Назовите ученых, в разные периоды внесших вклад в становление и развитии науки экономика образования




Фазлыева Динара Фуатовна

Группа 109-072-6-1 Кунашак

Ответы на вопросы по самостоятельной работе!

1. Дайте определение понятия "образование". Назовите основные функции образования, каково их содержание и взаимосвязь

Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов (Закон РФ «Об образовании»).

Основная экономическая функция сферы образования – воспроизводство «человеческого капитала», в воспроизводстве квалифицированной рабочей силы для всех отраслей народного хозяйства. Выполняя эту функцию, образование опосредствованно осуществляет производственную и доходную функции, поскольку повышение уровня общего и профессионального образования обеспечивает экономию использования материальных ресурсов, более высокое качество продукции, увеличение производительности труда.

2. Правомерно ли рассматривать образование как отрасль народного хозяйства? Обосновать, почему эта отрасль по своей социально-экономической роли является приоритетной?

Образование – отрасль социальной сферы – приоритетная отрасль народного хозяйства, занимающая особое место в системе общественного производства.

Отрасль - основное структурное подразделение народного хозяйства, которое представляет собой совокупность предприятий, учреждений и организаций, выполняющих в процессе общественного воспроизводства единообразные социально-экономические функции независимо от территориального расположения и ведомственного подчинения

 

3. В чем суть экономического подхода к анализу деятельности в сфере образования?

▪ Суть экономического подхода к образованию в лаконичной фор­ме может быть определена через диалектическое взаимодействие экономики и образования:

а) как экономика общества влияет на об­разование, включая его в систему финансово-экономических отно­шений;

б) какова экономическая эффективность образования;

в) как образование влияет на развитие производства, экономики общества в целом

4 .Сущность категории «экономика образования». Предмет, объект и задачи дисциплины.

Экономика образования – одно из самых молодых направлений в экономической теории, которое появилось во второй половине ХХ века.

Предмет экономики образования – закономерности движения материальных, финансовых и трудовых ресурсов в сфере образования в более развёрнутом плане можно конкретизировать следующим образом

Задачами экономики образования также являются:

- определение места образования в народном хозяйстве страны;

- исследование особенностей действия экономических законов в сфере образования;

- установление экономических закономерностей и причинно-следственных связей между экономическими процессами и явлениями в сфере образования;

- поиск и анализ факторов, способствующих росту эффективности функционирования образовательных учреждений, а также повышению качества образовательных услуг.

5. Почему предметом экономической теории являются не отдельные отношения, а вся система экономических отношений: производство, распределение, обмен и потребление.

▪ Существуют различные подходы к определению предмета экономической теории. Предметом экономической теории являются производственные отношения, т.е. отношения производства, распределения, обмена и потребления на различных ступенях развития общества. С точки зрения этого подхода отношения производства считаются главными, определяющими другие отношения (распределения, обмена, потребления). Собственность определяет всю систему отношений, поэтому большое внимание уделяется анализу отношений присвоения. Исследуются причинно-следственные взаимосвязи между экономическими явлениями.

Назовите ученых, в разные периоды внесших вклад в становление и развитии науки экономика образования

▪ Адам Смит был Адамом экономики, т. е. первым экономистом и основателем всей экономической науки.

▪ Дэвид Рикардо. До Рикардо считалось, что нужно экспортировать как можно больше, а импортировать как можно меньше. Поэтому международная коммерция развивалась крайне медленно. Рикардо же доказал, что если каждая страна специализируется на чем-то своем, на каком-то одном товаре, то выигрывают все.

▪ Карл Маркс. Тезис Маркса — прямая противоположность теории Адама Смита, который считал, что если мы обогащаемся, то тем самым и пролетариату помогаем заработать доллар-другой.

▪ Джон Мейнард Кейнс. Кейнс придумал новую — экономику Кейнса. Великая депрессия продемонстрировала, что «невидимая рука» Смита не всегда справляется с управлением экономикой и ей нужна тяжелая рука государства.

▪ Йозеф Шумпетер. Шумпетер вошел в историю своей теорией «созидательного разрушения», согласно которой капитализм — это поступательное движение, при котором постоянно уничтожается все старое и на его месте создается новое.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: