Техники гребли в командных лодках.




Механика весельного гребка в безуключенной гребле

 

 

В безуключинной гребле усилие на лопасти передается через стержень весла и руки гребца на грудной отдел позвоночного столба и далее через

 

туловище и таз - на сиденье (гребля на байдарке) или через туловище, таз, опорное бедро и колено - на полик (гребля на каноэ). Прикладывая усилие к веслу и перемещая его тем самым относительно лодки и лодку - относительно воды, спортсмен совершает механическую работу. В безуключинной гребле нет постоянно заданной траектории движений лопасти весла из за отсутствия точки вращения на борту лодки. Это создает условие для самостоятельного построения гребка самим спортсменом исходя из его уровня подготовленности и антропометрических данных. Для современной безуключинной гребли характерна петлеобразная траектория движения лопасти весла в воде.

Направление движения лопасти весла в горизонтальной плоскости постоянно изменяется (рисунок 3.2.), что вызывает сходные с уключиной греблей закономерности изменения векторов усилия. Поэтому весь период работы весла в воде целесообразно разделить на четыре фазы: захвата воды, подтягивания, отталкивания и извлечения.

Техники гребли в командных лодках.

Несмотря на схожесть общей кинематической схемы движения в индивидуальной и командной гребле, последняя имеет ряд существенных особенностей. Они обусловлены, с одной стороны необходимостью согласования действий всех членов экипажа, с другой - более высокой скорости и соответственно, более выраженным темповым характеристикам движения.

Существуют следующие особенности командной гребли:

1. Синхронность достижения максимума усилий у всех членов экипажа.

2. Одновременное завершение опорной части гребка.

3. Допустимое рассогласование моментов входа весел в воду.

4. Более высокая скорость нарастания усилий на лопасти.

5. Большая устойчивость лодки по курсу.

6. Достижение более высокой дистанционной скорости.

7. Незначительное уменьшение амплитуды гребка.

8. Устойчивость ритмовой структуры гребли.

Синхронность достижения максимума усилий у всех членов экипажа наиболее важная особенность командной техники гребли. Однако надо помнить о том, что при всех равных условиях загребной может развить величину усилия на 5% большую чем все остальные члены экипажа. Эта связано с его опрежающей реакцией на начало входа весла в воду. Синхронность достижения максимума усилий необходимо для нахождения опоры весла при болеее высокой скорости лодки. Временная разница между временем достижения опоры на уровне 80% максимума и временем достижения этого максимума (100%), сокращается в командных лодках примерно в 1,5 раза.

Одновременное завершение опорной части гребка в командных лодках более значимо чем вход весла в воду. Ошибочным считается утверждение о слаженности действий экипажа по моменту начала захвата. Правильное завершение опорного периода совпадает с достижением максимальной скорости лодки, что более важно. Однако эта особенность второстепенная после предыдущей (согласованность достижения усилия).

Допустимое рассогласование моментов входа весел в воду особенно заметно в гребле на байдарках. Чем крупнее экипаж, тем выраженее эти действия. Наиболее выраженное опережение у кормового номера в четверке и оно составляет 0,08-0,1 с. Это обеспечивает возможность одновременного достижения максимума усилий на лопасти у всех членов команды. В двойках эти особенности техники выраженны в меньшей степени и по времени не превышают 0,08 с.

Более высокая скорость нарастания усилий на лопасти в командных экипажах в отличие от одиночки. Это естественное следствие высокой скорости командных лодок. Время опорной части в командных экипажах сокращается относительно одиночки в двойке на 8-12%, а в четверке на 12-18%. Поэтому сокращается время всех фаз гребка и особенно фазы отталкивания. Умение гребца быстрее найти опору весла в воде заставляет значительно увеличить скорость нарастания усилий и далее ускорение лопасти приводит к сокращению во много раз фазу отталкивания.

Большая устойчивость лодки по курсу связана со значительными продольными размерами командных лодок. Изменение курса (рысканье) в байдарке двойке меньше чем в одиночке на 30%, в четверке на 60%.

Достижение более высокой дистанционной скорости способствует увеличению темпа гребли на 10-15%.

Незначительное уменьшение амплитуды гребка связано с невозможностью спортсмена сохранить ускорение движения лопасти на всем протяжении опорной части гребка.

Устойчивость ритмовой структуры гребли - обязательное условие для сохранения всех предыдущих особенностей командной гребли на протяжении соревновательной дистанции. Любой ритмовой сбой приводит к нарушению силовых и временных соотношений, что как правило снижает скорость лодки. Даже хорошо подготовленному экипажу для для восстановления прежнего ритма необходимо 2-3 цикла гребков.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: