряслица, стеклянные браслеты, было утрачено искусство перегородчатой эмали, филигрань и тиснение металла. На десятилетия прекратилось каменное строительство.

При изучении второго вопроса необходимо обратить внимание на теоретические проблемы, связанные с понятием государства. Следует учитывать, что становление государственности сопровождалось закрепощением крестьянства и регламентацией жизнедеятельности всех сословий. Московские князья стали самодержавными правителями – это необходимо понимать при анализе политического своеобразия процесса централизации, вылившейся в доминирующую роль государственной власти и бесправие народа. Необходимо выделить этапы централизации и понять причины возвышения Москвы. Завершение процесса централизации приходится на XVI в. Иван III и Василий III князья, при которых он завершился. Итоги собирания земель вокруг Москвы и значение образования российского государства оценивается отечественными историка как явление прогрессивное и имеющие положительные последствия. Свержения монгольского ига (1480 г) стало возможным благодаря процессу объединения земель и усилению московского княжества.

При изучении третьего вопроса необходимо вспомнить первый письменный свод законов «Русскую правду» и показать ее отличия от Судебников (первый 1497 г.). Законодательные акты московского государства положили начало формированию института крепостничества, которое законодательно оформилось Соборным уложением Алексея Михайловича 1649 г.
самодержавие – монархическая форма правления. В XVI – XVII вв. царь правил вместе с Боярской думой и созывал Земские соборы. Сословно-представительная монархия – форма правления, при которой власть монарха ограничивалась представительными органами, выражавшими интересы различных сословий. Исходя из этого обобщенного определения термина, необходимо выявить и уяснить особенности сословно-представительной монархии в России. Земские соборы в России собирались по решению монарха и служили ему опорой в его борьбе с боярством. От сословно-представительной монархии произошел переход к неограниченному самодержавию. Окончательно абсолютизм оформился в России в начале XVIII в. Особое место в становлении самодержавия занимает XVII в., получивший в истории название «бунташный век» за то что он был отмечен множеством народных восстаний. Главной причиной народных восстаний стало ухудшение положения народа и церковный раскол. Крупнейшими из них в середине и второй половине XVII в. были городские восстания соляной бунт 1648 – 1650 гг., медный бунт 1662, крестьянская война под предводительством С.Разина 1670-1671, соловецкое восстание 1668-1676 гг.

Семинар 4. Духовная жизнь и общественная мысль середины XIII – XVII в.

Основные проблемы:

1. Церковь и государство в эпоху становления Московской Руси:

а) духовные искания и общественные идеалы «иосифлян» и «нестяжателей»; их взаимоотношения с государственной властью;

б) ереси конца XIV – начала XVI в.;

в) Церковь и государство в эпоху Ивана IV и в «Смутное время»;

г) Церковь и государство в эпоху первых Романовых; церковный раскол XVII в. и его общественный резонанс.

2. Факторы становления национального самосознания в Московской Руси:

а) теория «Москва – третий Рим»;

б) произведения общественно-политической публицистики.

Темы докладов и рефератов:

1. Ереси и внутрицерковные дискуссии в Московской Руси.

2. Историческая драма церковного раскола: Патриарх Никон и протопоп Аввакум.

 

Определите и выпишите в глоссарий понятия: исихазм, автокефалия, ересь, нестяжательство, иосифлянство, церковный раскол.

Какую роль в событиях изучаемого периода сыграли перечисленные исторические деятели: Сергий Радонежский, Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, патриарх Иов, патриарх Гермоген, патриарх Никон, протопоп Аввакум.

Литература [основная – 1 – 15; дополнительная – 1, 6 – 8, 11 – 13, 16, 18, 19, 22, 23, 25]

При изучении первого вопроса необходимо знать, что в 1439 г. на Вселенском соборе во Флоренции была заключена уния между православной и католической церквами. В работе собора принимал участие митрополит Руси. Однако он был арестован Василием II за поддержку унии. Лишь через 7 лет собор русских епископов избрал нового митрооплита – не присланного из Константинополя, а рязанского епископа Иону. В 1453 г. после падения Константинополя под ударами турок-османов право выбора русского митрополита окончательно перешло к епископату на Руси. Началась автокефалия русской церкви.

Вторая половина XIV-XV вв. – время острых религиозных споров. Еще в XIV в. на Руси появляются ереси. Ереси – это религиозные учения, противоречащие ортодоксальным догматам церкви. В 70-е гг. в Новгороде возникла ересь стригольников. Идеи стригольников содержали социальный протест – они выступали против закрепощения свободных людей. Во второй половине XV в. появляется ересь, получившая название «жидовствующие». Против еретичества решительно боролась церковь. В 1490 г. ересь была осуждена церковным собором в Москве, а в 1504 г. церковный собор осудил еретиков на смерть.

В центре спора «иосифлян и нестяжателей стоял вопрос о церковных богатствах. Теория нестяжательства зародилась в конце XV в. Идеологом был Нил Сорский, настаивающий на ведении аскетического образа жизни священников и отказа от мирских удовольствий. Монастырское землевладение он считал вредом и требовал его ликвидации. Его оппонентом стал настоятель Волоцкого монастыря Иосиф Волоцкий, а его последователи получили название «иосифляне». Между нестяжателями и иосифлянами развернулась борьба, продолжавшаяся до середины XVI в. и завершившаяся победой последних.

По инициативе Ивана Грозного в 1551 г. был созван Собор русской православной церкви, получивший название Стоглавого. Решения этого собора, собранные в сто глав, отразили перемены, связанные с централизацией государства.

Церковная реформа 1650-ч – 1660-х гг. началась с исправления богослужебных книг, унификации церковных обрядов и вылилось в церковный раскол. Часть духовенства во главе с патриархом Никоном отстаивала необходимость унификации по греческим образцам, другая часть, предводителем которой стал Аввакум – древнерусским. Особое внимание при изучении этой проблемы необходимо обратить на на изменения в духовной сфере, вызванные расколом церкви.

При изучении второго вопроса следует определить что такое «национальное самосознание», каково его значение для государства. Тезис «Москва – Третий Рим» представлял исторический процесс как смену мировых царств. Первый Рим – Вечный город – погиб из-за ереси, Второй Рим – Константинополь – из-за унии с католиками, Третий Рим – Москва – истинный хранитель христианства.

Рассуждения о необходимости создания сильной самодержавной власти, опирающейся на дворянство, содержаться в сочинениях И.С. Пересветова. Вопросы, касающиеся роли и места знати в управлении государством, нашли отражение в переписке Ивана IV и А. Курбского.

 

Семинар 5. Развитие русской художественной культуры середины XIII – XVII в.

Основные проблемы:

1. Русская живопись: а) иконопись и монументальная живопись; б) смысловая композиция иконостаса; в) зарождение светского портретного жанра в XVII в.

2. Архитектура: а) храмовая архитектура (основные стили, символизм православного храма); б) гражданское зодчество.

3. Литература: а) Жития Святых; б) летописи и исторические повести; в) записки путешественников; г) развитие сюжетной повести и начало складывания светской литературы.

4. Научные знания и развитие образования Московской Руси.

Темы сообщений, докладов и рефератов:

1. Основные сюжеты и образы русской иконописи XIV – XVII вв.

2. Технические достижения и научные знания Московской Руси.

3. XVII в. – эпоха сохранения старины и утверждения новизны на Руси.

4. Появление высшего образования на Руси (Киево-Могилянская и Московская Славяно-греко-латинская академии).

 

Определите и выпишите в глоссарий понятия: иконопись, фреска, мозаика, иконостас, «годуновская» и «строгановская» школы русской иконописи, «дивное узорочье», «московское (нарышкинское) барокко», секуляризация, Славяно-греко-латинская академия.

Какую роль в событиях изучаемого периода сыграли перечисленные исторические деятели: Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, Симон Ушаков, Епифаний Премудрый, Афанасий Никитин, Симеон Полоцкий, Аристотель Фиораванти, Алевиз Новый, Бон Фрязин, Барма и Постник, Федор Конь, Иван Федоров.

 

Литература [основная – 1 – 15; дополнительная – 1, 6 – 8, 11 – 13, 16, 18, 19, 22, 23, 25]

При изучении темы «Развитие русской художественной культуры середины XIII – XVII в.» следует помнить, что этот период начинается с упадка культуры, причиной которого стало нашествие монголо-татар. Следствием нашествия стали гибель людей, упадок ремесла, на полвека прекратилось каменное строительство, разрушены городские соборы, сгорели литературные памятники. В XVI в. определяющее значение имела религия, 1551 г. Стоглавый собор, который провозглашал образцы творчества.
- В это время формируется великорусской народности, появляются элементы светской культуры. Эти тенденции усиливаются в XVII в. под влиянием складывания всероссийского рынка. В это время начинается процесс «обмирщения» культуры, усиливается влияние Запада (церковь сопротивляется, отсюда отдельные слободы для иностранцев).
При изучении первого вопроса необходимо обратить внимание на следующие моменты:

- в XIV в. замечательный художник Феофан Грек (Византия): его фрески в церкви Спаса на Ильине, выполненные в 1378 г. в Новгороде, дошли до наших дней; При работе, в отличие от других, художник не смотрел на образцы;
- Андрей Рублев, работал в XIV – XV вв., его икона «Троица» хранится в Третьяковской галерее, он создал фрески Успенского собора во Владимире (здесь работал вместе с Даниилом Черным). Стоглавый собор провозгласил иконопись Рублева образцовой, в зодчестве за образец брался Успенский собор Московского Кремля;

- Дионисий, работал в XVI в., ему принадлежит фресковая роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря под Вологдой, икона с изображение сцен из жизни московского митрополита Алексея и др. (черты: яркость, праздничность, изысканность).

- Симон Ушаков, творивший в XVII в. считается основателем парсуны (персоны) - портретной живописи. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте.

При изучении второго вопроса необходимообратить внимание на возобновление каменного строительства в Новгороде и Пскове (церковь Федора Стратилата на Ручье XIV в., церковь Спаса на Ильине улице XIV в. в Новгороде; церковь Василия на Горке в Пскове XV в.
Черты XV в.: обилие украшений на стенах, общая нарядность, праздничность.
Следует рассмотреть строительство Московского кремля и его соборов: белокаменный при Дмитрии Донском, красный при Иване III,
первые белокаменные постройки в Москве, относящиеся к XIV - XV вв.: Успенский собор, собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря, собор Андроникова монастыря в Москве. Это зодчество продолжило традиции владимиро-суздальского белокаменного зодчества.

В XVII в. можно выделить такие черты архитектуры, как большая живописность,
асимметричность при сохранении цельности и единства,
многоцветие и декоративность,
наличники, изразцы и украшения из резного камня и кирпича (каменное узорочье,
дивное узорочье). Основные памятники архитектуры этого века: Теремной дворец Алексея Михайловича в Кремле, палаты московских, псковских, костромских бояр XVII в, храмы Ярославля, Новоиерусалимский монастырь, ансамбли в Коровниках и Толчкове, церковь Николы в Хамовниках, церковь Рождества Богородицы в Путинках и т.д. Стены уже не носили характер укреплений, их делали декоративными и всячески украшали. Стиль нарышкинский (по фамилии главных заказчиков) или московское барокко характеризовали а) белый и красный цвета,
б) этажность построек четкая, в) в карнизах декоративные раковины. На это время приходится расцвет деревянного зодчества: дворец Алексея Михайловича в селе Коломенское, построенный Петровым и Михайловым.

При изучении третьего вопроса необходимо обратить внимание, что в этот период начинает использоваться бумага, а также пергамент и береста, вместо «устава» (квадратное письмо, очень точное) появляется «полуустав» (более свободное и беглое письмо), с XV в. появляется скоропись.

С 1325 г. центром летописания стала Москва. В 1408 г. составлен общерусский летописный свод (Троицкая летопись, погибшая в московском пожаре в 1812 г.). Свод – это сложный текст, в котором были соединены в единое целое летописные записи, сделанные в разных политических центрах Руси. Появление сводов позволяет утверждать, что русские земли стали в определенной мере жить общей жизнью еще до их объединения в единое государство. В 1479 г. создан Московский летописный свод (идея этих двух сводов: общерусское единство, историческая роль Москвы в государственном объединении всех русских земель). Появляются хронографы (труды по Всемирной истории): в 1442 г. составлен первый хронограф Пахомием Логофетом.
Исторические повести, героический эпос: во второй половине XIII в. в Ростове была создана древнейшая редакция жития Михаила Черниговского (Черниговский князь, убитый в Орде за отказ поклониться изваяниям языческих богов). Исторические повести: «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем» (о Евпатии Коловрате), «Житие Александра Невского» (создаются во Владимирском Рождественском монастыре). Подвигу Дмитрия Донского посвящены повести: «Сказание о Мамаевом побоище», Софоний Рязанец создал поэму «Задонщину» о победе русской дружины в Куликовской битве. Составлены жизнеописания церковных деятелей Руси – жития. Первое в европейской литературе описание Индии - «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина (путешествие Никитина было за 30 лет до открытия пути в Индию Васко да Гамой).

В XVI в. создаются «Летописец начала царства» (первые годы правления Ивана Грозного), «Книга Степенная царского родословия» - портреты и описания правлений великих русских князей и митрополитов в ней расположены по 17 степеням от Владимира 1 до Ивана Грозного, Никоновская летопись, написанная в Москве, другое ее название Лицевой свод (содержит 16 тыс. миниатюр-цветных иллюстраций). Исторические повести: «Казанское взятие», «О прихождении Стефана Батория на град Псков» и др. Сильвестр написал «Домострой». В это время начинается книгопечатание: 1564 г. Иван Федоров первая русская книга «Апостол», но существуют семь книг без точной даты издания – анонимы, изданные до 1564 г. В 1574 г. Иван Федоров с Петром Мстиславцем во Львове выпустил первый русский букварь –«Азбуку».

В XVII в. появляется «Новый летописец», излагавший события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени и доказывал права Романовых на престол. Исторические повести: «Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др. (о Смутном времени). Сатирические повести: «Служба кабаку» «Повести о куре и лисе» и т.д. Появляется любовная лирика. Был написан «Синопсис» (обозрение) киевским монахом Иннокентием Гизелем о совместной истории Украины и России.

При подготовке к ответу на четвертый вопрос необходимо знать, что в XVII в. появляются государственные школы по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекарского приказа и др. Начинается массовый выпуск печатных пособий для обучения грамоте и арифметике («Букварь» Бурцева, «Грамматика» Смотрицкого и таблица умножения). В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение –Славяно-греко-латинская академия» (во главе братья Лихуды, ученые-греки), где готовили священников и чиновников. Этот период характеризуется активным процессом накопления знаний. Русские землепроходцы: а) 1648 г. Дежнев открыл пролив между Азией и Сев. Америкой, б) 1649 г. Хабаров составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения, в) конец 17 в. казак Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова.

 

Семинар 6. Модернизация России в XVIII в.: социально-политические аспекты

Основные проблемы:

1. Начало модернизации России: реформы Петра I.

2. Эпоха «дворцовых переворотов». Попытки ограничения самодержавия.

3. Эпоха Екатерины II. Противоречия модернизации и особенности становления абсолютизма.

4. Правление Павла I.

5. Внешняя политика России XVIII в.

Темы докладов и рефератов:

1. Просвещенный абсолютизм Екатерины II.

2. Отношения церкви и государства в XVIII в.

3. Народные восстания в XVIII в.

4. Участие России в антифранцузских коалициях в конце XVIII в.

 

Определите и выпишите в глоссарий понятия: Барщина, оброк, сословие, дворяне, бояре, поместье, вотчина, крепостные крестьяне, мануфактура, приказы, коллегии, «Табель о рангах», Сенат, Синод, протекционизм, меркантилизм, реформа, абсолютизм, «Духовный регламент».

Какую роль в событиях изучаемого периода сыграли перечисленные исторические деятели: Петр I, А.Д. Меньшиков, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II, Г.А. Потемкин, П.А. Румянцев, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, Павел I.

Литература [основная – 1 - 15; дополнительная - 1, 6, 11 – 13, 17, 18, - 20, 22, 24 - 27].

При изучении первого вопроса необходимо вспомнить историю России в XVII в.: изменения в экономической сфере и политической сфере, церковную реформу, процесс обмирщения культуры. Изучая вопрос необходимо осмыслить реформы Петра I, являющиеся своеобразным рубежом между Московским царством и Российской империей. Следует соотнести проблемы традиционализма и заимствования в петровских реформах, понять применение принципов европейского устройства к российской действительности. Определить значение европеизации для дальнейшей судьбы России. Проанализируйте оценки преобразований в исторической литературе, учитывая, что уже в XVIII в. русское общество раскололось на сторонников и противников преобразований. Подумайте о том, что представлял собой цивилизационный раскол общества и как он повлиял на дальнейшую судьбу России.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: