Препарат № 2. «Вкусовые луковицы»,




ГОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»

Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии

 

 

«Утверждаю»

 

 

зав. кафедрой _____________

проф. Сазонов С.В.

31.08.2007 г.

 

УЧЕБНОЕ ЗАДАНИЕ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫСТУДЕНТОВ

 

Факультет: лечебно-профилактический

Курс: I (первый)

Семестр: II (второй)

 

 

1. ТЕМА: органы чувств – 2. Орган слуха. Преддверно-улитковый орган, орган обоняния и орган вкуса.

2.ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: используя световой микроскоп изучить гистологические препараты: ОГП – кортиев орган, вкусовые почки языка.

 

3. ЗАДАЧИ ЗАНЯТИЯ:

3.1. приобрести навыки чтения гистологических препаратов по теме

занятия;

3.2. Изучить гистологическое строение стенок преддверного и улиткового лабиринтов и расположенных в эндолимфатических пространствах пятен, ампульных гребешков и спирального органа так, чтобы уметь определить на гистологическом препарате все части улиткового лабиринта,

3.3. научиться дифференцировать поддерживающие и сенсоэпителиальные клетки спирального органа, в том числе внутренние и наружные клетки.

3.4. Научиться определять рецепторные и поддерживающие клетки органа вкуса.

3.5. Определить тканевые элементы перепончатого лабиринта улитки на микроскопическом уровне.

3.4. Изучить микро- и ультрамикроскопическое строение вкусовой почки.

По теме занятия

студент должен знать: гистологическое строение ОГП.

студент должен уметь: самостоятельно работать с гистологическими препаратами, зарисовывать данные препараты в альбоме и делать обозначения их структурных элементов.

 

4. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ В АКАДЕМИЧЕСКИХ ЧАСАХ – 3 часа.

5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫПО ТЕМЕ:

5.1. Строение органа обоняния, какими структурами происходит

восприятие пахучих веществ.

5.2. Строение органа слуха и равновесия, локализация рецепторных

клеток, воспринимающие звуковые сигналы, линейные и угловые

ускорения.

5.3. Строение и функции спирального органа макул мешочка и маточки и

гребешков ампул полукружных каналов.

 

6. ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ:

На занятии студенту необходимо выполнить:

6.1. Изучить основные гистологические препараты (ОГП) – кортиев

орган, вкусовые почки языка.

 

6.2. Зарисовать в альбом гистологическое ОГП.

6.3. Сделать обозначения к рисункам.

Методические указания к выполнению задания:

Препарат № 1. «Кортиев орган», (окраска гематоксилином и эозином).

ОГП - 64

 

При малом увеличении микроскопа найти разрезы канала улитки, имеющих вид отверстий в костной ткани. Внутри такого канала виден перепончатый лабиринт, имеющий на препарате форму треугольника. На одной его стороне видны клеточные элементы кортиева органа, участвующие в восприятии звуковых раздражений. Необходимо ориентировать препарат таким образом, чтобы клеточные элементы кортиева органа находились внизу.

При большом увеличении рассмотреть строение всех трех стенок перепончатого канала, начав изучение с вестибулярной мембраны, образующей верхнюю стенку перепончатого канала (гипотенузу треугольника). Она представляет собой тонкую соединительнотканную пластинку, выстланную плоским эпителием. Наружную стенку образует спиральная связка – утолщенная надкостница, которая в нижней части тоже покрыта эпителием, но в верхней части эпителий утолщается, в него проникают кровеносные сосуды и образуют сосудистую полоску. Необходимо обратить внимание на нижнюю стенку перепончатого лабиринта – базилярную мембрану, натянутую между вершиной костного гребня и выступом спиральной связки. На ней располагаются клетки кортиева органа. Следует отметить, что базиллярная мембрана со стороны тимпанальной лестницы покрыта плоским эпителием. Среди клеточных элементов найти клетки – столбов, служащие механической опорой кортиева органа, которые соединяясь своими апикальными частями, образуют туннель – пространство треугольной формы. По обе стороны от клеток столбов лежат опорные клетки, несущие на апикальной поверхности внутренние волосковые клетки и наружные волосковые клетки.

Внутренние волосковые клетки располагаются в один ряд, а наружные волосковые в три ряда. Наружные опорные клетки – клетки Дейтерса, переходят в клетки Гензена, Клаудиуса, последние сливаются с эпителием сосудистой полоски.

Внутренние опорные клетки продолжаются в эпителий лимба – небольшого утолщения надкостницы. От лимба в полость перепончатого канала вдается тонкая пластинка – покровная пластинка (кортиева мембрана), нависающая над волосковыми клетками.

Со стороны лимба найти в основании костного гребня скопление нервных клеток – спиральный ганглий.

Зарисовать кортиев орган при малом и большом увеличении..

Обозначить:

 

1. Костная стенка канала улитки.

2. Вестибулярная лестница.

3. Тимпанальная (барабанная) лестница.

4. Перепончатый лабаринт.

5. Спиральная связка.

6. Сосудистая полоска.

7. Вестибулярная мембрана.

8. Базиллярная мембрана.

9. Спиральный ганглий.

10. Лимб.

11. Кортиева (покровная) мембрана.

12. Кортиев орган, в нем:

а) клетки – столбов;

б) туннель;

в) внутренние опорные (фаланги) клетки;

г) внутренние волосковые (сенсоэпителиальные) клетки;

д) пограничные клетки;

е) наружные опорные (фаланги) клетки;

ж) наружные волосковые (сенсоэпителиальные) клетки.

 

 

 

Препарат № 2. «Вкусовые луковицы»,

ОГП – 66 (окраска гематоксилином эозином).

 

 

При малом увеличении микроскопа найти многослойный плоский неороговевающий эпителий, покрывающий сосочки языка. В толще эпителия на боковых поверхностях сосочков найти небольшие овальные образования – вкусовые луковицы.

При большом увеличении изучить строение вкусовой луковицы. Обратить внимание на плотную соединительнотканную капсулу, окружающую луковицу, представляющую собой базальную мембрану, на которой располагаются опорные клетки.

Рассмотреть вкусовые клетки, расположенные на опорных. Апикальные концы вкусовых клеток имеют штифтики. Вкусовая луковица открывается на поверхности вкусовой порой.

Зарисовать при большом увеличении участок многослойного плоского неороговевающего эпителия, в толще которого локализованы 2-3 вкусовые луковицы.

Обозначить:

 

1. Многослойный плоский эпителий.

2. Соединительная ткан.ь

3. Вкусовая луковица, в ней:

а) капсула;

б) опорные клетки;

в) вкусовые клетки;

г) штифтики;

д) вкусовая пора.

 

 

 

7. ВОПРОСЫК ИТОГОВЫМ КОНТРОЛЯМ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ:

Тестовые задания

1. Внутренние и наружные клетки-столбы спирального органа образуют:

1. вестибулярную лестницу

2. барабанную лестницу

3. перепончатый канал улитки

4. сосудистую полоску

5. туннель

 

2. При изучении спирального органа обнаружены клетки, расположенные в

один ряд, с волосками на апикальной поверхности. Эти клетки:

1. фаланговые

2. пограничные

3. наружные рецепторные

4. внутренние рецепторные

5. клетки-столбы

 

3. Укажите органы чувств, воспринимающим элементом которых являются

вторично-чувствующие клетки:

1. орган зрения

2. орган вкуса

3. орган обоняния

4. орган слуха и равновесия

5. пластинчатое нервное тельце

 

 

4. Укажите, какие виды нейронов встречаются в спиральном ганглии:

1. униполярные

2. биполярные

3. мультиполярные

4. псевдоуниполярные

 

5. При изучении спирального органа обнаружены клетки, расположенные в

три ряда, с волосками на апикальной поверхности. Эти клетки:

1. фаланговые

2. пограничные

3. наружные рецепторные

4. внутренние рецепторные

5. клетки-столбы

 

6. При изучении спирального органа обнаружены высокие призматические

клетки, расположенные в два ряда. Расширенное основание этих клеток

лежит на базальной мембране, а апикальными полюсами клетки

наклонены косо друг к другу и образуют свод треугольного канала. Эти

клетки:

1. фаланговые

2. пограничные

3. рецепторные

4. клетки-столбы

5. эндотелиальные клетки

 

7. Между спиральной связкой и барабанной губой лимба в улитке

расположена:

1. базилярная мембрана

2. вестибулярная мембрана

3. вестибулярная лестница

4. барабанная лестница

5. перепончатый канал улитки

6. сосудистая полоска

 

8. При изучении спирального органа на базилярной мембране обнаружены

три ряда клеток цилиндрической формы, имеющих на апикальном конце

чашевидное вдавление и отросток. В цитоплазме обнаруживаются пучки

тонофибрилл. Эти клетки:

1. фаланговые

2. пограничные

3. рецепторные

4. клетки-столбы

5. эндотелиальные клетки

 

Эталоны ответов:

 

1 – 5 6 – 4

2 – 4 7 – 1

3 – 2,4 8 – 1

4 – 3

5 – 3

7.2. Вопросы, включенные в билеты к курсовым экзаменам:

7.2.1. Классификация органов чувств. Орган обоняния: строение слизистой оболочки носовой полости, ткани, источники развития. Клеточный состав обонятельной выстилки. Цитофизиология рецепторных клеток. Возрастные изменения.

7.2.2. Классификация органов чувств. Орган вкуса: источники развития, строение. Строение и клеточный состав вкусовых почек. Цитофизиология сенсоэпителиальных рецепторных клеток. Понятие о вкусовом анализаторе.

7.2.3. Классификация органов чувств. Орган слуха: источники развития, строение. Строение и клеточный состав спирального органа, его иннервация. Цитофизиология сенсоэпителиальных рецепторных клеток. Гистофизиология органа слуха. Понятие о слуховом анализаторе. Возрастные изменения.

7.2.4. Классификация органов чувств. Орган равновесия: источники развития, строение. Рецепторный отдел: строение и клеточный состав пятен и ампулярных гребешков. Цитофизиология сенсоэпителиальных рецепторных клеток. Гистофизиология органа равновесия.

 

 

8. ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ТЕМЫ:

8.1. Основная:

 

8.1.1. С.Л.Кузнецов и Н.Н.Мушкамбаров Гистология, цитология и

эмбриология: Учебник для студентов медицинских Вузов МИА,

Москва, 2005.

8.1.2. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и

эмбриологии / Под ред.Ю.А.Афанасьева, А.Н.Яыцковского. –

М.:Высшая школа,1999

8.1.3. Гистология. Комплексные тесты: ответы и пояснения. / Под ред.

С.Л.Кузнецова, Ю.А. Челышева. – М.: Геотар. 2001.

8.1.4. Атлас по гистологии, эмбриологии и цитологии / Кузнецов С.Л. с

соавт. – М., 2001.

 

8.2. Дополнительная:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: