Еще одна форма уравнения МКТ.




Конспект урока по физике

Дата: 31.10. 2020

 

       
31.10 31.10   30.10

Группа № 96 профессия «Повар, кондитер », 1 курс

Урок № 38

Тема: «Температура и тепловое равновесие».

Форма работы: индивидуальная, дистанционное обучение

Тип урока: урокизучение нового материала

Цель урока: дать определение понятия «температура», рассмотреть тепловое равновесие и физическую сущность температуры.

 

Используемая литература: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. Физика 10 класс, Издательство Просвещение, 2018

https://newgdz.com/fizika-gdz-uchebniki-7-11-klass-onlajn/fizika-10-klass-onlajn/11580-chitat-fizika-10-klass-miakishev-onlain

Видео – презентация: https://www.youtube.com/watch?v=IjFjawJXZTY

Ход работы

1. Организационный этап. Здравствуйте, ребята! На этом уроке мы рассмотрим тепловое равновесие и физическую сущность температуры.

Основной этап

О температуре.

Понятие температуры, связанное со степенью нагретости тела, возникло задолго до формирования молекулярно-кинетической теории. Люди научились измерять температуру значительно раньше того, как разобрались в ее физической сущности.

Всем известно: чтобы определить температуру вещества, нужно поместить в него термометр и подержать его там некоторое время.

Процесс теплообмена.

Когда соприкасаются два тела (или несколько тел), между ними происходит теплообмен.

Если система тел изолирована (т.е. не взаимодействует с окружающими телами и внешней средой), теплообмен будет длиться до тех пор, пока температуры тел не выравняются и не установится тепловое равновесие.

Причем при теплообмене энергия переходит от тела, температура которого выше, к телу, температура которого ниже. При этом постепенно температура более нагретого тела уменьшается, а более холодного – увеличивается.

Тепловое равновесие.

Тепловым или термодинамическим равновесием называют такое состояние, при котором все макроскопические параметры в системе сколь угодно остаются неизменными.

Это означает, что в системе не меняются объем и давление, не изменяются агрегатные состояния веществ, концентрации.

Оказалось, что при термодинамическом равновесии изолированной системы тел температура во всех частях системы является одинаковой, и поэтому она была принята за характеристику такого состояния системы.

Итак, температура характеризует состояние термодинамического равновесия изолированной системы тел.

Для измерения температуры служат специальные приборы – термометры. Между термометром, помещенным в вещество, и этим веществом через некоторое время устанавливается термодинамическое равновесие. Наибольшее распространение в быту получили жидкостные термометры, в основе которых лежит зависимость объема жидкости от температуры.

Температурная шкала Цельсия.

Для практического использования принята стоградусная температурная шкала и единица измерения температуры – градус Цельсия.

Эта шкала строится по двум температурам – температуре таяния льда (0°С) и температуре кипения воды (100°С).

Принцип действия газового термометра.

В 1787 году Ж.Шарль из эксперимента установил прямую пропорциональную зависимость давления газа от температуры. Из опытов следовало, что при одинаковом нагревании давление любых газов изменяется одинаково. Использование этого экспериментального факта легло в основу создания газового термометра.

Основа газового термометра – заполненный газом герметичный сосуд, соединенный с манометром. При изменении температуры изменяется давление газа в сосуде, что фиксирует манометр. Шкалу манометра можно разметить в единицах температуры.

Термодинамическая шкала.

Это шкала, предложенная Кельвином. В этой шкале нет отрицательных температур. За нулевое значение в ней принят абсолютный ноль = 273,15 К.

Еще одна форма уравнения МКТ.

Опытным путем было установлено, что при постоянном объеме давление газа прямо пропорционально его концентрации и температуре:

P=nkT,

где k – коэффициент пропорциональности.

Экспериментальные исследования показали, что эта зависимость одинакова для разных газов. k – постоянная Больцмана k= 1.38* Дж/К.

Температура – мера средней кинетической энергии молекул.

Объединив уравнения

Р= nE и P=nkT получаем E= kT.

Из этого соотношения следует, что температура и средняя кинетическая энергия молекулы находятся в прямо пропорциональной зависимости.

Поэтому температуру можно назвать мерой средней кинетической энергии частиц, характеризующей интенсивность теплового движения молекул.

Этот вывод МКТ хорошо согласуется с экспериментальными данными, показывающими увеличение скорости частиц вещества с ростом температуры.

Домашнее задание: законспектировать лекцию, выписав выделенные определения и формулы, а также рассмотреть виды термометров.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: