Практическое занятие №2
«Способы применения лекарственных средств, их характеристика»
1. Мотивация изучения темы:
Лекарственные препараты играют важную роль в комплексном лечении различных заболеваний. Применение лекарственных препаратов называется фармакотерапия. Лекарственные вещества вводятся различными путями: наружным, энтеральным, ингаляционным, парентеральным. Фельдшер должен знать особенности выписывания препаратов и специфику введения препаратов пациенту. Большое значение имеет при введении препаратов энтеральным путем взаимодействие между лекарственными препаратами и едой. Введение препаратов парентеральным путем, т.е. с помощью инъекции, минуя пищеварительный тракт, имеет большие преимущества, такие как: быстрота действия, точность дозировки, применение в тех случаях, когда употребление лекарств через рот невозможно. Это обуславливает актуальность данной темы.
2. Цели занятия.
Учебные цели:
Обеспечить формирование системы знаний у студентов про способы применения лекарственных средств, их характеристику.
Знать:
З.1. Способы применения лекарственных средств
З.2. Особенности наружного способа введения лекарственных средств
З.3. Особенности энтерального способа введения лекарственных средств
З.4. Особенности ингаляционного способа введения лекарственных средств
З.5. Информацию, необходимую пациенту для осознанного участия в лекарственной терапии
Уметь:
У.1. Составить требование- накладную на лекарственные препараты.
У.2. Расположить лекарственные средства в медицинском шкафу в соответствии с их применением.
У.3. Заполнять журналы учета лекарственных средств
У.4. Раздавать пациентам лекарственные средства
|
Воспитательные цели:
· Способствовать нравственному, эстетическому, духовному воспитанию студентов;
· Добиваться осознанности в правильном выборе профессии;
· Прививать альтруизм, гуманное отношение к пациентам, чувство ответственности за результаты своей работы.
· Воспитывать у студентов наиболее важные личностно-профессиональные качества медицинского работника, умение осознавать ответственность за жизнь и здоровье пациента; анализировать свое поведение;
· Совершенствовать навыки межличностного общения;
· Вырабатывать умение работать по стандартам, алгоритмам.
Развивающие цели:
· Способствовать развитию у студентов понимания сущности и социальной значимости своей будущей профессии, устойчивого интереса к ней;
· Развивать творческое мышление, профессиональную речь, познавательную деятельность.
· Расширить кругозор, обогатить эрудицию студентов, поддерживать интерес к изучаемому предмету
Литература:
1. Мухина С.А. Теоретические основы сестринского дела: учебное пособие [Текст] / С.А. Мухина, И.И. Тарновская. – М.: ГЭОТАР - Медиа, 2014. - 368 с. стр.217-218
2. Мухина С.А. Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»: учебное пособие [Текст] / С.А. Мухина, И.И. Тарновская. – М.: Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа», 2014. – 512 с.
Вопросы фронтального опроса
1. Какие есть пути и способы введения лекарственных препаратов в организм?
2. Назовите механизм действия при внешнем применении препаратов.
3. Перечислите методы применение мази на кожу.
4. Назовите показания к применению лекарств ингаляционным путём.
|
5. Укажите достоинства и недостатки энтерального введения препаратов
6. Перечислите способы раздачи лекарств пациентам.
7. Какие особенности сублингвального и ректального метода введения лекарственных препаратов.
8. Укажите особенности взаимодействия между лекарственными препаратами и едой.
Составьте схему:
«Наружный способ применение лекарственных препаратов»
1. 1. 1.
2. 2. 2.
3. 3. 3.
Тесты контроля конечного уровня знаний
1. У пациента 40 лет ревматизм, врач назначил ему аспирин, который раздражает слизистую оболочку желудка. О каких особенностях приема препарата должна проинформировать пациента медицинская сестра?
А. Принимать натощак
В. Принимать в промежутках между едой
С. Принимать во время еды
D. Принимать после еды
Е. Принимать за 30 минут перед сном
2. Почему нецелесообразно вводить в глаза более 1-2 капель лекарственных растворов?
А. В конъюнктивальном мешке помещается только 1 капля раствора
В. Глазные капли содержат сильнодействующие вещества
С. Большое количество жидкости негативно отразится на состоянии конъюнктивы
D. Большое количество раствора неравномерно распределится на слизистой глаза
Е. Большее количество лекарственного раствора вызовет воспалительный процесс на слизистой глаза.
3. Для удаления засохшей серы из уха, предварительно в ухо следует ввести 2-3 капли:
А. Можно использовать все перечисленные растворы
В. 0,02% раствора фурацилина
С. 3% раствора хлорамина
D. 3% раствора калия перманганата
|
Е. 3% раствора перекиси водорода
4. К наружному пути введения лекарственных веществ относится:
А. Введение лекарств через рот, под язык
В. Введение лекарств через кожу и слизистые оболочки
С. Введение лекарств через прямую кишку
D. Введение лекарственных средств внутривенно
Е. Введения лекарственных средств внутрикожное, подкожное
5.Пациенту В. 37 л., который лечится в терапевтическом отделении по поводу острой пневмонии, врач назначил аспирин, который раздражает слизистую оболочку желудка. О каких особенностях приема аспирина должна сообщить медсестра?
А. Принимать натощак
В. Принимать за 30 минут перед сном
С. Принимать после еды
D. Принимать в промежутках между едой
Е. Принимать во время еды
6. Пациенту назначены лекарства, которые влияют на окраску кала или мочи. Что должна сделать медицинская сестра перед применением лекарств?
А. Сделать очистительную клизму
В. Сменить лекарство на другие
С. Выбрать другой способ введения лекарств
D. Сообщить врачу
Е. Предупредить пациента
7. Пациенту назначена дозировка лекарств чайной ложкой. Сколько миллилитров содержится в чайной ложке?
А. 3мл
В. 5мл
С. 10мл
D. 15мл
Е. 20мл
8. Раствор для закапывания в ухо предварительно необходимо подогреть до Т0 С:
А. 150
В. 200
С. 300
D. 400
Е. 600
9. Количество препарата, которое назначено на один прием называют:
А. Разовая доза
В. Минимальная доза
С. Максимальная доза.
D. Суточная доза
Е. Курсовая доза
10. Пациенту врач назначил введение капель в ухо. Что необходимо сделать перед процедурой, если имеет место гноетечение из уха?
А. Осуществить туалет слухового прохода с помощью 3% перекиси водорода
В. Высушить слуховой проход марлевой турундой
С. Промыть слуховой ход
D. Закапать капли по назначению
Е. Не выполнять назначения
Домашнее задание
Тема занятия: «Наружный способ применения лекарственных средств»
Литература:
1.Конспект лекции
2.Мухина С.А. Теоретические основы сестринского дела: учебное пособие [Текст] / С.А. Мухина, И.И. Тарновская. – М.: ГЭОТАР - Медиа, 2014. - 368 с. (стр. 221-255)
Задание:
- внимательно прочитайте рекомендуемую литературу
- составить схему по теме: «Наружный способ применения лекарственных средств»