Билет №4 Эпоха Возрождения.
ОБЩИЕ ВЗГЛЯДЫ– Культ человека на первом месте.
Человек в гуманистических трактатах о воспитании представляет собой личность деятельную, социально и граждански ориентированную, высоконравственную, обладающую чувством собственного достоинства, мужеством, физической и душевной стойкостью, способную быть защитником Отечества; ей присуще стремление к похвале, славе ибольшим делам; ее отличают всестороннее образование и культура.Процесс обучения понимался как добровольный, сознательный и радостный. Использовались методы «мягкой руки»: широкое и взвешенное применение похвалы, разумное порицание. К телесным наказаниям отношение отрицательное, но применялись в исключительных случаях и только за нравственные проступки.
Утверждали доступность образования для всех, но обучение в их школах в основном было платным.
ВИТТОРИНО ДЕ ФЕЛЬТРЕ (1378—1446) — выдающийся математик, профессор философии.
Организовал школу «Дом радости». Обучал мальчиков и девочек из разных сословий. Цель воспитания — подготовка граждан своей страны. Большое значение придавал играм, физическому воспитанию. Первым осуществил идею школы в природе. Центром обучения сделал классические языки и литературу, которые должны усваиваться сознательно и в процессе самостоятельного творчества учащихся. Стремился выявлять индивидуальные особенности учеников. На первый план ставил нравственное и религиозное воспитание и очень высоко ценил пример в воспитании. Стремился воспитывать умеренность. Обучение было основано на живом общении, строилось на наглядности. Дети познавали мир путем созерцания природы, вещей, явлений.
|
Против физических наказаний. В своей школе ввел самоуправление.
Способные бедные дети только в его школе учились бесплатно.
ФРАНСУА РАБЛЕ (1494—1553) — французский писатель-гуманист, был священником, профессором анатомии.
Труд: Гаргантюа и Пантагрюэль.
Воспитание с продуманным режимом для ребенка, многостороннее образование, развивающее самостоятельное мышление, творческую активность. Воспитание включает: физическое воспитание — бег, борьбу, прыжки, плавание, гимнастику, верховую езду и др.; эстетическое воспитание — занятия музыкой на нескольких инструментах, пение; нравственное воспитание — религия и труд. «Знания без совести есть душевная смерть». Наглядность в процессе обучения, наблюдение природных явлений, знакомство с различными ремеслами и искусствами. Мягкость дисциплины и привлекательность обучения.
ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (1467—1536)
Эразм Роттердамский творил в самых разных областях: от теологии до педагогики. В педагогике и философии он выступает как христианский гуманист. Основополагающие идеи, на которых построена педагогика Эразма:
• «людьми не рождаются, но делаются путем воспитания»;
• «человеком делает разум»;
• человек обладает свободной волей, и только поэтому возможна его
моральная и юридическая ответственность;
• выступал против всякого насилия и войн.
Впервые в мировой педагогике показал воспитание как универсальное явление, как форму становления и развития человека.
Вновь открыл для мировой педагогики такое явление, как Мир ребенка, Мир детства. Все педагогические сочинения Эразма написаны с учетом детского возраста.
|
ОСНОВНЫЕ ИДЕИ
Ребенка надо правильно воспитывать с самого рождения. Лучше, если это делают родители. Если они не могут это делать сами, то должны подобрать хорошего учителя и пригласить его в дом.
Ребенку надо дать религиозное, умственное и нравственное воспитание.
Надо помнить и о физическом развитии ребенка, заботиться о правильном режиме, умеренном питании, специальных занятиях и играх, но все должно быть в меру, без излишеств.
Факторы, учитываемые в процессе воспитания ребенка:
возраст — не допускать ничего такого, что превосходит силы ребенка, даже игры;
склонности и способности ребенка - воспитатель должен как можно
раньше распознать, опираться на них, потому, что человек легче схватывает то, к чему предрасположена его природа.
ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
Воспитание является целью, обучение — средством, но главным в воспитании выступает правильно поставленное образование. Правильно поставленным образованием является классическое, в основе которого лежат латинский и древнегреческий языки и античная культура.
Ребенку надо дать раннее научное образование. Начинать нужно с трех лет. Но учить надо играя. Эразм предлагает различные игры для обучения чтению, письму предупреждает, чтобы игры не были излишне сложными.
Особое внимание при обучении детей нужно уделять тренировке памяти, т. к. от нее зависят все дальнейшие успехи ребенка в обучении.
Выступал против наказаний, считая, что они противоречат свободной душе ребенка, калечат его.
|
Необходимо «благородных детей учить труду, поскольку это не только
полезно само по себе, но и может пригодиться в будущем, учитывая превратности судьбы человека».
Им разработаны пути совершенствования каждого человека в христианской вере.
Выступал за домашнее образование не только для королевского сына, но и для детей простых граждан из-за суровости и жестокости средневекового школьного обучения.
Постоянно напоминал учителям, что профессия воспитателя — наиболее важная в обществе, поскольку от труда учителя зависит его будущее.
ТОМАС МОР (1478—1535)
Социалист-утопист; выступал против частной собственности, отмена которой, по его мнению, приведет к всеобщему равенству.
Выступал за всеобщее равное воспитание и первоначальное обучение не только для детей, но и для взрослых.
Преподавание ведется на родном языке. Основные школьные предметы: чтение, письмо, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика, естествознание, теоретическое земледелие. В обучении широко применяются наглядность и экскурсии.
Физическое воспитание заимствуется у Афинского – развитие красивого сильного тела путем гимнастики и военных упражнений.
Детей учат нравственности и добродетели, которые послужат оплотом государству.
Основа трудового воспитания — земледелие, которое изучается в школах теоретически, на полях практически: соединение обучения с производительным трудом. Также в раннем возрасте дети были обязаны выучиться еще одному ремеслу.
Наукой занимаются наиболее одаренные, освобождаемые от физического труда. Остальные занимаются умственным трудом в свободное время для поднятия общего уровня знаний.
Большое число библиотек и музеев, в которых люди занимаются самообразованием. Получившие таким образом глубокие познания становятся учеными.
ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА (1568—1639)
27 лет провел в тюрьме, где написал свое главное произведение – Город Солнца. ГС - идеальное государство, где нет частной собственности, где все одинаково трудятся, имеют все возможности заниматься науками и искусствами. По своим взглядам Кампанелла социалист-утопист.
Воспитание носит полностью общественный характер. Семья уступает функцию воспитания детей специальным людям, которые ведут воспитание в таком русле, чтобы дети раскрывали все свои силы и способности.
Большое значение придается умственному развитию на ряду с физическим и нравственно-эстетическим. Первоначальное образование основано на наглядности. С детства дети занимаются спортом, физическим трудом, изучают азбуку, математику и медицину. Девочки и мальчики обучаются совместно. Обучение идет в духе религии и каждый сам в праве выбирать свою конфессию. Дети работают вместе со взрослыми на полях, занимаются физическим трудом, принимают активное участие в общественно-полезном труде, получая практические навыки.
Педагогика реформации.
Это движение было создано как средство борьбы с Римской Католической церковью. Реформаторы называли центральной фигурой личность, старались приобщить ее к языкам, литературе, национальной культуре.
МАРТИН ЛЮТЕР (1483—1546) - Глава бюргерской Реформации в Германии, основатель немецкого протестантизма
Цели, методы и средства воспитания: Образование — средство для того, чтобы стать «господами на земле».
Воспитание в целом — средство к тому, чтобы стать истинным христианином.
Самостоятельное чтение Библии (без посредника в лице представителей духовенства) и значит, обязательное владение грамотой — нравственное дело каждого верующего.
Родители и учителя должны уважать личность ребенка, быть терпимыми и чуткими.
Нельзя баловать детей.
Наказания должны быть сведены к минимуму, но отказываться совсем от них нельзя.
Преподавание на родном языке.
Не заучивание наизусть, а запоминание понятого материала.
Организация и содержание образования: Создание городских бесплатных начальных школ
для всех детей.
Выступал за открытие новых школ повышенного типа
для проповедников, юристов, медиков и перестройки работы университетов в духе своего учения.
Обучение должно быть равным как для мальчиков, так и для девочек.
Осуществление религиозного воспитания путем чтения «Священного Писания» на родном языке.
Обязательными учебными предметами считал родной язык, историю, математику, пение.
Основой образованности считал знание древних языков.
Призывал заботиться о физическом развитии
детей.
Критически относился к изучению схоластической философии.
ПЕДАГОГИКА КОНТРРЕФОРМАЦИИ ИЕЗУИТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
Система воспитания, разработанная педагогами католического ордена иезуитов (Общество Иисуса, основано в 1534 г. И. Лойолой).
Цель этой системы — создание сети учебных заведений и воспитание юношества из привилегированных слоев в католическом духе.
Организована классно-урочная система при жесткой регламентации деятельности учащихся и учителей.
Упражнения и регулярные повторения (в начале нового учебного дня, в субботу, в последние месяцы учебного года).
Ежемесячные конкурсы сочинений.
Прочность знаний как способ устранения сомнений.
Помещения коллегий были просторны, светлы, удобны, хорошо оборудованы.
Хорошее питание, регулярный отдых, физическое развитие воспитанников.
Занятия не более 5 ч в сутки, обязательны поездки, прогулки, экскурсии.
Воспитание направлено на развитие индивидуальных способностей, честолюбия, духа соперничества.
Методы стимулирования:
— групповое и индивидуальное соперничество;
— регулярное выделение лучших и отстающих;
— ежегодное торжественное проведение экзаменов
— среди лучших учеников создавался магистрат с присуждением почетных званий и организовывались «академии»
— система поощрений: почетные звания, почетные места в классе, занесение на доску почета;
— система наказаний: скамьи позора, колпак с ослиными ушами, прозвища;
— физические наказания допускались за проступки против религии и исполнялись светскими лицами.
Важное место отводилось светскому воспитанию: правилам поведения за столом, умению вести непринужденную беседу, быть галантным в любых обстоятельствах, поддерживать разговор на любую тему, завоевывать доверие собеседника. Иногда в коллегиях обучали верховой езде, танцам, пению, фехтованию.
Дисциплина достигалась при помощи доносительства, регулярными разборками и назначением надзирателей, следивших за поведением в классах.