Ожидаемые результаты по окончании курса




УТВЕРЖДАЮ

Директор СПб ГБУ

«Приморский культурный центр»

__________________ Е.Н. Рахина

«_____»______ 2013 года

ПРОГРАММА

Клубного формирования на платной основе -

Детского шахматного клуба «РОКИРОВКА»

Руководитель Фейгельман И.Б.

Санкт-Петербург

2013 год


Пояснительная записка

Актуальность создания данной программы вызвана тем, что в современных условиях родители стремятся дать ребенку как можно больше знаний и умений, развить его всесторонне. Эта программа, являющаяся вводным курсом изучения шахмат, направлена на воспитание у детей шахматной культуры, расширение их эрудиции, побуждение у них интереса к познанию.

В. А. Сухомлинский большое место отводил шахматам в деле воспитания личности. В его «Школе радости» шестилетние мальчики и девочки часто засиживались за шахматами: игра в шахматы дисциплинировала мышление, воспитывала сосредоточенность, развивала память. Выдающийся педагог пишет о том, что без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти: игра в шахматы должна войти в жизнь … как один из элементов умственной культуры.

Нельзя узко понимать цели шахматного образования, так как шахматное объединение или секция - не столько кузница гроссмейстеров и чемпионов, сколько Храм, где происходит становление личностей. Шахматы - это, прежде всего, игра, а для юных шахматистов еще и средство самовыражения.

Шахматы явили миру сплав науки, искусства и спорта. В новом веке они должны стать для всей российской молодежи универсальным средством воспитания и развития личности. Эта игра может стать импульсом для появления юных талантов: гуманитариев, инженеров, деятелей культуры и спорта, которые развивали бы свой мозг, волю, мужество и эмоциональный мир посредством шахмат.

Дети, освоившие данную программу, смогут устанавливать логическую последовательность событий и действий, решать несложные логические задачи. Умение играть в шахматы поможет подготовить обучающегося к скорейшему и успешному постижению общеобразовательных школьных дисциплин, в первую очередь математического цикла.

Программа ориентирована на создание условий для формирования здорового образа жизни, укрепления здоровья и гармоничного развития детей и подростков, воспитание морально-волевых качеств и стойкого интереса к занятиям, имеет физкультурно-спортивную направленность.

Данная программа является адаптированным к специфике Центра вариантом курса «Введение в шахматы» авторов Стяжкина В.Н. и Стяжкиной О.М.


Цель и задачи обучения

Цель: создать условия для интеллектуального и духовного развития личности ребенка, средствами шахмат определить его дальнейшее развитие, создать предпосылки для его личностного самоопределения.

Задачи:

Образовательные:

· дать знания об истории возникновения шахмат;

· привить элементарные навыки игры в шахматы;

· дать начальную систему знаний, умений и навыков по основам шахмат: правила игры, шахматную нотацию, ценность фигур, постановку простейших матов, простейшие принципы игры в дебюте.

Развивающие:

· развить внимание, логическое мышление и память;

· развить творческое воображение, изобретательность, умение обобщать;

· развить умение анализировать.

Воспитательные:

· воспитать чувство ответственности и уважение к сопернику;

· воспитать морально-волевые качества: объективность, самокритичность, настойчивость, усидчивость, самообладание, самоконтроль.

Содержание изучаемого курса

Срок реализации программы – 1 год. Образовательная программа предназначена для детей от 4 до 14 лет.

Продолжительность образовательного процесса: 74 часа в год (2 часа в неделю).

Учебно-тематический план

№ п/п Раздел Количество часов
Всего Теория Практика
1. Вводное занятие      
2. Основы шахматной игры      
3. Элементы шахматной партии      
4. Основы шахматной тактики      
5. Игровая практика*      
6. Итоговое занятие      
  Итого часов:      

 

*В учебно-тематический план включен раздел «Игровая практика», включающий в себя учебно-тренировочные турниры. Это связано со спецификой предмета обучения, т.к. непосредственно сама игра в шахматы (шахматная партия) не может быть отнесена к какому-либо разделу теории шахмат. Педагог самостоятельно распределяет часы раздела «Игровая практика» в ходе изучения материала программы после прохождения раздела «Основы шахматной игры».

1. Вводное занятие.

Теория. Инструктаж по охране труда. Правила поведения при проведении занятий. Правила поведения при нахождении в учреждении. Знакомство с шахматами. История возникновения шахмат в Индии (легенда), их развитие, родственные игры.

Практика. Игра по истории шахмат.

2. Основы шахматной игры.

Теория. Доска. Фигуры. Поле. Правильное расположение доски. Горизонталь. Вертикаль. Диагональ. Расстановка фигур, их названия. Ходы фигур. Ладья. Слон. Ферзь. Король. Конь. Пешка. Превращение пешек. Правило взятия на проходе. Рокировка. Последовательность осуществления рокировки. Виды рокировки. Условия, при которых возможна рокировка. Нападение и защита. Нападение, как способ достижения материального перевеса. Способы защиты. Значение короля. Определение понятия «шах». Способы защиты от шаха. Цель игры. Определение понятия «мат». Типичные матовые позиции. Ничья. Вечный шах. Пат. Виды ничьи. Определение понятия «пат». Типичные патовые позиции. Ценность фигур. Сравнительная ценность фигур. Абсолютная и относительная сила фигур. Шахматная нотация. Способы записи партии. Линейный мат. Метод постановки линейного мата. Мат ладьей. Метод матования королем и ладьей. Оппозиция. Цугцванг. Мат ферзем. Метод матования королем и ферзем. Возможность пата.

Практика. Решение задач. Разыгрывание позиций. Конкурс «Шахматное лото». Тестирование.

3. Элементы шахматной партии.

Теория. Принципы игры в дебюте. Принцип быстрейшего развития. Партия Морфи – консультанты, Париж, 1858. Правило «тронул – ходи». Борьба за центр. Безопасность короля. Партии Финк – Алехин, Пасадена, 1932; Шумов – Шифферс, Петербург 1874г. Миттельшпиль. Организация атаки на короля после дебюта. Тарраш – Фогель, Нюрнберг, 1910. Паульсен – Морфи, Нью-Йорк, 1857. Принципы игры в эндшпиле. Принцип централизации. Принцип активности. Принцип взаимодействия фигур. Реализация материального перевеса.

Практика. Решение задач. Разыгрывание позиций.

4. Основы шахматной тактики.

Теория. Использование геометрических мотивов. Тактические приемы с помощью линейных фигур – ферзя, ладьи, слона. Связка. Методы борьбы со связкой. Двойной удар. «Вилка». Вскрытое нападение. «Мельница». Двойной шах. Отличие двойного шаха от вскрытого нападения.

Практика. Решение задач. Конкурс задач по тактике. Конкурс «Составь композицию». Тестирование.

5. Игровая практика.

Теория. Правила поведения во время проведения учебно-тренировочного турнира. Этика шахматиста.

Практика. Учебно-тренировочный турнир. Разбор партий.

6. Итоговое занятие.

Теория. Подведение итогов учебно-тренировочного турнира. Итоги учебного года.

Практика. Учебно-тренировочный турнир.

Ожидаемые результаты по окончании курса

Обучающийся будет знать:

· правила шахматной игры;

· шахматную нотацию;

· сравнительную ценность фигур (абсолютную и относительную);

· основные принципы разыгрывания дебюта.

Обучающийся будет уметь:

· ставить линейный мат, мат ферзем, мат ладьей;

· решать задачи в 1 ход.

Обучающийся

· разовьет внимание, логическое мышление и память;

· разовьет творческое воображение, изобретательность, умение обобщать;

· разовьет умение анализировать;

· воспитает чувство ответственности и уважение к сопернику;

· воспитает морально-волевые качества: объективность, самокритичность, настойчивость, усидчивость, самообладание, самоконтроль.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: