Налоговое право как отрасль права входит в единую систему российского права, и в свою очередь само представляет собой систему последовательно расположенных и взаимоувязанных правовых норм, объединенных внутренним единством целей, задач, предмета регулирования, принципов и методов такого регулирования.
Нормы налогового права группируются в две части – Общую и Особенную.
Общая часть налогового права включает в себя нормы, устанавливающие принципы налогового права, систему и виды налогов и сборов Российской Федерации, права и обязанности участников отношений, регулируемых налоговым правом, основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов, порядок ее добровольного и принудительного исполнения, порядок осуществления налоговой отчетности и налогового контроля, а также способы и порядок защиты прав налогоплательщиков.
Общая часть налогового права представлена частью первой НК РФ, Законом РФ от 21 марта 1991 г. №943-I «О налоговых органах Российской Федерации» (в ред. от 29 июня 2004 г.) и иными актами законодательства о налогах и сборах.
В части первой НК РФ систематизированы общие нормы налогового законодательства, регулирующие вопросы налогообложения, отнесенные Конституцией РФ к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Часть первая НК РФ является основополагающим нормативным правовым актом, комплексно закрепляющим наиболее важные положения об организации и осуществлении налогообложения в России.
Рассмотрим основные понятия налогового права, закрепленные в нормах части первой Налогового Кодекса РФ.
Налоговый Кодекс РФ дает определения налога и сбора.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий)[3].
Данные в ст. 8 НК РФ определения налога и сбора заключают в себе следующие отличия.
Налоги поступают в пользу субъектов публичной власти – органов государственной власти и местного самоуправления и носят индивидуально безвозмездный характер. Добровольные или принятые на договорной основе денежные взносы к налогам не относятся.
Уплата сбора является одним из условий совершения государственными органами, иными уполномоченными органами и должностными лицами определенных юридически значимых действий в интересах плательщиков сборов, поэтому главной особенностью сбора является его индивидуальная возмездность. Как правило, поступления сборов обеспечивают покрытие расходов соответствующих органов при выполнении ими необходимых действий в пользу плательщика сбора[4].
Согласно общим условиям установления налогов и сборов налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики. К налогоплательщикам относятся, в частности:
1) организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица;
2) обособленное подразделение организации – оно может образовываться в форме представительства и филиала;
3) физические лица – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства;
4) физические лица – налоговые резиденты РФ, – т.е. физические лица, фактические находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году;
5) индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты.
Также должны быть определены элементы налогообложения:
1) объект налогообложения – им могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физические характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство связывает возникновение обязанности по уплате налога;
2) налоговая база – представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения;
3) налоговый период – под ним понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога
4) налоговая ставка – представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;
5) порядок исчисления налога;
6) порядок и сроки уплаты налога.
Причем налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
За неисполнение обязанностей по уплате налогов налогоплательщики могут быть привлечены к административной (включая налоговую) и уголовной ответственности.
В первой части Налогового Кодекса РФ дан перечень налогов и сборов.
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
1) Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.
К ним относятся:
– налог на добавленную стоимость;
– акцизы;
– налог на доходы физических лиц;
– единый социальный налог;
– налог на прибыль организаций;
– налог на добычу полезных ископаемых;
– водный налог;
– сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
– государственная пошлина.
2) Региональными налогами и сборами признаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. К региональным налогам и сборам относятся:
– налог на имущество организаций;
– налог на игорный бизнес;
– транспортный налог.
3) Местными налогами и сборами признаются налоги, которые устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено НК РФ. К ним относятся:
– земельный налог;
– налог на имущество физических лиц.
Следует отметить, что в перечне налогов и сборов отсутствуют патентные пошлины, таможенные пошлины, сборы за регистрацию баз данных ЭВМ, портовые сборы и др., также обладающие признаками обязательности и совершения, ответных юридически значимых действий со стороны государственных органов.
Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются НК РФ. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные налоговым кодексом.
Налоговым кодексом устанавливаются также специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в ст. 13 НК РФ, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.
Может применяться и иная классификация налогов и сборов. Например, по экономическим категориям, выделяются:
– налоги на потребление (НДС, акцизы);
– налоги на труд (налог на доходы физических лиц, социальные налоги);
– налоги на капитал (налог на прибыль, налоги на имущество, налог на добычу полезных ископаемых).
В зависимости от методов взимания налоги классифицируются на прямые и косвенные.
Прямые налоги обращены непосредственно к налогоплательщику – его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения. При прямом налогообложении юридический и фактический налогоплательщики совпадают. К прямым относится, например, налог на наследование или дарение.
Косвенные налоги включаются в цену товара и тем самым оплачиваются за счет покупателя. При косвенном налогообложении юридический и фактический налогоплательщики не совпадают (акцизы).
Деление налогов на прямые и косвенные связано с теорией переложения налогов, обосновывающей особенности распределения налогового бремени и предполагающей, что косвенные налоги полностью перекладываются на потребителя через цену товара (работы, услуги), а бремя прямых налогов лежит на производителе (продавце) и эти налоги не оказывают влияния на цену.
Однако было, замечено, что полностью перелагаемые или не перелагаемые налоги не существуют. Косвенные налоги не полностью переносятся на потребителя в связи с изменением цен на факторы производства, не эластичностью спроса, уклонением от уплаты налогов и другим причинам. В то же время прямые налоги могут частично перекладываться как на потребителей товаров налогоплательщика, так и на продавцов сырья и материалов.[5]
Различаются также текущие (налог на доходы физических лиц) и разовые (государственная пошлина) налоги; общие (налог на прибыль организаций) и целевые (плата за пользование водными объектами) налоги; зависимые (налог на прибыль организаций) и самостоятельные (транспортный) налоги.
Все вышеперечисленное: совокупность налогов, сборов и платежей; законодательная база (система законов, указов и подзаконных нормативных актов, регулирующих порядок исчисления и уплаты налогов в бюджеты разных уровней) представляют собой налоговую систему Российской Федерации.
Кроме того, в налоговую систему РФ входит совокупность государственных институтов, обеспечивающих принятие законов и иных нормативных актов, администрирование налогов, контроль за своевременностью и правильностью уплаты налогов.
Государственными институтами, обеспечивающим администрирование и контроль за правильностью уплаты налогов и сборов являются финансовые, налоговые, таможенные органы и органы внутренних дел. Налоговые органы представляют собой единую централизованную систему, которая состоит из Федеральной налоговой службы РФ, инспекций Федеральной налоговой службы субъектов РФ и муниципальных образований.
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
Особенная часть налогового права представляет собой совокупность правовых норм части второй НК РФ, иных законов и подзаконных актов о налогах и сборах, регулирующих правовой режим налогообложения конкретными видами налогов.
Заключение
Налоговое право – это отрасль правовой системы Российской Федерации регулирующая общественные отношения в сфере налогообложения, т.е. отношения, возникающие в связи с осуществлением сбора налогов и иных обязательных платежей, организацией и функционированием системы органов налогового регулирования и налогового контроля на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления.
Правовое регулирование отношений по взиманию налогов и сборов осуществляется Налоговым Кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами (федеральное законодательство), законами субъектов РФ (региональное законодательство) и актами представительного органа местного самоуправления (муниципальные налоговые акты).
Налоговое право представляет собой систему последовательно расположенных и взаимоувязанных правовых норм, которые группируются в две части – общую и особенную.
Общая часть налогового права включает в себя нормы, устанавливающие принципы налогового права, систему и виды налогов и сборов РФ, права и обязанности участников налоговых отношений, основания возникновения, изменения и прекращения обязанностей по уплате налогов, порядок ее добровольного и принудительного исполнения, порядок осуществления налоговой отчетности и налогового контроля, а также способы и порядок защиты прав налогоплательщиков.
Особенная часть налогового права включает в себя нормы, регулирующие порядок взимания отдельных видов налогов (налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на доходы физических лиц и др.).
Литература
1. Налоговый Кодекс Российской Федерации.
2. Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004. – 416 с.
3. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник для вузов. – М.: Дело, 2004. – 400 с.
4. Козыренко А.Н. Система налогов и сборов России: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2004. – 264 с.
5. Косолапов А.И. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – 872 с.
6. Нешитой А.С. Финансы: Учебник. – М.: Изд. торг. корпорация «Дашков и К», 2005. – 512 с.
7. Перов А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 635 с.
8. Тихомиров Ю.А. Введение в российское право. – М.: ООО «Городец – издат», 2003. – 656 с.
9. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 607 с.
10. Финансовое право: Учебник / Под ред. Е.Ю. Грачева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 536 с.
[1] Тихомиров Ю.А. Введение в российское право. – М.: ООО «Городец - издат», 2003. С. 535.
[2] Ст. 4 Налогового Кодекса РФ (в ред. Федерального Закона от 27. 07. 2006 г. № 137-ФЗ).
[3] Ст. 8 Налогового Кодекса РФ.
[4] Финансовое право: Учебник / Под ред. Е.Ю. Грачева. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. С. 325.
[5] Косолапов А.И. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. – С.57.