ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (1467—1536)




Билет №4 Эпоха Возрождения.

ОБЩИЕ ВЗГЛЯДЫ– Культ человека на первом месте.

Человек в гуманистических трактатах о воспитании представляет со­бой личность деятельную, социально и граждански ориентированную, высоконравственную, обладающую чувством собственного достоинства, мужеством, физической и душевной стойкостью, способную быть за­щитником Отечества; ей присуще стремление к похвале, славе иболь­шим делам; ее отличают всестороннее образование и культура.Процесс обучения понимался как добровольный, сознательный и радост­ный. Использовались методы «мягкой руки»: широкое и взвешенное при­менение похвалы, разумное порицание. К телесным наказаниям отноше­ние отрицательное, но применялись в исключительных случаях и только за нравственные проступки.

Утверждали доступность образования для всех, но обучение в их шко­лах в основном было платным.

ВИТТОРИНО ДЕ ФЕЛЬТРЕ (1378—1446) — выдающийся математик, профессор философии.

Организовал школу «Дом радости». Обучал мальчиков и девочек из разных сословий. Цель воспитания — подготовка граждан своей страны. Большое значе­ние придавал играм, физическому воспитанию. Первым осуществил идею школы в природе. Центром обучения сделал классические языки и литературу, которые должны усваиваться сознательно и в процессе самостоятельного творчества уча­щихся. Стремился выявлять индивидуальные особенности учеников. На первый план ставил нравственное и религиозное воспитание и очень высоко ценил пример в воспитании. Стремился воспитывать умеренность. Обучение было основано на живом общении, строилось на наглядности. Дети познавали мир путем созерцания при­роды, вещей, явлений.

Против физических наказаний. В своей школе ввел самоуправление.

Способные бедные дети только в его школе учились бесплатно.

 

ФРАНСУА РАБЛЕ (1494—1553) — французский писатель-гуманист, был священником, профессором анатомии.

Труд: Гаргантюа и Пантагрюэль.

Воспитание с продуманным режимом для ребенка, многостороннее образование, развивающее самостоятельное мышление, творческую активность. Воспитание включает: физическое воспитание — бег, борьбу, прыжки, плавание, гимнастику, верховую езду и др.; эстетическое воспи­тание — занятия музыкой на нескольких инструментах, пение; нравствен­ное воспитание — религия и труд. «Знания без совести есть душевная смерть». Наглядность в процессе обучения, наблюдение природных явле­ний, знакомство с различными ремеслами и искусствами. Мягкость дис­циплины и привлекательность обучения.

ЭРАЗМ РОТТЕРДАМСКИЙ (1467—1536)

Эразм Роттердамский творил в самых разных областях: от теологии до педагогики. В педагогике и философии он выступает как христианский гуманист. Основополагающие идеи, на которых построена педагогика Эразма:

• «людьми не рождаются, но делаются путем воспитания»;

• «человеком делает разум»;

• человек обладает свободной волей, и только поэтому возможна его
моральная и юридическая ответственность;

• выступал против всякого насилия и войн.

Впервые в мировой педагогике показал воспитание как универсальное явление, как форму становления и развития человека.

Вновь открыл для мировой педагогики такое явление, как Мир ребен­ка, Мир детства. Все педагогические сочинения Эразма написаны с учетом детского возраста.

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ

Ребенка надо правильно воспитывать с самого рождения. Лучше, если это делают родители. Если они не могут это делать сами, то должны подобрать хорошего учителя и пригласить его в дом.

Ребенку надо дать религиозное, умственное и нравственное воспитание.

Надо помнить и о физическом развитии ребенка, заботиться о правиль­ном режиме, умеренном питании, специальных занятиях и играх, но все должно быть в меру, без излишеств.

Факторы, учитываемые в процессе воспитания ребенка:

возраст — не допускать ничего такого, что превосходит силы ребен­ка, даже игры;

склонности и способности ребенка - воспитатель должен как можно
раньше распознать, опираться на них, потому, что человек легче схваты­вает то, к чему предрасположена его природа.

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ

Воспитание является целью, обучение — средством, но главным в воспи­тании выступает правильно поставленное образование. Правильно по­ставленным образованием является классическое, в основе которого лежат латинский и древнегреческий языки и античная культура.

Ребенку надо дать раннее научное образование. Начинать нужно с трех лет. Но учить надо играя. Эразм предлагает различные игры для обучения чтению, письму предупреждает, чтобы игры не были излишне сложными.

Особое внимание при обучении детей нужно уделять тренировке памя­ти, т. к. от нее зависят все дальнейшие успехи ребенка в обучении.

Выступал против наказаний, считая, что они противоречат свобод­ной душе ребенка, калечат его.

Необходимо «благородных детей учить труду, поскольку это не только

полезно само по себе, но и может пригодиться в будущем, учитывая превратности судьбы человека».

Им разработаны пути совершенствования каждого человека в христианской вере.

Выступал за домашнее образование не только для королевского сына, но и для детей простых граждан из-за суровости и жестокости средневе­кового школьного обучения.

Постоянно напоминал учителям, что профессия воспитателя — наибо­лее важная в обществе, поскольку от труда учителя зависит его будущее.

 

ТОМАС МОР (1478—1535)

Социалист-утопист; выступал против частной собственности, отмена которой, по его мнению, приведет к всеобщему равенству.

Выступал за всеобщее равное воспитание и первоначальное обучение не только для детей, но и для взрослых.

Преподавание ведется на родном языке. Основ­ные школьные предметы: чтение, письмо, ариф­метика, геометрия, астрономия, музыка, диалек­тика, естествознание, теоретическое земледе­лие. В обучении широко применяются нагляд­ность и экскурсии.

Физическое воспитание заимствуется у Афинского – развитие красивого сильного тела путем гимнастики и военных упражнений.

Детей учат нравственности и добродетели, которые послужат оплотом государству.

Основа трудового воспитания — земледелие, которое изу­чается в школах теоретически, на полях практически: соединение обучения с производи­тельным трудом. Также в раннем возрасте дети были обязаны выучиться еще одному ремеслу.

Наукой занимаются наиболее одаренные, осво­бождаемые от физического труда. Остальные занимаются умственным трудом в свободное время для поднятия общего уровня знаний.

Большое число библиотек и музеев, в которых люди занимаются самообразованием. Получив­шие таким образом глубокие познания становят­ся учеными.

 

ТОММАЗО КАМПАНЕЛЛА (1568—1639)

27 лет провел в тюрьме, где написал свое главное произведение – Город Солнца. ГС - идеальное государство, где нет частной соб­ственности, где все одинаково трудятся, имеют все возможности заниматься науками и искусствами. По своим взглядам Кампанелла социалист-утопист.

Воспитание носит полностью общественный характер. Семья уступает функцию воспитания детей специальным людям, которые ведут воспитание в таком русле, чтобы дети раскрывали все свои силы и способности.

Большое значение придается умственному развитию на ряду с физическим и нравственно-эстетическим. Первоначальное образование основано на наглядности. С детства дети занимаются спортом, физическим трудом, изучают азбуку, математику и медицину. Девочки и мальчики обучаются совместно. Обучение идет в духе религии и каждый сам в праве выбирать свою конфессию. Дети работают вместе со взрослыми на полях, занимаются физическим трудом, принимают активное участие в общественно-полезном труде, получая практические навыки.

Педагогика реформации.

 

Это движение было создано как средство борьбы с Римской Католической церковью. Реформаторы называли центральной фигурой личность, старались приобщить ее к языкам, литературе, национальной культуре.

 

МАРТИН ЛЮТЕР (1483—1546) - Глава бюргерской Реформации в Германии, основа­тель немецкого протестантизма

Цели, методы и средства воспитания: Образование — средство для того, чтобы стать «госпо­дами на земле».

Воспитание в целом — средство к тому, чтобы стать истин­ным христианином.

Самостоятельное чтение Библии (без посредника в лице представителей духовенства) и значит, обязательное владе­ние грамотой — нравственное дело каждого верующего.

Родители и учителя должны уважать личность ребенка, быть терпимыми и чуткими.

Нельзя баловать детей.

Наказания должны быть сведены к минимуму, но отка­зываться совсем от них нельзя.

Преподавание на родном языке.

Не заучивание наи­зусть, а запоминание понятого материала.

Организация и содержание образования: Создание городских бес­платных начальных школ

для всех детей.

Выступал за открытие новых школ повышенного типа

для проповедников, юристов, медиков и перестройки работы университетов в духе своего учения.

Обучение должно быть равным как для мальчиков, так и для девочек.

Осуществление религиозно­го воспитания путем чтения «Священного Писания» на родном языке.

Обязательными учебными предметами считал родной язык, историю, математику, пение.

Основой образованности считал знание древних языков.

Призывал заботиться о физическом развитии

детей.

Критически относился к изучению схоластической философии.

 

ПЕДАГОГИКА КОНТРРЕФОРМАЦИИ ИЕЗУИТСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Система воспитания, разработанная педагогами католического ордена иезу­итов (Общество Иисуса, основано в 1534 г. И. Лойолой).

Цель этой системы — создание сети учебных заведений и воспитание юношества из привилегированных слоев в католическом духе.

Организована классно-урочная система при жесткой регламентации деятельности учащихся и учителей.

Упражнения и регулярные повторе­ния (в начале нового учебного дня, в субботу, в последние месяцы учебно­го года).

Ежемесячные конкурсы сочинений.

Прочность знаний как способ уст­ранения сомнений.

Помещения коллегий были простор­ны, светлы, удобны, хорошо оборудованы.

Хорошее питание, регулярный отдых, физическое развитие воспитанников.

Занятия не более 5 ч в сутки, обяза­тельны поездки, прогулки, экскурсии.

Воспитание направлено на развитие ин­дивидуальных способностей, честолюбия, духа соперничества.

Методы стимулирования:

— групповое и индивидуальное соперниче­ство;

— регулярное выделение лучших и отстаю­щих;

— ежегодное торжественное проведение экзаменов

— среди лучших учеников создавался ма­гистрат с присуждением почетных званий и организовывались «академии»

— система поощрений: почетные звания, почетные места в классе, занесение на дос­ку почета;

— система наказаний: скамьи позора, кол­пак с ослиными ушами, прозвища;

— физические наказания допускались за проступки против религии и исполнялись светскими лицами.

Важное место отводилось светскому вос­питанию: правилам поведения за столом, умению вести непринужденную беседу, быть галантным в любых обстоятельствах, под­держивать разговор на любую тему, завое­вывать доверие собеседника. Иногда в кол­легиях обучали верховой езде, танцам, пе­нию, фехтованию.

Дисциплина достигалась при помощи доносительства, регулярными разборками и назначением надзирателей, следивших за поведением в классах.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: