Проблема памяти в позднем онтогенезе




 

В силу старения населения развитых стран, в последние годы у исследователей возник повышенный интерес к изменениям психики, происходящим во второй половине жизни человека. Возрастные изменения памяти изучались большим числом авторов [Выготским Л.С., Голубевой Э.А., Пономаревым Я.А., Холодной М.А., Чуприковой Н.И. и др.].

Исследования показали, что возрастные различия мнемических способностей наблюдаются и в прижизненно сформированных операционных механизмах, которые на поздних этапах онтогенеза могут подвергаться как существенным изменениям, так и сохраняться неизменными. На это указывает одинаковое с молодыми испытуемыми минимальное время выполнения задания.

Различия частоты использования молодыми и пожилыми испытуемыми операционных механизмов наиболее отчетливо прослеживаются после семидесяти лет. С возрастом снижается частота использования таких приемов, как «аналогия», «повторение», «достраивание». Одновременно, несколько увеличивается частота использования приемов «опорный пункт» и «структурирование».

В табл. 1 представлены данные о возрастных особенностях времени включения операционных механизмов. Из них следует, что возраст испытуемых на данный показатель влияет незначительно. Другими словами, возрастные особенности влияют на вид используемых операционных механизмов, время запоминания, но не на время их включения.

 


Таблица 1.Время включения операционных механизмов у молодых и пожилых испытуемых (в условных единицах)

 

Чем больше величина, тем быстрее включаются операционные механизмы.

В табл. 2 представлены данные относительно возрастных особенностей развития всей функциональной системы мнемических способностей. Эти различия минимальны. Объяснением тому может быть тот факт, что многие из регулирующих механизмов тесно связаны с личностными особенностями испытуемых, которые подвержены возрастным изменениям в значительно меньшей степени, чем скорость протекания ментальных процессов.

 

Таблица 2. Уровень развития функциональной системы мнемических способностей (Может изменяться от единицы до четырех)

 

Высокая вариативность у пожилых людей показателей запоминания с опорой на природные (функциональные) механизмы может являться результатом изменений физического и психического здоровья. Такая же высокая вариативность показателей запоминания отмечается при мнемической деятельности с опорой на операционные механизмы, которые являются результатом воспитания, полученного образования и профессиональной деятельности.

Так, если время включения операционных механизмов у молодых и пожилых людей одинаково, а абсолютное время запоминания фигур у пожилых людей больше, то увеличение времени запоминания в позднем возрасте может быть результатом замедления процессов обработки информации или обеднения набора используемых операционных механизмов.

Выявленные в исследовании[6] возрастные различия по частоте использования тех или иных операционных приемов может объясняться характерным для пожилых людей ослаблением связей между следами, хранящимися в кратковременной и долговременной памяти. Наиболее уязвимыми оказываются приемы запоминания, основанные на сопоставлении поступившей в кратковременную память информации со следами, хранящимися в долговременной памяти. Наиболее сохранными оказываются приемы обработки, построенные на оперировании информацией, содержащейся только в кратковременной памяти.

Это показывает, что развитие мнемических способностей сопровождается повышением в запоминании роли мыслительной обработки, т.е. операционных и регулирующих механизмов.

Возрастные различия мнемических способностей проявляются как на уровне их природной составляющей (функциональных механизмов), так и в прижизненно сформированных операционных и регулирующих механизмах. Лицам пожилого возраста требуется значительно больше времени для выполнения всех типов мнемических заданий. Высокая вариативность результатов лиц пожилого возраста свидетельствует о значительных различиях сохранности у них функциональных, операционных и регулирующих механизмов.

Для лиц пожилого возраста характерна существенная реструктуризация мнемических способностей. Ее суть заключается в увеличении компенсаторной роли регулирующих механизмов по отношению к менее эффективному использованию операционных приемов и снижению скорости протекания функциональных и операционных механизмов.

Это объясняется концепцией системной динамической организации психических процессов, разработанной А. Р. Лурия: особенности межполушарной асимметрии и межполушарного взаимодействия не могут остаться неизменными в условиях стареющего мозга, когда изменяются не только морфологические основы психики, но и социальная ситуация ее развития.

В литературе имеются указания на изменения межполушарных отношений в позднем возрасте. Анализ частоты встречаемости латерального доминирования в моторной и сенсорной сферах свидетельствует в пользу накопления «правых» латеральных признаков у лиц пожилого и старческого возраста. Исследования с применением различных нейрофизиологических и нейроинтроскопических методов также обнаруживают неравномерные изменения в функционировании правого и левого полушарий.

Нейропсихологические исследования, направленные на изучение различных форм возрастной психической патологии, содержат указания на преимущественное поражение одной из гемисфер. Нейропсихологические исследования нормального старения обнаруживают такие особенности межполушарного взаимодействия, которые могут свидетельствовать о неодинаковом уровне функционирования полушарий мозга.

Функция памяти носит колебательный характер; в период от 7 до 40 лет имеет место нерегулярное чередование моментов повышения и понижения продуктивности всех видов памяти; амплитуда этих колебаний максимальна в период 12-27 лет, затем снижается. При этом, чем выше продуктивность данного вида памяти, тем больше ее колебания в ходе возрастной динамики.


 

Список литературы

 

1. Анатомия и физиология. Возрастные особенности строения и функции организма - https://www.anatomius.ru/razvitie-organizma-cheloveka

2. Возрастная физиология и гигиена детей и подростков: Учебное пособие - https://deymos1788.livejournal.com/17338.html

3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В. - М.: Просвещение, 1973.

4. Возрастная физиология / Ю.А. Ермалаев. - М.: Высшая школа, 1985. - 384 с., ил.

5. Молчанов К.А. Возрастные изменения мнемических способностей на поздних этапах онтогенеза// «Современные проблемы науки и образования». – 2008. № 3.

6. Хрипкова А.Г., Антропова M.B, Фарбер Д.А Возрастная физиология и школьная гигиена - М.: Просвещение,1990.


[1]Возрастная физиология и гигиена детей и подростков: Учебное пособие - https://deymos1788.livejournal.com/17338.html

[2] Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В., М., Просвещение, 1973. С. 66-97.

[3] Возрастная физиология / Ю. А. Ермалаев. - М.: Высш. шк. 1985. - 384 с., ил.

[4]Анатомия и физиология. Возрастные особенности строения и функции организма - https://www.anatomius.ru/razvitie-organizma-cheloveka

[5]Хрипкова А.Г., Антропова M.B, Фарбер Д.А Возрастная физиология и школьная гигиена - М. Просвещение,1990.

[6] Молчанов К.А. Возрастные изменения мнемических способностей на поздних этапах онтогенеза// «Современные проблемы науки и образования». – 2008. № 3.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: