ТЕМА №16: Органы чувств – 2. Орган слуха. Преддверно-улитковый орган. Орган обоняния и орган вкуса.




ГОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии

«Утверждаю»

 

 

зав. кафедрой _____________

проф. Сазонов С.В.

02.04.2009 г.

 

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

 

Факультет: лечебно-профилактический

Курс: I (первый)

Семестр: II (второй)

ТЕМА №16: Органы чувств – 2. Орган слуха. Преддверно-улитковый орган. Орган обоняния и орган вкуса.

2.ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: используя световой микроскоп изучить основные гистологические препараты (ОГП): Кортиев орган, вкусовые почки языка.

 

3. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

3.1. Приобрести навыки чтения гистологических препаратов по теме занятия;

3.2. Изучить гистологическое строение стенок улиткового костного и перепончатого лабиринтов.

3.3. Научиться находить в перепончатом лабиринте Кортиев орган.

3.4. Научиться дифференцировать опорные и рецепторные клетки спирального (Кортиева) органа.

3.5. Научиться дифференцировать внутренние и наружные рецепторные и опорные клетки Кортиева органа.

3.6. Научиться находить вкусовые почки в препарате листовидных сосочков языка.

 

По теме занятия:

студент должен знать: гистологическое строение ОГП: кортиев орган и вкусовые почки языка.

студент должен уметь: самостоятельно работать с гистологическими препаратами ОГП, зарисовывать данные препараты в альбоме и делать обозначения их структурных элементов.

 

4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ В АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСАХ – 3 часа.

5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫПО ТЕМЕ:

5.1. Строение органа слуха и равновесия, локализация рецепторных

клеток, воспринимающие звуковые сигналы, линейные и угловые

ускорения.

5.2. Строение и функции спирального органа, макул мешочка и маточки и

гребешков ампул полукружных каналов.

 

6. ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ:

На занятии студенту необходимо выполнить:

6.1. Изучить основные гистологические препараты (ОГП) – кортиев

орган, вкусовые почки языка.

6.2. Зарисовать в альбом основные гистологические препараты.

6.3. Сделать обозначения к рисункам.

Методические указания к выполнению задания:

Препарат № 1. «Кортиев орган», (окраска:

ОГП - 64 гематоксилином и эозином).

Препарат представляет собой продольный срез, прошедший через стержень (ось) улитки.

При малом увеличении микроскопа в центральной части гистологического среза найти разрезы канала улитки, имеющие вид упорядоченно расположенных отверстий в костной ткани. В поле зрения может попасть до пяти таких срезов канала костной улитки вокруг костного стержня. Внутри такого канала виден перепончатый лабиринт, имеющий на препарате форму треугольника. На одной из его сторон, образованной базиллярной мембраной видны клеточные элементы кортиева органа, участвующие в восприятии звуковых раздражений. Необходимо выбрать один из срезов канала и ориентировать препарат таким образом, чтобы базилярная мембрана с кортиевым органом располагались горизонтально. В этом случае под базилярной мембраной будет располагаться барабанная лестница, над вестибулярной мембраной – вестибулярная лестница, а между этими мембранами - перепончатый лабиринт. От лимба (утолщение, выпячивание надкостницы внутренней стенки канала) в полость перепончатого канала вдается покровная мембрана (кортиева мембрана), нависающая над клетками кортиева органа. Со стороны лимба найти в основании костного гребня скопление нервных клеток образующих спиральный ганглий.

При большом увеличении рассмотреть строение всех трех стенок перепончатого канала, начав изучение с вестибулярной мембраны, образующей верхнюю стенку перепончатого канала (гипотенузу треугольника). Она представляет собой косо расположенную тонкую соединительнотканную пластинку, выстланную с обеих сторон однослойным плоским эпителием. Наружную стенку канала образует спиральная связка – утолщенная надкостница, которая в нижней части тоже покрыта однослойным эпителием, но в верхней части высота эпителия увеличивается, в него проникают кровеносные сосуды и в результате образуется интенсивно оксифильно окрашенная в препарате сосудистая полоска. Необходимо обратить внимание на нижнюю стенку перепончатого лабиринта – базилярную мембрану, натянутую между нижней губой лимба и спиральной связкой. Базиллярная мембрана со стороны барабанной лестницы покрыта однослойным плоским эпителием. Сверху же на ней расположены клеточные элементы кортиева органа.

Среди клеток кортиева органа нужно найти треугольное пространство – туннель, стенки которого образованы по бокам высокими призматическими опорными клетками - столбовыми эпителиоцитами. Расширенные основания (в них четко видны два ядра наружной и внутренней клетки) этих клеток расположены на некотором расстоянии от друг друга на базиллярной мембране (нижняя граница туннеля), а апикальные концы клеток под углом сходятся и контактируют между собой. Все клетки кортиева органа относительно туннеля делятся на внутренние и наружные. В том случае, когда клетки расположены ближе к костному стержню улитки (можно ориентироваться на лимб или спиральный ганглий) чем туннель, такие клетки называют внутренними, если клетки расположены за туннелем относительно стержня – то они называются наружными. По обе стороны от столбовых эпителиоцитов лежат другие опорные клетки – фаланговые эпителиоциты, несущие на своей апикальной поверхности рецепторные клетки. Внутренние фаланговые и рецепторные клетки располагаются в один ряд, а наружные - в три ряда. Проще ориентироваться на ядра этих клеток, которые лежат в определенном порядке: два ядра внутренних клеток (нижнее – фалангового эпителиоцита, над ним – ядро рецепторной клетки) и шесть ядер наружных клеток (верхний ряд три ядра – рецепторных клеток, ближе к базилярной мембране три ядра - фаланговых эпителиоцитов). Другой вид опорных клеток - пограничные эпителиоциты расположены латерально от фаланговых, постепенно снижаются по высоте и переходят в однослойный плоский эпителий.

Зарисовать: кортиев орган при малом и дополнительно схематично – клетки органа на большом увеличении.

Обозначить:

  1. Костная стенка канала улитки.
  2. Вестибулярная лестница.
  3. Барабанная лестница.
  4. Перепончатый лабиринт.
  5. Спиральная связка.
  6. Сосудистая полоска.
  7. Вестибулярная мембрана.
  8. Базиллярная мембрана.
  9. Спиральный ганглий.
  10. Лимб.
  11. Покровная мембрана.
  12. Кортиев орган, в нем:

а) наружный столбовой эпителиоцит;

б) внутренний столбовой эпитеиоцит;

в) внутренний фаланговый эпителиоцит;

г) внутренняя рецепторная клетка;

д) внутренние пограничные эпителиоциты;

е) наружные фаланговые эпителиоциты;

ж) наружные рецепторные клетки;

з) наружные пограничные эпителиоциты;

е) туннель.

 

 

 

Препарат № 2. «Вкусовые почки», (окраска:

ОГП – 66 гематоксилином и эозином).Препарат представляет собой поперечный срез языка новорожденного.

При малом увеличении микроскопа найти на поверхности языка выпячивания слизистой - листовидные сосочки языка. Обратить внимание, что снаружи эти сосочки покрыты многослойным плоским неороговевающим эпителием. В толще эпителия на боковых поверхностях сосочков найти небольшие светлые овальные образования – вкусовые почки.

При большом увеличении изучить строение вкусовой почки. Обратить внимание на плотную соединительнотканную капсулу, окружающую почку снаружи, внутри выстланную базальной мембраной, на которой располагаются опорные клетки (нижний ряд ядер).

Рассмотреть вкусовые клетки, расположенные на опорных (средний ряд ядер). Апикальные концы вкусовых клеток имеют выпячивания - микроворсинки. На вершине вкусовая почка открывается вкусовой порой.

 

Зарисовать: при большом увеличении участок многослойного плоского

неороговевающего эпителия, в толще которого локализованы 2-3 вкусовые

почки.

Обозначить:

1. Многослойный плоский неороговевающий эпителий.

2. Соединительная ткань.

3. Вкусовая почкаа, в ней:

а) капсула;

б) опорные клетки;

в) рецепторные клетки;

г) микроворсинки;

д) вкусовая пора.

 

 

 

7. ВОПРОСЫК ИТОГОВЫМ КОНТРОЛЯМ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ:

Тестовые задания

1. Внутренние и наружные клетки-столбы спирального органа образуют:

1. вестибулярную лестницу

2. барабанную лестницу

3. перепончатый канал улитки

4. сосудистую полоску

5. туннель

 

2. При изучении спирального органа обнаружены клетки, расположенные в

один ряд, с волосками на апикальной поверхности. Эти клетки:

1. фаланговые

2. пограничные

3. наружные рецепторные

4. внутренние рецепторные

5. клетки-столбы

 

3. Укажите органы чувств, воспринимающим элементом которых являются

вторично-чувствующие клетки:

1. орган зрения

2. орган вкуса

3. орган обоняния

4. орган слуха и равновесия

5. пластинчатое нервное тельце

 

 

4. Укажите, какие виды нейронов встречаются в спиральном ганглии:

1. униполярные

2. биполярные

3. мультиполярные

4. псевдоуниполярные

 

5. При изучении спирального органа обнаружены клетки, расположенные в

три ряда, с волосками на апикальной поверхности. Эти клетки:

1. фаланговые

2. пограничные

3. наружные рецепторные

4. внутренние рецепторные

5. клетки-столбы

 

6. При изучении спирального органа обнаружены высокие призматические

клетки, расположенные в два ряда. Расширенное основание этих клеток

лежит на базальной мембране, а апикальными полюсами клетки

наклонены косо друг к другу и образуют свод треугольного канала. Эти

клетки:

1. фаланговые

2. пограничные

3. рецепторные

4. клетки-столбы

5. эндотелиальные клетки

 

7. Между спиральной связкой и барабанной губой лимба в улитке

расположена:

1. базилярная мембрана

2. вестибулярная мембрана

3. вестибулярная лестница

4. барабанная лестница

5. перепончатый канал улитки

6. сосудистая полоска

 

8. При изучении спирального органа на базилярной мембране обнаружены

три ряда клеток цилиндрической формы, имеющих на апикальном конце

чашевидное вдавление и отросток. В цитоплазме обнаруживаются пучки

тонофибрилл. Эти клетки:

1. фаланговые

2. пограничные

3. рецепторные

4. клетки-столбы

5. эндотелиальные клетки

 

Эталоны ответов:

 

1 – 5 6 – 4

2 – 4 7 – 1

3 – 2,4 8 – 1

4 – 3

5 – 3

7.2. Вопросы, включенные в билеты к курсовым экзаменам:

7.2.1. Классификация органов чувств. Орган обоняния: строение слизистой оболочки носовой полости, ткани, источники развития. Клеточный состав обонятельной выстилки. Цитофизиология рецепторных клеток. Возрастные изменения.

7.2.2. Классификация органов чувств. Орган вкуса: источники развития, строение. Строение и клеточный состав вкусовых почек. Цитофизиология сенсоэпителиальных рецепторных клеток. Понятие о вкусовом анализаторе.

7.2.3. Классификация органов чувств. Орган слуха: источники развития, строение. Строение и клеточный состав спирального органа, его иннервация. Цитофизиология сенсоэпителиальных рецепторных клеток. Гистофизиология органа слуха. Понятие о слуховом анализаторе. Возрастные изменения.

7.2.4. Классификация органов чувств. Орган равновесия: источники развития, строение. Рецепторный отдел: строение и клеточный состав пятен и ампулярных гребешков. Цитофизиология сенсоэпителиальных рецепторных клеток. Гистофизиология органа равновесия.

 

 

8. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ТЕМЫ:

8.1. Основная:

 

8.1.1. С.Л.Кузнецов и Н.Н.Мушкамбаров Гистология, цитология и

эмбриология: Учебник для студентов медицинских Вузов МИА,

Москва, 2005.

8.1.2. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и

эмбриологии / Под ред.Ю.А.Афанасьева, А.Н.Яыцковского. –

М.:Высшая школа,1999

8.1.3. Гистология. Комплексные тесты: ответы и пояснения. / Под ред.

С.Л.Кузнецова, Ю.А. Челышева. – М.: Геотар. 2001.

8.1.4. Атлас по гистологии, эмбриологии и цитологии / Кузнецов С.Л. с

соавт. – М., 2001.

 

8.2. Дополнительная:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: